ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1390/2021 от 28.12.2021 Малопургинского районного суда (Удмуртская Республика)

Решение

именем Российской Федерации

Дело № 2-1390/2021

УИД 18RS0022-01-2021-002475-62

28 декабря 2021 года с.Малая Пурга Удмуртской Республики

Малопургинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Ажгихиной Н.В.,

при секретаре Миниахметовой Д.В.,

с участием истца помощника прокурора Малопургинского района Удмуртской Республики Боброва И.Ю.,

представителя ответчика Администрации МО «Малопургинский район» ФИО1, действующего на основании доверенности от 24.08.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Малопургинского района Удмуртской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО «Малопургинский район» об устранении нарушений требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений,

установил:

Прокурор Малопургинского района Удмуртской Республики, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском (с учетом уточненных требований) к администрации МО «Малопургинский район» о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу комиссией с обязательным участием представителей Ростехнадзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий провести регулярное обследование гидротехнического сооружения (плотина пруда), расположенного в <адрес>). Требования мотивирует тем, что в нарушение положений Федерального закона № 117-ФЗ от 21.07.1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений», постановления Правительства РФ от 02.11.2013 № 986 «О классификации гидротехнических сооружений», Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1303 от 06.11.1998 года, ответчиком не проведено регулярное обследование гидротехнического сооружения (плотина пруда), расположенного в <адрес>).

В судебном заседании помощник прокурора Малопургинского района Удмуртской Республики Бобров И.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика администрации МО «Малопургинский район» ФИО1 не возражал против удовлетворения исковых требований.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Федеральным законом № 117-ФЗ от 21.07.1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее по тексту – ФЗ № 117-ФЗ) регулируются отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (далее – ГТС).

Статьей 3 ФЗ № 117-ФЗ определено, что гидротехническими сооружениями являются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В силу ч.1 ст.9 ФЗ № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения обязан, в том числе, обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Постановлением Правительства РФ от 05.10.2020 № 1607 «Об утверждении критериев классификации гидротехнических сооружений» утверждены критерии классификации ГТС.

Согласно п.4 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2020 г. № 1892 «О декларировании безопасности ГТС», собственник ГТС перед составлением и представлением в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности при эксплуатации ГТС I, II, III или IV класса в соответствии со ст.9 Закона № 117-ФЗ обеспечивают проведение регулярных обследований этого ГТС.

Согласно п.7 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. № 1303 (далее - Положение), Разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых, предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией.

Пунктом 4 Дополнительных требований к содержанию деклараций безопасности гидротехнических сооружений и методики их составления, учитывающих особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 03.11.2011 № 625, установлено, что при подготовке Декларации осуществляется обследование ГТС, которое организуется Декларантами в соответствии с требованиями пункта 7 Положения. К участию в обследовании Декларант по согласованию привлекает представителей Ростехнадзора, МЧС России, проектной организации, специализированных научных организаций, включая экспертные центры, определенные для проведения государственной экспертизы Деклараций.

В судебном заседании установлено, стороной ответчика доказательств обратного не представлено, что гидротехническое сооружение плотина пруда <адрес>) находится в собственности муниципального образования «Малопургинский район», однако в нарушение вышеуказанных положений закона ответчиком не проведено регулярное обследование указанного объекта, в связи с чем исковые требований прокурора Малопургинского района Удмуртской Республики подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования прокурора Малопургинского района Удмуртской Республики удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования «Малопургинский район» обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу комиссией с обязательным участием представителей Ростехнадзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий провести регулярное обследование гидротехнического сооружения (плотина пруда), расположенного в <адрес>).

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы через Малопургинский районный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий Н.В. Ажгихина