ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-138/2022 от 14.03.2022 Валдайского районного суда (Новгородская область)

УИД 53RS0003-01-2022-000059-86

Дело №2-138/2022

Решение

Именем Российской Федерации

14 марта 2022 года с. Марёво Новгородской области

Валдайский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Кузьминой С.Н., при секретаре Васильевой А.Н., с участием истца ФИО1, представителя ответчика – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Новгородской области о взыскании недоплаченных сумм компенсации при расторжении служебного контракта, денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, денежной компенсации за задержку выплаты компенсации и отпускных, судебных расходов, компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к УФНС России по Новгородской области о взыскании недоплаченных сумм компенсации при расторжении служебного контракта в размере <данные изъяты> рублей, компенсации за 0,24 дня неиспользованного отпуска, денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках в 2019-2021 годах, денежной компенсации в размере 1/150 части действующей на дату вынесения решения ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм, компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, а также об обязании ответчика самостоятельно исчислить и удержать НДФЛ с взыскиваемых сумм.

В обоснование требований истец пояснила, что работала в налоговой инспекции по Марёвскому району с 17 августа 1992 года до 29 августа 2021 года в различных должностях. Выплачивая истцу отпускные и компенсацию при увольнении, ответчик не включил при расчетах материальное стимулирование, которое выплачивалось работнику, то есть работодатель не выплатил ФИО1 заявленные ко взысканию денежные средства. Также истец имеет право на получение процентов за задержку выплаты заработной платы и на компенсацию морального вреда, в связи с чем, истец просит суд удовлетворить заявленные требования.

Не соглашаясь с исковыми требованиями, представитель ответчика в возражениях указал, что расчет и выплата месячного денежного содержания гражданских служащих для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа, так же как и расчет и выплата отпускных, осуществлены в соответствии с нормами действующего законодательства. Требование о компенсации морального вреда не обосновано доводами о причинно-следственной связи между действиями ответчика по выплате отпускных, компенсации при увольнении со службы и нравственными и физическими страданиями ФИО1. Также представитель ответчика заявил о пропуске установленного срока на обращение в суд с исковыми требованиями о взыскании отпускных, срок выплаты которых наступил ранее 13 января 2021 года (год, предшествующий дате обращения истца в суд).

Кроме того, представитель ответчика с предоставлением соответствующих документов, обратил внимание суда, что истцом при расчете не выплаченных сумм не приняты во внимание ряд выплат в виде дополнительного материального стимулирования в июне 2019 года и марте 2020 года; завышена сумма премии, выплаченной в сентябре 2018 года; дополнительные выплаты отпускных в октябре 2019 года.

Учитывая представленные стороной ответчика доказательства, в ходе рассмотрения дела истцом уточнены требования, окончательно ФИО1 просит взыскать с ответчика невыплаченную компенсацию при увольнении - <данные изъяты> рублей, компенсацию за 3,58 дня неиспользованного отпуска – <данные изъяты> рубля 57 копеек, недоплаченные суммы денежного содержания за период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках в 2021 году - <данные изъяты> рублей 81 копейку, компенсацию в размере 1/150 части действующей на дату вынесения решения ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм – <данные изъяты> рублей 20 копеек и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

ФИО1 обратилась с заявлениями о взыскании судебных издержек в размере <данные изъяты> рублей, в том числе: почтовые расходы на отправление искового заявления ответчику – <данные изъяты> рублей; оплата услуг представителя по составлению искового заявления – 3 535 рублей (в том числе комиссия банка – 35 рублей); оплата услуг представителя по составлению уточненного искового заявления и уточненных расчетов – 3030 рублей (в том числе комиссия банка – 30 рублей).

Представитель ответчика возражал против взыскания судебных издержек, полагая, что суммы по договору об оказании правовых услуг завышены, заключение договора нецелесообразно, так как истец обладает необходимыми знаниями; комиссия банка не является судебными издержками.

В судебном заседании ФИО1 заявленные требования, с учетом их уточнения, поддержала по мотивам, изложенным в иске.

Представитель ответчика ФИО2 заявленные требования не признал по мотивам, изложенным в письменном отзыве, приобщенном в материалы дела.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 с 17 августа 1992 года до 29 августа 2021 года проходила федеральную государственную гражданскую службу, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ в должности специалиста 1 разряда отдела учета и работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России № 2 по Новгородской области.

Приказом Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ заключенный с ФИО1 служебный контракт расторгнут, истец освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе).

При увольнении ФИО1 в соответствии с ч. 1 ст. 37, ч. 13 ст. 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" выплачена компенсация в размере 69 213 рублей 89 копеек, в том числе четырехмесячного денежного содержания – 69 080 рублей, и компенсация за неиспользованный отпуск – 133 рубля 89 копеек.

Из материалов дела также следует, что при исчислении размера указанных компенсаций Инспекцией не учитывалось материальное стимулирование, выплаченное ФИО1 за период службы за счет дополнительных бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда.

Согласно общедоступным сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, 30 августа 2021 года Межрайонная ИФНС России 2 по Новгородской области была реорганизована путем присоединения к УФНС России по Новгородской области.

В Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности Межрайонной ИФНС России № 2 по Новгородской области в связи с реорганизацией в форме присоединения к УФНС России по Новгородской области.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ) гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

Исходя из ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 данной статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Частью 13 ст. 46 названного Федерального закона предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

В силу ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (в редакции Федерального закона от 01.05.2019 N 99-ФЗ, действовавшей на момент увольнения истца с государственной гражданской службы) оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ч. 1).

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч. 2).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5).

Частью 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ определено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее также - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска (п. 6 Правил).

Исходя из п. 8 Правил в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца.

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 N 288-ФЗ) фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа (ч. 1).

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2).

Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (ч. 6).

В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Из приведенных норм следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные предусмотренные федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами выплаты, к каковым относится материальное стимулирование гражданских служащих за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", и являющееся предусмотренной ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ выплатой, входящей в состав денежного содержания гражданских служащих.

Таким образом, вопреки доводам представителя ответчика, выплаты, произведенные с целью материального стимулирования государственного гражданского служащего, подлежат учету при расчете его месячного денежного содержания для оплаты отпуска, выплаты компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации при увольнении с государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ.

Учитывая изложенное, суд не признает обоснованной ссылку представителя ответчика в письменном отзыве на исковое заявление на постановление Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" и разработанный на его основании Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 N 90нм (далее также - Порядок), поскольку предусмотренное пунктом 2 вышеназванного постановления Правительства Российской Федерации материальное стимулирование выплачивалось в соответствии с Порядком за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 - 2010 годах.

Вместе с тем, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601, имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей служебной деятельности, поэтому к нему не подлежат применению положения упомянутого Порядка.

Из материалов дела следует, что при расчете подлежащих выплате ФИО1 при увольнении с государственной гражданской службы компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск не учитывалось материальное стимулирование, выплаченное истцу за период службы с 2020 года за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда. Кроме того, средства материального стимулирования, выплаченные за счет упомянутых источников, не учитывались правопредшественником Управления Межрайонной ИФНС России № 2 по Новгородской области при исчислении денежного содержания на период нахождения истца в ежегодных оплачиваемых отпусках с 9 по 18 марта 2021 года, с 19 по 21 марта 2021 года, с 07 по 26 июня 2021 года.

Согласно представленному истцом расчету, с учетом средств материального стимулирования ФИО1 причитались компенсация при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме <данные изъяты> рубля 26 копеек, компенсация за неиспользованный отпуск в сумме <данные изъяты> рублей 46 копеек, денежное содержание на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках с 9 по 18 марта 2021 года – <данные изъяты> рублей 60 копеек; с 19 по 21 марта 2021 года – <данные изъяты> рублей 68 копеек; с 07 по 26 июня 2021 года – <данные изъяты> рублей 13 копеек.

Расчет не противоречит требованиям закона, представителем ответчика в части обозначенных сумм не оспаривался и сомнений у суда не вызывает.

При таком положении, учитывая, что истцу были начислены компенсация при увольнении в сумме <данные изъяты> рублей 89 копеек, компенсация за неиспользованный отпуск в сумме <данные изъяты> рубля 89 коп., денежное содержание на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках с 9 по 18 марта 2021 года – <данные изъяты> рубля 10 копеек; с 19 по 21 марта 2021 года – <данные изъяты> рублей 93 копейки; с 07 по 26 июня 2021 года – <данные изъяты> рубля 57 копеек, с ответчика в пользу ФИО1 надлежит взыскать задолженность по выплате компенсации при увольнении в сумме <данные изъяты> рублей, компенсации за неиспользованный отпуск – <данные изъяты> рубля 57 копеек, денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках с 9 по 18 марта 2021 года – <данные изъяты> рубля 50 копеек; с 19 по 21 марта 2021 года – <данные изъяты> рублей 75 копеек; с 07 по 26 июня 2021 года – <данные изъяты> рубля 56 копеек.

Согласно ч. 1 ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Поскольку Инспекцией был нарушен установленный срок выплаты ФИО1 компенсации при увольнении в сумме <данные изъяты> рублей, компенсации за неиспользованный отпуск в сумме <данные изъяты> рубля 57 копеек, денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках в сумме <данные изъяты> рублей 81 копейка, с ответчика в пользу истца также подлежат взысканию проценты, предусмотренные ч. 1 ст. 236 ТК РФ, за просрочку исполнения обязательства, а именно: за недоплаченную сумму компенсации четырехмесячного денежного содержания за период с 29 августа 2021 года по 14 марта 2022 года – <данные изъяты> рубля; компенсацию за неиспользованный отпуск за тот же период – <данные изъяты> рублей 98 копеек, компенсацию за вышеперечисленные периоды отпуска с 28 февраля 2021 года до 14 марта 2022 года - <данные изъяты> рублей 22 копейки, всего - <данные изъяты> рублей 20 копеек.

Подлежит удовлетворению и требование истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда.

Так, согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 17 марта 2004 года "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав. При этом размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных и физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

У суда не вызывает сомнений то обстоятельство, что истцу ФИО1 в результате нарушения ее прав, гарантированных Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, причинены нравственные страдания.

Определяя размер подлежащей взысканию в пользу истца компенсации морального вреда, суд учитывает требования п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Принимая во внимание обстоятельства причинения морального вреда, степень и продолжительность нравственных страданий истца, степень вины причинителя вреда, учитывая требования разумности и справедливости, суд определяет денежную компенсацию морального вреда, подлежащую взысканию с ответчика в пользу истца, в размере <данные изъяты> рублей.

Заявленные ФИО1 требования о взыскании с ответчика судебных расходов подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Гражданское процессуальное законодательство при этом исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов в порядке статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования.

В соответствии с абзацем 5 статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, помимо прочего относятся расходы на оплату услуг представителей.

В силу части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

ФИО1 вправе пользоваться услугами представителя (статьи 35, 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Исковое заявление, уточненное исковое заявление, а также соответствующие расчеты составил сотрудник ООО «Партнер» на основании договора на оказание правовых услуг от 27 декабря 2021 года и дополнительного соглашения, заключенного сторонами 1 марта 2022 года. Оплата юридических услуг подтверждается указанными договором и дополнительным соглашением, информацией по платежам ПАО «Сбербанк», выписками по счету. Таким образом, указанные доказательства объективно подтверждают, что спорные расходы понесены истцом по данному делу.

Принимая во внимание, что итоговый судебный акт принят в пользу истца, услуги представителем оказаны, имеются основания с учетом вышеприведенных положений закона, необходимо взыскать в пользу истца расходы на оплату услуг представителя.

В пунктах 11 и 12 Постановления Пленума ВС РФ N 1 от 21.01.2016 года разъяснено, что разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 4 статьи 1 ГПК РФ). Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Суд учитывает обстоятельства дела, степень его сложности, объем проделанной представителем работы, принципы разумности и справедливости, баланс интересов сторон и приходит к выводу, что размер понесенных истцом судебных расходов на оплату услуг представителя, в полной мере отвечает условиям, которые необходимо учитывать при рассмотрении заявления о взыскании судебных расходов.

Оплата работы представителя осуществлена банковскими переводами, при этом банком взята комиссия (35 и 30 рублей). Способ оплаты обозначен в договоре и дополнительном соглашении к договору – путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя, комиссия банка оплачивается заказчиком (п. 2.4 договора и п. 3 дополнительного соглашения). Способ оплаты работы представителя обусловлен, в том числе и удаленностью места расположения ООО «Партнер» - г. Старая Русса.

Согласно абз. 8 ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами.

ФИО1 направляла в адрес ответчика копию искового заявления посредством почтовой связи, затратив на почтовые услуги <данные изъяты> рублей, что подтверждено кассовым чеком.

Таким образом, суд признает расходы по оплате комиссии банка и почтовые расходы необходимыми для реализации права истицы на обращение в суд и подлежащими взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области в пользу ФИО1 задолженность по выплате компенсации в связи с расторжением служебного контракта в сумме <данные изъяты> рублей; компенсацию за неиспользованный отпуск – <данные изъяты> рубля 57 копеек; денежное содержание на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках в 2021 году - <данные изъяты> рублей 81 копейка; денежную компенсацию за нарушение срока выплаты денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей 20 копеек, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей; расходы по оплате услуг представителя – <данные изъяты> рублей; комиссия банка – <данные изъяты> рублей, почтовые расходы – <данные изъяты> рублей, всего - <данные изъяты> рублей 58 копеек.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Валдайский районный суд Новгородской области.

Разъяснить лицам, участвующим в деле право на ознакомление с мотивированным решением суда с 18 марта 2021 года.

Судья С.Н. Кузьмина

Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2022 года.