ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-138/2021 от 15.02.2021 Орловского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2-138/2021

УИД: 61RS0048-01-2020-001592-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 февраля 2021 года пос. Орловский

Орловский районный суд Ростовской области в составе

председательствующего судьи Халиной И.Л.,

при секретаре судебного заседания Богомаз О.С.,

с участием помощника прокурора Орловского района Ростовской области Бабкиной П.А.,

представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Орловского района Ростовской области, поданное в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Пролетарского сельского поселения Орловского района Ростовской области об обязании поставить на кадастровый учет земельные участки,

установил:

Прокурор Орловского района Ростовской области обратился в суд с исковым заявлением к администрации Пролетарского сельского поселения Орловского района Ростовской области об обязании поставить на кадастровый учет земельные участки.

В обоснование доводов иска указано, что прокуратурой района в рамках исполнения приказа и.о. прокурора Ростовской области от 14.07.2020 года №94 «Об организации прокурорского надзора за исполнением земельного законодательства, а также указания прокурора Ростовской области от 18.05.2011 года №66/7 «О дополнительных мерах организации прокурорского надзора за исполнением законодательства, регламентирующего вопросы управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью», проведена проверка исполнения законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия – памятников военной истории, в ходе которой установлено, что администрацией муниципального образования Пролетарского сельского поселения Орловского района Ростовской области не приняты меры к формированию земельного участка под объектом: - Памятник участником ВОВ (кадастровый номер , свидетельство о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ), расположенным по адресу: <адрес>, постановке земельного участка на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности.

Согласно информации администрация Пролетарского сельского поселения следует, что земельный участок под Памятником участникам ВОВ, не поставлен на кадастровый учет, право собственности на него не зарегистрировано.

Согласно п.3 ч.1 ст. 15. ч.1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 14 января 1993 года № 4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами, являются воинскими захоронениями.

В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафт в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления.

В силу ст. 6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу п. 13 ч. 1 ст. 14, Федеральною закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения.

При этом в собственности поселения могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко - культурного назначения.

Таким образом, в нарушении требований федерального законодательства органом местного самоуправления не приняты меры по постановке земельного участка на кадастровый учет, регистрации права собственности.

Прокурор просит суд обязать администрацию Пролетарского сельского поселения Орловского района Ростовской области сформировать земельный участок под памятником участникам ВОВ (кадастровый номер свидетельство о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ), расположенным по адресу: <адрес> и совершить действия по постановке земельного участка на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности.

В судебное заседание явилась, помощник прокурора Орловского района Ростовской области Бабкина П.А. на исковых требованиях настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика глава администрации Пролетарского сельского поселения Орловского района Ростовской области ФИО1 в судебное заседание явилась, исковые требования признала и пояснила, что идет наложение участков, чтобы размежевать земельный участок под памятником, им нужно уточнить координаты еще 2 участков. Для этого необходимо обращаться в суд, затем проводить межевание через Новочеркасск. Указанным вопросом они занимаются с 2020 года, заключили 2 договора с ООО «Азимут» на проведение кадастровых работ. Ходатайствует о предоставлении им срока исполнения решения один год.

Выслушав участников процесса, изучив и оценив имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к нижеследующим выводам.

В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06 октября 2013 г. (далее Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения относятся вопросы, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения. При этом в собственности поселения могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного назначения.

Так, в соответствии с пунктом 3 части 1, части 2 статьи 14 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В силу статьи 6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно статьи 11 закона РФ от 14.01.1993 г. №4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации

Как следует из материалов дела, прокуратурой Орловского района Ростовской области проверки исполнения органами местного самоуправления требований законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия – памятников военной истории, в ходе которой установлено, что на территории Пролетарского сельского поселения Орловского района Ростовской области расположен 1 военно - мемориальный объект, в отношении которого не приняты меры к формированию земельного участка, постановке земельного участка на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на земельный участок (л.д.8).

Согласно пункта 3 части 1 статьи 2 Устава муниципального образования «Пролетарское сельское поселение», принятого решением Собрания депутатов Пролетарского сельского поселения от 14 декабря 2015 года №98 (с учетом внесенных изменений от 13.02.2019 года), к вопросам местного значения Пролетарского сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Пролетарского сельского поселения. (л.д.11-12).

В силу пункта 13 части 1 статьи 14, пункта 9 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения. При этом в собственности поселения могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения.

В соответствии со статьей 5 Закона РФ от 14 января 1993 года № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» на территории Российской Федерации учет воинских захоронений ведется органами местного самоуправления.

В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с пунктом 2 статьи 99 ЗК РФ земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

Согласно пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.

Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно части 1 статьи 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав носят заявительный характер и осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Исходя из указанных норм действующего законодательства, суд пришел к выводу о том, что органом местного самоуправления Администрацией Пролетарского сельского поселения Орловского района Ростовской области не приняты меры по постановке земельного участка, на котором расположенуказанные объект культурного наследия памятник военной истории, на кадастровый учет, и право муниципальной собственности на земельные участки не зарегистрировано.

Исковое заявление прокурором подано в порядке, установленном ст.45 ГПК РФ и в соответствии с полномочиями, установленными ст.27, ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

Принимая во внимание, что администрацией Пролетарского сельского поселения Орловского района Ростовской области не представлено доказательств, опровергающих доводы прокурора, а также, учитывая вышеприведенные положения закона, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

Разрешая требования прокурора, суд учитывает сроки, необходимые для проведения работ по постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на указанные земельные участки.

С учетом изложенного суда считает необходимым установить срок для выполнения ответчиком возложенных на него обязанностей - до 15.02.2022 года со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Орловского района Ростовской области, поданное в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Пролетарского сельского поселения Орловского района Ростовской области об обязании поставить на кадастровый учет земельные участки удовлетворить полностью.

Обязать администрацию Пролетарского сельского поселения Орловского района Ростовской области в срок до 15.02.2022 года сформировать земельный участок под памятником участникам ВОВ (кадастровый номер , свидетельство о регистрации права собственности от 13.02.2013), расположенным по адресу: <адрес> и совершить действия по постановке земельного участка на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Орловский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 18 февраля 2021 года.