ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-138/2021 от 05.07.2021 Верхнекетского районного суда (Томская область)

Дело № 2-138/2021

УИД:70RS0013-01-2021-000256-76

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

р.п. Белый Яр 05 июля 2021 года

Верхнекетский районный суд Томской области в составе судьи Давыдчика Я.Ф., при секретаре Трегуб Т.А., с участием:

истцов: ФИО1, ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации Верхнекетского района Томской области о признании членами семьи,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 (далее ФИО1 – истец), ФИО2 (далее ФИО2 – истец), ФИО3 (далее ФИО3 – истец) обратились в суд с иском к Администрации Верхнекетского района Томской области о признании ФИО3 и ФИО2 членами семьи умершей С., состоявшей на учете в качестве гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и членами семьи ФИО1 – наследницы очереди на получение жилищной субсидии С.

В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указано, что мать истицы ФИО1 С. состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. 12.02.2015 г. ФИО1 на основании заявления С. включена в состав ее семьи в целях получения жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. 01.02.2016 г. С. исключена из списка граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи со смертью. В декабре 2017 г. ФИО1 обратилась в Администрацию Верхнекетского района Томской области с заявлением о включении ее мужа ФИО2 и сына ФИО3 в качестве членов ее семьи в указанный список, однако ответчик ей отказал по причине того, что для признания их членами ее семьи необходимо обратиться в суд. В жилом доме по адресу: <адрес><адрес><адрес>, принадлежавшем С., ее муж и сын были вселены в качестве членов ее семьи. ФИО2 был зарегистрирован по указанному адресу с 08.11.2001 года, сын ФИО3 с 20.05.2005 года. С указанного времени и до смерти ее матери они все проживали одной семьей, вместе вели совместное хозяйство. Ссылаясь на ч.1 ст.69 Жилищного кодекса Российской Федерации и на п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» истцы полагают, что для признания их членами семьи С., состоявшей на учете граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, и соответственно членами семьи ФИО1, за которой после смерти С. сохранилась очередь на получение жилищной субсидии, юридическое значение имеет факт их вселения в жилое помещение именно в качестве членов семьи собственника или нанимателя жилого помещения. Признание мужа и сына ФИО1 членами семьи С. и самой ФИО1, унаследовавшей после смерти С. очередь на получение субсидии, необходимо истцам для получения жилищной субсидии из расчета на всех совместно проживающих лиц.

Истцы: ФИО1, ФИО2, ФИО3 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнительно суду пояснили, что признание мужа и сына ФИО1 членами семьи С. и самой ФИО1, унаследовавшей после смерти С. очередь на получение субсидии, необходимо для получения такой субсидии из расчета на всех совместно проживающих в доме по <адрес>

Представитель ответчика Администрации Верхнекетского района Томской области С., действующая по доверенности от 31.01.2021 г., в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом, представила письменный отзыв, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, также указала, что с исковыми требованиями не согласна. Решением районной комиссии по вопросам обеспечения регистрации и учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей от 31.01.2000 г. , С. поставлена на учет граждан, имеющих право на получение субсидии жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с определением очередности по стажу работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с составом семьи 1 человек (заявитель). С. признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» с составом семьи – один человек (заявитель). По заявлению С. от 10.02.2015 г. в состав ее семьи включена дочь ФИО1 Решением комиссии от 01.02.2016 г. С. снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи со смертью. Право на получение субсидии признано за ФИО1, как за наследницей очереди С. Ссылаясь на ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.03.2019 г. № 10861-ЮГ/05 полагает, что поскольку С. при жизни не заявила ФИО2 и ФИО3 членами своей семьи, следовательно, они не могут быть включены в состав семьи после ее смерти.

Представитель третьего лица Департамента архитектуры и строительства Томской области начальник Департамента А. в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв, в котором против удовлетворения заявленных исковых требований не возражал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, заслушав пояснения истцов, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г., установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей").

Статьей 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В силу ст.3 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

На территории Томской области государственные полномочия по регистрации и учету граждан, выезжающих из местностей, приравненных к районам Крайнего Севера и имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", переданы органам местного самоуправления, в том числе органам местного самоуправления муниципального образования «Верхнекетский район», что следует из закона Томской области от 13.04.2006 № 73-ОЗ (ред. от 05.05.2016) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Абзацем 4 ст.1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" определено, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

Судом установлено, 31.01.2000 г. С. обратилась в Администрацию Верхнекетского района Томской области с заявлением установленного образца и приложенными к нему документами на получение субсидии на строительство или приобретение жилья. В разделе 3 заявления «Состав семьи, претендующей на получение субсидии» указала только себя: С.

На момент подачи заявления С. состояла на регистрационном учете по месту жительства по адресу: <адрес>. Жилой дом принадлежал С. на праве частной собственности.

Решением районной комиссии по вопросам обеспечения регистрации и учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей от 31.01.2000 г. С. в соответствии с Федеральным законом от 25.07.1998 г. № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» поставлена на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, с северным стажем работы 35 лет, категория – пенсионеры.

19.01.2009 г. С. в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечении жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы обратилась в Администрацию Верхнекетского района Томской области с заявлением о включении ее в состав участников указанной подпрограммы и с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата в 2010 году.

В заявлении от 19.01.2009 г. о включении в состав участников подпрограммы в графах «Состав семьи» и «Кроме того, со мной проживают иные члены семьи» никто из членов семьи С. не указан, поставлены прочерки.

Решением районной комиссии по вопросам обеспечения регистрации и учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей от 21.02.2008 г. № 4 ФИО5 с составом семьи 1 человек (заявитель) признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечении жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, категория – пенсионеры

08.02.2011 г. С. обратилась с заявлением о выдаче ей государственного жилищного сертификата в 2012 г., в тех же графах о составе ее семьи проставлены прочерки.

10.02.2015 г. С. обратилась в Администрацию Верхнекетского района Томской области с заявлением о включении в состав ее семьи ФИО1 (дочь).

Решением районной комиссии по вопросам обеспечения регистрации и учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ ФИО1 включена в состав семьи С.

01.02.2016 г. С. в соответствии с пп. «з» п.21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 г. № 879 снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Право на получение жилищной субсидии с учетом даты постановки на учет и сохранением очереди на основании ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ признано за ее дочерью - ФИО1

Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалами учетного дела С.

Истцы, обращаясь с настоящим иском к Администрации Верхнекетского района Томской области, ссылаются на ч.1 ст.69 ЖК РФ и на п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» и полагают, что муж и сын ФИО1 могут быть признаны членами семьи ее матери - С., состоявшей на учете граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, и членами семьи самой ФИО1, за которой после смерти С. сохранилась очередь на получение жилищной субсидии, поскольку они были вселены С. в принадлежащий ей жилой дом по <адрес>, в качестве членов ее семьи, и соответственно размер жилищной субсидии будет рассчитываться исходя из всех совместно проживающих по указанному адресу.

В обоснование своих доводов истцами представлены: копии свидетельств о государственной регистрации права собственности ФИО1 на жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>, <адрес>, копии паспортов ФИО1, ФИО2 и ФИО3, подтверждающих регистрацию истцов по указанному выше адресу

В судебном заседании допрошены свидетели: К. и Р., которые показали, что истцы проживают одной семьей.

Доводы истцов о том, что по смыслу ст.69 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания членами семьи С. мужа дочери и внука юридическое значение имеет факт вселения их С. в принадлежащее ей жилое помещение в качестве членов своей семьи подлежит отклонению.

Согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992; в этих целях той же статьей установлен норматив общей площади жилого помещения для семей различного состава, а также порядок определения норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации и норматив предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При этом для целей этого Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке (часть пятая ст. 5 Закона).

Пунктом 9 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 879 установлен Перечень документов, необходимых для регистрации и постановки на учет гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", согласно которому заявителем представляются, в том числе копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи (пп. "б").

По смыслу указанных выше норм право на определение состава своей семьи для совместного участия в федеральной программе принадлежит исключительно самому гражданину, принятому в установленном указанным выше Федеральным законом порядке, на учет граждан, выезжающих из местностей, приравненных к районам Крайнего Севера и имеющих право на получение социальных выплат.

Таким образом, учитывая, что изменение численного состава семьи, претендующей на получение социальной выплаты для выезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется на основании заявления гражданина, включенного в список лиц, претендующих на получение такой выплаты, юридически значимым обстоятельством по данному делу является факт обращения С. в Администрацию Верхнекетского района с заявлением о включении в состав своей семьи мужа дочери ФИО2 и внука ФИО3

Обстоятельства совместного проживания и вселения С. указанных лиц в качестве членов своей семьи подлежали установлению при отказе Администрации Верхнекетского района включить их в состав семьи по заявлению С. и рассмотрении данного заявления в судебном порядке.

Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства того, что С., являясь участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» состоял в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья с составом семьи 2 человека (сам заявитель и дочь ФИО1) своих зятя ФИО2 и внука ФИО3 как членов своей семьи не указывала, ни на дату постановки на учет (заявление от 31.01.2000 г.), ни на дату подачи заявления о включении ее в состав участников указанной подпрограммы (заявление от 19.01.2009 г.), а также не указала их и в заявлении от 10.02.2015г. о признании членом своей семьи дочери ФИО1, суд считает, что правовые основания для удовлетворения исковых требований о признании ФИО2 и ФИО3 членами семьи С. в целях реализации права на получение жилищной субсидии, предусмотренного Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25.10.2002 № 125-ФЗ, отсутствуют.

Учитывая, что у ФИО1 право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, возникло в силу абз. 4 ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ, как у члена семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, и тот факт, что право на определение состава своей семьи для совместного участия в федеральной программе принадлежит исключительно самому гражданину, состоящему на учете граждан, выезжающих из Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, требование о признании ее мужа и сына в качестве членов ее семьи в целях Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации Верхнекетского района Томской области о признании членами семьи умершей С., состоявшей на учете в качестве гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и членами семьи ФИО1 – наследницы очереди на получение жилищной субсидии С. отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Верхнекетский районный суд Томской области в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись Я.Ф. Давыдчик

Решение в окончательной форме принято 09.07.2021 г.

На момент размещения на сайт не вступило в законную силу.