ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1390/2012 от 09.11.2012 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи Бородько Л. Д.

С участием прокурора Ищенко Г. К.

При секретаре Махмудове Р. М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Железнодорожного района действующего в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 к Администрации города Ростова-на-Дону к Департаменту имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону; ОАО «РЖД» филиал Северо-Кавказская железная дорога, Ростовская дистанция гражданских сооружений и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области; третьи лица не заявляющие самостоятельных требований; третьи лица не заявляющие самостоятельные требования Администрация Железнодорожного района города Ростова-на-Дону, Муниципальное Казенное Учреждение «Дирекция Муниципального имущества и благоустройства Железнодорожного района города Ростова-на-Дону» и Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ростовской области, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9.; третьи лица заявляющие самостоятельные исковые требования ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО38 и ФИО36 Аю о признании незаконным бездействия и об обязании принять в муниципальную собственность жилые помещения,-

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Железнодорожного района гор. Ростова-на-Дону обратился с иском в суд и в обоснование своих требований пояснил суду, что Прокуратурой Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону проведена проверка доводов обращения жильцов дома №<адрес> и в ходе проверки установлено, что Администрация г. Ростова-на-Дону в нарушение ст. 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» не исполняет обязательные постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, ненадлежащим образом реализует полномочия органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения, установленные ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» жилищный фонд, находящийся в государственной собственности, независимо от того, на чьем балансе он находится, передается в муниципальную собственность.

Порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, в том числе жилищного фонда, из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность определялся Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 235.

На основании решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 26.12.2001 № 57 «Об утверждении перечня имущества федерального государственного унитарного предприятия «Северо-Кавказская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации» постановлением администрации Ростовской области от 27.05.2002 № 244 согласован перечень имущества, передаваемого из федеральной собственности в муниципальную собственность г. Ростова-на-Дону, состоящий из 147 объектов, в том числе и жилых домов № № на <адрес>.

Правительством Российской Федерации приняты предложения представительных органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области и Минимущества России, согласованные с Минфином России, МГТС России и федеральным государственным унитарным предприятием «Северо-Кавказская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации». Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 № 420-р утвержден перечень объектов коммунально-бытового назначения, относящихся к федеральной собственности, находящихся в хозяйственном ведении федерального государственного унитарного предприятия, безвозмездно передаваемых в муниципальную собственность.

Согласно утвержденному Правительством Российской Федерации перечню в муниципальную собственность муниципального образования «Город Ростов-на-Дону» передавались жилые дома общей площадью 29 773,55 кв. м, в том числе и дома №<адрес>.

В силу п. 5 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.1995 № 235, на органы местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, возлагалась обязанность совместно с администрациями предприятий в месячный срок со дня принятия соответствующего решения оформить необходимую техническую документацию и акты приема-передачи по утвержденной Минстроем России и Минфином России форме.

Однако администрацией г. Ростова-на-Дону не приняты меры к тому, чтобы совместно с администрацией ФГУП «Северо-Кавказская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации» оформить техническую документацию на передаваемые объекты и принять жилые дома в муниципальную собственность.

В 2005 году по акту приема-передачи в установленном порядке в муниципальную собственность от ФГУП «Северо-Кавказская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации» принято 29 жилых домов, расположенных в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону.

Жилые дома №№ <адрес> в муниципальную собственность в установленном порядке не приняты.

При этом руководство ОАО «Российские железные дороги» считает свою обязанность по передаче жилых домов в муниципальную собственность исполненной, так как необходимые действия ими совершены. На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с администрацией Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, по актам , и от ДД.ММ.ГГГГ указанные дома переданы МУФЗ Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону.

Однако данный договор заключен в нарушение п. 3.2.3 Положения о порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности города Ростова-на-Дону, утвержденного решением Ростовской-на-Дону городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому принятие объектов коммунально-бытового назначения из федеральной собственности в муниципальную собственность относится к компетенции мэра г. Ростова-на-Дону путем издания им соответствующего постановления. Между тем допущенные должностными лицами администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону и МУФЗ Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону нарушения не освобождают администрацию г. Ростова-на-Дону от обязанности принять в муниципальную собственность жилые дома №<адрес>, поскольку такая обязанность вытекает из правовых актов Правительства Российской Федерации.

Согласно информации департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ объекты недвижимого имущества, расположенные по адресам: <адрес> в <адрес>, в реестре объектов муниципальной собственности не значатся.

Согласно информации МУПТИиОН сведения о технической инвентаризации жилых домов № <адрес>, кроме <адрес>, отсутствуют.

Квартира в <адрес> передана в частную собственность РГС СКЖД по договору о передаче квартиры в частную собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ.

Иные сведения о технической инвентаризации и регистрации прав (перехода прав) в органах технической инвентаризации и Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.

Дома, в которых проживает 17 семей, не обеспечены инженерными сетями в полном объеме. Отсутствуют сети хозяйственно-питьевого и горячего водоснабжения, отопления, газоснабжения, что не соответствует требованиям п.2 СанПиН 2.1.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Также за домом 38 по <адрес> выявлена стихийная мусорная свалка, что противоречит требованиям п.п.1.1, 1.2, 2.1.1. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержаний территорий населенных мест».

Бездействие администрации г. Ростова-на-Дону привело к грубому нарушению жилищных прав 17 семей, которые проживают в условиях, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям к жилым зданиям и помещениям.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Статьей 1 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенность и недопустимость произвольного лишения жилища, на необходимость беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.

Согласно ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Указанные нормы законодательства приняты с целью обеспечения конституционных прав граждан на проживание в помещениях соответствующих требованиям безопасности, санитарным нормам и правилам.

Основанием для обращения с иском явилось обращение граждан, проживающих в домах № по <адрес> о нарушении их прав на проживание в муниципальном жилом фонде. В настоящее время содержание домов № по <адрес> не осуществляется, жильцы проживают в условиях, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям к жилым зданиям и помещениям. Не выбран ни один из предусмотренных жилищным законодательством способов управления жилыми домами. Отсутствие надлежащего ухода за самим домом способствует его разрушению, приведению их в непригодное для жизни граждан состояние, чем нарушены их жилищные права граждан на проживание в муниципальном жилом фонде. Кроме того, граждане, проживающие в вышеуказанных домах, лишены права на получение субсидий при оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренного ст. 159 ЖК РФ.

Просит вынести решение которым признать незаконным бездействие администрации г. Ростова-на-Дону и Департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону, выразившееся в длительном непринятии в муниципальную собственность жилых домов № на <адрес> в <адрес>. Обязать ОАО «РЖД» филиал Северо-Кавказская железная дорога, Ростовская дистанция гражданских сооружений изготовить техническую документацию по актам , и от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать ОАО «РЖД» филиал Северо-Кавказская железная дорога, Ростовская дистанция гражданских сооружений и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> передать в муниципальную собственность квартиры жилых домов № по <адрес> в <адрес>. Обязать администрацию <адрес> принять в муниципальную собственность квартиры жилых домов №<адрес> в <адрес> и произвести регистрацию прав муниципальной собственности на данные объекты в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ростовской области.

Истцом в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнены исковые требования в соответствии с которыми просили суд:

1. Признать незаконным бездействие администрации г. Ростова-на-Дону и Департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону, выразившееся в длительном непринятии в муниципальную собственность квартир в жилых домах № на <адрес> в <адрес>.

2. Обязать ОАО «РЖД» филиал Северо-Кавказская железная дорога, Ростовская дистанция гражданских сооружений изготовить техническую документацию по актам , и от ДД.ММ.ГГГГ, а именно технические и кадастровые паспорта на квартиры <адрес> в <адрес>; квартиры <адрес>; квартиры <адрес>

3. Обязать ОАО «РЖД» филиал Северо-Кавказская железная дорога, Ростовская дистанция гражданских сооружений и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> передать в муниципальную собственность квартиры <адрес> в <адрес>; квартиры <адрес>, ; квартиры <адрес>

4.Обязать администрацию <адрес> принять в муниципальную собственность квартиры <адрес> в <адрес>, 2, 7, 8; квартиры <адрес>; квартиры <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ поступили уточнения исковых требований изложенных в пункте 4 искового заявления прокурора, изложив их в следующей редакции:«4.1. Признать право муниципальной собственности на <адрес>. 4.2. Обязать администрацию г. Ростова-на-Дону в течении 3-х месяцев с момента вступления в законную силу решения суда принять в муниципальную собственность <адрес> путем произведения регистрации прав муниципальной собственности на вышеназванные квартиры в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ростовской области».

Также по ходатайству истца к участию в деле были привлечены в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора Муниципальное Казенное Учреждение «Дирекция Муниципального имущества и благоустройства Железнодорожного района города Ростова-на-Дону», а также ФИО10, ФИО11, ФИО12, зарегистрированные по адресу: <адрес>; ФИО13, зарегистрированный по адресу: <адрес>; ФИО5, ФИО6 ФИО7, ФИО8, ФИО9, собственники <адрес> в <адрес>, ФИО14, ФИО15, ФИО16 зарегистрированные по адресу: <адрес>; ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21 зарегистрированные по адресу: <адрес> ФИО22, ФИО23 зарегистрированные по адресу: <адрес>; ФИО39, ФИО24 зарегистрированные по адресу: <адрес>; ФИО25 зарегистрированный по адресу: <адрес>; ФИО26 зарегистрированный по адресу: <адрес>; ФИО27, ФИО28 ФИО29, ФИО30 зарегистрированные по адресу: <адрес>; ФИО31 зарегистрированная по адресу: <адрес>; ФИО32, ФИО33, ФИО34 зарегистрированные по адресу: <адрес>; ФИО35 зарегистрированные по адресу: <адрес>; ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО38 и ФИО36 зарегистрированные по адресу: <адрес>.

В дальнейшим третьими лицами были заявлены самостоятельные требования и определением суда ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32 ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36 ФИО37, ФИО38, ФИО38 и ФИО36 были привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц заявляющих самостоятельные требования. Третьи лица обратились с требованием аналогичными требованиям заявленным прокурором действующими в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4.

В судебное заседание явился помощник прокурора Ленинского района гор. Ростова-на-Дону Ищенко Г. К. и дала пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить с учётом поступивших уточнений.

Истцы ФИО2, ФИО4 и ФИО1 явились, просили иск с учётом поступивших уточнений удовлетворить.

Истица ФИО3 не явилась, извещена, просит дело рассмотреть в её отсутствие, суд определил рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Третьи лица заявляющие самостоятельные требования ФИО31, ФИО22, ФИО24, ФИО10, ФИО11, ФИО26, ФИО36 ФИО28 явились заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.

Третьи лица ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО23, ФИО25, ФИО27, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО37, ФИО38, ФИО38 и ФИО36 не явились, извещены, суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся третьих лиц заявляющих самостоятельные требования, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель Администрации города Ростова-на-Дону ФИО40, действующая в соответствии с доверенностью, в судебное заседание явилась, иск не признала, просила в иске отказать, пояснив, что в том виде в котором требования сформированы истцом они не подлежат удовлетворению.

Представитель ДИЗО г. Ростова-на-Дону ФИО41, действующая в соответствии с доверенностью, в судебное заседание явилась, иск не признала, просила в иске отказать, пояснив, что в том виде в котором требования сформированы истцом они не подлежат удовлетворению.

Представитель ОАО «РЖД» ФИО42, действующий в соответствии с доверенностью, явился в судебное заседание и просил в удовлетворении требований об обязании их подготовить документацию отказать, остальные требования оставляет на усмотрение суда и пояснил, что поддерживает доводы изложенные в представленном отзыве на исковое заявление.

Представитель третьего лица МКУ «ДМИБ Ж/Д района г. Ростова-на-Дону» ФИО43 просит в удовлетворении иска отказать.

Не явившиеся лица Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области, Администрация Железнодорожного района города Ростова-на-Дону и Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ростовской области извещены надлежащим образом, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Федеральным законом от 23.12.1992 № 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признанного утратившим силу Указом Президента Российской Федерации от 26.03.2003 № 370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.10.1994 № 2027 (действовавшим на момент приватизации имущества предприятия) установлено, что при приватизации государственных предприятий передача отдельных объектов федеральной собственности, не включаемых в состав приватизируемого имущества, в муниципальную собственность осуществляется в соответствии с порядочком утвержденным Правительством РФ.

Такой порядок в отношении объектов социально-культурного и коммунально-бытового был установлен постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 235 и действовал на момент приватизации предприятия. Согласно п. 3 названного Постановления утверждение плана приватизации предприятия (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передачи объектов социально культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в муниципальную собственность.

Названными нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде, на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Статьей 30 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлено, что объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению жилищного фонда и объектов его инфраструктуры. Указанные объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.

На основании решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 26.12.2001 № 57 «Об утверждении перечня имущества федерального государственного унитарного предприятия «Северо-Кавказская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации» постановлением администрации Ростовской области от 27.05.2002 № 244 согласован перечень имущества, передаваемого из федеральной собственности в муниципальную собственность г. Ростова-на-Дону, состоящий из 147 объектов, в том числе и жилых домов № <адрес>

Правительством Российской Федерации приняты предложения представительных органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области и Минимущества России, согласованные с Минфином России, МГТС России и федеральным государственным унитарным предприятием «Северо-Кавказская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации». Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 № 420-р утвержден перечень объектов коммунально-бытового назначения, относящихся к федеральной собственности, находящихся в хозяйственном ведении федерального государственного унитарного предприятия, безвозмездно передаваемых в муниципальную собственность.

Согласно утвержденному Правительством Российской Федерации перечню в муниципальную собственность муниципального образования «Город Ростов-на-Дону» передавались жилые дома общей площадью 29 773,55 кв. м, в том числе и дома №№ <адрес>

В силу п. 5 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.1995 № 235, на органы местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, возлагалась обязанность совместно с администрациями предприятий в месячный срок со дня принятия соответствующего решения оформить необходимую техническую документацию и акты приема-передачи по утвержденной Минстроем России и Минфином России форме.

В ДД.ММ.ГГГГ по акту приема-передачи в установленном порядке в муниципальную собственность от ФГУП «Северо-Кавказская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации» принято 29 жилых домов, расположенных в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону (л.д. 20, том 1).

Жилые дома №<адрес> в муниципальную собственность в установленном порядке не приняты, при это в материалы дела представлены Акты от ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ года и от ДД.ММ.ГГГГ согласно которым указанные дома переданы МУФЗ Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону.

В нарушение п. 3.2.3 Положения о порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности города Ростова-на-Дону, утвержденного решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 28.04.1998 № 95, согласно которому принятие объектов коммунально-бытового назначения из федеральной собственности в муниципальную собственность относится к компетенции мэра г. Ростова-на-Дону путем издания им соответствующего постановления вопрос о принятии спорного имущества в муниципальную собственность не рассмотрен однако обязанность принять в муниципальную собственность жилые дома № на <адрес> в <адрес> вытекает из правовых актов Правительства Российской Федерации.

Согласно информации Департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ объекты недвижимого имущества, расположенные по адресам: <адрес> в <адрес>, в реестре объектов муниципальной собственности не значатся (л.д. 38, том 1).

Согласно информации МУПТИ и ОН сведения о технической инвентаризации жилых домов на <адрес>, кроме <адрес> в <адрес>, отсутствуют (л.д. 38, том 1).

Согласно сведений из Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> в <адрес> передана в частную собственность РГС СКЖД по договору о передаче квартиры в частную собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ

Иные сведения о технической инвентаризации и регистрации прав (перехода прав) в органах технической инвентаризации и Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.

Согласно ответа Комитета по Управлению Государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ года объекты недвижимости включаются в базу данных реестра федерального имущества на основании надлежащим образом оформленных заявлений юридических лиц, имеющих федеральное имущество. Имущественному комплексу федерального государственного унитарного предприятия Северо-Кавказской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации как объекту учета присвоен реестровый номер . В состав указанного комплекса согласно представленным документам, с учетом письма ФГУП СКЖД от ДД.ММ.ГГГГ входят среди прочих объекты недвижимости согласно прилагаемому перечню.

Согласно представленного перечня (л.д. 45, том 1) по данным на ДД.ММ.ГГГГ года жилые дома № по <адрес> путей сообщения Российской Федерации.

То есть в судебном заседании установлено, что <адрес>; <адрес> жилого дома по <адрес> в настоящий момент не являются собственностью муниципалитета, а также не находятся на балансе ОАО «РЖД».

Согласно Актов Государственной Жилищной Инспекции РО квартиры в жилых домах <адрес> не обеспечены в полном объеме инженерными сетями, отсутствуют сети хозяйственно-питьевого и горячего водоснабжения, отопления, газоснабжения, что не соответствует требованиям п.2 СанПиН 2.1.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Также за домом <адрес> выявлена стихийная мусорная свалка, что противоречит требованиям п.п.1.1, 1.2, 2.1.1. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержаний территорий населенных мест».

В соответствии со ст.124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений -гражданами и юридическими лицами.

Согласно ст. 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии со ст.19 ЖК РФ, в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на: 1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; 2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Как следует из Постановления Верховного Совета РФ №3020-1 от 27.12.1991г. объекты государственной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Объекты государственной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Передача объектов в муниципальную собственность регулировалась действующим на тот момент Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995г. №235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности государственную собственность субъекта РФ и муниципальную собственность». Указанное Постановление разработано и принято с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию объектов социально - культурного и коммунально-бытового назначения.

Таким образом, по делу установлено, что спорные жилые дома не являются ни федеральным, ни муниципальным имуществом, собственностью ОАО «РЖД» не является, а отсутствие собственника жилого дома или балансодержателя препятствует жильцам данного дома в осуществлении своих жилищных прав, гарантированных Конституцией РФ.

Поскольку ст.14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда; принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, то суд находит исковые требования к Администрации города Ростова-на-Дону о признании права муниципальной собственности на жилые <адрес> подлежащими удовлетворению.

Поскольку ДИЗО гор. Ростова-на-Дону является структурным подразделением Администрации города Ростова-на-Дону то на данное лицо надлежит возложить обязанности по подготовке документов для осуществления государственной регистрации муниципальной собственности на квартиры на <адрес> и обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ростовской области для проведения государственной регистрации.

В иске о признании незаконным бездействия Администрации города Ростова-на-Дону и Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону выразившиеся в длительном непринятии в муниципальную собственность жилых домов № <адрес> также надлежит отказать, так как согласно ст. 15 ЖК РФ объектом жилищных прав является жилое помещение, а не многоквартирный жилой дом (п.3 ст. 16 ЖК РФ), следовательно отсутствую правовые основания для удовлетворения заявленного требования.

Также не подлежит удовлетворению требование об обязании ОАО «РЖД» филиал Северо-Кавказская железная дорога, Ростовская дистанция гражданских сооружений и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области изготовить кадастровые и технические паспорта на спорные жилые помещения и об обязании передать в муниципальную собственность, так как в ходе рассмотрения дела установлено, что спорное имущество в собственности у ОАО «РЖД» не находилось.

ОАО "РЖД" создано в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральным законом от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги".

Распоряжением от 30.09.2003 N 4557-р\6-р\884рф Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации утвержден сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемого в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД".

При этом, 03.04.2003 распоряжением Правительства Российской Федерации №420-р утвержден «Перечень передаваемых в собственность муниципальных образований Ростовской области относящихся к федеральной собственности находящихся в хозяйственном ведении ФГУП «Северо-Кавказская железная дорога МПС РФ» объектов коммунально-бытового назначения». В Перечне передаваемыми в собственность муниципального образования «Город Ростов-на-Дону» значатся в том числе дома №№<адрес> <адрес>.

Между Администрацией Железнодорожного района и Северо-Кавказской железной дорогой договор на передачу домов №№<адрес> <адрес> в муниципальную собственность подписан ДД.ММ.ГГГГ, а также подписаны акты приема-передачи основных средств , , , извещением о передаче основных средств от ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом установлено, что, жилые дома № по <адрес> в <адрес> в уставный капитал ОАО «РЖД» не вносились, что соответствует требованиям федерального законодательства, и принятых во исполнение законов нормативных правовых актов.

3 июня 2004 г. в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности ФГУП «Сев.Кав.ж.д. МПС России», структурным подразделением филиала которого числилась Ростовская дистанция гражданских сооружений. Таким образом, лицо, на которое возлагалась обязанность по передаче имущества, в том числе домов, указанных в иске, прекратило свое существование.

Учитывая, что спорное имущество Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" отнесено к муниципальной собственности, а также учитывая, что спорное имущество предназначено для решения вопросов местного значения (статья 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") и не может находиться в федеральной собственности (часть 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части признания право муниципальной собственности на <адрес> и в удовлетворении требований об обязании Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону подготовить документы для осуществления государственной регистрации муниципальной собственности на <адрес> и обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ростовской области для проведения государственной регистрации.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать право муниципальной собственности на <адрес>

Обязать Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону подготовить документы для осуществления государственной регистрации муниципальной собственности на <адрес> и обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ростовской области для проведения государственной регистрации.

В остальной части иска отказать

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 30 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья