Дело №2-1390/2020 73RS0013-01-2020-002098-85 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 07 июля 2020 года г. Димитровград Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Евдокимовой И.В., при секретаре Хабло А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по уточненному иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) о понуждении к принятию заявления о переходе из негосударственного пенсионного фонда «САФМАР» в Пенсионный фонд Российской Федерации, понуждении к внесению изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, У С Т А Н О В И Л: Истец ФИО1 обратилась в суд с указанным иском к ответчику Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) (далее – ГУ-УПФР в г. Димитровграде), ссылаясь в обоснование требований на то, что она 10.03.2020 подала через ГУ-УПФР в г. Димитровграде заявление по форме, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 03.12.2018 №502п, о переходе в 2021 году из негосударственного пенсионного фонда – АО НПФ «САФМАР» в Пенсионный фонд Российской Федерации по истечении пятилетнего срока страхования. Письмом от 09.04.2020 №4316 ГУ-УПФР в г. Димитровграде известило ее о том, что ее заявление о смене страховщика не может быть рассмотрено. Полагает, что ГУ-УПФР в г. Димитровграде не выполнило свои обязанности, отказав в предоставлении государственной услуги, предусмотренной федеральным законодательством РФ, нарушило сроки предоставления государственной услуги. Считает, что действия ГУ-УПФР в г. Димитровграде создали угрозу неполучения ею в полном объеме пенсионных накоплений с учетом результатов инвестирования, отраженных на ее индивидуальном лицевом счете накопительной пенсии в соответствии со ст. 36.2-1 Федерального закона от 07 мая 1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Просила понудить ГУ-УПФР в г. Димитровграде зарегистрировать ее заявление от 10.03.2020 о переходе из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд Российской Федерации, обязать ГУ-УПФР в г. Димитровграде внести изменения в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию. В последующем истцом были уточнены исковые требования, согласно которым истец просила понудить ГУ-УПФР в г. Димитровграде принять его заявление о переходе из АО НПФ «САФМАР» в Пенсионный фонд Российской Федерации по форме, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 03.12.2018 №502п, обязать ГУ-УПФР в г. Димитровграде внести изменения в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию. Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, будучи извещенной о слушании дела надлежащим образом. Заявлением просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующий по нотариальной доверенности, поддержал уточненные исковые требования по доводам, изложенным в иске. Пояснил, что в уточненных требованиях речь идет не о заявлениях от 04.02.2020 либо 10.03.2020, поданных истцом, а о заявлении, которое должно быть оформлено по форме, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 03.12.2018 №502п. Данное заявление истцом еще не подавалось, но требуется, чтобы в случае подачи ею такого заявления ГУ-УПФР в г. Димитровграде безусловно приняло бы его в работу. Также добавил, что ГУ-УПФР в г. Димитровграде предложил недействующую форму заявления, хотя обязан был предоставить истцу форму заявления, проконсультировать о порядке ее заполнения. Хотя сотрудники ответчика сами заполняют указанные заявления на компьютере и распечатывают. Таким образом, ошибки исключены либо ложатся на них. Также пояснил, что поскольку в 2019г. у ФИО1 заканчивался пятилетний срок страхования, они обратились в пенсионный фонд для перехода из негосударственного пенсионного фонда в ГУ-УПФР в г. Димитровграде, но ей рекомендовали отложить это на 2020г. Истица стремилась обезопасить себя в случае будущего банкротства негосударственного пенсионного фонда, решив зафиксировать денежные накопления. Это - единственный надежный путь, есть менее надежные варианты. В данном случае тот вариант, который предлагает Пенсионный фонд, тоже возможен, но суть в том, что ФИО1 высказывает свое волеизъявление и Пенсионный фонд не должен влиять, заставлять ее действовать по-другому. ФИО1 свое желание высказала. Считает, что при окончании пятилетнего срока правильно и надежно написать переход, и тогда фиксируются инвестиционные накопления за пять лет, после чего нужно либо ждать пять лет, либо писать о досрочном переходе, и терять год. Деньги ФИО1 были застрахованы в 2002г., и пятилетний срок уже несколько раз прошел. ФИО1 принесла заявление; <данные изъяты> приняла, хотя не уполномочена принимать. В расписке стоит подпись <данные изъяты>, т.е. фактически там были все задействованы. Также <данные изъяты> спрашивала, в чем проблема, на что они ей ответили, что - против досрочного перехода, и что нужны другие формы. Нужно, чтобы пенсионный фонд на основании решения суда изменил формы заявлений, либо новые формы добавил, понял правильность работы, не диктовал условия. 10.03.2020 они требовали форму №502 от 2018, им сказали, что нет таких форм. Сейчас если суд откажет в иске, ФИО1 потеряет инвестиции и ответственность ляжет на суд. Если суд вынесет решение в пользу истца, то у них будет время до 01.12.2020 разобраться, какое из двух заявлений подать. Пенсионный фонд увидит решение, поработают со своим управлением, известят, что имеется такое решение и сделают форму. Сейчас имеется большая масса денег, которой пользуются не известно какие люди, добросовестные, недобросовестные и не несут никакой ответственности, а государство застраховало только те деньги, которые перечислил работодатель. У ФИО1 сумма значительная, поэтому она обратилась в суд. Уведомление некорректное и <данные изъяты> подписывал сам, т.к. работники отказывались подписывать. Работники отказывались им выдавать документы и ставить подписи, и <данные изъяты> был вынужден расписываться сам. Юрист, присутствующая в данном судебном заседании, могла знать ситуацию со слов других работников. Истец подала заявление 10 числа, а отказ дали 09.04.2020, т.е. через месяц, значит они просто месяц не знали, что делать и дали отказ в последний день. На сегодняшний день отказать в том, чтобы написать заявление, невозможно. Им не оказана гос.услуга, пенсионный фонд в этой ситуации - посредник. Они могли подать заявление через гос.услуги, но так как ситуация сложная, пришли лично подать заявление через пенсионный фонд. У пенсионного фонда нет прав вмешиваться в волеизъявление застрахованного лица. Он-представитель истца, неоднократно приходил и общался со всеми и заранее предупредил, когда придет с ФИО1 подавать заявление. Речь шла о простом переводе; им необходимо по окончании пятилетнего срока зафиксировать инвестиционные накопления, т.к. есть смыл в 2021 г. написать досрочный перевод. Дата фиксации пятилетнего срока - 2020г., но они считают, что потеряют накопления за 1 год, потому что они напишут заявление о досрочном переходе в 2020г., оно будет принято в 2021г. и инвестиционные накопления 2020г. нового пятилетнего срока будут потеряны. Но они сохранят те деньги, которые на сегодня отражены. Поэтому, увидев все потери, они стали задумываться, почему так? «САФМАР» понимает, что сейчас вскроется механизм мошенничества. У «САФМАР» представительство по приему людей закрыто, т.к. у людей подходит к концу пятилетний срок, «САФМАР» это сразу понял и закрылся. Если все сейчас попросят досрочное, то «САФМАР» не сможет исполнить обязательства и должен объявить себя банкротом. И они судебным решением хотят разобраться с Пенсионным фондом. Пенсионный фонд должен принять заявление и отправить его в работу. Теоретически, до 01.12.2020 они могут сами обратится в «САФМАР», но он «придерется к запятой» и откажет. Сейчас в пенсионном фонде по г. Димитровграду с юридической точки зрения каких-либо действующих заявлений от имени ФИО1 не имеется, т.к. от 04.02.2020 заявление она отозвала, а от 10.03.2020 заявление не приняли в работу. Бланк заявления от 10.03.2020 взяли на официальном сайте пенсионного фонда. Как пояснила представитель ответчика, данный бланк отличается одной строчкой. Кроме заявлений от 04.02.2020 и от 10.03.2020, никаких других заявлений о переходе из негосударственного в государственный пенсионный фонд истица не подавала в пенсионный фонд по г. Димитровграду. Они ждут решение. Также у ФИО1 есть возможность подать заявление через гос.услуги. Представитель ответчика УПФ (ГУ) в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области ФИО3 в судебном заседании исковые требования ФИО1 считала необоснованными. Указала на то, что 04.02.2020 истицей в УПФР было подано заявление о досрочном переходе из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд РФ, затем 10.03.2020 ею в УПФР было подано заявление о переходе (срочном) из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд РФ. В соответствии с административным регламентом, застрахованному лицу, при подаче каждого следующего заявления в течение одного календарного года, необходимо отказаться от всех предыдущих заявлений, подав уведомление об отказе от смены страховщика в установленной законом форме. Только в этом случае будет рассматриваться последнее поданное заявление. Но истица подала заявление от 10.03.2020 без оформления отказа от предыдущего заявления, т.е. без представления уведомления об отказе от смены страховщика, о порядке и необходимости подачи которого она была предупреждена специалистом УПФР. Следовательно, ее заявление о переходе из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд РФ от 10.03.2020 не может быть рассмотрено по причине не предоставления уведомления об отказе от смены страховщика. Отметила, что в период до 31.12.2020 истица имеет право подать уведомление об отказе от всех поданных в 2020 г. заявлений. Представитель третьего лица АО «НПФ «САФМАР», не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора, извещенный надлежащим образом, в суд не явился, будучи извещенным о слушании дела. Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Порядок приёма, рассмотрения заявлений (уведомления) застрахованных лиц в целях реализации ими прав при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений регламентирован Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему, рассмотрению заявлений (уведомлений) застрахованных лиц в целях реализации ими прав при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений и принятию решений по ним (утверждённым Постановлением Правления ПФР от 17/12/2018 г. № 524п), Постановлением Правления ПФР от 3 декабря 2018 года № 502п «Об утверждении форм заявлений и уведомлений, инструкций по их заполнению, порядка доведения до сведения застрахованных лиц указанных форм заявлений, уведомлений и инструкций по их заполнению». Порядок рассмотрения заявления застрахованного лица о переходе либо заявления застрахованного лица о досрочном переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации регулируется ст. 36.10 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 18.03.2020 г.) "О негосударственных пенсионных фондах". Согласно ст. 36.10. указанного Федерального закона, заявление застрахованного лица о переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации подлежит рассмотрению Пенсионным фондом Российской Федерации в срок до 1 марта года, следующего за годом, в котором истекает пятилетний срок, исчисляющийся начиная с года подачи застрахованным лицом заявления о переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации. Заявление застрахованного лица о досрочном переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации подлежит рассмотрению Пенсионным фондом Российской Федерации в срок до 1 марта года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления о досрочном переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации в случае удовлетворения заявления застрахованного лица о переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации вносит соответствующие изменения в единый реестр застрахованных лиц в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта. Пенсионный фонд Российской Федерации в случае удовлетворения заявления застрахованного лица о досрочном переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации вносит соответствующие изменения в единый реестр застрахованных лиц в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта (ч.1 ст. 36.10 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ). Пенсионный фонд Российской Федерации отказывает в удовлетворении заявления застрахованного лица о переходе (заявления застрахованного лица о досрочном переходе) в Пенсионный фонд Российской Федерации и во внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц в случае, если: поданное застрахованным лицом заявление оформлено с нарушением установленной формы; застрахованным лицом подано заявление с нарушением порядка подачи заявления, установленного пунктом 3 статьи 36.8 настоящего Федерального закона; на момент рассмотрения заявления застрахованным лицом подано заявление об установлении накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, которое рассматривается в установленном порядке, или застрахованному лицу установлена накопительная пенсия, срочная пенсионная выплата, единовременная выплата средств пенсионных накоплений; поданное застрахованным лицом заявление о переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации не содержит указания на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании); в поданном застрахованным лицом заявлении указана управляющая компания, заявившая к моменту подачи такого заявления о приостановлении (прекращении) приема в доверительное управление средств пенсионных накоплений, формируемых в отношении новых застрахованных лиц; в поданном застрахованным лицом заявлении указана управляющая компания, договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений с которой прекращен (расторгнут) к моменту рассмотрения такого заявления Пенсионным фондом Российской Федерации; при повторной подаче заявления застрахованным лицом ранее не подано уведомление об отказе от смены страховщика (п.3 ст. 36.10 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ). Установлено, что 04 февраля 2020 года истцом ФИО1 в ГУ-УПФР в г. Димитровграде подано заявление застрахованного лица о досрочном переходе из негосударственного пенсионного фонда - АО НПФ "САФМАР" в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом, заявление застрахованного лица о досрочном переходе рассматривается ПФР с принятием решения об удовлетворении заявления (с внесением изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию) или об отказе в удовлетворении либо оставлении его без рассмотрения в срок до 1 марта года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления о досрочном переходе. Кроме того, 10 марта 2020 года ФИО1 подала заявление в ГУ-УПФР в г. Димитровграде о переходе из негосударственного пенсионного фонда- АО НПФ "САФМАР" в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом, заявление застрахованного лица о переходе рассматривается ПФР с принятием решения об удовлетворении заявления (с внесением изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию) или об отказе в удовлетворении заявления либо оставлении его без рассмотрения в срок до 1 марта года, следующего за годом, в котором истекает пятилетний срок с года подачи застрахованным лицом заявления о переходе. Таким образом, право на смену страховщика и перевод средств пенсионных накоплений, включая инвестиционный доход, гражданину предпочтительно реализовать один раз в пять лет. Такое заявление рассматривается ГУ-УПФР в г. Димитровграде до 1 марта года, следующего за годом, в котором истекает пятилетний срок с года подачи заявления. Перевод средств выбранному страховщику осуществляется до 31 марта года рассмотрения заявления. В свою очередь, заявление о досрочном переходе рассматривается до 1 марта года, следующего за годом подачи заявления, а перевод средств осуществляется до 31 марта того же года. В случае досрочного перехода новому страховщику передаются средства без инвестиционного дохода или гарантийного восполнения инвестиционного убытка (при их наличии) с даты последнего расчета гарантируемой суммы средств пенсионных накоплений. Однако, в случае с ФИО1, ее пенсионные накопления, при подаче заявления в 2020 году, будут переданы без потерь, т. к. прошел пятилетний срок. Отличия заявлений о переходе (т. е. срочном) и о досрочном переходе заключаются в различных сроках их рассмотрения, сроках фактического перехода к новому страховщику и сроках перевода средств, а также в различном порядке расчета средств пенсионных накоплений, подлежащих передаче при таких переходах. Таким образом, заявление ФИО1 от 04.02.2020г. о досрочном переходе из НПФ в ПФР будет рассмотрено в 2021 году, заявление от 10.03.2020г. - после истечения пятилетнего срока. Также установлено, что заявление истца от 10.03.2020г. направлено без оформления отказа от предыдущего заявления, т.е. без представления уведомления об отказе от смены страховщика. При этом, застрахованному лицу при подаче каждого следующего заявления в течение одного календарного года необходимо отказаться от всех предыдущих заявлений, подав уведомление об отказе от смены страховщика, и только в этом случае будет рассматриваться последнее поданное заявление. В уведомлении об отказе от смены страховщика от 10.03.2020г. подпись истца отсутствует; кроме того, в заявлении осталось не заполненным обязательное поле: «наименование управляющей компании» и «наименование выбранного инвестиционного портфеля». В соответствии с Постановлением Правления ПФ РФ от 17.12.2018 N 524п (ред. от 25.11.2019) "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему, рассмотрению заявлений (уведомлений) застрахованных лиц в целях реализации ими прав при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений и принятию решений по ним" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.02.2019 N 53717), заявление застрахованного лица о переходе из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд Российской Федерации (о досрочном переходе из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд Российской Федерации), может быть приостановлено или отказано в предоставлении государственной услуги по следующим основаниям: - оформлено с нарушением установленной формы, установленной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 3 декабря 2018 г. N 502п; - подано с нарушением порядка подачи заявления, установленного пунктами 3 и 3.1 статьи 36.8 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ; - на момент рассмотрения заявления застрахованным лицом подано заявление об установлении накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, которое рассматривается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или застрахованному лицу установлена накопительная пенсия, срочная пенсионная выплата, единовременная выплата средств пенсионных накоплений; - не содержит указания на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании); - в поданном застрахованным лицом заявлении указана управляющая компания, заявившая к моменту подачи такого заявления о приостановлении (прекращении) приема в доверительное управление средств пенсионных накоплений, формируемых в отношении новых застрахованных лиц; - в поданном застрахованным лицом заявлении указана управляющая компания, договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений с которой прекращен (расторгнут) к моменту рассмотрения такого заявления Пенсионным фондом Российской Федерации; - при повторной подаче заявления застрахованным лицом ранее не подано уведомление об отказе от смены страховщика. Исход из вышеизложенного, заявление от 10.03.2020 не может быть принято для рассмотрения. Кроме того, уведомление об отказе от смены страховщика по обязательному пенсионному страхованию заполняется застрахованным лицом (его представителем) в соответствии с Инструкцией по заполнению формы уведомления об отказе от смены страховщика по обязательному пенсионному страхованию, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 3 декабря 2018 г. N 502п. Форма уведомления об отказе от смены страховщика по обязательному пенсионному страхованию, разработана в соответствии с пунктом 3 статьи 36.7, пунктом 2 статьи 36.8, пунктом 3 статьи 36.8-1, пунктом 2 статьи 36.8-2 и пунктом 2 статьи 36.11 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". Исходя из изложенного, заявление ФИО1 от 11.03.2020 об отзыве ранее направленного заявления от 04.02.2020г. не может быть принято, поскольку необходимо направить уведомление об отказе от смены страховщика установленной формы и утвержденного порядком (Порядок доведения до сведения застрахованных лиц форм уведомления об отказе от смены страховщика по обязательному пенсионному страхованию, а также инструкций по заполнению указанных форм заявлений и уведомлений). Кроме того, согласно уточненных исковых требований, истец просит понудить ГУ-УПФР в г. Димитровграде принять его заявление о переходе из негосударственного пенсионного фонда «САФМАР» в Пенсионный фонд Российской Федерации по форме, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 03.12.2018 №502п, обязав ГУ-УПФР в г. Димитровграде внести изменения в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию. При этом, исходя из уточненных исковых требований, согласно пояснений представителя истца, речь идет не о заявлениях от 04.02.2020 либо 10.03.2020, поданных истцом, а о заявлении, которое должно быть оформлено по форме, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 03.12.2018 №502п. При чем упомянутое заявление истцом еще не подавалось, но, исходя из позиции представителя истца, требуется, чтобы в случае подачи истцом такого заявления, ГУ-УПФР в г. Димитровграде безусловно приняло бы его в работу. Учитывая выше изложенное, принимая во внимание, что упоминаемое в уточненных требованиях заявление о переходе из негосударственного пенсионного фонда «САФМАР» в Пенсионный фонд Российской Федерации по форме, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 03.12.2018 №502п, истцом пока не подавалось, оснований для понуждения ГУ-УПФР в г. Димитровграде принять указанное заявление, как и для понуждения ГУ-УПФР в г. Димитровграде внести изменения в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, не имеется. При таких обстоятельствах заявленные уточненные исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении уточненных исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) о понуждении к принятию заявления о переходе из негосударственного пенсионного фонда «САФМАР» в Пенсионный фонд Российской Федерации по форме, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 03.12.2018 №502п, понуждении к внесению изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - 14 июля 2020 года. Судья : И.В. Евдокимова |