Дело № 2-189/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 января 2021 года г. Сокол
Вологодская область
Сокольский районный суд Вологодской области в составе
председательствующего судьи Новиковой С.Е.,
при секретаре Пекарской И.И.,
с участием представителя истца Анисимовой Ф.В.,
представителя ответчика Администрации Сокольского муниципального района Вологодской области Одинцовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области к Администрации Сокольского муниципального района Вологодской области о возложении обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта культурного наследия регионального значения,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области обратился в суд с иском к Администрации Сокольского муниципального района о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объекты недвижимости, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта культурного наследия «Церковь Рождества Христова (деревянная), 1840 г.», расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование требований указал, что Постановлением Совета Министров РСФСР «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» от 30 августа 1960 года № 1327 объект культурного наследия «Церковь Рождества Христова (деревянная), 1840 г.», расположенный по адресу: <адрес>, поставлен под государственную охрану.
В Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) сведения о государственной регистрации прав на объект культурного наследия отсутствуют, в реестре муниципальной собственности, в реестре собственности Вологодской области, в территориальной базе данных реестра федерального имущества данный объект не числится, является бесхозяйным, какие-либо правопритязания на него не заявлялись. Решением вопроса о постановке на учет бесхозяйных объектов культурного наследия должен заниматься орган местного самоуправления муниципального района – Администрация Сокольского муниципального района, поскольку сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия, расположенных на территории поселения, к вопросам местного значения сельского поселения не относятся.
Непринятие органом местного самоуправления мер по постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия влечет разрушение памятника истории и культуры, изменение его облика в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, либо иных негативных последствий, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на сохранение и развитие своего историко-культурного наследия.
Определением Сокольского районного суда от 18 декабря 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Сокольского муниципального района, Администрация сельского поселения Архангельское, православная религиозная организация «Вологодская Епархия Русской Православной Церкви».
В судебном заседании представитель истца Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области по доверенности Анисимова Ф.В. поддержала исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске, пояснила, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация Сокольского муниципального района, поскольку вопросы сохранения, использования, охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории поселения, к вопросам местного значения сельского поселения не относятся.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Сокольского муниципального района Одинцова Е.С. выразила несогласие с исковыми требования, полагала, что администрация Сокольского муниципального района является ненадлежащим ответчиком по делу, объект культурного наследия «Церковь Рождества Христова (деревянная), 1840 г.», расположен в <адрес>, указанная деревня расположена на территории сельского поселения Архангельское. Полномочиями по принятию на учет объекта недвижимости, расположенного на территории сельского поселения, наделены соответствующие муниципальные образования, в данном случае Администрация сельского поселения Архангельское. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебное заседание представитель третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Сокольского муниципального района не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором указал, что администрация Сокольского муниципального района является ненадлежащим ответчиком по делу, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебное заседание представитель третьего лица Администрации сельского поселения Архангельское не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебное заседание представители третьих лиц Управления Росреестра по Вологодской области, ТУ Росимущества в Вологодской области, Департамента имущественных отношений Вологодской области, православной религиозной организации «Вологодская Епархия Русской Православной Церкви» не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили отзывы, в которых не возражали относительно удовлетворения исковых требований, просили рассмотреть дело без их участия.
Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что на территории сельского поселения Архангельское Сокольского муниципального района находится объект культурного наследия регионального значения «Церковь Рождества Христова (деревянная), 1840 г.», расположенный по адресу: <адрес>.
Постановлением Совета Министров РСФСР «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» от 30 августа 1960 года № 1327 объект культурного наследия «Церковь Рождества Христова (деревянная), 1840 г.», расположенный по адресу: <адрес>, поставлен под государственную охрану.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права на данный объект недвижимости не зарегистрированы, правопритязания отсутствуют.
По информации ТУ Росимущества в Вологодской области, Департамента имущественных отношений Вологодской области, Администрации Сокольского муниципального района в реестрах федерального, регионального и муниципального имущества отсутствуют сведения об указанном объекте недвижимого имущества.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался; бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В силу статьи 4 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры», действовавшего до принятия Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, поступают в собственность государства, если иное не предусмотрено законодательством Союза ССР и РСФСР.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 – 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьём балансе они находятся, и от ведомственной подчинённости предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов; до момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон об объектах культурного наследия) имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учётом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 3 статьи 64 Закона об объектах культурного наследия памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательными и иными правовыми актами СССР и РСФСР, отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включённым в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 48 этого же федерального закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (статья 214 ГК РФ).
Таким образом, объект культурного наследия регионального значения «Церковь Рождества Христова (деревянная), 1840 г.», расположенный по адресу: <адрес> до момента оформления на него права собственности субъекта федерации – Вологодской области, является федеральной собственностью в силу прямого указания закона.
Оснований полагать, что право собственности Российской Федерации на спорный памятник прекращалось, либо собственник отказался от права собственности, не имеется.
Само по себе нахождение объекта культурного наследия на территории Сокольского муниципального района не может являться основанием для возложения на администрацию Сокольского муниципального района обязанности по его постановке на учёт в качестве бесхозяйного ввиду того, что спорный объект требованиям пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации не отвечает.
Неоформление государственными органами соответствующих прав (в данном случае права собственности Вологодской области), а также отсутствие данных о спорном имуществе в реестре федеральной собственности, в равно собственности субъекта РФ, внесение которых носит заявительный порядок, не может свидетельствовать о выбытии объекта из государственной собственности и служить основанием для его отнесения к бесхозяйному имуществу.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194–198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области к Администрации Сокольского муниципального района Вологодской области о возложении обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта культурного наследия регионального значения отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.Е. Новикова
Мотивированное решение изготовлено 22 января 2021 года.