ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1390/18 от 15.08.2018 Оренбургского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2-1390/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 августа 2018 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Чирковой В.В.,

при секретаре Говоруха А.В.,

с участием представителя истца Павликовой Ю.В.,

представителя ответчика по доверенности Кофановой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Государственному унитарному предприятию Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

истец Оренбургский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование заявленных требований указали, что в ходе проверки исполнения законодательства о безопасности полетов для организации аэродромного обеспечения полетов, в части использования автотранспорта, проведенной в период с 07 по 21 ноября 2017 года, 09 ноября 2017 года установлено, что в ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» для обеспечения полетов в контролируемой зоне аэропорта используется унифицированный моторный подогреватель УМП – 350 марки ЗИЛ-131, гаражный номер не имеющий государственной регистрации. Указанный автомобиль передвигается в контролируемой зоне аэропорта вопреки требованиям авиационного законодательства без регистрационных номеров. Данное транспортное средство, в целях подтверждения его исправного состояния, в специализированной организации технический осмотр не проходило. По информации Управления Гостехнадзора по Оренбургской области данный автомобиль на учете не состоит.

Собственником унифицированного моторного подогревателя УМП – 350 марки ЗИЛ-131, гаражный номер , является ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург». Непринятие мер для проведения государственной регистрации транспортного средства влечет отсутствие контроля за его техническим состоянием, отвечающим установленным требованиям безопасности, со стороны контролирующих органов, и как следствие создает предпосылки к возможному наступлению транспортных происшествий с необратимыми последствиями. На основании изложенного просит суд признать бездействие ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» по невыполнению требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения», в части регистрации транспортного средства унифицированного моторного подогревателя УМП – 350 марки ЗИЛ-131, гаражный номер и получения соответствующих документов в подразделении ГИБДД МВД РФ незаконным. Возложить обязанность на ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» зарегистрировать унифицированный моторный подогреватель УМП – 350 марки ЗИЛ-131, гаражный номер в подразделении ГИБДД МВД РФ.

Также истец обратился с еще тремя аналогичными исками.

Просили признать бездействие ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» по невыполнению требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения», в части регистрации транспортных средств: аэродромно-передвижного электроагрегата АПА – 5Д марки УРАЛ-4320, гаражный номер унифицированного моторного подогревателя УМП – 350 марки ЗИЛ-131, гаражный номер аэродромной уборочной машины АС-4000 марки МАЗ-543403, гаражный номер и получения соответствующих документов в подразделении ГИБДД МВД РФ, незаконным.

Возложить обязанность на ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» зарегистрировать аэродромно-передвижной электроагрегат АПА – 5Д марки УРАЛ-4320, гаражный номер унифицированный моторный подогреватель УМП – 350 марки ЗИЛ-131, гаражный номер ; аэродромную уборочную машину АС-4000 марки МАЗ-543403, гаражный номер в подразделении ГИБДД МВД РФ.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, УГИБДД УМВД России по Оренбургской области.

Гражданские дела №№ 2-1390/2018, 2-1391/2018, 2-1392/2018 и 2-1393/2018 объединены в одно производство, и гражданскому делу присвоен № 2-1390/2018.

В судебном заседании представитель истца Павликова Ю.В. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Кофанова Ю.Н., действующая на основании доверенности № 119 от 15 ноября 2017 года, в судебном заседании, возражала против удовлетворения исковых требований про основаниям, изложенным в письменном отзыве. Пояснила, действующее законодательство, регулирующее правоотношения по регистрации транспортных средств, эксплуатируемых на территории аэродрома, освобождает собственника спецтранспорта, эксплуатируемого исключительно на территории аэродрома, от государственной регистрации в органах ГИБДД, и предписывает присвоение такому транспорту гаражного номера и ведение учёта паспортов и формуляров на него. Поскольку спорный специализированный транспорт используется только на территории аэродрома, за пределы не выезжает, то и обязанности регистрировать его в органах ГИБДД у аэропорта не возникает. Угрозы безопасности дорожного движения спорный транспорт не создает, так как по дорогам общего пользования не передвигается.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 84 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационная безопасность обеспечивается посредством предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома (подпункт 1 пункта 2).

В силу пункта 16 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 ноября 2005 года № 142, в контролируемой зоне аэропорта не допускается эксплуатация автомобилей и механизмов, не зарегистрированных в установленном порядке, а также личного транспорта (подпункт «а»).

На основании части 3 статьи 15 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.

В целях обеспечения полноты учёта автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации Правительством РФ принято постановление от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 938 регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют:

- подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

- органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

- военные автомобильные инспекции федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и иных организаций, имеющих воинские формирования, - транспортных средств воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 определены органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 2); регистрация транспортных средств, за исключением зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев, осуществляется с выдачей соответствующих документов и государственных регистрационных знаков (пункт 2.1); владельцы транспортных средств обязаны в установленном порядке зарегистрировать их в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных (пункт 3).

При этом согласно пункту 1 данного постановления Правительства Российской Федерации государственной регистрации на территории Российской Федерации подлежат автомототранспортные средства, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также прицепы к ним, принадлежащие юридическим и физическим лицам.

Указанный нормативный правовой акт не содержит исключений в отношении спецтранспорта, допускаемого к эксплуатации на территории аэропорта, обладающего указанными выше признаками.

В соответствии с пунктом 3.2.4 Руководства по организации работы и обслуживанию спецавтотранспорта аэропортов Российской Федерации (РОРОС-95) автобусы, автомобили грузовые, специальные и другая техника на автомобильных шасси, эксплуатируемая как на аэродроме, так и за пределами аэропорта, должна состоять на учете в органах Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД), и иметь государственные регистрационные знаки, гаражные номера, паспорта и формуляры.

Автомобили, техника на автомобильных шасси, а также инженерная техника, эксплуатируемая только на территории аэродрома, за исключением самоходных дорожно-строительных машин и прицепов к ним, должна иметь гаражные номера. Учет этих машин, ведение на них паспортов и формуляров возлагается на аэропорт.

Пунктом 44 Инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 июля 2006 года № 82 предусмотрено, что спецмашины, допускаемые к эксплуатации на территории аэродрома, подлежат учету в соответствующих государственных органах.

Спецмашинам, допускаемым к эксплуатации только на территории аэродрома, присваиваются гаражные номера. Учет и ведение паспортов и формуляров на спецмашины производятся главным оператором аэропорта и организациями, осуществляющими эксплуатацию спецмашин.

В пункте 24 Правил «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов, и почты», утвержденных приказом Минтранса России от 23 июня 2003 года № 150 указано, что спецтранспорт, допускаемый к эксплуатации на территории аэродрома и за ее пределами, должен состоять на учете в соответствующих уполномоченных государственных органах.

Спецтранспорт, допускаемый к эксплуатации только на территории аэродрома, должен иметь гаражный номер. Учет и ведение паспортов и формуляров на указанный спецтранспорт осуществляются юридическим лицом, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты.

Таким образом, автобусы, автомобили грузовые, специальные, другая техника на автомобильных шасси, эксплуатируемая как на аэродроме, так и за пределами аэропорта, должна состоять на учете в органах ГИБДД или государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (органах гостехнадзора).

Спецтранспорт, допускаемый к эксплуатации только на территории аэродрома, и который не обладает признаками, поименованными в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 года № 938, должен иметь гаражный номер, а учет и ведение паспортов и формуляров на такой спецтранспорт осуществляется главным оператором аэропорта.

Юридически значимыми обстоятельствами для определения порядка регистрации и учёта транспортных средств в данном случае являются установление места эксплуатации спорных транспортных средств – только на территории аэропорта либо, как на территории аэропорта, так и за его пределами, а также установление наличия у транспортных средств признаков, указанных в пункте 1 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 938.

Из материалов дела следует, что спорные транспортные средства: унифицированный моторный подогреватель УМП – 350 марки ЗИЛ-131, гаражный номер ; аэродромно-передвижной электроагрегат АПА – 5Д марки УРАЛ-4320, гаражный номер унифицированный моторный подогреватель УМП – 350 марки ЗИЛ-131, гаражный номер аэродромная уборочная машина АС-4000 марки МАЗ-543403, гаражный номер не имеют государственную регистрацию, что не оспаривается стороной ответчика.

Собственником названных транспортных средств является ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург».

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года№ 1090 «О Правилах дорожного движения», не должны регистрироваться транспортные средства: участвующие в международном движении (п. 3 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»), ввозимые на территорию РФ на срок менее 6 месяцев (там же), имеющие объем двигателя внутреннего сгорания 50 куб. см и менее либо максимальную мощность электродвигателя 4 кВТ и мене (п. 1 Постановления), предназначенные для продажи, которые принадлежат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговлю транспортными средствами (абз. 3 п. 3 Постановления).

Принадлежащие ответчику транспортные средства не отвечают указанным признакам, исключающим необходимость обязательной регистрации транспортного средства на территории РФ, в связи с чем, должны быть зарегистрированы в порядке, установленном Правительством РФ от 12 августа 1994 года №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

Таким образом, ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» нарушает требования Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и иных вышеуказанных нормативных правовых актов не принимая мер к регистрации в органах ГИБДД спорных транспортных средств.

Кроме того, государственная регистрация указанных транспортных средств обеспечит контроль за их техническим состоянием со стороны уполномоченных органов, который является одной из гарантий обеспечения безопасности транспортных средств для окружающих.

Доводы ответчика о том, что спорные транспортные средства эксплуатируются только на территории аэропорта, поэтому не подлежат государственному учёту в органах ГИБДД, поскольку не участвуют в дорожном движении, не передвигаются по дорогам общего пользования и авиационным законодательством предусмотрено ведение учета указанных транспортных средств предприятием, с присвоением им гаражных номеров суд находит не состоятельными.

Положения Правил «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты», Инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, предусмотрено, что спецтранспорт, допускаемый к эксплуатации на территории аэродрома и за ее пределами, должен состоять на учете в соответствующих уполномоченных органах, носят императивный характер и не предусматривают каких-либо исключений. Требования иметь гаражные номера по ведению в отношении данной техники учета, паспортов организацией, осуществляющей эксплуатацию спецмашин, являются дополнительными.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Оренбургского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Государственного унитарного предприятия Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» по невыполнению требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения в части регистрации транспортных средств:

- унифицированного моторного подогревателя УМП – 350 марки ЗИЛ-131, гаражный номер

- аэродромно-передвижного электроагрегата АПА – 5Д марки УРАЛ-4320, гаражный номер

- унифицированного моторного подогревателя УМП – 350 марки ЗИЛ-131, гаражный номер

- аэродромной уборочной машины АС-4000 марки МАЗ-543403, гаражный номер и получения соответствующих документов в подразделении Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ.

Возложить на Государственное унитарное предприятие Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» обязанность зарегистрировать транспортные средства:

- унифицированный моторный подогреватель УМП – 350 марки ЗИЛ-131, гаражный номер

- аэродромно-передвижной электроагрегат АПА – 5Д марки УРАЛ-4320, гаражный номер ;

- унифицированный моторный подогреватель УМП – 350 марки ЗИЛ-131, гаражный номер ;

- аэродромную уборочную машину АС-4000 марки МАЗ-543403, гаражный номер в подразделении Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ.

Решение суда может быть обжаловано, в апелляционном порядке, в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.В. Чиркова