Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Западная Двина 26 июля 2022 года
Западнодвинский межрайонный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Антоновой Е.Л.,
с участием и.о. прокурора Западнодвинского района Тверской области Замиралова Р.С., действующего в интересах неопределенного круга лиц,
при секретаре Антоновой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Западнодвинского района Тверской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Отьяну Р. В. о возложении обязанности обеспечить исполнение требований по антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Западнодвинского района Тверской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, в котором, руководствуясь положениями Федерального закона от 06 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму», требованиями к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2017 N447 (далее – Требования), с учетом уточнения требований просит обязать индивидуального предпринимателя Отьяна Р.В.:
- в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу разработать перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности гостиницы «Радуга»;
- в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу разработать организационно-распорядительные документы по организации охраны, пропускного режима на территории гостиницы «Радуга»; назначить должностных лиц, ответственных за обеспечение подготовки работников гостиницы к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на территории гостиницы «Радуга»; назначить лиц, ответственных за организацию взаимодействия с территориальным органом безопасности, территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделением вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по месту нахождения гостиницы «Радуга»; провести подготовку работников гостиницы «Радуга» к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта;
- в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу создать комиссию по обследованию и категорированию объекта для временного проживания в жилом доме по адресу: хххх;
- в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта временного проживания в жилом доме по адресу: хххх;
- разработать организационно-распорядительные документы по организации охраны, пропускного режима на объект для временного проживания в жилом доме по адресу: ххххх; назначить должностных лиц, ответственных за обеспечение подготовки работников объекта для временного проживания в жилом доме по адресу: хххх, к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на территории объекта; назначить лиц, ответственных за организацию взаимодействия с территориальным органом безопасности, территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделением вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по месту нахождения объекта для временного проживания в жилом доме по адресу: хххх; провести подготовку работников объекта для временного проживания временного проживания в жилом доме по адресу: хххх, к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения в деятельности индивидуального предпринимателя Отьяна Р.В., в ходе которой выявлены нарушения.
Так, проверкой установлено, что одним из видов деятельности индивидуального предпринимателя Отьяна Р.В. является деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания.
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст утвержден Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, согласно которому услуги по предоставлению временного жилья прочие отнесены к одному из видов экономической (предпринимательской) деятельности (55.90).
Индивидуальный предприниматель Отьян Р.В. осуществляет свою деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания на территории Западнодвинского муниципального округа Тверской области по следующим адресам: хххх (гостиница «Радуга»); хххх.
Указанные объекты предоставлены последнему на основании договоров безвозмездного пользования.
28.12.2021 индивидуальному предпринимателю Отьяну Р.В. выдано свидетельство о присвоении категории гостинице «Радуга», расположенной по адресу: ххххх.
Таким образом, индивидуальный предприниматель Отьян Р.В. является субъектом предпринимательской деятельности, осуществляющим деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания.
Проведенной прокурором в апреле 2022 года проверкой установлен ряд нарушений антитеррористической защищенности названных выше объектов.
Сведений о наличии объективных причин, препятствующих реализации мероприятий, являющихся обязательными к исполнению, в полном объёме, в ходе проверки прокуратурой не установлено.
Невыполнение индивидуальным предпринимателем Отьяном Р.В. требований действующего законодательства о противодействии терроризму создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, посещающих и пользующихся услугами организации, работников организации, круг которых невозможно определить.
Определениями суда от 29 апреля 2022 г. и 30 мая 2022 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Павлова Н.М. и Шулятьев О.А.
И.о. прокурора Замиралов Р.С. в судебном заседании заявленные исковые требования с учетом их уточнения поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, указывая, что в пользовании ответчика находятся два помещения, в которых предоставляются гостиничные услуги.
Ответчик индивидуальный предприниматель Отьян Р.В. при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, ранее в телефонном сообщении просил рассмотреть гражданское дело без его участия по причине занятости на работе.
Третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Павлова Н.М. и Шулятьев О.А. в судебное заседание также не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлялись по известным суду адресам, ходатайств об отложении рассмотрения дела, возражений по существу иска не представлено.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав и.о. прокурора Замиралова Р.С., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело по имеющимся доказательствам.
С учетом положений частей 1, 2 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г., основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Закон о противодействии терроризму) одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, а также приоритет мер его предупреждения.
Исходя из подпункта 4 пункта 2 статьи 5 Закона о противодействии терроризму, Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2017 N447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов" утверждены требования к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения (далее – Требования).
Пунктом 1 Требований закреплено, что настоящий документ устанавливает обязательные для выполнения требования к обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения, включая вопросы их инженерно-технической укрепленности, категорирования, разработки паспорта безопасности, а также вопросы осуществления контроля за выполнением указанных требований.
На основании пункта 2 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения (далее - гостиницы) возлагается на руководителя юридического лица, являющегося собственником гостиницы или использующего ее на ином законном основании, или физическое лицо, являющееся собственником гостиницы или использующее ее на ином законном основании (далее - ответственное лицо), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 3 Закона о противодействии терроризму под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В целях установления дифференцированных требований по обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц осуществляется их категорирование (пункт 5 Требований).
Как следует из пунктов 8,9,10 Требований для проведения категорирования гостиницы по решению ответственного лица создается комиссия по обследованию и категорированию гостиницы (далее - комиссия), к работе которой могут привлекаться по согласованию представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения гостиницы.
Комиссия создается:
а) в отношении функционирующих (эксплуатируемых) гостиниц - не позднее 2 месяцев со дня утверждения настоящего документа;
б) при вводе в эксплуатацию новой гостиницы - в течение одного месяца со дня окончания необходимых мероприятий по ее вводу в эксплуатацию;
в) при актуализации паспорта безопасности гостиницы - в течение одного месяца со дня принятия решения об актуализации паспорта безопасности гостиницы.
Срок работы комиссии составляет 30 рабочих дней.
В силу пунктов 15,16 Требований в отношении каждой гостиницы в соответствии с актом ее обследования и категорирования по решению ответственного лица разрабатывается перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности гостиницы с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористического акта, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования. Сроки завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должны превышать один год со дня подписания акта обследования и категорирования гостиницы.
Антитеррористическая защищенность гостиницы независимо от установленной категории опасности обеспечивается путем:
а) проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности гостиницы, которые включают в себя:
разработку организационно-распорядительных документов по организации охраны, пропускного режима на территории гостиницы;
определение должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защищенность гостиницы и ее потенциально опасных участков (критических элементов);
обеспечение подготовки работников гостиницы к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на территории гостиницы;
организацию взаимодействия с территориальным органом безопасности, территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделением вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по месту нахождения гостиницы;
б) проведения мониторинга обстановки, складывающейся в районе расположения гостиницы;
в) оборудования гостиницы необходимыми инженерно-техническими средствами охраны;
г) применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности гостиницы;
д) осуществления контроля за соблюдением лицами, находящимися на территории гостиницы, требований к обеспечению антитеррористической защищенности гостиницы;
е) осуществления мероприятий по защите информации;
ж) оперативного оповещения и проведения эвакуации посетителей, персонала и должностных лиц гостиницы в случае угрозы совершения или совершения террористического акта на территории гостиницы;
з) проведения мероприятий по минимизации возможных последствий совершения террористического акта на территории гостиницы и ликвидации угрозы совершения террористического акта на территории гостиницы;
и) своевременного информирования территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения гостиницы об угрозе совершения или о совершении террористического акта на территории гостиницы.
В соответствии с пунктом 18 Требований 18 все гостиницы независимо от установленной категории опасности оборудуются:
а) системой видеонаблюдения;
б) системой экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
в) системой охранного освещения;
г) системой пожарной безопасности;
д) средствами тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции);
е) информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны ответственных лиц, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов по месту расположения гостиницы.
Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на территории гостиницы, архивирование и хранение данных в течение 30 дней (пункт 20 Требований).
Судом установлено, что Отьян Р.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, дополнительным видом его деятельности является предоставление прочих мест для временного проживания (ОКВЭД 55.90).
Жилое помещение, расположенное по адресу: хххх, предоставлено Отьяну Р.В. по договору безвозмездного пользования жилым помещением №1 от 01 марта 2022 г. его собственником Павловой Н.М.
Жилое помещение, расположенное по адресу: хххх, предоставлено Отьяну Р.В. по договорам безвозмездного пользования жилым помещением №2 и №3 от 01 марта 2022 г. его собственниками Павловой Н.М. и Шулятьевым О.А.
Исходя из свидетельства о присвоении гостинице категории №47/2/280-2021 от 28 декабря 2021 г., гостинице «Радуга» присвоена категория «Три звезды», срок действия с 28 декабря 2021 г. по 27 декабря 2014 г.
В 2022 году прокуратурой Западнодвинского района Тверской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности в деятельности индивидуального предпринимателя Отьяна Р.В., по результатам которой выявлен ряд нарушений, отраженных в акте проверки от 26.04.2022.
По результатам обследования и категорирования, проведенного межведомственной комиссией по обследованию и категорированию гостиницы в период с 25 апреля 2022 г. по 02 мая 2022 г., гостинице «Радуга» присвоена IV категория опасности, сделаны выводы о надежности охраны гостиницы, даны рекомендации по укреплению её антитеррористический защищенности.
Так, в силу пункта 7.2 раздела 7 «Выводы и предложения межведомственной комиссии» акта обследования и категорирования гостиницы "Радуга", утвержденного индивидуальным предпринимателем Отьяном Р.В. 25 апреля 2022 г., антитеррористическая защищенность названного объекта в целом соответствует требованиям стандарта безопасности, при предполагаемом характере угроз организационные мероприятия обеспечат оперативное, эффективное и экономное использование сил и средств для их предупреждения и устранения.
На IV квартал 2022 года рекомендовано выполнение следующих мероприятий: назначение должностного лица, ответственного за выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности гостиницы; разработка функциональных обязанностей лица, ответственного за выполнение мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности гостиницы; разработка организационно-распорядительных документов по организации охраны, пропускного режима на территории гостиницы, а также соответствующих инструкций для персонала; осуществление мероприятий по защите информации; разработка графика проведения учений и тренировок с персоналом по практической отработке действий в различных чрезвычайных ситуациях; разработка плана взаимодействия с территориальным органом безопасности, территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделением вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудование средствами тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции).
Вместе с тем, доказательств устранения указанных нарушений в полном объёме не представлено.
Разрешая заявленный прокурором иск, суд, принимая во внимание, что невыполнение приведенных выше положений Требований ведет к существенному снижению уровня защищенности гостиничных объектов, и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, нарушает их права и законные интересы, приходит к выводу о наличии оснований для возложения на индивидуального предпринимателя Отьяна Р.В. обязанности устранить выявленные прокурором нарушения.
В порядке статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
С учетом положений действующих нормативных актов суд считает возможным установить ответчику срок для устранения нарушений действующего законодательства в сфере антитеррористической безопасности - до 31 декабря 2022 г. включительно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Западнодвинского района Тверской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, (с учетом уточнения) удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Отьяна Р. В., ИНН ххх; ОГРНИП ххх, дата регистрации 27 марта 2015 г., в срок до 31 декабря 2022 г. включительно:
- разработать перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности гостиницы «Радуга», расположенной по адресу: хххх;
- разработать организационно-распорядительные документы по организации охраны, пропускного режима на территории гостиницы «Радуга», расположенной по адресу: хххх;
- назначить должностных лиц, ответственных за обеспечение подготовки работников гостиницы к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на территории гостиницы «Радуга», расположенной по адресу: хххх;
- назначить лиц, ответственных за организацию взаимодействия с территориальным органом безопасности, территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделением вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по месту нахождения гостиницы «Радуга»;
- провести подготовку работников гостиницы «Радуга» к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта;
- создать комиссию по обследованию и категорированию объекта для временного проживания в жилом доме по адресу: хххх;
- разработать перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта для временного проживания в жилом доме по адресу: хххх;
- разработать организационно-распорядительные документы по организации охраны, пропускного режима на объект для временного проживания в жилом доме по адресу: ххххх;
- назначить должностных лиц, ответственных за обеспечение подготовки работников объекта для временного проживания в жилом доме по адресу: хххх, к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на территории объекта;
- назначить лиц, ответственных за организацию взаимодействия с территориальным органом безопасности, территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделением вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по месту нахождения объекта для временного проживания временного проживания в жилом доме по адресу: хххх;
- провести подготовку работников объекта для временного проживания в жилом доме по адресу: хххх, к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Тверской областной суд через Западнодвинский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Е.Л. Антонова
Мотивированное решение суда в окончательной форме
изготовлено 29 июля 2022 г.
Судья Е.Л. Антонова
1версия для печатиДело № 2-138/2022 ~ М-120/2022 (Решения)