ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1391/2016 от 24.05.2016 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело 2-1391\2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 мая 2016 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе:

Судьи Сладковой Е.Г.,

При секретаре Церифман И.А.,

С участием прокурора Карасенко А.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане дело по иску прокурора Ленинского района в интересах Булатовой Т.Н. к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, правительству Еврейской автономной области, областному государственному казенному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» о взыскании за счет средств федерального бюджета денежных средств на проведение капитального ремонта, -

У с т а н о в и л:

Прокурор Ленинского района ЕАО обратился с иском в интересах Булатовой Т.Н. к Российской Федерации, Правительству ЕАО, Областному государственному казенному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» о взыскании за счет средств федерального бюджета денежных средств на проведение капитального ремонта. Свои требования мотивировали тем, что прокуратурой Ленинского района ЕАО проведена проверка по обращению Булатовой Т.Н., зарегистрированной по адресу: <адрес>, по факту нарушения ее жилищных прав, выраженных в не выделении денежных средств на проведение капитального ремонта дома, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, в результате которой установлено следующее. Распоряжением губернатора ЕАО от 09.08.2013 № 325-рг на территории Еврейской автономной области с 15.00 часов 07.08.2013 введён режим чрезвычайной ситуации в связи со сложившейся сложной паводкоопасной обстановкой на территории ЕАО. В целях оказания помощи пострадавшему населению в связи с крупномасштабным наводнением на отдельных территориях, в том числе Еврейской автономной области, выполнения первоочередных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в таких субъектах Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» (далее - Указ) постановлено считать важнейшей государственной задачей ликвидацию в кратчайшие сроки последствий крупномасштабного наводнения на территориях указанных субъектов Российской Федерации, в том числе ремонт поврежденного и строительство нового жилья для граждан, пострадавших от наводнения, восстановление в населенных пунктах объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства. Заключением межведомственной комиссии от 13.04.2015 № 4 жилой дом по <адрес> признан подлежащим ремонту. Решением Ленинского районного суда ЕАО от 24.09.2015 за Булатовой Т.Н. признано право на получение государственной поддержки в форме выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. 06.11.2015 Булатова Т.Н. включена в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории области в 2013г., для получения меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта. Однако, до настоящего времени денежные средства на проведение капитального ремонта не перечислены по причине не поступления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на указанные цели. Вместе с тем, в соответствии с вышеизложенными положениями законодательства, право на получение мер социальной поддержки приобрели все граждане, признанные пострадавшими от наводнения, в том числе, и ФИО. Постановлением правительства ЕАО от 30.09.2013 № 511-пп №06 определении перечня домовладений, подтопленных (затопленных) на территории Еврейской автономной области в результате крупномасштабного наводнения в 2013 году, жилой дом по адресу <адрес> включен в список домовладений, попавших в зону затопления (подтопления). При этом у ответчиков возникла встречная обязанность реализовать право гражданина, соблюдая принцип равенства граждан, подпадающих под категорию пострадавших. Просят взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу Булатовой Тамары Николаевны, признанной пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, денежные средства размере 392,5 тыс. руб. на проведение капитального ремонта <адрес>. Возложить обязанность на Правительство Еврейской автономной области перечислить в Областное государственное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» ЕАО денежные средства для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года в размере 392,5 тыс. руб. Возложить на Областное государственное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» ЕАО обязанность перечислить Булатовой Т.Н. денежные средства в размере 392,5 тыс. руб.

В судебном заседании старший помощник прокурора города Биробиджана Карасенко А.С. исковые требования о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств федерального бюджета в пользу Булатовой Т.Н., признанной пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе- сентябре 2013 года, денежные средства в размере 392,5 тыс. руб. на проведение капитального ремонта квартиры <адрес>. Исковые требования, первоначально заявленные в иске, не поддержал. Суду пояснил, что доводы иска поддерживает.

Истица Булатова Т.Н. в судебном заседание исковые требования уточнила, просила взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств федерального бюджета в ее пользу денежные средства в размере 392,5 тыс. руб. на проведение капитального ремонта квартиры <адрес>. Суду пояснила, что поддерживает доводы иска. Суду дополнительно пояснила, что денежные средства на проведение капитального ремонта ее квартиры до настоящего времени не выплачены.

Представитель ответчика – представитель Министерства финансов РФ Цепляева Ю.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии с постановлением правительства ЕАО от 30.09.2013 № 511-пп часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> включена в зону подтопления. Согласно п. 16 Порядка № 538-пп выплата производится ОГКУ «МФЦ» в течение 12 рабочих дней после утверждения списка губернатором ЕАО путем перечисления денежных средств на расчетный счет гражданина. Следовательно, сформировав списки ОГКУ «МФЦ» стал гарантом перечисления денежных средств конкретному получателю выплат. В соответствии с действующий законодательством РФ ответственность за неправомерные действия ОГКУ «МФЦ»- Минфин России не несет. По настоящему делу –Минфин России не является надлежащим ответчиком, т.к. Минфин в соответствии с действующим законодательством не производит оплату денежных сертификатов физическим лицам и не принимает решений о выделении денежных средств на ликвидацию последствий стихийных бедствий. С Булатовой Т.Н. Минфин России никакими правоотношениями не связан и не имеет перед ними никаких денежных и иных обязательств. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель ответчика правительства ЕАО Александрова Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании признала обоснованным и подлежащим удовлетворению иск о взыскании денежных средств в пользу истца с Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. В удовлетворении первоначально заявленных требований просила отказать.

Представитель ОГКУ МФЦ Галушин В.С., действующий на основании доверенности, исковые требования, заявленные к ОГКУ МФЦ, не признал. Суду пояснил, что вины ОГКУ МФЦ в том, что денежные средства, предназначенные на ремонт жилого помещения истца, пострадавшего в результате крупномасштабного наводнения, нет.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ), граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В связи с крупномасштабным наводнением в целях оказания помощи пострадавшему населению Президентом Российской Федерации принят Указ от 31.08.2013 № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», которым Правительству РФ поручено решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Частью 1 ст. 3 Закона ЕАО от 17.03.2014 № 477-ОЗ «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году» (далее - Закон ЕАО № 477-ОЗ), предусмотрено, что меры государственной поддержки гражданину, являющемуся собственником жилого помещения, которое признано утраченным, предоставляются по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения либо предоставления выплаты денежных средств на строительство жилья.

Согласно подпункту «а» пункта 1 ст. 5 названного Закона, при предоставлении мер государственной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены, учитываются в формах предоставления жилья и предоставления выплаты денежных средств на строительство жилья норматив общей площади жилого помещения 33 кв.м - для одиноко проживающего гражданина, 42 кв.м - на семью из 2 человек и по 18 кв.м - 1 человека при численности членов семьи 3 и более человека.

В силу подпункта «б» пункта 1 указанной статьи при предоставлении выплаты денежных средств на строительство стоимость 1 кв.м общей площади жилого помещения составляет 30 000 рублей.

В судебном заседании установлено, что Булатова Т.Н. является собственником части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (свидетельство о регистрации права от 07.05.2009).

Из материалов дела следует, что согласно акта обследования помещения и заключения межведомственной комиссии администрации от 13.04.2015 № 4 следует, что в квартире, расположенной по адресу: <адрес> имеются повреждения – фундамент железобетонный мелкого заглубления имеют трещины и деформацию, ограждающая стена кухни деформирована. Квартира пригодна для проживания, требуется ремонт фундамента.

Решением Ленинского районного суда ЕАО от 24.09.2014 за Булатовой Т.Н. признано право на получение государственной поддержки в форме выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Булатова Т.Н. включена в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации 2013 года, для получения мер социальной поддержки в форме выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, размер социальной поддержки на двоих составляет 392 500 руб.

25.11.2015 ОГКУ «МФЦ» принято решение о предоставлении социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году № 363. В данном решение указано, что в соответствии с Порядком предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году, государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 21.10.2013 № 539-пп, согласно сводного списка, поступившего в учреждение 25.11.2015 № 180 по Ленинскому район назначить выплату денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения Булатовой Т.Н. в размере 392 500 рублей, общей площади 78,5 кв.м.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.

Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Хабаровского и Приморского краев, Еврейской автономной области и Республики Саха (Якутия) иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» (далее - Правила).

Согласно пункту 4 Правил предоставление трансфертов бюджетам субъектов РФ осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, и согласно распределению, приведенному в приложении № 4 к указанной Программе.

Предоставление трансфертов осуществляется на основании заключенного между Министерством и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ соглашения о предоставлении трансфертов (пункт 11 Правил).

В связи с чем, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств в виде иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году.

В соответствии со статьей 74 БК РФ порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом. В данном случае финансовым органом является Министерство финансов РФ.

Таким образом, Министерство финансов РФ доводит бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств до главного распорядителя - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, который в свою очередь, распределяет межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году.

Финансирование мероприятий по оказанию мер государственной поддержки гражданам осуществляется путем предоставления из федерального бюджета бюджету ЕАО иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 № 923 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011-2015 годы». Указанной программой не предусмотрены денежные средства на 2015 год Еврейской автономной области.

Между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и правительством ЕАО не заключено соглашение о предоставлении в 2015 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету ЕАО на финансирование расходных обязательств субъекта РФ (муниципальных образований) по реализации мероприятий федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Вместе с тем отсутствие финансирования и заключенного между главным распорядителем и правительством ЕАО соглашения о предоставлении трансфертов в 2015 году не может являться основанием для лишения вышеназванных граждан мер государственной поддержки.

Оценивая установленные в судебном заседании обстоятельства в совокупности, учитывая положения Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, согласно которым финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций межрегионального характера является расходным обязательством Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора, действующего в интересах граждан, признанных пострадавшими от чрезвычайной ситуации 2013 года, к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, как органа, выступающего от имени казны Российской Федерации, подлежат удовлетворению. Взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу Булатовой Тамары Николаевны подлежат денежные средства в размере 395 500 рублей.

Рассматривая исковые требования о возложении на правительство ЕАО, ОГКУ МФЦ обязанности по перечислению денежных средств и произведению выплат, изначально заявленные в иске, суд приходит к следующему.

Пунктами 88 – 91 Постановления Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» предусмотрено, что проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период) разрабатывается Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством с учетом предложений федеральных органов государственной власти, Центрального банка Российской Федерации, а также других органов и организаций, определяемых Правительством. Указанные предложения представляются в порядке и сроки, определяемые Правительством в соответствии с бюджетным законодательством.

Федеральные министерства, разрабатывающие законопроекты, подлежащие внесению в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете (о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете), направляют их с документами и материалами, предусмотренными пунктом 84 настоящего Регламента, в Правительство.

Федеральные министерства, разрабатывающие иные документы и материалы, подлежащие внесению в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете (о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете), направляют их в Министерство финансов Российской Федерации для представления Министерством финансов Российской Федерации в Правительство.

Проект федерального закона о федеральном бюджете с приложением документов, подлежащих внесению одновременно с ним в Государственную Думу в соответствии с бюджетным законодательством, а также документов, предусмотренных пунктом 84 настоящего Регламента, представляются в Правительство Министерством финансов Российской Федерации по мере их готовности, но не позднее чем за 15 дней до установленного федеральным законом срока внесения проекта в Государственную Думу.

Внесенный в Правительство проект федерального закона о федеральном бюджете (о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете) по решению Председателя Правительства представляется на заседание Правительства.

Одобренный Правительством проект федерального закона о федеральном бюджете (о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете) вносится в Государственную Думу с приложением документов и материалов, предусмотренных бюджетным законодательством.

Вышеуказанный порядок внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете предусматривает обязательное участие в данном процессе федеральных министерств, ведомств, а также соблюдение определенной процедуры разработки проекта. Участие органов судебной власти данным порядком не предусмотрено.

Перечень участников бюджетного процесса определен ст. 152 БК РФ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Граждане Российской Федерации не относятся к числу участников бюджетного процесса. Кроме того, Бюджетным кодексом РФ не предусмотрено формирование бюджетов всех уровней бюджетной системы в отношении индивидуальных физических лиц.

При таких обстоятельствах, также принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела прокурор, не настаивая на удовлетворении исковых требований, заявленных в иске, не давал пояснений о том, что не имеет никаких материальных требований к правительству ЕАО и ОГКУ МФЦ, суд приходит к выводу о том, что от требований к этим ответчикам прокурор в установленном законом порядке, как это предусмотрено ч. 1 ст. 173 ГПК РФ, не отказывался, в связи с чем считает необходимым в удовлетворении иска к правительству ЕАО, ОГКУ МФЦ отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-197 ГПК РФ, суд, -

Р е ш и л:

Исковые требования прокурора Ленинского района в интересах Булатовой Т.Н. к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счет средств федерального бюджета денежных средств на проведение капитального ремонта удовлетворить.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу Булатовой Т.Н. денежные средства в размере 392 500 рублей.

Исковые требования прокурора Ленинского района в интересах Булатовой Т.Н. к правительству Еврейской автономной области областному государственному казенному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» о взыскании за счет средств федерального бюджета денежных средств на проведение капитального ремонта оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области в течение месяца через Биробиджанский районный суд ЕАО со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Сладкова Е.Г.