ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1390/19 от 31.10.2019 Медведевского районного суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2-1390/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 октября 2019 г. п. Медведево

Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Ильина Е.В.,

при секретаре судебного заседания Ерусланове Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Марийского межрайонного природоохранного прокурора, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Кузнецовское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл о возложении обязанности принять решение о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования, направлениипроекта Решения Собрания депутатов МО «Кузнецовское сельское поселение» в Собрание депутатов МО «Кузнецовское сельское поселение»,

УСТАНОВИЛ:

Марийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Кузнецовское сельское поселение» с вышеуказанным иском, в котором просит возложить на ответчика обязанность в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о подготовке предложений о внесении в Генеральный план МО «Кузнецовское сельское поселение» в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территории прибрежных полос водных объектов общего пользования, расположенных в ...<данные изъяты>, в ... река <данные изъяты> МО «Кузнецовское сельское поселение» и направить проект Решения Собрания депутатов МО «Кузнецовское сельское поселение» в Собрание депутатов МО «Кузнецовское сельское поселение».

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки исполнения водоохранного, градостроительного законодательства установлено, что на территории МО «Кузнецовское сельское поселение» в ... и ... имеются водные объекты общего пользования, однако в нарушение ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 23, 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте зон с особыми условиями использования территорий в материалах по обоснованию Генерального плана МО «Кузнецовское сельское поселение» не отображены границы прибрежных защитных полос указанных в требованиях водных объектов. Отсутствие указания в Генеральном плане сельского поселения территории зон с особым режимом использования, примыкающим к водным объектам, может привести к нарушению режима общего доступа граждан к водным объектам, нарушениям режима ведения хозяйственной и иной деятельности, установленного ст.65 Водного кодекса Российской Федерации в пределах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов, вовлечение земель с особыми условиями использования в хозяйственный оборот, что приведет к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в связи с чем прокурор обратился в суд с заявленными требованиями.

В судебном заседании исполняющий обязанности Марийского межрайонного природоохранного прокурора Валитов С.Г. исковые требования поддержал, дал пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МО «Кузнецовское сельское поселение» в судебное заседание не явился, от него поступил письменный отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования Марийского межрайонного природоохранного прокурора признал, указал, что в настоящее время ведутся работы по разработке Генерального плана МО «Кузнецовское сельское поселение» в новой редакции, просил рассматривать дело без его участия.

Представитель третьего лица Собрания депутатов МО «Кузнецовское сельское поселение» извещен надлежащим образом, просил рассмотреть иск без его участия.

Представители третьего лица Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл Иванова И.И., Зыкова Е.В. исковые требования прокурора поддержали, просили их удовлетворить, пояснили аналогично изложенному в отзыве.

Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Статьей 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды.

В силу ст.1, ст.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Земельный кодекс Российской Федерации определяет землю как природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве.

В соответствии со ст.105 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) к видам зон с особыми условиями использования территорий относятся водоохранная (рыбоохранная) зона, прибрежная защитная зона.

Указанные положения закона также регламентированы в п.4 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), согласно которым зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 65 Водного кодекса РФ (далее ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч.1). В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч.2).

В соответствии с ч.15 ст.65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; 6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; сброс сточных, в том числе дренажных, вод; разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов; сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду (ч.16 ст.65 ВК РФ).

Согласно ч.17 ст.65 ВК РФ в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Из материалов дела следует, что на территории МО «Кузнецовское сельское поселение» расположены водные объекты общего пользования: река <данные изъяты> в ..., река <данные изъяты> в ....

В результате проведенной проверки Марийской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что на карте зон с особыми условиями использования территорий на карте зон с особыми условиями использования территорий в материалах по обоснованию Генерального плана МО «Кузнецовское сельское поселение» не отображены границы прибрежных защитных полос рек <данные изъяты> и <данные изъяты>, расположенных в ... и .... Ответчиком решение о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план МО «Кузнецовское сельское поселение» в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территории прибрежных защитных полос указанных водных объектов не принято, как и не подготовлен проект Решения Собрания депутатов МО «Кузнецовское сельское поселение» «О внесении изменений в Генеральный план МО «Кузнецовское сельское поселение» в Собрание депутатов МО «Кузнецовское сельское поселение».

Согласно ч. 3 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно п.п.11, 14 ст.2 Закона Республики Марий Эл от 29 декабря 2014 г. №61-З "О закреплении за сельскими поселениями в Республике Марий Эл вопросов местного значения" за сельскими поселениями закрепляются следующие вопросы местного значения: создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территорий.

Согласно ст.24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (ч.1). Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (ч.2). Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (ч.3).

В соответствии с п.7 ч.8 ст.23 ГрК РФ материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий.

Как видно из материалов дела в отношении главы администрации МО «Кузнецовское сельское поселение» вынесено представление от <...> года с требованием принять исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений закона (л.д. 9-10). Выявленные прокурором нарушения ответчиком не оспаривались.

Из пояснений прокурора Валитова С.Г., представителей Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл Ивановой И.И., Зыковой Е.В., а также представленных документов следует, что Министерством природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл в силу ст.26 ВК РФ, Положения о Министерстве, утвержденным постановления Правительства Республики Марий Эл от <...> годаг. № ..., в настоящее время определены границы водоохранных зон, прибрежных защитных полос, береговых полос и береговых линий водных объектов, расположенных в пределах ...; водные объекты общего пользования: река <данные изъяты> река <данные изъяты>, расположенные в ... и в ... МО «Кузнецовское сельское поселение» внесены в ЕГРН.

При таких обстоятельствах и учитывая, что установленные нарушения в части принятия решения о подготовке предложений о внесении в Генеральный план МО «Кузнецовское сельское поселение» в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территории прибрежных полос водных объектов общего пользования, расположенных в ... река <данные изъяты> в ... река <данные изъяты> МО «Кузнецовское сельское поселение» и направления проекта Решения Собрания депутатов МО «Кузнецовское сельское поселение» в Собрание депутатов МО «Кузнецовское сельское поселение» до настоящего времени не устранены, непринятие мер по их устранению может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Марийского межрайонного природоохранного прокурора о возложении обязанности принять решение о подготовке предложений о внесении в Генеральный план МО «Кузнецовское сельское поселение» в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территории прибрежных полос водных объектов общего пользования, расположенных в ... река <данные изъяты>, в ... река <данные изъяты> МО «Кузнецовское сельское поселение» и направить проект Решения Собрания депутатов МО «Кузнецовское сельское поселение» в Собрание депутатов МО «Кузнецовское сельское поселение» подлежат удовлетворению.

Суд при вынесении решения также учитывает, что ответчик заявленные исковые требования признал, о чем указано в отзыве ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию муниципального образования «Кузнецовское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл принять решение о подготовке предложений о внесении в Генеральный план муниципального образования «Кузнецовское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территории прибрежных полос водных объектов общего пользования, расположенных в ...<данные изъяты>, в ...<данные изъяты> муниципального образования «Кузнецовское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл и направить проект Решения Собрания депутатов муниципального образования «Кузнецовское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл в Собрание депутатов муниципального образования «Кузнецовское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл в течение двух лет со дня вступления данного решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционные жалоба, представление в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Ильин

В окончательной форме решение принято:

1 ноября 2019 г.