ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-139 от 31.12.9999 Бикинского городского суда (Хабаровский край)

                                                                                    Бикинский городской суд Хабаровского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Бикинский городской суд Хабаровского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-139/2012 г.

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации   ДД.ММ.ГГГГ

Бикинский городской суд 

в составе председательствующего судьи Колоколовой Ю.В.

при секретаре Храповой А.Ю.

С участием: представителя заявителя МБОУ СОШ  – Плохотнюк ФИО5 действующего на основании доверенности

судебного пристава - исполнителя Митяева ФИО6

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы , об обжаловании действий судебного пристава-исполнителя,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ в суд с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ №, обратилась

В обоснование заявленного, указывают следующее: постановлением о взыскании исполнительского сбора, вынесенным ДД.ММ.ГГГГ № судебным приставом-исполнителем ОСП по  УФССП по  на учреждение возложена обязанность по оплате исполнительского сбора в сумме 5000 рублей. Постановление о взыскании исполнительского сбора является незаконным так, как вынесено без наличия достаточных правовых оснований.

Согласно п.п. 11,12 части 20 ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», предусмотрены два случая обращения взыскания на денежные средства бюджетного учреждения. Бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа Оренбургского сельского поселения счетов в банках и иных кредитных учреждениях не имеет. Денежные средства, предназначенные на иные цели, не отнесенные к образовательному процессу, у учреждения не имеются. Полагают, что в соответствии со ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскание исполнительского сбора может быть произведено только за счет движимого имущества, не отнесенного к категории особо ценного движимого имущества.

В судебном заседании представитель заявителя Плохотнюк ФИО7 доводы, изложенные в заявлении, поддержал. Просил признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора с учреждения в сумме 5000 рублей. Добавил, что помимо той нормативной базы, которая изложена в заявлении, его доводы подтверждаются действующими методическими рекомендациями, утвержденными Федеральной службой судебных приставов от ДД.ММ.ГГГГ, которыми предусмотрен порядок взыскания исполнительского сбора с бюджетных учреждений.

В судебном заседании судебный пристав-исполнитель Митяев ФИО8 с заявлением о признании незаконным постановления не согласился, предоставил отзыв на жалобу. Суду пояснил, что при принятии решения о взыскании исполнительского сбора он руководствовался ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которого если должник не производит гашение долга в срок, предоставленный для добровольного исполнения требований, то судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора.

Выслушав объяснения представителя заявителя Плохотнюк ФИО9., судебного пристава-исполнителя Митяева ФИО10, изучив материалы дела, и материалы исполнительного производства № и №, суд приходит к следующему.

В судебном заседании исследовались: исполнительное производство № возбужденное ДД.ММ.ГГГГ и № возбужденное ДД.ММ.ГГГГ.

Установлено, что исполнительное производство № возбуждено на основании постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, о взыскании наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Как следует из постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства №, в отношении МБОУ СОШ Оренбургского сельского поселения возбуждено исполнительное производство, п. 2 данного постановления должнику установлен 5-ти дневный срок для добровольного исполнения требований. Сведений о том, что данное постановление вручено должнику в исполнительном производстве не имеется.

Согласно копии постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, представленное заявителем, данное постановление было получено ими ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении МБОУ СОШ Оренбургского сельского поселения возбуждено исполнительное производство № о взыскании с должника исполнительского сбора.

В соответствии с ч.1 ст. 441 ГПК РФ на действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебного постановления, может быть подана жалоба. Жалоба подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель, в течение десяти дней со дня совершения действия (отказа в совершении действия) или со дня, когда взыскателю или должнику, не извещенному о времени и месте совершения действия судебного пристава исполнителя, стало о нем известно.

В соответствии с ч.2 ст. 441 ГПК РФ заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействий) подается в суд в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления. Частью 3 ст. 441 ГПК РФ предусмотрено, что заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействий) рассматриваются в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 настоящего Кодекса с изъятиями и дополнениями предусмотренными настоящей главой.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с требованиями ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительное производство осуществляется на принципах своевременного совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

В соответствии с требованиями ч.ч.1,2 ст. 6 ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим ФЗ.

В соответствии с ч.1 ст.68 ФЗ «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются действия указанные в исполнительном документе. В соответствии с ч.2 ст.68 ФЗ № меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства.

В соответствии со ст.105 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлены общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику.

В соответствии с ч.11 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительских действий, предусмотренных ст. 112 и ст. 116 настоящего ФЗ.

В соответствии с ч.12 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим ФЗ.

Статьей 68 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрены меры принудительного исполнения, в соответствии с ч.2 данной статьи, если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.

В соответствии с ч.3 абз. 1 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

В соответствии с п.п. 11,12 ч.20 ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», в случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения – должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств более трех месяцев исполнение исполнительского документа производится путем обращения на взыскания на имущество должника в соответствии с федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»; в случае, если счета бюджетному учреждению – должнику в соответствии с положениями ч.1 настоящей статьи открыты в учреждении Центрального банка РФ или кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Пунктом 5.9.2 Методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора (утв. Федеральной службой судебных приставов от ДД.ММ.ГГГГ №), предусмотрено взыскание исполнительского сбора с бюджетного учреждения – должника. Так в п. 5.9.2, указано, что согласно п.11 и п.12 ч.20 ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», предусмотрены два случая обращения взыскания на денежные средства бюджетного учреждения – должника судебным приставом-исполнителем: в случае если счета бюджетному учреждению – должнику открыты в учреждении Центрального банка РФ или кредитной организации; в случае невозможности взыскания денежных средств с бюджетного учреждения – должника в связи с отсутствием на его лицевых счетах денежных средств более трех месяцев.

С учетом этого при взыскании исполнительского сбора с бюджетного учреждения –должника судебный пристав-исполнитель взыскивает его за счет наличных денежных средств, находящихся в учреждении Центрального банка РФ или кредитной организации.

В соответствии с п.3 ст. 298 ГК РФ (в редакции федерального закона) бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным недвижимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. При этом остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Таким образом, при отсутствии или недостаточности у бюджетного учреждения – должника указанных денежных средств судебный пристав-исполнитель, руководствуясь ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве», взыскивает исполнительский сбор за счет движимого имущества, не отнесенного к категории особо ценного движимого имущества соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.

Данные методические рекомендации согласно общим положениям – разработаны в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ, Гражданско-процессуального кодекса РФ, Арбитражно-процессуального кодекса РФ, КоАП РФ, Бюджетного Кодекса РФ, ФЗ «Об исполнительном производстве», ФЗ «О несостоятельности (банкротстве), ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», ФЗ «Об автономных учреждениях», Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П, п. 1 ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного суда, судебной практики, складывающейся в субъектах РФ, и решениями высших судов РФ и направленых на обеспечение единообразной правоприменительной практики по взысканию исполнительского сбора.

Установлено, что постановлением о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ СОШ Оренбургского сельского поселения было предложено добровольно в пятидневный срок исполнить требования взыскателя. Данное постановление было получено должником ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ должником была произведена оплата штрафа в размере 10000 рублей. Таким образом, срок для добровольного исполнения решения должником не был соблюден.

Согласно справке Управления образования от ДД.ММ.ГГГГ, управление образования администрации Бикинского муниципального района является главным распорядителем бюджетных средств для учреждений образования Бикинского муниципального района. В связи с реализацией 83-ФЗ все бюджетные образовательные учреждения района имеют по два отдельных лицевых счета в Федеральном казначействе: один счет – для получения субсидии на исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности, другой для получения иных субсидий, не связанных с выполнением муниципального задания, по распоряжению главы Бикинского муниципального района, утвержденного решением собрания депутатов на выделяемые конкретные цели. Образовательные учреждения Бикинского муниципального района коммерческие счета в банках и иных кредитных учреждениях не имеют, так как в соответствии с соглашением между финансовым управлением администрации Бикинского муниципального района и Федеральным казначейством по  все бюджетные учреждения района обслуживаются в органах Федерального казначейства.

Согласно справке Управления образования от ДД.ММ.ГГГГ2 года, согласно ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №83-ФЗ изменился механизм финансового обеспечения бюджетных учреждений. Финансирование муниципальных бюджетных образовательных учреждений, подведомственных управлению образования, осуществляется в соответствии с муниципальным заданием и планом финансово-хозяйственной деятельности через лицевые счета, открытые на имя учреждений в Управлении Федерального казначейства по . Согласно Постановлению Администрации Бикинского муниципального района  от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ)», муниципальным бюджетным учреждениям предоставляют субсидии на возмещение затрат, связанных с оказанием учреждениями в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг, а также целевые субсидии. Расходы, связанные с оплатой штрафов, не предусмотрены муниципальным заданием, поэтому не предоставляется возможным оплата расходов с лицевых счетов бюджетных образовательных учреждений.

Судом установлено, что МБОУ СОШ Оренбургского сельского поселения является бюджетным образовательным учреждением. Так же установлено, что у МБОУ СОШ Оренбургское сельское поселение не имеется открытых расчетных счетов в учреждениях Центрального банка РФ или иной кредитной организации.

Так же установлено судом и не оспаривалось судебным приставом-исполнителем, что исполнительное производство № не содержит никаких сведений о том, что в соответствии с требованиями ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебным приставом-исполнителем были запрошены сведения о наличии или отсутствии расчетных счетов у должника в банках и иных кредитных организациях, сведения о наличии или отсутствии денежных средств на лицевых счетах должника. Действия направленные на установление возможности исполнения требований взыскателя и установление возможности взыскания исполнительского сбора за счет денежных средств судебным приставом-исполнителем выполнены не были. То есть судебным приставом-исполнителем не было установлено наличие или отсутствие расчетных счетов у должников в банках или иных кредитных организациях, и не установлено наличие или отсутствие или недостаточность денежных средств на лицевых счетах должника.

Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель, рассмотрев материалы исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ №, установил, что исполнительный документ должником МОУ СОШ Оренбургского сельского поселения в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. В случае неисполнения исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, срок для добровольного исполнения – в течение суток с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства. Доказательств подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не предоставлено. Признавая причину неисполнения должником исполнительного документа неуважительной, судебный пристав-исполнитель постановил: взыскать с должника исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что поскольку судебным приставом-исполнителем не было установлено наличие расчетных счетов, наличие или отсутствие или же недостаточность денежных средств у должника - бюджетного образовательного учреждения, то судебный пристав-исполнитель должен был руководствуясь вышеизложенными нормативными актами вынести постановление о взыскании исполнительского сбора за счет средств движимого имущества, не отнесенного к категории особо ценного движимого имущества.

На основании вышеизложенного исходя из принципа правовой определенности, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, ст. 441 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ № вынесенное судебным приставом-исполнителем ОСП по Бикинскому муниципальному району УФССП по  Митяевым ФИО11, о взыскании исполнительского сбора с должника- муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы Оренбургского сельского поселения  в сумме № рублей.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме в вой суд через Бикинский городской суд .

Судья Бикинского городского суда Колоколова Ю.В.

Решение изготовлено 25 апреля 2012 года.