УИД 31RS0001-01-2024-000015-33 Дело № 2-137/2024
(объединено с делами № 2-138/2023, 2-139/2023,
2-141/2024, 2-143/2024)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 февраля 2024 года г. Алексеевка Белгородской области
Алексеевский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Слепцовой Е.Н.,
при секретаре Мирошник Ю.В.,
с участием представителя истца – старшего помощника Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области Гребенюк Т.А., действующей на основании доверенности от 22 мая 2023 года (срок действия – 3 года),
представителя ответчика – МКУК «Централизованная клубная система» Алексеевского городского округа Белгородской области – Заика Г.Н., действующего на основании доверенности от 26 января 2024 года (срок действия – по 31 декабря 2024 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Алексеевского городского округа Белгородской области и муниципальному казённому учреждению культуры «Централизованная клубная система» Алексеевского городского округа» Белгородской области о понуждении к совершению действий по оборудованию обособленных структурных подразделений – «Центр культурного развития села Советское», «Центр культурного развития села Подсереднее», «Центр культурного развития села Мухоудеровка», «Луценковский сельский Дом культуры», «Репенский модельный Дом культуры» системой экстренного оповещения,
У С Т А Н О В И Л:
Алексеевский межрайонный прокурор Белгородской области в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом заявления об уточнении исковых требований, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Алексеевского городского округа Белгородской области и муниципальному казённому учреждению культуры «Централизованная клубная система» Алексеевского городского округа» Белгородской области о понуждении к совершению действий по оборудованию обособленных структурных подразделений – «Центр культурного развития села Советское», «Центр культурного развития села Подсереднее», «Центр культурного развития села Мухоудеровка», «Луценковский сельский Дом культуры», «Репенский модельный Дом культуры» системой экстренного оповещения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Алексеевской межрайонной прокуратурой проведена проверка антитеррористической укрепленности объектов культуры обособленных структурных подразделений МКУК «Централизованная клубная система» – «Центр культурного развития села Советское», «Центр культурного развития села Подсереднее», «Центр культурного развития села Мухоудеровка», «Луценковский сельский Дом культуры», «Репенский модельный Дом культуры».
В ходе проведенной проверки установлено, что имеются нарушения законодательства антитеррористической защищенности в МКУК «Централизованная клубная система», а именно: в обособленных структурных подразделениях – «Центр культурного развития села Советское», «Центр культурного развития села Подсереднее», «Центр культурного развития села Мухоудеровка», «Луценковский сельский Дом культуры», «Репенский модельный Дом культуры» отсутствует система экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Выявленные нарушения противоречат положениям Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму».
Определением Алексеевского районного суда Белгородской области от 30 января 2024 года ходатайство представителя ответчика – администрации Алексеевского городского округа Белгородской области – Харжан А.В. об объединении дел в одно производство удовлетворено. Объединены в одно производство для совместного рассмотрения следующие гражданские дела:
- № 2-137/2024 по иску Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Алексеевского городского округа Белгородской области и муниципальному бюджетному учреждению культуры «Централизованная клубная система» Алексеевского городского округа» Белгородской области о понуждении к совершению действий по оборудованию обособленного структурного подразделения Центр культурного развития села Советское системой экстренного оповещения;
- № 2-138/2024 по иску Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Алексеевского городского округа Белгородской области и муниципальному бюджетному учреждению культуры «Централизованная клубная система» Алексеевского городского округа» Белгородской области о понуждении к совершению действий по оборудованию обособленного структурного подразделения Центр культурного развития села Подсереднее системой экстренного оповещения;
- № 2-139/2024 по иску Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Алексеевского городского округа Белгородской области и муниципальному бюджетному учреждению культуры «Централизованная клубная система» Алексеевского городского округа» Белгородской области о понуждении к совершению действий по оборудованию обособленного структурного подразделения Центр культурного развития села Мухоудеровка системой экстренного оповещения;
- № 2-141/2024 по иску Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Алексеевского городского округа Белгородской области и муниципальному бюджетному учреждению культуры «Централизованная клубная система» Алексеевского городского округа» Белгородской области о понуждении к совершению действий по оборудованию обособленного структурного подразделения Луценковский сельский Дом культуры системой экстренного оповещения;
- № 2-143/2024 по иску Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Алексеевского городского округа Белгородской области и муниципальному бюджетному учреждению культуры «Централизованная клубная система» Алексеевского городского округа» Белгородской области о понуждении к совершению действий по оборудованию обособленного структурного подразделения Репенский модельный Дом культуры системой экстренного оповещения.
Объединенному гражданскому делу присвоен номер 2 – 137/2024.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области Гребенюк Т.А. исковые требования поддержала и в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковые требования уточнила: просила суд обязать администрацию Алексеевского городского округа Белгородской области в срок до 01.08.2024 года обеспечить необходимым финансированием муниципальное казённое учреждение культуры «Централизованная клубная система» Алексеевского городского округа в целях оборудования обособленных структурных подразделений – «Центр культурного развития села Советское», «Центр культурного развития села Подсереднее», «Центр культурного развития села Мухоудеровка», «Луценковский сельский Дом культуры», «Репенский модельный Дом культуры» системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Обязать муниципальное казённое учреждение культуры «Централизованная клубная система» Алексеевского городского округа оборудовать системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации здания обособленных структурных подразделений – «Центр культурного развития села Советское», «Центр культурного развития села Подсереднее», «Центр культурного развития села Мухоудеровка», «Луценковский сельский Дом культуры», «Репенский модельный Дом культуры» в течение трех месяцев с момента финансирования названного мероприятия. Заявление об уточнении исковых требований приобщено к материалам дела.
Представитель ответчика – администрации Алексеевского городского округа Белгородской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом электронной почтой по соглашению 31 января 2024 года; представитель Харжан А.В., действующий на основании доверенности от 01.12.2023 года (срок действия – до 31.12.2024 года), просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Алексеевского городского округа, при рассмотрении дела полагается на усмотрение суда.
Представитель ответчика – муниципального казённого учреждения культуры «Централизованная клубная система» Алексеевского городского округа Белгородской области – Заика Г.Н. против исковых требований Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области не возражает. Суду пояснил, что обособленные структурные подразделения муниципального казённого учреждения культуры «Централизованная клубная система» Алексеевского городского округа – «Центр культурного развития села Советское», «Центр культурного развития села Подсереднее», «Центр культурного развития села Мухоудеровка», «Луценковский сельский Дом культуры», «Репенский модельный Дом культуры» системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации до настоящего времени не оборудованы. При вынесении решения полагается на усмотрение суда.
На официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: alekseevsky.blg.sudrf.ru информация о дате, времени и месте судебного заседания размещена 30 января 2024 года.
Учитывая положения статей 166, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным ходатайство представителя ответчика удовлетворить и рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав представленные сторонами доказательства, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ от 06 марта 2006 года «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 названного закона одним из принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно п. 4, 6 ст. 5.2 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 176 от 11 февраля 2017 года «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры.
Подпунктом «з» пункта 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования), установлено, что в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются мероприятия, в том числе, оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Пунктом 19 вышеуказанных Требований (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.03.2022 года № 289) установлено, что в течение месяца со дня составления акта обследования и категорирования объекта (территории) составляется план необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом возможных последствий совершения террористических актов и определяется прогнозный размер расходов на выполнение указанных мероприятий.
Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом объема планируемых работ и прогнозного размера расходов на выполнение соответствующих мероприятий не должен превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).
Отсутствие системы экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации препятствуют оперативному контролю за состоянием антитеррористической защищенности объекта культуры, следовательно, угрожает нарушением прав работников и посетителей, находящихся в здании учреждения, на защиту их жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях, что недопустимо.
Выполнение обязанности по установке системы экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации направлено на обеспечение безопасности работников и посетителей учреждения и их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
В силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В соответствии с пунктом 1.5 Устава Муниципального казенного учреждения культуры «Централизованная клубная система» Алексеевскою городского округа (далее – Устав), утвержденным Приказом Управления культуры администрации Алексеевскою городского округа 23.03.2020 года, учредителем Учреждения является администрация Алексеевскою городского округа, от имени которой функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Управление культуры администрации Алексеевского городского округа.
Пунктом 1.6 Устава установлено, что имущество Учреждения находится в собственности муниципального образования – Алексеевского городского округа, от имени которого функции владения, управления и распоряжения муниципальным имуществом, земельными ресурсами осуществляет администрация Алексеевского городского округа в лице комитета по аграрным вопросам, земельным и имущественным отношениям администрации Алексеевского городского округа.
В силу пункта 5.1 Устава, имущество Учреждения находится в муниципальной собственности и закрепляется за Учреждением на праве оперативного управления.
Администрация Алексеевского городского округа, выступая собственником имущества МКУК «Централизованная клубная система» Алексеевского городского округа, в соответствии с частями 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, и не нарушающие права и интересы других лиц.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации то есть на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления.
В связи с тем, что собственник, передавая часть своего имущества другому лицу в оперативное управление, сохраняет за собой право собственности на это имущество.
В силу части 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только учреждения культуры, но и органов местного самоуправления, обязанных финансировать мероприятия в области противодействия терроризму, одним из которых является установка системы экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Судом установлено, следует из материалов дела, что Алексеевской межрайонной прокуратурой Белгородской области в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. 22 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия терроризму в МКУК «Централизованная клубная система» Алексеевского городского округа, в результате которой установлено, что в обособленных структурных подразделениях МКУК «Централизованная клубная система» – «Центр культурного развития села Советское», «Центр культурного развития села Подсереднее», «Центр культурного развития села Мухоудеровка», «Луценковский сельский Дом культуры», «Репенский модельный Дом культуры» отсутствует система экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителя истца и материалами дела, не отрицается ответчиками.
В соответствии со статьей 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 23 Устава Алексеевского городского округа и Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Алексеевском городском округе, бюджет Алексеевского городского округа формируется на будущий год в ноябре-декабре текущего года, в декабре месяце утверждается Советом депутатов Алексеевского городского округа. Следовательно, в декабре 2023 года принят новый бюджет на 2024 год и плановый период 2024-2026 годов.
В соответствии со статьями 59, 63, 65, 66, 67, 68, 69, 71, 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для оборудования объекта системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации необходимо проведение торгов в формате аукциона в электронной форме (электронный аукцион).
Заключение контрактов и проведение работ по установке системы экстренного оповещения требуют значительного времени.
На основании изложенного, с учетом того, что нарушения антитеррористической защищенности объектов культуры ответчиками не устранены, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в судебном порядке (ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Алексеевского городского округа Белгородской области и муниципальному казённому учреждению культуры «Централизованная клубная система» Алексеевского городского округа Белгородской области о понуждении к совершению действий по оборудованию обособленных структурных подразделений – «Центр культурного развития села Советское», «Центр культурного развития села Подсереднее», «Центр культурного развития села Мухоудеровка», «Луценковский сельский Дом культуры», «Репенский модельный Дом культуры» системой экстренного оповещения удовлетворить.
Обязать администрацию Алексеевского городского округа Белгородской области (ОГРН 1183123034490, ИНН 3122014856) в срок до 01.08.2024 года обеспечить необходимым финансированием муниципальное казённое учреждение культуры «Централизованная клубная система» Алексеевского городского округа в целях оборудования обособленных структурных подразделений – «Центр культурного развития села Советское», «Центр культурного развития села Подсереднее», «Центр культурного развития села Мухоудеровка», «Луценковский сельский Дом культуры», «Репенский модельный Дом культуры» системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать муниципальное казённое учреждение культуры «Централизованная клубная система» Алексеевского городского округа (ОГРН 1163123093066, ИНН 3122013838) оборудовать системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации здания обособленных структурных подразделений – «Центр культурного развития села Советское», «Центр культурного развития села Подсереднее», «Центр культурного развития села Мухоудеровка», «Луценковский сельский Дом культуры», «Репенский модельный Дом культуры» в течение трех месяцев с момента финансирования названного мероприятия.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Алексеевский районный суд Белгородской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
СУДЬЯ Е.Н. СЛЕПЦОВА
Мотивированное решение изготовлено 05.02.2024 года.