Дело № 2-138/2021
34RS0028-01-2021-000228-71
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 октября 2021 г. станица Нехаевская
Волгоградская область
Нехаевский районный суд Волгоградской области
в составе: председательствующего судьи Ефремова Н.Н.,
при секретаре Арчаковой А.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заявление Сиволобовой Н.Д, к администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным постановления о назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Сиволобова Н.Д. обратилась в Нехаевский районный суд Волгоградской области с исковым заявлением к администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным постановления о назначении пенсии, в котором просит постановление главы администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ№ о назначении ей Сиволобовой Н.Д. пенсии за выслугу лет в должности специалиста I категории муниципальной службы администрации Родничковского сельсовета в размере 3 555 рублей, признать незаконным и обязать главу Нехаевского муниципального района Волгоградской области ФИО5 произвести перерасчет пенсии за выслугу лет Сиволобовой Н.Д. в соответствии с должностным окладом специалиста I категории муниципальной службы администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области.
В обоснование исковых требований указано, что постановлением главы администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ№ истцу была назначена пенсия за выслугу лет в должности специалиста I категории муниципальной службы администрации Родничковского сельсовета в размере 3 555 рублей 90 копеек. Сиволобова Н.Д. замещала должности муниципальной службы в администрации Родничковского сельсовета Нехаевского района Волгоградской области с августа 1981 г. по ДД.ММ.ГГГГ и уволена в связи с ликвидацией администрации Родничковского сельсовета в должности специалиста I категории муниципальной службы администрации Родничковского сельсовета Нехаевского района Волгоградской области с присвоением квалификационного разряда – референт муниципальной службы I класса. В общей сложности на муниципальной должности истец проработала 24 года и у неё возникло право за выслугу дет на муниципальной службе. По достижению возраста 55 лет, с ДД.ММ.ГГГГ ей назначена страховая пенсия по старости. С ДД.ММ.ГГГГ она получает так же и пенсию за выслугу лет в сумме 3 355 рублей. Не согласившись с данным расчетом размера пенсии и должностного оклада, от которого она рассчитана истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию Нехаевского муниципального района с заявлением о предоставлении документов и расчета пенсии. В ответе администрации Нехаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ не содержался исчерпывающий перечень документов, а также, расчет пенсии. Полагает незаконным начисление ей пенсии за выслугу лет в сумме 3 355 руб. в должности специалиста I категории муниципальной службы администрации Родничковского сельсовета Нехаевского района Волгоградской области, поскольку пенсия ей должна быть исчислена в соответствии с должностным окладом «специалиста I категории муниципальной службы администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области», а не «специалиста I категории муниципальной службы администрации Родничковского сельского совета Нехаевского района».
Истец Сиволобова Н.Д. о дате, месте и времени судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не прибыла, ранее в представленном исковом заявлении просила суд рассмотреть дело без её участия.
В судебное заседание представитель ответчика администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области - начальник отдела правового обеспечения Мамонтов Г.К. действующий на основании доверенности № выданной ДД.ММ.ГГГГ, не прибыл, в связи с занятостью и сложной эпидемиологической обстановкой связанной с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, просил провести судебное заседание в отсутствие представителя администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области, представил возражения, в которых просил суд отказать истцу Сиволобовой Н.Д. в удовлетворении искового заявления, в полном объёме.
Мотивировав возражения тем, что согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. Пункт 5 статьи 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами-организаций. Особенности организации муниципальной службы в Волгоградской области и правовое положение муниципальных служащих Волгоградской области урегулированы Законом Волгоградской области от 11 февраля 2008 г. N 1626-ОД «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области». В соответствии со ст. 9.2 этого закона условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Финансирование пенсий за выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счет средств местных бюджетов. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального Закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения. Статьёй 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет средств собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий. В силу части 2 статьи 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Минимальный размер пении за выслугу определяется в соответствии с Закон Волгоградской области от 30 декабря 2002 г. № 778-ОД «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области» не может быть менее 500 рублей. В соответствии со ст. 5 Положения о пенсионном обеспечений за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Нехаевского муниципального района Волгоградской области, утвержденного Решением Нехаевской районной Думы Волгоградской области от 30 сентября 2015 г. № 17/10, размер пенсии за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности в органах местного самоуправления Нехаевского муниципального района, исчисляется исходя из их ежемесячного денежного вознаграждения (содержания) непосредственно перед прекращением полномочий. Размер пенсии за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Нехаевского муниципального района, исчисляется исходя из их среднемесячного денежного содержания за последние 12 полных месяцев муниципальной службы в органах местного самоуправления Нехаевского муниципального района, непосредственно перед увольнением. При этом пенсия не может превышать 30 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего и составлять более 1 должностного оклада. Для определении максимального размера пенсии за выслугу лет (не более 1 должностного оклада) в отношении должностей которые не существуют либо именуются иначе, применяются должностной оклад по аналогичной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Нехаевского муниципального района (ч. 4 ст. 5). В иных случаях должностной оклад муниципального служащего при определении, размера пенсии за выслугу лет не учитывается. В силу абз. 2 ч. 3 ст. 9 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Нехаевского муниципального района, утверждённого Решение Нехаевской районной Думы от 30 сентября 2015 г. № 17/10 (в действующей редакции) размер пенсии за выслугу лет пересчитывается при индексации должностного оклада, с учетом которого установлен размер пенсии за выслугу лет. Истица на момент увольнения замещала должность специалиста I категории администрации, которая в соответствии с Закон Волгоградской области от 18 мая 1998 г. № 174-ОД «Об утверждении Реестра муниципальных должностей Волгоградской области» относилась к младшей должности. В соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Волгоградской области, утвержденного Законом Волгоградской области от 11 февраля 2008 г. № 1626-ОД «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области», и принятым в соответствии с ним Реестром должностей муниципальной службы в Нехаевском районе (приложение 1 к Решению Нехаевской районной Думы от 06 марта 2019 г. № 68/1 «О некоторых вопросах муниципальной службы в Нехаевском муниципальном районе») в штате администрации также имеется муниципальная должность специалист I категории администрации, которая относится к младшей группе должностей. Таким образом, для определения максимального размера пенсии за выслугу лет принимается должностной оклад специалист I категории администрации. Таким образом, Постановление администрации Нехаевского муниципального района от 18 ноября 2019 г. № 777 «О назначении и выплате пенсионного обеспечения за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальный службы в органах местного самоуправления Нехаевского муниципального района Волгоградской области» соответствует действующему законодательству, расчет произведен в соответствии с действующими нормами законодательства, у истицы отсутствуют основания для перерасчета пенсии за выслугу лет исходя из оклада специалиста I категории администрации Нехаевского муниципального района. Кроме того, при проверке правильности расчетов было установлено, что размер пенсии за выслугу лет Сиволобовой Н.Д. был назначен в размере большем, чем предусмотрено действующим Положением о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Нехаевского муниципального района Волгоградской области: для расчета был взят максимально возможный размер пенсии в размере 30% от денежного содержания (3398 руб.), в то время как необходимо было осуществить расчет исходя из 28 % от денежного содержания (15 лет стажа 20% денежного содержания + 8% за 8 лет стажа свыше 15 лет) (3171, 47 рубля). Следовательно, размер пенсии за выслугу лет в размере. 3355 рублей 90 копеек определен ошибочно. Размер пенсии в размере 3171 рубль 47 копеек не превышает размер должностного оклада муниципального служащего специалиста I категории администрации Нехаевского муниципального района на момент обращения (5102 рубля), максимально возможного размера пенсии в размере 30% от среднего должностного оклада (3398 рублей) и ниже размера пенсии фактически назначенной, таким образом, требования ч. 4 и абз. 3 ч.2 ст. 5 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Нехаевского муниципального района Волгоградской области, утвержденного Решением Нехаевской районной Думы Волгоградской области от 30 сентября 2015 г. № 17/10, не подлежат применению. В результате отмены постановления администрации Нехаевского муниципального района от 18 ноября 2019 г. № 777 «О назначении и выплате пенсионного обеспечения за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Нехаевского муниципального района Волгоградской области» и нового перерасчета размер пенсии за выслугу лет Сиволобовой Н.Д. уменьшился, что ухудшит положение истца. Таким образом, постановление администрации Нехаевского муниципального района от 18 ноября 2019 г. № 777 «О назначении и выплате пенсионного обеспечения за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Нехаевского муниципального района Волгоградской области» соответствует действующему законодательству, а у истца отсутствуют основания для перерасчета пенсии за выслугу лет исходя из оклада специалиста I категории администрации Нехаевского муниципального района.
С учетом данных обстоятельств и положений части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся истца Сиволобовой Н.Д. и представителя администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области Мамонтова Г.К.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
Выплата пенсии муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», определение ее размера (ч. 2 ст. 24 Закона о муниципальной службе), а также дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Закона о муниципальной службе) осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
Особенности организации муниципальной службы в Волгоградской области и правовое положение муниципальных служащих Волгоградской области урегулированы Законом Волгоградской области от 11 февраля 2008 г. № 1626-ОД «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области», принятым Волгоградской областной Думой. В соответствии со статьей 9.2 этого Закона условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Финансирование пенсий за выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Согласно ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что правовая природа пенсии за выслугу лет муниципальному служащему заключается в ее дополнительном характере к базовой пенсии. Средствами местного бюджета распоряжаются исключительно органы местного самоуправления. Определение права на назначение пенсии, размера пенсии с учетом бюджетных возможностей и при отсутствии иного правового регулирования на более высоком уровне является самостоятельным полномочием органа местного самоуправления.
Согласно ст.2,3,4,5 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Нехаевского муниципального района Волгоградской области», утвержденного решением Нехаевской районной Думой Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 30 сентября 2015 г. №17\1, действующего на момент обращения истицы, за назначением пенсии за выслугу лет, право на пенсию за выслугу лет имеют в том числе, лица замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Нехаевского муниципального района по достижении 55 лет для женщин при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет.
Лицам замещавшим муниципальную должность в органах местного самоуправления Нехаевского муниципального района назначается пенсия за выслугу лет в размере 20 процентов среднемесячного денежного содержания. За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 1% ежемесячного денежного содержания муниципального служащего (пункт 2 статьи 5).
Размер пенсии за выслугу лет, лиц, замещавших муниципальные должности в органах местного самоуправления Нехаевского муниципального района, исчисляется исходя из их ежемесячного денежного содержания непосредственно перед прекращением полномочий. Размер пенсии за выслугу лет, лиц, замещавших должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Нехаевского муниципального района, исчисляется исходя из их ежемесячного денежного содержания за последние 12 полных месяцев муниципальной службы в органах местного самоуправления Нехаевского муниципального района, непосредственно перед увольнением (пункт 3 статьи 5).
Лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Нехаевского муниципального района, которые на момент обращения за назначением пенсии за выслугу лет не существуют либо именуются иначе, для начисления пенсии за выслугу лет принимается должностной оклад по аналогичной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Нехаевского муниципального района (пункт 4 статьи 5).
Размер пенсии за выслугу лет не может быть менее 500 рублей.
В судебном заседании установлено, что Сиволобова Н.Д. на основании постановления Главы Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 18 ноября 2019 г. № 777 с 20 февраля 2019 г. является получателем пенсии за выслугу лет, как лицо, замещавшее должность муниципальной службы специалиста 1 категории администрации Родничковского сельсовета в размере <данные изъяты> (л.д.12).
Не согласившись с представленными расчетами Сиволобова Н.Д. обратилась с настоящим иском в суд, полагая, что расчет пенсии за выслугу лет произведен неверно, поскольку, пенсия должна быть исчислена в соответствии с должностным окладом «специалиста I категории муниципальной службы администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области», а не «специалиста I категории муниципальной службы администрации Родничковского сельского совета Нехаевского района».
Как усматривается из представленного суду протокола заседания совместной комиссии администрации Нехаевского муниципального района, Нехаевской районной Думы, Контрольной комиссии Нехаевского муниципального района по определению стажа муниципальной службы, пенсионному обеспечению за выслугу лет лицам, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Нехаевского муниципального района от 25 октября 2019 г. № 13 на момент увольнения, 30 декабря 2005 г., Сиволобова Н.Д. занимала должность специалиста первой категории муниципальной службы администрации Родничковского сельсовета. Определен стаж муниципальной службы Сиволобовой Н.Д. для исчисления пенсии за выслугу лет - 23 года 00 месяцев 28 дней.
В соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Волгоградской области, утвержденного законом Волгоградской области 11 февраля 2008 г. №1626-ОД «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области» и принятым с ним Реестром должностей муниципальной службы в Нехаевском районе (приложение 1 к Решению Нехаевской районной Думы от 6 марта 2019 г. № 68\1 «некоторых вопросах муниципальной службы в Нехаевском муниципальном районе» в штате администрации Нехаевского муниципального района имеется муниципальная должность «специалист первой категории», которая относится к младшей группе должностей, а так же определен ее должностной оклад.
Согласно представленного расчета, с 1 октября 2019 г. по настоящее время размер пенсии за выслугу лет истицы составляет <данные изъяты>, с учетом индексации. Размер пенсии определен из расчета денежного содержания Сиволобовой Н.Д. на момент увольнения с должности, за последние 12 месяцев работы, в размере 20%, с добавлением ежегодно по 1% за каждый год, отработанный свыше 15 лет, (всего за 8 лет) с учетом Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Нехаевского муниципального района Волгоградской области», утвержденного решением Нехаевской районной Думой Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 30 сентября 2015 г. №17\10, действующего по настоящее время и индексаций от 1 октября 2011 г., 1 октября 2012 г., 1 марта 2019 г., 1 октября 2019 г.
Согласно реестра муниципальных должностей администрации Нехаевского района, принятого в соответствии с Законом Волгоградской области от 18 мая 1998 г. №174-ОД «Об утверждении Реестра муниципальных должностей Волгоградской области», должность специалиста первой категории территориального структурного подразделения администрации Нехаевского района относилась к группе младших должностей.
В соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Волгоградской области, утвержденного Законом Волгоградской области от 11 февраля 2008 г. № 1626-ОД «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области», и принятым в соответствии с ним Реестром должностей муниципальной службы в Нехаевском районе (приложение 1 к Решению Нехаевской районной Думы от 06 марта 2019 г. № 68/1 «О некоторых вопросах муниципальной службы в Нехаевском муниципальном районе») в штате администрации имеется муниципальная должность специалист I категории администрации, которая так же относится к младшей группе должностей.
Таким образом, суд считает обоснованным решение ответчика о расчете пенсии Сиволобовой Н.Д. исходя из должностного оклада специалиста первой категории администрации.
При таком положении, с учётом всех обстоятельств дела, суд считает, что оснований для перерасчета пенсии Сиволобовой Н.Д. в настоящее время не имеется в связи с чем, суд приходит к выводу, об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований Сиволобовой Н.Д., в полном объёме.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Сиволобовой Н.Д, к администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным постановления о назначении пенсии, полностью отказать.
Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Нехаевский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Н. Ефремов