Дело № 2-1391/2017 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2017 г. г. Комсомольска-на-Амуре
Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре (адрес)
в составе:
председательствующего судьи Айзенберг А.М.,
при секретаре Пятницыной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения г. Комсомольска-на-Амуре» о признании незаконными заявлений,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения г. Комсомольска-на-Амуре» о признании незаконными заявлений, ссылаясь на то, что ответчик заявляет, что его право пенсионера по старости на проезд в коммерческих автобусах по единому социальному проездному билету зависело от факта возмещения частным перевозчикам расходов на перевозку льготников, в том числе, и истца. Просит суд признать незаконными такие заявления ответчика, нарушающими его права на льготный проезд.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Суд, в соответствии с п.3 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
В судебном заседании представитель ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения г. Комсомольска-на-Амуре» ФИО2, действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении заявленных требований ФИО1 отказать, предоставил письменные возражения, дал пояснения, полностью соответствующие указанному в возражениях, дополнительно пояснил, что КГКУ «Центр социальной поддержки населения г. Комсомольска-на-Амуре» выполнил свои обязательства, истцу, как инвалиду 2 группы предоставлена возможность приобретения единого социального билета, по которому он может пользоваться льготным проездом у перевозчиков, с которыми заключен договор на перевозку граждан по единому социальному проездному билету – МУП ПАТП -1, МУП « Трамвайное управлении», иные перевозчики не обращались для заключения данного договора. Поскольку обязательства возникают в силу договора, а данного договора с перевозчиками не было, то обязательств не возникает. То, что истец выбрал частного перевозчика не возлагает обязанность на ответчика по возмещению оплаты проезда. Истец мог воспользоваться муниципальным транспортном, с которым заключен договор на перевозку льготной категории граждан.
Из письменных возражений представителя ответчика ФИО2 следует, что меры социальной поддержки инвалидам по проезду на транспорте, предусмотренные краевой целевой программой "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан предоставлялись на основании п.3. ст. (адрес) от (дата)(№) «О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан».
В соответствии с пунктом 1 постановления (адрес) от (дата)(№) «Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на
территории (адрес)» с (дата) на территории (адрес) установлен порядок проезда на транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету для отдельных категорий граждан, которые установлены федеральным и краевым законодательством: гражданам пожилого возраста (женщинам старше 55 лет и мужчинам старше 60 лет), не имеющим право на меры социальной поддержки по другим основаниям, бесплатный проезд на городском транспорте общего пользования предоставляется при предъявлении единого социального проездного билета и документа, удостоверяющего личность.
Обеспечение перевозки льготных категорий граждан по социальному проездному билету на транспорте общего пользования и в пригородном сообщении было поручено министерству промышленности и транспорта (адрес) совместно с главами городских округов и муниципальных районов края.
Согласно разделу 7, пунктам 7.3, 7.4, 7.5 этого же постановления на Министерство социальной защиты населения края возложена обязанность по обеспечению ежемесячного возмещения транспортным предприятиям разницы между установленными расходами, связанными с перевозкой льготных категорий граждан, и суммой, полученной от реализации социальных проездных билетов, в пределах средств, предусмотренных на эти цели; направлять средства, указанные в подпункте 7.3 настоящего постановления и приходящиеся на межмуниципальные пригородные перевозки, непосредственно предприятиям по представленному министерством промышленности и транспорта края реестру, а средства, приходящиеся на городские и внутримуниципальные перевозки, - в краевые государственные казенные учреждения - центры социальной поддержки населения для последующего их распределения и перечисления на расчетные счета транспортных предприятий, выполняющих перевозки в этих муниципальных образованиях; перечислять предусмотренные в краевом бюджете средства транспортным предприятиям на возмещение расходов от перевозки граждан льготных категорий на междугородных автомобильных маршрутах края в соответствии с заключенными договорами (подп.7.5).
Постановлением (адрес) от (дата)(№)-пр «О порядке реализации на территории (адрес) краевого законодательства о мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, жертв политических репрессий, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан» инвалидам предоставлено право на приобретение по льготной цене - единого социального проездного билета. Приобретая единый социальный проездной билет, инвалиды имеют на бесплатный проезд на городском транспорте общего пользования, автомобильном транспорте пригородного внутримуниципального и межмуниципального сообщения, при предъявлении единого социального проездного билета и удостоверения единого образца, установленного для каждой льготной категории граждан, с дополнительным предъявлением инвалидами пенсионного удостоверения с отметкой о группе инвалидности и сроке ее установления (п.3 указанного Постановления).
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами усматривается, что возмещение расходов по перевозке граждан льготных категорий, в том числе по единому социальному проездному билету на транспорте общего пользования, осуществляется центрами социальной поддержки населения путем перечисления на расчетные счета транспортных предприятий, выполняющих перевозки в этих муниципальных образованиях. Возмещение расходов перевозчикам, не заключившим договор на перевозку льготных категорий пассажиров по единому социальному проездному билету, действующим законодательством не предусмотрено.
КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на- Амуре» до (дата) производил возмещение затрат связанных с перевозкой льготных категорий граждан, по проезду в муниципальном транспорте в следующем размере: муниципальному унитарному предприятию «ПАТП-1» в размере 69,5 %, и муниципальному унитарному
предприятию «Трамвайное управление» - 30,5 %, на основании заключенных с ними договоров. Порядок направления средств приходящихся на городские и
внутримуниципальные перевозки льготной категории граждан определен Постановлением (адрес)(№) от (дата) «Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории (адрес)». Процентное распределение между перевозчиками определяется администрацией муниципального образования (адрес).
Системное толкование положений статей 789,790 Гражданского кодекса РФ, постановлений (адрес) от (дата)(№), от (дата)(№)-пр позволяет сделать вывод, что эти правовые нормы не предусматривают безусловную обязанность перевозчика осуществлять бесплатно перевозку в общественном городском транспорте льготной категории пассажиров - инвалидов. Такая обязанность возникает у перевозчика только в том случае, если понесенные перевозчиком в связи с этим расходы возмещаются из краевого бюджета на основании заключенного с перевозчиком договора.
Постановлением (адрес) от (дата) N 105 «О признании утратившими силу отдельных постановлений (адрес)» признано утратившим силу постановление (адрес) от (дата) N 122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории (адрес)". С (дата) единый социальный проездной билет в связи с отменой данного постановления не выдаётся. В связи с чем, просит в удовлетворении требований ФИО1 отказать.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1, (дата) года рождения (старше 60 лет), является пенсионером по старости с (дата)
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
Согласно частям 1, 2 статьи 790 ГК РФ, за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено (законом или иными правовыми актами). Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексам.
То есть, федеральным законодательством предусмотрено два различных порядка определения провозной платы на транспорте: по утвержденным тарифам или по соглашению сторон, при этом критерием для избрания того иного порядка оплаты служит вид перевозки - перевозка транспортом общего пользования (в этом случае оплата производиться только по утвержденным тарифам) и все другие перевозки (по ним оплата производится по соглашению сторон или иначе, если последнее предусмотрено законом или правовыми актами).
В соответствии с п.5 ст.790 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 1 постановления (адрес) от (дата)(№) «Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории (адрес)» с (дата) на территории (адрес) установлен порядок проезда на транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету для отдельных категорий граждан, которые установлены федеральным и краевым законодательством: гражданам пожилого возраста (женщинам старше 55 лет и мужчинам старше 60 лет), не имеющим право на меры социальной поддержки по другим основаниям, бесплатный проезд на городском транспорте общего пользования
предоставляется при предъявлении единого социального проездного билета и документа, удостоверяющего личность.
Обеспечение перевозки льготных категорий граждан по социальному проездному билету на транспорте общего пользования и в пригородном сообщении было поручено
министерству промышленности и транспорта (адрес) совместно с главами городских округов и муниципальных районов края.
Согласно разделу 7, пунктам 7.3, 7.4, 7.5 этого же постановления на Министерство социальной защиты населения края возложена обязанность по обеспечению ежемесячного возмещения транспортным предприятиям разницы между установленными расходами, связанными с перевозкой льготных категорий граждан, и суммой, полученной от реализации социальных проездных билетов, в пределах средств, предусмотренных на эти цели.
Направлять средства, указанные в подпункте 7.3 настоящего постановления и приходящиеся на межмуниципальные пригородные перевозки, непосредственно предприятиям по представленному министерством промышленности и транспорта края реестру, а средства, приходящиеся на городские и внутримуниципальные перевозки, - в краевые государственные казенные учреждения - центры социальной поддержки населения для последующего их распределения и перечисления на расчетные счета транспортных предприятий, выполняющих перевозки в этих муниципальных образованиях.
Перечислять предусмотренные в краевом бюджете средства транспортным предприятиям на возмещение расходов от перевозки граждан льготных категорий на междугородных автомобильных маршрутах края в соответствии с заключенными договорами (подп.7.5).
Постановлением (адрес) от (дата)(№)-пр «О порядке реализации на территории (адрес) краевого законодательства о мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, жертв политических репрессий, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан» инвалидам предоставлено право на приобретение по льготной цене - единого социального проездного билета. Приобретая единый социальный проездной билет, инвалиды имеют на бесплатный проезд на городском транспорте общего пользования, автомобильном транспорте пригородного внутримуниципального и межмуниципального сообщения, при предъявлении единого социального проездного билета и удостоверения единого образца, установленного для каждой льготной категории граждан, с дополнительным предъявлением инвалидами пенсионного удостоверения с отметкой о группе инвалидности и сроке ее установления (п.З указанного Постановления).
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами усматривается, что возмещение расходов по перевозке граждан льготных категорий, в том числе по единому социальному проездному билету на транспорте общего пользования, осуществляется центрами социальной поддержки населения путем перечисления на расчетные счета транспортных предприятий, выполняющих перевозки в этих муниципальных образованиях. Возмещение расходов перевозчикам, не заключившим договор на перевозку льготных категорий пассажиров по единому социальному проездному билету, действующим законодательством не предусмотрено.
КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на- Амуре» до (дата) производил возмещение затрат связанных с перевозкой льготных категорий граждан, по проезду в муниципальном транспорте в следующем размере: муниципальному унитарному предприятию «ПАТП-1» в размере 69,5 %, и муниципальному унитарному предприятию «Трамвайное управление» - 30,5 %, на основании заключенных с ними договоров. Порядок направления средств приходящихся на городские и внутримуниципальные перевозки льготной категории граждан определен Постановлением (адрес)(№) от (дата) «Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории (адрес)».
Процентное распределение между перевозчиками определяется администрацией муниципального образования (адрес).
Системное толкование положений статей 789,790 Гражданского кодекса РФ, постановлений (адрес) от (дата)(№), от (дата)(№)-пр позволяет сделать вывод, что эти правовые нормы не предусматривают
безусловную обязанность перевозчика осуществлять бесплатно перевозку в общественном городском транспорте льготной категории пассажиров - инвалидов. Такая обязанность возникает у перевозчика только в том случае, если понесенные перевозчиком в связи с этим расходы возмещаются из краевого бюджета на основании заключенного с перевозчиком договора.
Постановлением (адрес) от (дата) N 105 «О признании утратившими силу отдельных постановлений (адрес)» признано утратившим силу постановление (адрес) от (дата) N 122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории (адрес)"
С (дата) единый социальный проездной билет в связи с отменой данного постановления не выдаётся.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие - либо из них не ссылались.
С учетом изложенного суд считает требования истца ФИО1 необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения г. Комсомольска-на-Амуре» о признании незаконными заявлений - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в (адрес)суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, его вынесший.
Судья Айзенберг А.М.