Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия)
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия) — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-139/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«16» мая 2011 года пос. Хандыга
Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Гаврильева В.М.,
при секретаре Яковлевой С.А.,
с участием заместителя прокурора Томпонского района Никифоровой Ф.В.,
представителя органа опеки и попечительства МР «Томпонский район» Будко Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Томпонского района в интересах Охлопковой Сахаи Робинзоновны к казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия), муниципальному району «Томпонский район» о взыскании целевой безвозвратной ссуды на приобретение жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Охлопкова С.Р. состоит на внеочередном учете в очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилой площади с 2009 года за номером *Адрес*. До настоящего времени жилье Охлопковой С.Р. не предоставлено, в связи с чем, она с малолетним ребенком вынуждена арендовать жилое помещение.
Прокурор Томпонского района в защиту жилищных прав Охлопковой С.Р. обратился в суд с иском к казне РС (Я) в лице Министерства финансов РС (Я) о взыскании целевой безвозвратной ссуды на приобретение жилого помещения площадью 32 кв.м в сумме *...* руб., в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Определением суда от *Дата* к соучастию в процессе на стороне ответчика привлечен МР «Томпонский район», а определением от *Дата* Управление Федерального казначейства по РС (Я).
Представитель Министерства финансов РС (Я) в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки и их уважительности в суд не сообщил, в связи с чем, дело рассмотрено судом с согласия лиц, участвующих в деле по правилам ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Охлопкова С.Р. в судебное заседание не явилась, в заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие в связи с выездом на сессию в г. Якутск.
В судебном заседании заместитель прокурора Никифорова Ф.В. исковые требования изменила, просила обязать МР «Томпонский район» предоставить Охлопковой С.Р. жилое помещение, площадью не менее 32 кв.м на территории МР «Томпонский район», так как муниципальный район, как орган местного самоуправления, наделен в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Пояснила аналогично изложенному в тексте искового заявления.
Представитель ответчика МР «Томпонский район» "М" исковые требования не признала, суду пояснила, что у Муниципального района «Томпонский район» отсутствуют жилые помещения, в соответствии с Постановлением №397 от 26.08.2010 г. уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство образования, у них только субвенция, МР «Томпонский район» является исполнителем, а не распорядителем. МР «Томпонский район» исполняет государственные полномочия. Дополнительные гарантии прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются законом субъектов РФ, Федеральный закон № №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения» от 21.12.1996 г. с изменением от 26.12.2006 г. Денежные средства выделяются из федерального бюджета, просит по данному делу исключить их из числа ответчиков.
Представитель ФКУ Министерства финансов РС (Я) в Томпонском районе "Л" суду пояснила, считает, что в качестве ответчика необходимо привлечь Министерство образования РС (Я), т.к. средства на приобретение квартир для детей-сирот поступают именно оттуда. В Министерство образования РС (Я) направляются списки и очередность детей оставшихся без попечения родителей.
Представитель Министерства финансов РФ – "Ф" суду пояснила, что анализ правовых норм позволяет сделать вывод о том, что законодателем обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления. В соответствии с частью 2 статьи 7 указанного Закона при отсутствии жилого фонда лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в лице их законных представителей предоставляется целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилых помещений жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств, выделяемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Обеспечение жильем детей-сирот возложено по закону на орган местного самоуправления, он обязан создавать и иметь жилой фонд для этих целей. Согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по договору социального найма. Орган местного самоуправления определяет уполномоченный орган по организации подбора либо строительства жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа и оформление жилой площади в муниципальную собственность. Орган местного самоуправления строит либо приобретает жилые помещения на первичном или вторичном рынке путем размещения муниципального заказа в порядке и способами, установленными Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", оформляет его в муниципальную собственность и передает лицу из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору социального найма. Таким образом, нормативным актом субъекта определен орган, который выделяет субсидию и установлен определенный механизм ее предоставления в безналичной форме. Просит освободить Министерство Финансов РФ в лице Отделения по Томпонскому району Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) от участия в деле как ненадлежащего ответчика.
Представитель органа опеки и попечительства МР «Томпонский район» Будко Л.П. исковые требования прокурора поддержала, просила взыскать с Министерства образования РС (Я) средства для приобретения жилья детям-сиротам. Просит МР «Томпонский район» исключить из числа ответчиков, есть закон, которыми были определены полномочия. В соответствии с положениями Закона PC (Я) от 31 марта 2005 года 225-3 № 457-Ш «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия)» в случае не сохранения ранее закрепленного жилого помещения, обязанность по предоставлению вне очереди жилого помещения возлагается на орган местного самоуправления. Так, в соответствии с частью 2 статьи 6 указанного закона, определяющей механизм постановки на учет, включения в список, порядок и сроки предоставления жилого помещения, не позднее чем за год до окончания пребывания несовершеннолетнего в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрация такого учреждения представляет в орган опеки и попечительства органа местного самоуправления документы, подтверждающие права их выпускника на получение жилья. На основании документов, представленных администрацией учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также законными представителями несовершеннолетнего, у которых ребенок из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находился на семейной форме воспитания, орган опеки и попечительства органа местного самоуправления направляет пакет документов и обоснованное представление в орган местного самоуправления о включении выпускника государственного или муниципального образовательного учреждения или несовершеннолетнего, находившегося на семейной форме воспитания, в списки получаемых жилье. Согласно части 4 указанной статьи управление муниципального жилья органа местного самоуправления решает вопрос о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и включает их в план обеспечения жилыми помещениями, на основании которого орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в срок до 1 апреля заключительного года обучения, по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, принимает решение о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Выслушав объяснение сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждому гарантировано право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ, а также Определением Конституционного суда РФ от 05.02.2009 № 250-О-П детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться органами местного самоуправления только в случае их наделения в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Норма предоставления жилья на условиях социального найма предусмотрена ч. 3 ст. 10 Закона РС (Я) от 13.07.2006 368-З № 751-Ш «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений государственного жилого фонда РС (Я) по договорам социального найма» в размере 32 квадратных метров общей площади на человека.
По нормам ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 16.02.2009 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование обеспечения отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставленных местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В силу ч. 3 ст. 20 указанного Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованием на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Как видно из материалов дела Охлопкова (Павлова) С.Р., *...*. Решением исполнительного комитета Томпонского районного Совета народных депутатов *Номер* от *Дата* находилась под попечительством "Н", проживающей в *Адрес*. Состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилой площадью на 2011 год, утвержденном постановлением главы МР «Томпонский район» от *Дата* *Номер*, под номером *Номер*. В очереди состоит с 2009 года. Жилого помещения в собственности либо по договору социального найма не имеет. Имеет ребенка – *...*. С *Дата* до *Дата* арендует для проживания жилое помещение по адресу: *Адрес* у "О", ежемесячная арендная плата составляет *...* руб.
Согласно абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона РС (Я) от 30.05.2006 348-З № 711-Ш «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к отдельным государственным полномочиям, передаваемым органам местного самоуправления, относится обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди жилой площадью не ниже установленных законодательством Республики Саха (Якутия) социальных норм.
Между тем, пунктом 5.4 Постановления Правительства РС (Я) от 26.08.2010 № 397 «О порядке предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа» главам муниципальных районов и городских округов РС (Я) рекомендовано предусмотреть средства из бюджета муниципального образования на софинансирование приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Согласно Соглашения № 12/28 «О предоставлении из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам муниципальных образований субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа» в бюджет Томпонского района выделено *...* руб.
Как следует из письма Министерства образования РС (Я) от 28.04.2011 № 01/29/1126 в связи с внесением изменений в размеры субвенций предоставляемых муниципальным районам и городским округам РС (Я) на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в бюджет Томпонского района выделено *...* руб. из средств республиканского бюджета на 2011 год на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отсутствие муниципального жилого фонда в Томпонском районе в п. Хандыга для детей-сирот подтверждается справкой-информацией поселковой администрации муниципального образования «Поселок Хандыга» от *Дата*. По сведениям МУ «Томпонское управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами» от *Дата* в муниципальном реестре МР «Томпонский район» имеются в муниципальной собственности 4 квартиры, которые переданы для проживания как служебные квартиры служащим федерального, республиканского и муниципального значения.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Статья 86 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, из приведенных выше законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Порядок предоставления субвенций органам местного самоуправления Республики Саха (Якутия) установлен Постановлением Правительства РС (Я) от 26.08.2010 № 397, а также утвержденным данным постановлением «Положением о порядке предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа».
В соответствии с данным Положением органы местного самоуправления составляют заявку не менее чем за два года до возникновения права на получение жилой площади и ежегодно до 1 февраля подают в Министерство образования РС (Я) для включения в план по обеспечению жилой площадью.
Субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству регионального развития РФ, согласно предоставленной Министерством образования РС (Я) заявке.
Правительство РС (Я) ежегодно, в срок до 30 июня, утверждает нормативным правовым актом объем субвенций по каждому муниципальному образованию на приобретение либо строительство жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа с учетом количества детей, из указанной категории, у которых возникло право на обеспечение жилыми помещениями, рыночной стоимости жилого помещения и объема финансирования, предусмотренного в государственном бюджете РС (Я).
Субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа из государственного бюджета РС (Я) предоставляется Министерством образования РС (Я) бюджетам муниципальных образований РС (Я) в пределах средств, предусмотренных Законом РС (Я) о государственном бюджете на очередной финансовый год (финансовый год и плановый период) на указанные цели, и утвержденных лимитов бюджетных обязательств в соответствии со сводной бюджетной росписью государственного бюджета РС (Я).
Орган местного самоуправления строит либо приобретает жилые помещения на первичном или вторичном рынке путем размещения муниципального заказа в порядке и способами, установленными Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», оформляет его в муниципальную собственность и передает лицу из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору социального найма.
Исходя из выше приведенных законоположений, а также представленных доказательств, суд считает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм в Томпонском районе возложена на МР «Томпонский район», как орган местного самоуправления, который в установленном законом порядке, в силу Федерального закона № 131-ФЗ, наделен такими полномочиями. Следовательно, МР «Томпонский район» является надлежащим ответчиком по делу. Министерство финансов РС (Я), а также Министерство финансов РФ следует исключить из числа ответчиков.
Требования прокурора Томпонского района о предоставлении вне очереди по договору социального найма жилого помещения Охлопковой С.Р., являющейся сиротой, по месту ее жительства, подлежат удовлетворению. Следует возложить на администрацию муниципального образования «Томпонский район» обязанность, предоставить Охлопковой С.Р. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по месту его жительства.
Доводы представителя ответчика МР «Томпонский район» о том, что указанная категория лиц должна обеспечиваться жильем органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, но за счет средств субъекта РФ необоснованны. Предоставление данной категории лиц жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям Закона Республики Саха (Якутия) от 31.03.2005 225-З № 457-Ш «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия)», а также ст. ст. 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья указанной категории лиц к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Доводы ответчика о том, что удовлетворение данного иска может привести к нарушению прав других очередников, относящихся к указанной категории лиц несостоятельны, так как, исходя из требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, разрешение требований о предоставлении указанной категории лиц жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Доводы ответчика об отсутствии свободного жилья, а также то, что строительство нового жилищного фонда не ведется, денежных средств на приобретение жилых помещений нет, в связи с чем, не имеется возможности предоставить этим детям жилое помещение, отвечающее требованиям закона, также не могут быть приняты судом, так как они не основаны на законе и обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать муниципальный район «Томпонский район» предоставить *...* Охлопковой Сахаи Робинзоновне, на территории пос. Хандыга Томпонского района Республики Саха (Якутия) жилое помещение, благоустроенное, площадью не менее 32 кв. метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Томпонский районный суд РС (Я) в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий: В.М. Гаврильев