Дело № | |
Решение
Именем Российской Федерации
г. Саратов |
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Анненковой Ж.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сазоник А.А.
с участием истца ФИО2, его представителя – ФИО3,
представителя ответчика Военного комиссариата Саратовской области – ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Министерства обороны Российской Федерации, Центральной комиссии Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Саратовской области» об установлении факта, об обязании выдать удостоверение ветерана боевых действий,
установил:
ФИО2 обратился в суд с иском к Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Саратовской области».
В соответствии с первоначально заявленными исковыми требованиями ФИО2 просил:
- признать незаконным решение Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче удостоверения «Ветерана боевых действий» ФИО2;
- обязать Военный комиссариат <адрес> принять заявление ФИО2 о выдаче удостоверения ветерана боевых действий с приложенными документами и направить в Комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Министерства обороны Российской Федерации;
- установить факт участия ФИО2 в выполнении задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации об установки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве военнослужащего по контракту в составе войсковой части полевая почта 11507;
- признать ФИО2 участником выполнения задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации об установки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве военнослужащего по контракту в составе войсковой части полевая почта 11507 и признать за ним право на получение удостоверения ветерана боевых действий;
- обязать Комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Министерства обороны Российской Федерации выдать ФИО2 удостоверение «Ветеран боевых действий»;
- взыскать с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат <адрес>» в пользу ФИО2 расходы по уплате государственной пошлины.
В обоснование своих требований ФИО2 указал, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Комиссией Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий ему было отказано по результатам рассмотрения обращений ФИО2 о выдаче удостоверения ветерана боевых действий с формулировкой причины отказа – факт непосредственного участия в боевых действиях документально не подтвержден.
ДД.ММ.ГГГГ Комиссией Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий ему было также отказано. В протоколе комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в качестве причины отказа указано: «Рекомендовано представить выписки из приказов командира в/ч 11507, подтверждающие участие в выполнении задач в зоне вооруженного конфликта в <адрес> (выписки из приказов о выплате двойных окладов за период выполнения задач или выписки из приказов о льготном исчислении выслуги лет), либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал».
ФИО2 полагает решение Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ необоснованным, поскольку он в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту в войсковой части полевая почта 11507, в зоне вооруженного конфликта в <адрес> во 2мсб4 мср 2 мсв в должности командира отделения. Войсковая часть полевая почта 11507 значится в перечне органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных сил РФ, принимавших учачтие в привлекаемых к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. За 1993 год у истца, имеются приказы о льготной выслуге. Кроме того, в соответствии с приказом МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявших задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» в период с января по май 1994 года имеются приказы командира войсковой части полевая почта 11507 по общим вопросам «Об установлении лицам офицерского состава, прапорщикам, военнослужащим контрактной службы должностных окладов и окладов по воинскому званию в двойном размере», из которых следует, что истец получал должностные оклады в двойном размере, как лицо, выполняющее обязанности по защите конституционных прав граждан при вооруженных конфликтах.
ФЗ № 351-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О ветеранах» изменил круг лиц, отнесенных к категории ветеранов боевых действий, заменив действующую формулировку «боевые действия в <адрес>: в сентябре-ноябре 1992 года, с февраля 1993 года по декабрь 1997 года» на «выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации об установки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан: сентябрь-ноябрь 1992 года, с февраля 1993 года по декабрь 1997 года». Такая же формулировка применительно к конфликту на территории Республики Таджикистан содержится в приложении к указанному ФЗ, устанавливающему перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ. Таким образом, с учетом действующей редакции ФЗ «О ветеранах», ФИО5 должен быть отнесен к ветеранам боевых действий.
Выдача удостоверений «Ветеран боевых действий» в Министерстве обороны РФ осуществляется в соответствии с Порядком выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ, утвержденным приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. Указанный нормативный акт в действующей редакции позволяет отнести приказы командиров воинских частей о выплате должностного оклада в двойном размере и приказы о льготной выслуге лет к доказательствам факта участия военнослужащих к выполнению задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации об установки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан в сентябре-ноябре 1992 года, с февраля 1993 года по декабрь 1997 года, что влечет установление ФИО1 статуса «Ветеран боевых действий» и соответственно выдачу удостоверения «Ветеран боевых действий».
В судебном заседании истец ФИО1, поддержал доводы искового заявления, в порядке ст. 39 ГПК РФ, уточнил исковые требования (л.д.93-97) и просил: установить факт его участия в выполнении задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в качестве военнослужащего, проходившего военную службу по контракту на должности командира отделения мотострелкового взвода мотострелковой роты мотострелкового батальона в составе войсковой части полевая почта 11507; признать ФИО1 участником выполнения задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в качестве военнослужащего, проходившего военную службу по контракту на должности командира отделения мотострелкового взвода мотострелковой роты мотострелкового батальона в составе войсковой части полевая почта 11507; обязать Комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Министерства обороны Российской Федерации выдать ФИО2 удостоверение «Ветеран боевых действий». Кроме того, в судебном заседании ФИО2 пояснил, что приказом командира в\ч пп 11507 № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ он снят со всех видов довольствия, но по факту находился на территории Республики Таджикистан до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с ожиданием борта. Поскольку в соответствии с указанным приказом он считается убывшим с территории Республики Таджикистан с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 в судебном заседании просил принять в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнения заявленных исковых требований и рассмотреть иск с учетом периода его нахождения на территории Республики Таджикистан «с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года», вместо ранее указанного «с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года».
В судебном заседании представитель истца ФИО3 уточненные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что в личном деле и послужном списке ФИО2 имеется запись о зачете выслуги лет из расчета 1 месяц за 3 месяца. В спорный период в соответствии с приказом МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ военнослужащим выплачивались оклады по воинскому званию и должностные оклады в двойном размере (именные списки не приложены), а также в полуторном размере военнослужащим согласно поименованным спискам. Поскольку в поименованных списках ФИО2 не значится, следовательно, за время нахождения на территории Республики Таджикистан он получал денежное довольствие в двойном размере. Из поступивших из архива документов и раздаточных ведомостей также следует, что в спорный период должностной оклад ФИО2 выплачивался в двойном размере. Двойной размер денежного довольствия, исходя из приказа Министерства Обороны № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявших задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», обусловлен выполнением ФИО2 обязанностей, связанных с выполнением задач по защите конституционных прав при вооруженных конфликтах. Войсковая часть полевая почта 11507, в которой истец проходил военную службу по контракту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, значится в Перечне органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, принимавших участие и привлекаемых к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В совокупности, выполнение задач по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах на территориях, включенных в указанный список, влечет установление ФИО2 статуса «Ветеран боевых действий». Решение Комиссии Центрального военного округа Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче удостоверения «Ветерана боевых действий» основано на рекомендации представить выписки из приказов командира в/ч 11507, подтверждающие участие в выполнении задач в зоне вооруженного конфликта в <адрес> (выписки из приказов о выплате двойных окладов за период выполнения задач или выписки из приказов о льготном исчислении выслуги лет), либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал. Однако у истца не имелось объективной возможности выполнить указанные рекомендации, поскольку в период его службы, такого рода приказы командиром части не выносились, приказ Министра обороны РФ № года, в соответствии с которым периоды фактического выполнения военнослужащими задач в зоне вооруженного конфликта должны оформляться приказами командиров соответствующих частей вступил в законную силу только с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в ФЗ «О ветеранах» в 2015 году были внесены изменения, и ФИО2 требуется доказать не факт участия в боевых действиях, а факт участия в выполнении задач, которые перечислены в законе. На основании изложенного, представитель истца ФИО3 просил удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме, установить факт участия ФИО2 в выполнении задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации об установки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать его участником выполнения указанных задач и обязать Комиссию выдать ему удостоверение «Ветеран боевых действий».
Представитель ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат <адрес>» ФИО4 исковые требования не признал, пояснил, что комиссия при принятии решения о выдаче или отказе удостоверения «Ветеран боевых действий» руководствуется действующим приказом Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий. Для получения указанного удостоверения лица обращаются с соответствующим заявлением в комиссию военного округа на территории которого они проживают, через военный комиссариат по месту постановки на воинский учет (по месту жительства). В соответствии с п.8 указанного Порядка лицам, выполнявшим задачи по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации об установки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан, кроме иных документов, необходимо представить выписки из приказов командиров, подтверждающих участие заявителя в выполнении указанных задач. В случае отсутствия указанных приказов, установления факт выполнения на территории Республики Таджикистан указанных задач возможно установить в судебном порядке, а в Комиссию представить соответствующее решение суда. Кроме того, указывал, что ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» не может выступать ответчиком по настоящему гражданскому делу, поскольку принятие решения о признании истца участником боевых действий и о выдаче ему удостоверения «Ветеран боевых действий» является прерогативой Комиссии. Полагал, что требование об обязании выдать удостоверение не может рассматриваться в порядке гражданского судопроизводства. Кроме того, по данному требованию судом не может быть принято решение о его удовлетворении, поскольку возложение обязанности на Комиссию выдать истцу удостоверение фактически приведет к подмене судом компетентного органа, в чьи полномочия входит наделение лиц званием ветерана боевых действий.
Представить ответчика Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Через канцелярию суда ответчиком представлены письменные возражения на иск, согласно которым заявленные исковые требования полагают не подлежащими удовлетворению. Указывают, что решение Комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче удостоверения «Ветерана боевых действий» ФИО2 принято законно и обоснованно, поскольку вопреки требованиям п.8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий (утв. приказом Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ) заявителем не был подтвержден факт выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в <адрес>. Представленные ФИО2 документы не содержали сведений о его части в боевых действиях в составе войсковой части 11507, в связи с чем заявителю было рекомендовано представить выписки из приказов командира войсковой части 11507, подтверждающие участие в боевых действиях. Также, ссылаясь на правовую позицию Верховного суда Российской Федерации, Комиссия возражала относительно удовлетворения заявленных требований, полагая, что сам по себе факт нахождения гражданина в указанный период в зоне вооруженного конфликта не означает фактическое его участие в боевых действиях и не является основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий. Кроме того, Комиссия указывает, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не зарегистрирована в качестве юридического лица, не обладает гражданской процессуальной правоспособностью и дееспособностью.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ судом в качестве соответчиков в порядке ст.40 ГПК РФ привлечены: Центральная комиссия Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений и выдаче удостоверений ветерана боевых действий, а также Министерство обороны Российской Федерации с исключением из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований.
В судебное заседание представители ответчиков Центральной комиссии Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений и выдаче удостоверений ветерана боевых действий, Министерства обороны Российской Федерации не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Через канцелярию суда представителем ответчиков по доверенности ФИО6, представителем Центральной комиссии ФИО7 представлены письменные возражения на иск, согласно которым заявленные исковые требования полагают не подлежащими удовлетворению. Аналогично возражениям Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, полагают заключение Комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным. Кроме того, указывают, что Министерство обороны РФ не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, и не выдает удостоверения «Ветеран боевых действий». Также Центральная комиссия полагала, что при удовлетворении судом требований ФИО2 об установлении факта его участия в выполнении задач в зоне вооруженного конфликта, правовых оснований для удовлетворения требования о возложении обязанности выдать ему удостоверение ветерана боевых действий не имеется, как заявленного преждевременно.
Поскольку лица, участвующие в деле, извещены судом о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела слушанием от них не поступало, суд на основании ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с пп. 1 п. 1 статьи 3 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации закреплен в приложении к Федеральному закону «О ветеранах».
Приложением № к названному Федеральному закону утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
В разделе III названного Перечня к числу государств и периодов ведения боевых действий отнесены, в том числе, боевые действия в <адрес> с сентября по ноябрь 1992 года и с февраля 1993 год по декабрь 1997 года.
Согласно Директивы ГШ ВС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и Перечня органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, принимавших участие и привлекаемых к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в <адрес>, личный состав войсковой части 11587 полевая почта принимал участие и привлекался к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта на территории Республики Таджикистан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное также подтверждается сведениями Федерального государственного казенного учреждения «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации», поступившими по запросу суда (л.д.54-55).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту в войсковой части полевая почта 11507 во 2мсб 4 мср 2 мсв в должности командира отделения.
Так, согласно ответу ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ№ в книге алфавитного учета военнослужащих по контракту войсковой части полевая почта 115ДД.ММ.ГГГГ год значится: «Мл. сержант, ком. отделения 4 мср 2 мсб ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зачислен в списки личного состава части ДД.ММ.ГГГГ (приказ №), исключен из списков личного состава части ДД.ММ.ГГГГ (приказ №)».
В приказе командира войсковой части полевая почта 11507 от ДД.ММ.ГГГГ№ (<адрес>) значится указание о зачислении с ДД.ММ.ГГГГ в списки личного состава части, на все виды обеспечения, и назначении младшего сержанта ФИО1 – во второй мотострелковый батальон четвертой мотострелковой роты второго мотострелкового взвода на должность командира отделения (п.21 приказа – л.д.54).
Приказом командира войсковой части полевая почта 11507 от ДД.ММ.ГГГГ№ (<адрес>) установлено: «полагать убывшим ДД.ММ.ГГГГ для обучения в школу прапорщиков… сержанта к/с ФИО2… с ДД.ММ.ГГГГ исключить из вещевого и котлового довольствия и выписать продовольственные, денежные и вещевые аттестаты» (л.д.54).
Федеральный Закон № 351-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в ФЗ «О ветеранах» изменил круг лиц, отнесенных к категории ветеранов боевых действий, в части вооруженного конфликта в <адрес>. Ранее действующая формулировка «боевые действия в <адрес>: в сентябре-ноябре 1992 года, с февраля 1993 года по декабрь 1997 года» статьей 11 названного закона изменена на «выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации об установки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан: сентябрь-ноябрь 1992 года, с февраля 1993 года по декабрь 1997 года».
Аналогичная формулировка применительно к конфликту на территории Республики Таджикистан содержится в Приложении №, устанавливающему перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ.
Таким образом, для отнесения лица к категории ветеран боевых действий, необходимо установить факт выполнения им задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации об установки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан: сентябрь-ноябрь 1992 года, с февраля 1993 года по декабрь 1997 года, а не факт непосредственного участия в боевых действиях.
Согласно ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», установленные ст.16 названного закона меры социальной поддержки ветеранов боевых действий осуществляются ими при предъявлении удостоверений единого образца, установленного Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ФЗ № 5-ФЗ «О ветеранах», приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации» в целях рассмотрения обращений и принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий военнослужащим и лицам гражданского персонала ВС РВ, а также гражданам, пребывающим в запасе и состоящим на воинском учете в военных комиссариатах субъектов РФ военного округа, приказом командующего войсками <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий» была создана комиссия центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, согласно п. 2 которой выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Такой порядок в Министерстве обороны Российской Федерации был установлен в рамках предоставленных полномочий приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации».
Согласно абз.7 п.9 Порядка к обращению прикладываются документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей для лиц, выполнявших задачи по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие участие указанных лиц в выполнении задач выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации об установки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал, архивные справки, содержащие сведения, указанные в настоящем абзаце, для военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (при отсутствии документов, указанных в настоящем абзаце), - копии военных билетов, содержащие записи соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп о выполнении задач.
В настоящее время при рассмотрении обращений заявлений о выдаче удостоверений «Ветеран боевых действий» и принятии решения о выдаче (отказе в выдаче) комиссия Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий руководствуется Приказом министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, которым утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации.
Согласно п.8 указанного Порядка кроме перечня определенных документов (заявление (рапорт), фотографии, копия паспорта и т.д.) для лиц, выполнявших задачи по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан, установлено предоставление следующих документов: выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающие участие заявителя в выполнении указанных задач, или документы, подтверждающие участие заявителя в боевых действиях, либо документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал; для военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (при отсутствии документов, указанных в настоящем абзаце), - военные билеты, содержащие записи соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп о выполнении указанных задач.
Как установлено в судебном заседании, следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, решением Комиссии Центрального военного округа Министерства обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказано в выдаче удостоверения «Ветерана боевых действий» (л.д.20).
В качестве причины отказа заявителю рекомендовано представить выписки из приказов командира в/ч 11507, подтверждающие участие в выполнении задач в зоне вооруженного конфликта в <адрес> (выписки из приказов о выплате двойных окладов за период выполнения задач или выписки из приказов о льготном исчислении выслуги лет), либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал. Обращение возвращено для доработки.
При этом из выписки из протокола заседания Комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что вместе с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, истцом на рассмотрение комиссии были представлены: копия военного билета НП 7568982; копия послужного списка; копия справки ФГКУ ЦАМО РФ от ДД.ММ.ГГГГ№; копия справки ФГКУ ЦАМО РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. копии архивных справок ЦА МО РФ, копия послужного списка, копия командировочного удостоверения в/ч 19034, копия характеристики, копия приказа Командира в/ч 64176 от ДД.ММ.ГГГГ№, копии справок, копия военного билета ГС 221071.
Обращаясь в суд с исковыми требованиями об установлении факта участия в выполнении задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 указывал на невозможность предоставления документов, предусмотренных п.8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утв. Приказом министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Рассматривая заявленные исковые требования в указанной части, суд принимает во внимание, что в соответствии с вышеназванными требованиями законодательства факт выполнения задач в условиях чрезвычайного положения на территории Республики Таджикистан должен быть подтвержден приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, поскольку сам по себе факт прохождения военной службы на территории Республики Таджикистан в спорный период не является достаточным основанием для признания истца ветераном боевых действий и выдачи ему соответствующего удостоверения.
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
На основании ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Суд соглашается с доводом стороны истца, о том, что у ФИО2 отсутствует объективная возможность предоставить доказательства в виде выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач) в силу следующего.
Из архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22) следует, что в приказах командира войсковой части 11507 сведения об участии личного состава части в боевых действиях в <адрес> и о выплате денежного довольствия за участие в боевые действия не отражены.
Кроме того, указано, что Приказ Министра обороны РФ № года, в соответствии с которым периоды фактического выполнения военнослужащими задач в зоне вооруженного конфликта должны оформляться приказами командиров соответствующих воинских частей, вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, приказов о непосредственном участии ФИО2 в боевых действиях, не существует в физическом смысле, в связи с чем рекомендации о предоставлении копии выписок из приказов командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающих участие в выполнении задач в зоне вооруженного конфликта в <адрес>, данные комиссией Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий ФИО2 в решении об отказе в выдаче удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ, истцом не могут быть выполнены.
Вместе с тем, не смотря на отсутствие истребуемых Комиссией приказов, в соответствии с архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ личный состав войсковой части 11507 с ДД.ММ.ГГГГ по … (период не закрыт) принимал участие и привлекался к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в <адрес>. Основание: ДГШ 314/7/0831 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22).
В соответствии с п. 5 Приложения № Приказа МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявших задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» военнослужащим, указанным в подпункте б, а именно, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца.
Согласно, п. 2 Приложения № указанного приказа, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, время службы на территории государств Закавказья, Прибалтики, Республики Таджикистан засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях – один месяц военной службы за полтора.
В разделе 13 послужного списка ФИО2 значится, что в соответствии с Приказом МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и ДГШ СВ № от 1993 года ФИО2 имеет право на исчисление выслуги лет на пенсию на льготных условиях (один месяц службы за три) с ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что в период с февраля 1994 года по июнь 1994 года ФИО2 начислялось денежное довольствие в двойном размере.
Из архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.38), выданной Военному комиссару <адрес> и <адрес>, следует, что в период с января по май 1994 года имеются приказы командира войсковой части полевая почта 11507 по общим вопросам «Об установлении лицам офицерского состава, прапорщикам, военнослужащим контрактной службы должностных окладов и окладов по воинскому званию в двойном размере» с текстом: «В соответствии с приказом МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявших задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», введенного в действие Директивой ДГШ СВ РФ № от 1993 года и приказа командира войсковой части 01162 № от ДД.ММ.ГГГГ, приказано офицерскому составу, прапорщикам, военнослужащим контрактной службы выплачивать оклады по воинскому званию и должностные оклады в двойном размере (именные списки не приложены).
Так же указанным приказом командира войсковой части полевая почта 11507 поименованным офицерам, прапорщикам и военнослужащим контрактной службы на период нахождения вне расположения части, выполнением обязанностей, не связанных с выполнением задач по защите конституционных прав граждан при вооруженных конфликтах, установлены должностные оклады т оклады по воинскому званию в полуторном размере (в имеющихся списках ФИО2 не значится).
Как следует из архивных сведений, полученных по запросу суда из Центрального архива МО РФ №, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.54-55) в раздаточных ведомостях на выплату денежного довольствия военнослужащим по контракту войсковой части полевая почта 11507 имеются сведения о том, что начисленное ФИО2 (инициалы не раскрыты) денежное довольствие в 1994 году в рублях составляло: за февраль 1994 года в размере 82 080 (оклад по воинскому званию), 160 740 (должностной оклад); за март 1994 года – 41 040 (оклад по воинскому званию), 80 370 (должностной оклад), за апрель 1994 года – 41 040+41 040 (оклад по воинскому званию), 80 370+80 370 (должностной оклад), за май 1994 года - 41 040+34 420 (оклад по воинскому званию), 80 370+67 407 (должностной оклад).
Указанные суммы полностью согласуются с архивными сведениями, полученными из Центрального архива МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.89-90), согласно которым в раздаточных ведомостях на выплату денежного довольствия военнослужащим по контракту войсковой части полевая почта 11507 с января по июнь 1994 год имеются сведения, что денежное довольствие командира отделения мотострелкового взвода мотострелковой роты мотострелкового батальона, в воинском звании «младший сержант» в рублях составляло: за январь – 82 080 (оклад по воинскому званию), 160 740 (должностной оклад), за февраль – 82 080 (оклад по воинскому званию), 160 740 (должностной оклад), за март – 41 040+41 040 (оклад по воинскому званию), 80 370+80 370 (должностной оклад), за апрель – 41 040+41 040 (оклад по воинскому званию), 80 370+80 370 (должностной оклад), за май – 41 040+41 040 (оклад по воинскому званию), 80 370+80 370 (должностной оклад), за июнь – 41 040+41 040 (оклад по воинскому званию), 80 370+80 370 (должностной оклад).
Из представленных сведений, следует, что истец в период с февраля по май 1994 года получал денежное довольствие в двойном размере в связи с выполнением обязанностей, связанных с выполнением задач по защите конституционных прав граждан при вооруженных конфликтах.
В силу ч.2 ст.12 и ч.2 ст.56 ГПК РФ суд осуществляет общее руководство процессом, в том числе определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, а также выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались, что является необходимым условием для достижения указанной цели.
При этом доказательства по делу оцениваются судом не произвольно, а исходя из конституционного принципа подчинения судей только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
Таким образом, принимая во внимание положения названных правовых норм, руководствуясь ст.67 ГПК РФ и оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, исходя из которых установлено, что ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту в войсковой части полевая почта 11507 на территории Республики Таджикистан, в период с февраля по май 1994 года получал денежное довольствие в двойном размере, имеет право при назначении пенсии на исчисление выслуги лет на льготных условиях - один месяц службы за три, суд приходит к выводу, что в процессе судебного разбирательства полностью нашел подтверждение факт выполнения ФИО2 задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации об установки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем находит подлежащими удовлетворению заявленные исковые требования в данной части.
При этом суд учитывает, что иные доказательства, опровергающие имеющиеся в деле приказы и архивные справки, ответчиками в нарушение ст. 56 ГПК ПФ в суд представлены не были.
Рассматривая заявленные исковые требования в части признания ФИО2 участником выполнения задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации об установки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве военнослужащего по контракту в составе войсковой части полевая почта 11507 и признания за ним права на получение удостоверения ветерана боевых действий, суд исходя из пояснений данных в судебных заседаниях истцом и его представителем, находит, что данное требование идентично с требованием об установлении факта выполнения задач, и несмотря на данную формулировку фактически истец просит суд признать его ветераном боевых действий.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и признании ФИО2 ветераном боевых действий в <адрес> согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах».
Разрешая заявленные исковые требования ФИО2 об обязании выдать удостоверение «Ветеран боевых действий», суд не соглашается с доводами ответчиков о подмене органа исполнительной власти, принимающего соответствующее решение, судебным органом, поскольку между сторонами наличествует спор о гражданском праве, а именно о праве на присвоение звания ветеран боевых действий, который следует из причин отказа в присвоении такого звания и позиции ответчиков по делу. По этим же основаниям суд не находит заслуживающим внимание довод представителя ответчика ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» о невозможности рассмотрения заявленных исковых требований в порядке гражданского судопроизводства.
Пунктом 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В соответствии с п. 1 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ в Министерстве обороны Российской Федерации выдача удостоверений ветерана боевых действий осуществляется лицам, указанным в ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах», направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Рассмотрение обращений о выдаче удостоверений осуществляется комиссиями Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий (далее - комиссии) под общим руководством и контролем центральной комиссии Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий (п. 2 Порядка).
Пунктом 6 Порядка установлено, что для получения удостоверения личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации подает обращение (военнослужащие - рапорт, гражданский персонал - заявление), направляемое командованием (руководством) в соответствующую комиссию (центральную комиссию), к компетенции которой относится рассмотрение и решение вопроса о выдаче заявителю удостоверения.
Иные лица для получения удостоверения обращаются с заявлением в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, через военный комиссариат по месту постановки на воинский учет (по месту жительства) (кроме проживающих на территориях <адрес> и Республики Коми, которые обращаются в комиссию Северного флота), а лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, - через военный комиссариат по месту нахождения исправительного учреждения.
После проверки заявления (рапорта) и приложенных документов либо проведения работы по розыску подтверждающих документов военные комиссариаты субъекта Российской Федерации направляют заявление для рассмотрения в комиссию военного округа, в состав которого они включены (кроме военных комиссариатов <адрес> и Республики Коми, которые направляют заявление в комиссию Северного флота) (п. 11 Порядка).
Поскольку Комиссией Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий ФИО2 неоднократно было отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий по причине не подтверждения факта участия в боевых действиях и факта выполнения задач в зоне вооруженного конфликта в <адрес> (решения Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ), принимая во внимание, что настоящим решением суда установлен факт участия ФИО2 в выполнении задач по охране конституционных прав граждан в зоне вооруженного конфликта в <адрес> и ФИО2 признан ветераном боевых действий в <адрес> согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования об обязании Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Министерства обороны Российской Федерации выдать ФИО2 удостоверение ветерана боевых действий.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Установить факт участия ФИО2 в выполнении задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве военнослужащего, проходившего военную службу по контракту на должности командира отделения мотострелкового взвода мотострелковой роты мотострелкового батальона в составе войсковой части полевая почта 11507.
Признать ФИО2 ветераном боевых действий в <адрес> согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах».
Обязать Комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Министерства обороны Российской Федерации выдать ФИО2 удостоверение ветерана боевых действий.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Фрунзенский районный суд <адрес>.
Срок изготовления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ж.С. Анненкова