ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-138/2022 от 23.03.2022 Советского районного суда (Кировская область)

Дело № 2-138/2022

(43RS0035-01-2022-000111-36)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по делу № 2-138/2022

23 марта 2022 года

г. Советск

Советский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Николиной Н.С.,

при секретаре судебного заседания Одинцовой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района Кировской области к Кировскому областному государственному профессиональному образовательному бюджетному учреждению «Суводский лесхоз-техникум», министерству лесного хозяйства Кировской области о возложении обязанности совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Советского района Кировской области обратился в суд с иском к Кировскому областному государственному профессиональному образовательному бюджетному учреждению «Суводский лесхоз-техникум» (далее также – КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум»), министерству лесного хозяйства Кировской области о возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование заявления указано, что прокуратурой Советского района проведена проверка соблюдения КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум» законодательства об образовании, в ходе которой выявлены нарушения в указанной сфере.

Установлено, что в результате протечки крыши здания учебного корпуса КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум», расположенного по адресу: Кировская область, г. Советск, ул. Мира, д. 26А, на потолке и стенах помещений учебного корпуса имеются следы протечки (подтеки, сырость, вздутие и растрескивание штукатурно-покрасочного слоя, коричневые пятна):

- в спортивном зале на площади потолка около 2 кв. м видны следы протечек на штукатурке потолка, отслоение штукатурно-покрасочного слоя;

- в коридоре 2 и 3 этажей на площади потолка около 12 кв. м видны следы протечек на штукатурке потолка и на стенах, коричневые пятна;

- на 3 этаже в методическом кабинете на потолке площадью около 1 кв. м видны следы протечек на штукатурке потолка, коричневые пятна, вздутие и растрескивание штукатурно-покрасочного слоя;

- на 3 этаже в кабинете инженера-электроника на потолке площадью около 1,5 кв. м видны следы протечек на штукатурке потолка;

- на 3 этаже в кабинете № 324 на площади около 25 кв. м видны следы протечек на штукатурке потолка, вздутие и растрескивание штукатурно-покрасочного слоя, коричневые пятна, штукатурка отсырела, с потолка капает вода;

- на 3 этаже в кабинете № 317 на площади около 1 кв. м видны следы протечек на штукатурке потолка.

Протекание крыши в вышеуказанных помещениях является нарушением требований статей 11, 17, части 3 статьи 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.5.3 санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28.

Указанные нарушения подтверждаются справкой Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области в Советском районе от 10.02.2022 № 11-59/66.

Устав КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум» (далее – Устав) принят Общим собранием работников Учреждения 29.10.2015 и утвержден приказом министерства образования Кировской области № 5-966 от 21.12.2015.

В соответствии с п. п. 1.4, 1.5 Устава, юридическим и фактическим адресом КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум» является следующий адрес: Кировская область, Советский район, г. Советск, ул. Мира, д. 26а.

Пунктом 1.6 Устава установлено, что КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум» является профессиональной образовательной организацией.

На основании п. 1.8 Устава (в редакции, принятой Общим собранием работников Учреждения 22.11.2018 и утвержденной распоряжением министерства лесного хозяйства Кировской области № 2 от 09.01.2019) учредителем КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум» является Кировская область. Функции и полномочия учредителя осуществляет министерство лесного хозяйства Кировской области.

В соответствии с п. 5.9 Устава, источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются, в том числе имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления и приобретенное за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, бюджетные поступления в виде субсидий на выполнение государственного задания, субсидии на иные цели.

Пунктом 5.1 Устава предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) рассчитывается с учетом нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание государственного имущества.

В соответствии с п. 2.2 Устава, основная цель деятельности КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум» – это образовательная деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования.

КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум» осуществляет образовательную деятельность на основании бессрочной лицензии № 0977 от 26.05.2016, выданной министерством образования Кировской области.

В силу п. 1.9 Устава, собственником имущества КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум» является Кировская область. Функции и полномочия собственника имущества осуществляет министерство имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области.

Статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В силу ч. 4 ст. 67.1 Конституции Российской Федерации, дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей.

Согласно ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ), образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании. Пунктами 2, 3 части 6 указанной статьи установлено, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе, при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно пп. 3 п. 4. ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе, обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) установлено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ,
в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствии с п. 3 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52‑ФЗ, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

Выявленные нарушения законодательства об образовании нарушают права и интересы обучающихся, в том числе несовершеннолетних, работников, а также иных лиц, посещающих КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум», ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, а также создают угрозу повреждения имущества, причинения иного вреда.

Прокурор Советского района Кировской области просил возложить на Кировское областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Суводский лесхоз-техникум» обязанность выполнить комплексные работы по ремонту крыши здания учебного корпуса КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум», расположенного по адресу: Кировская область, г. Советск, ул. Мира, д. 26А, с целью устранения протечек в кровле здания над помещениями 3 этажа учебного корпуса, а также обязанность по выполнению ремонтных работ по устранению следов протечки в помещениях спортивного зала, коридоров 2 и 3 этажей, методическом кабинете, кабинете инженера-электроника, учебных кабинетах №№ 324, 317; возложить на министерство лесного хозяйства Кировской области обязанность по организации финансирования выполнения комплексных работ по ремонту крыши здания учебного корпуса КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум», расположенного по адресу: Кировская область, г. Советск, ул. Мира, д. 26А, с целью устранения протечек в кровле здания над помещениями 3 этажа учебного корпуса, а также по выполнению ремонтных работ по устранению следов протечки в помещениях спортивного зала, коридоров 2 и 3 этажей, методическом кабинете, кабинете инженера-электроника, учебных кабинетах №№ 324, 317.

В судебном заседании помощник прокурора Советского района Кировской области Меланина А.А. обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердила; на удовлетворении исковых требований настаивала.

В судебном заседании представитель ответчика – КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум» – Кокорина А.В., действующая на основании доверенности, пояснила, что в соответствии с уведомлением министерства финансов Кировской области от 01.03.2022 № 23 «О внесении изменений в сводную бюджетную роспись областного бюджета по расходам на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов», на основании Закона Кировской области от 28.02.2022 № 45-ЗО «О внесении изменений в Закон Кировской области «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», дополнительным соглашением от 04.03.2022 № 2 внесены изменения по коду КБК 0704 15Я0002200 612 241 А 43 – осуществление ремонта учебного корпуса на сумму 25 808 000 (двадцать пять миллионов восемьсот восемь тысяч) рублей на 2022 год. 04.03.2022 в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения было внесено изменение в классификацию операций сектора государственного управления 225 дополнительный класс А 43 на сумму 14 641 000 (четырнадцать миллионов шестьсот сорок одна тысяча) рублей для осуществления ремонта кровли в здании учебного корпуса (приложение № 5 обоснования (расчеты изменений плановых показателей финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения). В связи с этим 04.03.2022 в план-график государственных закупок учреждения также внесены изменения. Кроме того, учреждением составлен локально-сметный расчет (смета) № ЛС-02-001 ремонт кровли здания учебного корпуса КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум» по адресу: Кировская область, г. Советск, ул. Мира, д. 26А, который в соответствии с договором от 25.02.2022 № см-0119 направлен в Кировское областное государственное автономное учреждение Управление государственной экспертизы и ценообразования в строительстве для проведения проверки сметной стоимости объекта капитального строительства. После прохождения государственной экспертизы, в соответствии Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, конкурентным способом будет определен Подрядчик для проведения ремонтных работ кровли учреждения. Просила суд отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Советского района Кировской области в полном объёме.

Представитель ответчика – министерства лесного хозяйства Кировской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В направленном в суд отзыве указывает, что согласно пункту 1.3 Положения о министерстве лесного хозяйства Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 28.03.2012 № 145/167 (далее – Положение о министерстве), министерство осуществляет в соответствии с функциями и полномочиями, установленными разделами 2 и 3 названного Положения, координацию деятельности предприятий и учреждений, подведомственных министерству, указанных в приложении № 1. Как следует из приложения № 1 Положения о министерстве, к перечню предприятий (учреждений и иных организаций независимо от их организационно-правовой формы), подведомственных министерству, относится, в том числе Кировское областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Суводский лесхоз-техникум». В соответствии с пунктом 1.7 Положения о министерстве, деятельность министерства финансируется за счет средств субвенций, предоставляемых из федерального бюджета на реализацию переданных полномочий, и средств областного бюджета. Согласно подпункту 2.2.2 пункта 2.2 Положения о министерстве, министерство взаимодействует с министерством финансов Кировской области при осуществлении функций: «организация бюджетного процесса»; «управление в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных нужд Кировской области».
В соответствии с подпунктом 3.1.4.1.7 Положения о министерстве, министерство определяет порядок составления и утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, планов финансово-хозяйственной деятельности подведомственных автономных и бюджетных учреждений организаций. Согласно подпункту 3.3.1.5 Положения о министерстве, министерство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право по отношению к подведомственным учреждениям осуществлять контроль финансово-хозяйственной деятельности подведомственных областных государственных учреждений. В соответствии с подпунктами 3.1.4.1.5, 3.1.4.1.6 и 3.1.4.1.7 Положения о министерстве, министерство в рамках участия в государственной функции «организация бюджетного процесса» исполняет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств и главного администратора доходов областного бюджета: составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; определяет порядок составления и утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, планов финансово-хозяйственной деятельности подведомственных автономных и бюджетных учреждений организаций. В соответствии с уведомлением министерства финансов Кировской области от 02.03.2022 № 23, внесены изменения в соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум» на иные цели (далее – соглашение), увеличен объем субсидий на сумму 25 808 000 (двадцать пять миллионов восемьсот восемь тысяч) руб. на ремонт здания учебного корпуса, в том числе 14 641 000 (четырнадцать миллионов шестьсот сорок одна тысяча) руб. на ремонт кровли (дополнительное соглашение от 04.03.2022 № 2). На основании внесенных изменений в соглашение, 04.03.2022 внесены изменения в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения и план-график государственных закупок, увеличены лимиты бюджетных обязательств на сумму 14 641 000 руб. на ремонт кровли в здании учебного корпуса, что позволит начать процедуру осуществления закупки на вышеуказанную цель. Таким образом, министерством уже доведено финансирование на выполнение комплексных работ по ремонту крыши здания учебного корпуса КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум», что в свою очередь является одним из требований прокурора Советского района Кировской области, и ввиду отсутствия факта недоведения министерством финансирования до КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум» не подлежит удовлетворению. В свою очередь КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум» уже проводятся работы по выполнению комплексных работ по ремонту крыши здания учебного корпуса в порядке, установленным действующим законодательством. На основании изложенного считает, что исковые требования прокурора Советского района Кировской области не подлежат удовлетворению в полном объеме.

В судебном заседании представитель третьего лица – Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Кировской области в Советском районе – Зыков С.В. требования истца поддержал в полном объёме, пояснив, что в ходе проверки действительно были выявлены нарушения санитарных правил.

Представитель третьего лица – министерства финансов Кировской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, мнения по иску не представил.

Представитель третьего лица – министерства имущественных отношений Кировской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В направленном в суд отзыве указывает, что в соответствий с п. 1.1 Положения о министерстве имущественных отношений Кировской области, утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 15.02.2021 № 81-П (далее – Положение), министерство имущественных отношений Кировской является исполнительным органом Кировской области межотраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Кировской области. Согласно п. 3.1.1.1 Положения, министерство от лица Кировской области осуществляет мероприятия по управлению и распоряжению государственным имуществом Кировской области в порядке, установленном законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Кировской области. В соответствии с пунктами 3.1.1.10, 3.1.1.11 Положения, министерство принимает решения по передаче государственного имущества области в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление в соответствии с требованиями федерального законодательства и законами, нормативными правовыми актами Кировской области и закрепляет государственное имущество Кировской области на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Аналогичные нормы также закреплены в ст. 9 Закона Кировской области от 06.10.2008 № 287-30 «О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Кировской области» (далее – Закон № 287-ЗО). В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 3 Закона № 287-ЗО, ответственность за содержание, сохранность, эксплуатацию и использование по назначению государственного имущества области, закрепленного за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и за областными государственными учреждениями на праве оперативного управления, несут соответствующие унитарные предприятия и областные государственные учреждения. Здание учебного корпуса, расположенное по адресу: Кировская область, г. Советск, ул. Мира, д. 26А, закреплено за Учреждением на праве оперативного управления. В соответствии с п. 5.15 Устава, собственник имущества не несет ответственность по обязательствам Учреждения. По информации, полученной от министерства лесного хозяйства Кировской области, в соответствии с уведомлением министерства финансов Кировской области от 02.03.2022 № 23 внесены изменения в соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум» на иные цели (далее – Соглашение), увеличен объем субсидий на сумму 25 808 000 руб. на ремонт здания учебного корпуса, в том числе 14 641 000 руб. на ремонт кровли (дополнительное соглашение от 04.03.2022 № 2). На основании внесенных изменений в соглашение 04.03.2022 внесены изменения в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения и план-график государственных закупок, увеличены лимиты бюджетных обязательств сумму 14 641 000 руб. на ремонт кровли в здании учебного корпуса, что позволит начать процедуру осуществления закупки на вышеуказанную цель. Таким образом, до учреждения доведено финансирование на выполнение комплексных работ по ремонту крыши здания учебного корпуса КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум», что, в свою очередь, является одним из требований прокурора Советского района Кировской области. После проведения конкурсных процедур КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум» будут заключены контракты на проведение комплексных работ по ремонту крыши здания учебного корпуса в порядке, установленном действующим законодательством. Полагает, что при таких обстоятельствах исковые требования прокурора Советского района Кировской области не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещённых о дне, времени и месте судебного разбирательства.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ), образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в частности: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В силу п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

В соответствии с п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, при отделке объектов должны соблюдаться следующие требования: стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств. В помещениях с повышенной влажностью воздуха потолки должны быть влагостойкими.

В соответствии с п. п. 1.4, 1.5 Устава КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум» (далее – Устав), как юридическим, так и фактическим адресом КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум», является следующий адрес: Кировская область, Советский район, г. Советск, ул. Мира, д. 26А (л.д. 18-31).

Пунктом 1.6 указанного Устава установлено, что КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум» является профессиональной образовательной организацией.

В соответствии с п. 2.2 Устава, основной целью деятельности КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум» является образовательная деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования.

КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум» осуществляет образовательную детальность на основании бессрочной лицензии № 0977 от 26.05.2016, выданной министерством образования Кировской области (л.д. 32-34).

На основании п. 1.8 Устава (в редакции, принятой Общим собранием работников Учреждения 22.11.2018 и утвержденной распоряжением министерства лесного хозяйства Кировской области № 2 от 09.01.2019) учредителем КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум» является Кировская область. Функции и полномочия учредителя осуществляет министерство лесного хозяйства Кировской области (л.д. 28-29).

Из материалов дела следует, что в ходе прокурорской проверки установлено, что в результате протечки крыши здания учебного корпуса КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум», расположенного по адресу: Кировская область, г. Советск, ул. Мира, д. 26А, на потолке и стенах учебного корпуса имеются следы протечки (подтеки, сырость, вздутие и растрескивание штукатурно-покрасочного слоя, коричневые пятна). Так, в спортивном зале на площади потолка около 2 кв. м видны следы протечек на штукатурке потолка, отслоение штукатурно-покрасочного слоя; в коридоре
2 и 3 этажей на площади потолка около 12 кв. м видны следы протечек на штукатурке потолка и на стенах, коричневые пятна; на 3 этаже в методическом кабинете на потолке площадью около 1 кв. м видны следы протечек на штукатурке потолка, коричневые пятна, вздутие и растрескивание штукатурно-покрасочного слоя; на 3 этаже в кабинете инженера-электроника на потолке площадью около 1,5 кв. м видны следы протечек на штукатурке потолка; на 3 этаже в кабинете № 324 на площади около 25 кв. м видны следы протечек на штукатурке потолка, вздутие и растрескивание штукатурно-покрасочного слоя, коричневые пятна, штукатурка отсырела, с потолка капает вода; на 3 этаже в кабинете № 317 на площади около 1 кв. м видны следы протечек на штукатурке потолка.

Указанные нарушения подтверждаются актом осмотра помещений от 10.02.2022 и фототаблицей к нему, сообщением Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Советском районе от 10.02.2022 № 11-59/66 (л.д. 50-60, 61).

Ответчики не отрицали факт наличия нарушений санитарного законодательства, указанных в иске прокурора, однако, доказательств устранения выявленных в ходе проверки нарушений не представили.

Согласно приложению № 1 к Положению о министерстве лесного хозяйства Кировской области (далее – Положение о министерстве лесного хозяйства), утвержденному постановлением Правительства Кировской области от 28.03.2012 № 145/167, в перечень предприятий (учреждений и иных организаций независимо от их организационно-правовой формы), подведомственных министерству лесного хозяйства Кировской области, входит, в том числе Кировское областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Суводский лесхоз-техникум».

В соответствии с п. 1.7 Положения о министерстве лесного хозяйства, деятельность министерства финансируется за счет средств субвенций, предоставляемых из федерального бюджета на реализацию переданных полномочий, и средств областного бюджета.

В силу пп. 2.2.2 п. 2.2 Положения о министерстве лесного хозяйства, министерство взаимодействует с министерством финансов Кировской области при осуществлении функций: «организация бюджетного процесса»; «управление в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных нужд Кировской области».

Согласно пп. 3.1.4.1.7 Положения о министерстве лесного хозяйства,
в рамках участия в государственной функции «организация бюджетного процесса» министерство осуществляет следующие полномочия (административно-управленческие функции): определяет порядок составления и утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, планов финансово-хозяйственной деятельности подведомственных автономных и бюджетных учреждений организаций.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п. 5 ст. 123.22 ГК РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

В силу п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Как установлено п. 3 ст. 298 ГК РФ, без согласия собственника бюджетное учреждение не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Согласно п. 5.12 Устава КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум», имущество учреждения является собственностью Кировской области и закрепляется за ним [учреждением] на праве оперативного управления (л.д. 18-27).

В статье 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации (ч. 4 ст. 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Поскольку КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум» подведомственно министерству лесного хозяйства Кировской области, то на указанное министерство может быть возложена обязанность обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Таким образом, все ответчики в пределах своей компетенции обязаны осуществлять деятельность по поддержанию зданий в надлежащем состоянии, пригодном для его эксплуатации в целях оказания образовательных услуг.

Доводы ответчика министерства лесного хозяйства Кировской области о том, что финансирование проведено в полном объеме суд отклоняет в силу следующего.

Представленный в материалы дела в копии договор на проведение проверки сметной стоимости № см-0119 от 25.02.2022 предусматривает проведение проверки сметной стоимости по объекту: «Ремонт кровли здания учебного корпуса Суводского лесхоз-техникума по адресу: г. Советск, ул. Мира, д. 26а» (л.д.79-82).

Дополнительное соглашение № 2 от 04.03.2022 предусматривает выделение из областного бюджета субсидии КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум», в том числе на осуществление ремонта учебного корпуса на сумму 25 808 000 руб. в 2022 году (л.д. 75-76).

Доказательств того, что выделенные денежные средства предназначены не только для ремонта кровли здания, но и для устранения имеющихся следов протечек, ответчиками не представлено, как не представлено суду и доказательств того, что денежные средства, выделенные КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум» для ремонта кровли здания, уже направлены данному учреждению для расходования на соответствующие цели. Как пояснила в судебном заседании представитель КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум», указанные денежные средства поступят названному учреждению после выполнения необходимых действий, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, оценив в совокупности пояснения лиц, участвующих в деле, иные представленные суду доказательства, суд полагает, что при обстоятельствах, установленных в судебном заседании, требования прокурора Советского района Кировской области являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Советского района Кировской области удовлетворить.

Обязать Кировское областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Суводский лесхоз-техникум» выполнить комплексные работы по ремонту крыши здания учебного корпуса КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум», расположенного по адресу: Кировская область, г. Советск, ул. Мира, д. 26А, с целью устранения протечек в кровле здания над помещениями 3 этажа учебного корпуса, а также ремонтные работы по устранению следов протечки в помещениях спортивного зала, коридоров 2 и 3 этажей, методическом кабинете, кабинете инженера-электроника, учебных кабинетах №№ 324 и 317.

Обязать министерство лесного хозяйства Кировской области организовать финансирование выполнения КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум» комплексных работ по ремонту крыши здания учебного корпуса КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум», расположенного по адресу: Кировская область, г. Советск, ул. Мира, д. 26А, с целью устранения протечек в кровле здания над помещениями 3 этажа учебного корпуса, а также ремонтных работ по устранению следов протечки в помещениях спортивного зала, коридоров 2 и 3 этажей, методическом кабинете, кабинете инженера-электроника, учебных кабинетах №№ 324 и 317.

Решение может быть обжаловано сторонами в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд Кировской области.

Судья Н.С. Николина

Решение в окончательной

форме принято 30.03.2022.

Решение01.04.2022