ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1391/13 от 22.10.2013 Кореновского районного суда (Краснодарский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 октября 2013 года гор. Кореновск

Кореновский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Захаренко В.Г.

с участием помощника прокурора Тыщенко Ю.Е.,

при секретаре Дьяченко О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Кореновского района, в интересах неопределенного круга лиц, к <...> о признании незаконным бездействия <...> по невнесении платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2 кварталы 2013 года,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кореновского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия <...> по невнесении платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2 кварталы 2013 года, ссылаясь на то, что во исполнение задания прокуратуры Краснодарского края прокуратурой Кореновского района с привлечением специалистов ТО Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Кореновском, Динском, Выселковском, Усть-Лабинском районах проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического и водоохранного законодательства при организации водоснабжения и водоотведения населения.

В ходе проверки установлено, что основными видами деятельности <...> является: оказание платных бытовых и коммунальных услуг населению, предприятиям и учреждениям бюджетной сферы, добыча, подъем и реализация воды, вывоз твердых и жидких нечистот, эксплуатация, капитальный и текущий ремонт водопроводных сетей, водяных скважин, погруженных насосов, водоподъемного оборудования, выполнение работ по прочистке сетей водоснабжения и канализации и др. (<...>).

В результате осуществления производственной деятельности <...> образуются отходы производства и потребления, производится выброс в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, что оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Статьей 42 Конституции РФ сформулировано одно из важных личных неимущественных прав человека и гражданина: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду».

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются указанным Федеральным законом, иными федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу требований ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановления Правительства РФ от 28.08.1992 года № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», ст. 23 Федерального закона 24.06.1998 от № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» <...> обязано осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с п. 9 постановления Правительства РФ от 28.08.1992 года № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.

Приказом Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. N 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» (зарегистрирован в Минюсте РФ 17 июля 2006 г. N 8077) установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

В соответствии с приказом Ростехнадзора от 05 апреля 2007 г. N 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2007г. N 9725) (в ред. от 27.03.2008 N 182), а также Указом Президента РФ от 23.06.2010 № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», которым установлено, что функции по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляет Росприроднадзор, расчет представляется плательщиками в территориальные органы Росприроднадзора не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

В нарушение выше указанных приказов, требований <...> плата за 1, 2 кварталы 2013г. за негативное воздействие на окружающую среду до настоящего времени не внесена по причине трудного финансового положения предприятия, расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду в Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея за указанные отчетные периоды не представлены.

Согласно произведенным расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2013 года <...> обязано внести указанную плату в размере 1115,99 рублей, за 2 квартал 2013 года - 976,28 рублей. Вместе с тем, <...> по итогам 1-2 кварталов 2013г. соответствующую оплату в сроки, установленные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557, не производило, в связи с чем, образовалась задолженность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 2092, 27 руб.

Согласно ст. 51, ст. 57, ст. 62 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду является неналоговым доходом бюджетов всех уровней и подлежит зачислению в федеральный бюджет в размере - по нормативу 20%, в бюджет субъекта РФ - по нормативу 40 %, в бюджет муниципального района - по нормативу 40 %.

Неуплата данных сумм влечет за собой не поступление неналоговых доходов соответственно в федеральный бюджет, краевой бюджет и бюджет муниципального образования Кореновский, что не позволяет в полной мере осуществлять финансирование запланированных программных мероприятий, выполнять в районе мероприятия по охране и восстановлению окружающей среды от вредных последствий хозяйственной и иной деятельности. В результате этого страдают граждане, проживающие и пребывающие в

районе, нарушается их конституционное право на благоприятную окружающую среду, что отрицательно сказывается на их здоровье и жизни.

Такое нарушение законодательства послужило основанием для обращения прокурора в суд целях защиты прав неопределённого круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Тыщенко Ю.Е. поддержал заявленные требования в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель <...> в лице директора ФИО1 требования прокурора признал, пояснив суду, что в <...> года задолженность <...> составляла 1 128 000 рублей, задолженность погашалась и на сегодняшний день составляет 135 000 рублей. В самое ближайшее время с главой района запланировано мероприятия по целевой программе и задолженность в ближайшее время будет погашена.

Суд, выслушав помощника прокурора, представителя <...> в лице директора ФИО1 исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются указанным Федеральным законом, иными федеральными законами.

На основании ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановления Правительства РФ от 28.08.1992 года № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», ст. 23 Федерального закона 24.06.1998 от № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» <...> обязано осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу требований ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 постановления Правительства РФ от 28.08.1992 года № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.

Приказом Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. N 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» (зарегистрирован в Минюсте РФ 17 июля 2006 г. N 8077) установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

В соответствии с приказом Ростехнадзора от 05 апреля 2007 г. N 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2007г. N 9725) (в ред. от 27.03.2008 N 182), а также Указом Президента РФ от 23.06.2010 № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», которым установлено, что функции по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляет Росприроднадзор, расчет представляется плательщиками в территориальные органы Росприроднадзора не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

Согласно ст. 51, ст. 57, ст. 62 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду является неналоговым доходом бюджетов всех уровней и подлежит зачислению в федеральный бюджет в размере - по нормативу 20%, в бюджет субъекта РФ - по нормативу 40 %, в бюджет муниципального района - по нормативу 40 %.

Как было установлено в суде, <...> плата, за 1, 2 кварталы 2013г. за негативное воздействие на окружающую среду, до настоящего времени не внесена - по причине трудного финансового положения предприятия, расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду в Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея за указанные отчетные периоды не представлены.

Согласно копии расчетов, имеющимся в материалах дела от <...> года, платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2013 года <...> обязано внести указанную плату в размере 1115,99 рублей, согласно копии расчета от <...> за 2 квартал 2013 года - 976,28 рублей. Вместе с тем, <...> по итогам 1-2 кварталов 2013г. соответствующую оплату в сроки не произвело, в связи с чем, образовалась задолженность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 2092, 27 руб.

Неуплата данных сумм повлекла за собой не поступление неналоговых доходов соответственно в федеральный бюджет, краевой бюджет и бюджет муниципального образования Кореновский, что не позволяет в полной мере осуществлять финансирование запланированных программных мероприятий, выполнять в районе мероприятия по охране и восстановлению окружающей среды от вредных последствий хозяйственной и иной деятельности.

Изложенные обстоятельства подтверждаются как материалами проверки проводившейся прокуратурой Кореновского района, так и показаниями <...> в лице директора ФИО1 свидетельствующий о том, большинство средств уходит на устранение порывов, ремонт водонапорных башен, на сегодняшний день задолженность составляет 135 000 рублей и задолженность в ближайшее время будет погашена.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие юридического лица - <...> по невнесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2 кварталы 2013 года.

Взыскать с <...> 2092 рубля 27 копеек - плату за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2 кварталы 2013 года в доход государства.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через райсуд в течение 30 дней.

Судья