ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1391/2021 от 05.10.2021 Серовского районного суда (Свердловская область)

Решение в окончательном виде составлено 05 октября 2021 года

66RS0051-01-2021-001688-74

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Серов 28 сентября 2021 года

Серовский районный суд Свердловской области в составе

председательствующего Петуховой О.И.,

при секретаре судебного заседания Илюшиной Ж.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1391/2021 по иску Серовского городского прокурора, действующего в интересах Муниципального образования Сосьвинского городского округа, к Муниципальному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Кошай о возмещении в бюджет Сосьвинского городского округа денежных средств,

с участием представителя истца помощника прокурора Инютиной О.В., представителя ответчика Муниципального бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Кошай ФИО1, представителя третьего лица Финансового управления Сосьвинского городского округа ФИО2

УСТАНОВИЛ:

Серовский городской прокурор обратился в Серовский районный суд с иском в интересах Муниципального образования Сосьвинского городского округа к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Кошай о возложении обязанности в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу возместить в бюджет Сосьвинского городского округа неправомерно выплаченные денежные средства директору ФИО3 по должности «учитель», а именно заработной платы в сумме 51 890 руб. 06 коп. и стимулирующих выплат в сумме 14 215 руб. 35 коп.

В обоснование исковых требований указано, что Серовской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Финансового управления Сосьвинского городского округа по возмещению в бюджет Сосьвинского городского округа 66 105 руб. 41 коп., в ходе которой установлено, что Финансовым управлением администрации Сосьвинского городского округа проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативно правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, полноты, достоверности отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении средней общеобразовательной школы с Кошай (далее - МБОУ СОШ с. Кошай) за 2018 год. По результатам проверки составлен акт от 13.12.2019 № 2. В соответствии с пунктом 2.2. Соглашения от 19.12.2017 № 2 (доп.соглашение от 21.06.2018 № 5) «О предоставлении субсидии из бюджета Сосьвинского городского округа муниципальному бюджетному учреждению Сосьвинского городского округа на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг, между Отраслевым органом администрации Сосьвинского городского округа «Управление образования» и МБОУ СОШ с. Кошай, учреждению предоставлены субсидии на финансовое обеспечения выполнения муниципального задания в сумме 15 377 526,49 рублей. На оплату труда работников МБОУ СОШ с. Кошай предусмотрены расходы в сумме 9 777 183, 49 рубля, в том числе субвенции областного бюджета в сумме 7 116 031,29 рублей, средства бюджета Сосьвинского городского округа в сумме 2 661 152,20 рубля, исполнение составило 100%. В соответствии с пунктом 1 трудового договора от 07.07.2016 № 1 (дополнительные соглашения № 1 от 10.03.2014, № 2 без даты, № 3 от 01.01.2015 года, № 4 от 01.06.2016), заключенного администрацией Сосьвинского городского округа на основании приказа администрации Сосьвинского городского округа от 28.08.2009 № 199 «О приеме работника на работу» ФИО3 назначена на должность директора Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Кошай с 31.08.2009. За период с января по декабрь 2018 года заработная плата сотрудникам МБОУ СОШ с. Кошай начисляется в соответствии с Положением об оплате труда работников Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Кошай», утвержденного 30.07.2017 председателем ПК МБОУ СОШ с. Кошай ФИО4 Штатное расписание, тарификационные списки утверждены директором МБОУ СОШ с. Кошай и согласованы начальником Отраслевого органа администрации Сосьвинского городского округа «Управление образования» ФИО5 в пределах утвержденного фонда оплаты труда на 2018 год в количестве 47,25 штатных единиц. Согласно п. 45, 61 Положения МБОУ СОШ с. Кошай выплаты компенсационного и стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и нормативно правовыми актами, содержащими нормы трудового права. На основании вышеуказанных пунктов МБОУ СОШ с. Кошай приняты положения:

О доплатах и компенсационных выплатах работникам МБОУ СОШ с Кошай;

О стимулировании работников МБОУ СОШ с. Кошай.

Все положения утверждены директором МБОУ СОШ с. Кошай ФИО3 и согласованы с председателем профсоюзного комитета МБОУ СОШ с. Кошай ФИО4 Установлено, что на основании приказов МБОУ СОШ с. Кошай от 01.09.2017 № 140 «О распределении педагогической нагрузки» на 2017 - 2018 учебный год и от 01.09.2018 № 112 «О распределении педагогической нагрузки» на 2018 - 2019 учебный год директором МБОУ СОШ Кошай ФИО3 осуществляла трудовую деятельность в должности «Учитель» с педагогической нагрузкой на 2018 - 2019 учебный год - 9 учебных часов (обществознание 5-9, 11 классы 7 часов, истории 5 класс 2 часа). Вместе с тем, дополнительное соглашение к трудовому договору от 28.08.2009 № 101, о разрешении выполнения учебной работы на 2018 - 2019 учебный год, между Главой Сосьвинского городского округа (работодателем) и директором МБОУ СОШ с. Кошай ФИО3 (работником) не заключено. Начальником Отраслевого органа администрации Сосьвинского городского округа «Управление образования» ФИО5 ФИО3 направлено обращение от 25.09.2018 исх.№ 1309 с предложением заключить дополнительное соглашение № 7 к трудовому договору от 28.08.2009 № 101, разрешающее директору МБОУ СОШ с. Кошай ФИО3 выполнение учебной (преподавательской) работы в МБОУ СОШ с. Кошай в количестве 9 учебных часов в неделю на 2018 - 2019 учебный год. На данное обращение директор ФИО3 ответила отказом (письмо от 03.10.2018 исх. №541). Также, в письме от 03.10.2018 исх. № 541 директор ФИО3 сообщила, что между МБОУ СОШ с. Кошай и учителем ФИО3 01.04.2017 заключен трудовой договор № 216, к которому в период 2017, 2018 года заключены дополнительные соглашения, регулирующие существенные условия труда. Кроме того, в ответе от 10.03.2018 исх. № 138 на письмо начальника ООА СГО «Управление образование» ФИО5 от 02.03.2018 исх. № 313 директор ФИО3 сообщила, что в период ее увольнения с должности директора МБОУ СОШ с. Кошай заключен трудовой договор от 01.04.2017 № 216, между МБОУ СОШ с. Кошай, в лице и.о. директора ФИО6, и учителем ФИО3 После восстановления ФИО3 в должности директора (распоряжение администрации Сосьвинского городского округа от 08.06.2017 № 61 «О восстановлении ФИО3 на работе и выплате среднего заработка за время вынужденного прогула») в трудовой договор от 01.04.2017 № 216 внесены изменения путем заключения дополнительного соглашения от 08.06.2017 № 150 «Об изменении трудового договора от 01.04.2017 № 216. Вышеуказанный трудовой договор переведен в статус трудового договора по внутреннему совместительству. Директором ФИО3 09.07.2018 главе Сосьвинского городского округа направлено обращение о работе по совместительству в должности учителя в количестве 9 часов в неделю на 2018 - 2019 учебный год. В ответ на данное обращение ООА СГО «Управление образование» директору МБОУ СОШ с. Кошай предложено заключить дополнительное соглашение № 7, устанавливающее выполнение учебной (преподавательской) работы в МБОУ СОШ с. Кошай в количестве 9 часов в неделю. Данное дополнительное соглашение со стороны директора МБОУ СОШ с. Кошай не подписано. Вместе с тем, между МБОУ СОШ с. Кошай, в лице директора ФИО3, и учителем МБОУ СОШ с. Кошай ФИО3 в 2017 году, 2018 году заключены дополнительные соглашения к трудовому договору от 01.04.2017 № 216, на основании которых учителю ФИО3 начислялась заработная плата. Таким образом, заработная плата учителю ФИО3 начислена в нарушение пункта 5.4 Приказа № 1601, пункта 1 трудового договора от 28.08.2009 № 101 (дополнительные соглашения от 10.03.2014 № 1 без даты № 2, от 01.01.2015 № 3, от 01.06.2016 № 4, от 31.08.2017 № 5, от 19.01.2018 № 6, от 23.11.2018 № 7, от 10.10.2018 № 8) без заключения дополнительного соглашения между работодателем (главой Сосьвинского городского округа) и директором МБОУ СОШ с. Кошай ФИО3(работником). Так, с сентября 2018 года по ноябрь 2018 года неправомерно начислена заработная плата директору МБОУ СОШ с. Кошай ФИО3 по должности «учитель» в сумме 51 890 рублей 06 копеек. Кроме того, в нарушение п. 41 Положения МБОУ СОШ с.Кошай приказами МБОУ СОШ с. Кошай: от 27.09.2018 № 23 «Об объявлении благодарности и единовременном премировании работников», от 22.12.2018 № 35 «О премировании», от 22.12.2018 № 34 «О премировании», от 22.12.2018 №32 «О выплате материальной помощи работникам МБОУ СОШ с. Кошай», изданными директором МБОУ СОШ ФИО3, по должности «учитель» ФИО3 за обозначенный период неправомерно начислено и выплачено стимулирующих выплат на сумму 14 215, 35 рублей. Таким образом, при одновременном выполнении обязанностей по должностям «директор» и «учитель» у ФИО3 возникает конфликт интересов, поскольку имеется личная заинтересованность при выполнении должностных обязанностей «директора», которая может повлиять на установление и начисление по должности «учитель» заработной платы и стимулирующих выплат; создает вероятность по представлению к награждению и присвоению почетных званий, а также предусматривает возможность избежать дисциплинарных взысканий. В связи с выявленными нарушениями в МБОУ СОШ с. Кошай Финансовым управлением Сосьвинского городского округа направлено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения от 16.12.2019 № 483. Не согласившись с указанным представлением МБОУ СОШ с. Кошай подана жалоба в Арбитражный суд Свердловской области. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.10.2020 требования МБОУ СОШ с. Кошай удовлетворены частично. Вместе с тем, представление Финансового управления администрации Сосьвинского городского округа от 16.12.2019 № 483 в части выявленных нарушений по неправомерному начислению заработной платы и стимулирующих выплат признано обоснованным (дело № А60-32975/2020). Постановлением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 22.01.2021 по жалобе МБОУ СОШ с. Кошай представление Финансового управления администрации Сосьвинского городского округа от 16.12.2019 № 483, в части выявленных нарушений по неправомерному начислению заработной платы и стимулирующих выплат также признано обоснованным (дело № А60-32975/2020). Судом апелляционной инстанции подтверждено, что заработная плата директору ФИО3 по должности «учитель» за период с 01.09.2018 по 31.12.2018, из средств областного бюджета неправомерно начислена и выплачена заработная плата по должности «учитель» в сумме 51 890,06 рублей, в том числе за сентябрь 2018 г. - 13 535,72 руб., октябрь 2018 г. - 13117,76 руб., ноябрь 2018 г. - 13117,76 руб., декабрь 2018 г. - 12 118,82 руб. Также судом установлено, что в нарушение п. 41 Положения об оплате труда работников Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с.Кошай, утвержденного 30.06.2017, ФИО3 по должности «учитель» неправомерно начислены и выплачены стимулирующие выплаты на сумму 14 215,35 руб. Кроме того, судебной коллегией по гражданским делам Свердловской областного суда от 08.04.2021 вынесено решение по гражданскому делу № 2- 932/2020, в соответствии с которым удовлетворены требования ФИО3 по иску к ООА СГО «Управление образования» об отмене дисциплинарного взыскания, в котором в том числе также установлены нарушения о неправомерно выплаченных денежных средствах ФИО3 по должности «учитель», а именно заработной платы в сумме 51 890,06 рублей и стимулирующих выплат в сумме 14 215,35 рублей. В настоящее время МБОУ СОШ с. Кошай денежная сумма 66 105 руб. 41 коп. в бюджет Сосьвинского городского округа не возвращена.

В судебном заседании помощник Серовского городского прокурора Инютина О.В. требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МБОУ СОШ с. Кошай ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве. Считает решение прокурора о проведении проверки незаконным по следующим основаниям, поскольку проверка соблюдения бюджетного законодательства относится к компетенции финансового управления Сосьвинского городского округа, о чем свидетельствует ст. 270.2 Бюджетного кодекса РФ. По результатам указанной проверки в случае выявление нарушений должен быть внесен ненормативный акт - предписание, которое как ненормативный акт реагирования может быть обжалован в установленном порядке в Арбитражный суд. Однако, уклонившись от проведения проверки и внесения ненормативного акта реагирования Финансовое управление обратилось в прокуратуру, минуя обязательную процедуру и нарушая процессуальные права ФИО3 на обжалование ненормативного акта имеющего властные указания предписания органа внутреннего финансового контроля. Помимо этого Прокуратура является органом, ориентированным и осуществляющим защиту прав граждан, интересов государства и законности т.е на защиту в первую очередь публичного интереса, что следует из ФЗ «О прокуратуре» а также из положений в том числе ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно содержанию которой «Прокурор может обратиться в суд в целях защиты публичных и общественных интересов (в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований)». В данном случае публичный интерес или общественный интерес нарушен не был. Согласно муниципальному заданию субсидии на оплату труда работников МБОУ СОШ с. Кошай предусмотрены расходы в сумме 9 777 183. 49 рубля, в том числе субвенции областного бюджета в сумме 7 116 031,29 рублей, средства бюджета Сосьвинского городского округа в сумме 2 661 152,20 рубля, исполнение составило 100%. При этом, что не оспаривается финансирование оплаты труда по должности учитель происходит за счет субсидий областного бюджета. При этом финансовое обеспечение муниципального задания указанному муниципальному бюджетному учреждению, что установлено в судебном заседании, а также материалами проверок - не увеличивалось и иным образом не изменялось. По материалам проверки финансового органа и основанных на материалах проверки выводах прокуратуры выявлены лишь признаки нарушения процедуры при организации выплаты заработной платы ФИО3 по должности учитель, что относится к сфере возможных нарушений требований трудового законодательства, в частности оспаривается законность начислений выплаты директору учреждения МБОУ СОШ с. Кошай за работу учителем без подписанного дополнительного соглашения с Главой Муниципального образования. Однако Верховный суд в Определении №310-КГ18-23041 подтвердил и закрепил выводы нижестоящих судов о том, что нарушение публичного интереса на защиту которого направлены предписания органов внутреннего финансового контроля по ситуациям с требованием о взыскании с директоров учреждений выплат за дополнительную работу, -в судебных заседаниях - не установлено, и не подтверждено. Таким образом, Верховный Суд в определении №310-КГ18-23041 резюмировал, что судами правомерно приняты решения оценив положения Бюджетного кодекса, Трудового кодекса, Постановления Минтруда России от 30.06.2003 №41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических работников» о признании ненормативных актов органов внутреннего финансового контроля незаконными ввиду недоказанности нарушений публичного интереса. Таким образом, действия прокуратуры по изданию решения о проведении проверки по обращению и материалам проверки Финансового управления, содержащих в себе описания только признаков возможных нарушений трудового законодательства, и, не содержащих нарушений бюджетного законодательства, - не подтверждают нарушения публичного интереса и ущерба муниципальному образованию, - и поэтому сами по себе решения о проведении проверки по фактам причиненного ущерба Муниципальному Образованию - незаконны, а основанное на них исковое заявление необоснованно и не подлежит удовлетворению. Также следует отметить, что ущерб муниципальному образованию - не нанесен. Так установлено материалами дела, что финансовое обеспечение муниципального задания указанному муниципальному бюджетному учреждению - не увеличивалось, и иным образом, не изменялось. В муниципальном задании были предусмотрены денежные средства и лимиты на выплату заработной платы по должности «учитель» за оказание муниципальной услуги. ФИО3 своевременно и с надлежащим качеством проведены все необходимые занятия с учениками, т.е. в полном объеме оказана муниципальная услуга. Оказание указанной услуги своевременно, с надлежащим качеством, и в полном объеме подтверждается классными журналами, электронными журналами, а также документами о квалификации и профессиональном образовании педагога ФИО3 В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб). Как усматривается из материалов дела, учредителем и собственником МБОУ СОШ с. Кошай является Муниципальное образование Сосьвинский городской округ, следовательно, расходы по его содержанию, эксплуатации, деятельности в силу закона несет Муниципальное образование Сосьвинский городской округ. Услуги оказанные учителем ФИО3 были в действительности оказаны и приняты заказчиком выгодоприобретателем Муниципальным образованием, а в последующем и оплачены. Результат оказания муниципальной услуги в виде полученных знаний был присвоен лицами - учениками школы. Таким образом, предусмотренная Бюджетным кодексом РФ, процедура выделения и реализации бюджетных средств не была нарушена. Указанные правовые позиции в частности подтверждает апелляционное определение Свердловского областного суда по делу . Также следует отметить, что ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено право, а не обязанность работника на изменение трудового договора, вследствие чего неподписание истцом дополнительного соглашения к трудовому договору, состав нарушения - не образует (даже и при том, что оформление учебной нагрузки в п. 5.4 названного выше Порядка предусмотрено именно в дополнительном соглашении), что подтверждается выводом Апелляционного определения Свердловского областного суда по делу (). При этом следует отметить, что учебная нагрузка ФИО3 с уполномоченными должностными лицами ФИО5 и ФИО7 была согласована, о чем свидетельствуют письма ФИО3 на имя начальника Управления образования ФИО5 и на имя Главы Сосьвинского городского округа Макарова Г.Н. Неподписание же дополнительного соглашения, как видно из указанной переписки произошло не по вине ФИО3 Доводы иска прокуратуры об установлении в действиях ФИО3 конфликта интересов при выполнении обязанностей по должности директор и учитель необоснованны. Удовлетворение требований прокуратуры помимо всех вышеуказанных оснований невозможно осуществить, в том числе и потому что иск подан к МБОУ СОШ с. Кошай. Лимиты бюджетных обязательств на статью расходов, предусмотренную на финансирование заработной платы, финансируются и выделяются как субвенции областного бюджета (бюджета Свердловской области), и на сегодняшний момент на статье расходов бюджетной сметы МБОУ СОШ с. Кошай нет какой либо экономии. Следует заметить, что Прокуратура не подает иск в интересах субъекта РФ Свердловской области, которая путем выделения субвенций выделяла денежные средства на оплату труда учителей в 2017-2019 годах в МБОУ СОШ с. Кошай, таким образом, подача иска в интересах МО Сосьвинский городской округ ввиду факта отсутствия какого-либо отношения к данным деньгам Муниципального образования - неправомерна. Кроме того, по статье расходов на оплату труда учителей в смете МБОУ СОШ села Кошай на 2021 год нет какой-либо экономии, и возможное удовлетворение иска приведет к невыплате либо неполной выплате заработной платы работающим учителям, что помимо всего прочего является нарушением, в зависимости от тяжести, как административного (5.27 КоАП РФ), так и уголовного законодательства (145.1. УК РФ).

Представитель третьего лица Финансового управления Сосьвинского городского округа ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала.

Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее в предварительном судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать, поддержала доводы представителя ответчика.

Отраслевой орган администрации Сосьвинского городского округа «Управление образования» в судебное заседание своего представителя не направил, представил ходатайство о рассмотрении дело в отсутствии третьего лица. В письменном отзыве исковые требования полагал подлежащими удовлетворению.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Финансовым управлением администрации Сосьвинского городского округа проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, полноты, достоверности отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении средней общеобразовательной школы с Кошай (далее - МБОУ СОШ с. Кошай) за 2018 год. По результатам проверки составлен акт от 13.12.2019 № 2.

Серовской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Финансового управления Сосьвинского городского округа по возмещению в бюджет Сосьвинского городского округа 66 105 руб. 41 коп.

Так, в ходе проверки установлено, что в соответствии с пунктом 2.2. Соглашения от 19.12.2017 № 2 (доп.соглашение от 21.06.2018 № 5) «О предоставлении субсидии из бюджета Сосьвинского городского округа муниципальному бюджетному учреждению Сосьвинского городского округа на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг, между Отраслевым органом администрации Сосьвинского городского округа «Управление образования» и МБОУ СОШ с. Кошай, учреждению предоставлены субсидии на финансовое обеспечения выполнения муниципального задания в сумме 15 377 526,49 руб. На оплату труда работников МБОУ СОШ с. Кошай предусмотрены расходы в сумме 9 777 183, 49 руб., в том числе субвенции областного бюджета в сумме 7 116 031,29 руб., средства бюджета Сосьвинского городского округа в сумме 2 661 152,20 руб., исполнение составило 100%.

В соответствии с трудовым договором от 07.07.2016 № 1, заключенным администрацией Сосьвинского городского округа на основании приказа администрации Сосьвинского городского округа от 28.08.2009 № 199 «О приеме работника на работу» ФИО3 назначена на должность директора Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Кошай с 31.08.2009.

Установлено, что на основании приказов МБОУ СОШ с. Кошай от 01.09.2017 № 140 «О распределении педагогической нагрузки» на 2017 - 2018 учебный год и от 01.09.2018 № 112 «О распределении педагогической нагрузки» на 2018 - 2019 учебный год директором МБОУ СОШ Кошай ФИО3 осуществляла трудовую деятельность в должности «Учитель» с педагогической нагрузкой на 2018 - 2019 учебный год - 9 учебных часов (обществознание 5-9, 11 классы 7 часов, истории 5 класс 2 часа). Дополнительное соглашение к трудовому договору от 28.08.2009 № 101, о разрешении выполнения учебной работы на 2018 - 2019 учебный год, между Главой Сосьвинского городского округа (работодателем) и директором МБОУ СОШ с. Кошай ФИО3 (работником) не заключалось.

Между МБОУ СОШ с. Кошай, в лице директора ФИО3, и учителем МБОУ СОШ с. Кошай ФИО3 в 2017 году, 2018 году заключены дополнительные соглашения к трудовому договору от 01.04.2017 № 216, на основании которых учителю ФИО3 начислялась заработная плата.

Так, с сентября 2018 года по ноябрь 2018 года начислена заработная плата директору МБОУ СОШ с. Кошай ФИО3 по должности «учитель» в сумме 51 890 руб. 06 коп. Кроме того, приказами МБОУ СОШ с. Кошай: от 27.09.2018 № 23 «Об объявлении благодарности и единовременном премировании работников», от 22.12.2018 № 35 «О премировании», от 22.12.2018 № 34 «О премировании», от 22.12.2018 №32 «О выплате материальной помощи работникам МБОУ СОШ с. Кошай», изданными директором МБОУ СОШ ФИО3, по должности «учитель» ФИО3 за обозначенный период начислено и выплачено стимулирующих выплат на сумму 14 215, 35 руб.

В связи с выявленными нарушениями в МБОУ СОШ с. Кошай Финансовым управлением Сосьвинского городского округа направлено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения от 16.12.2019 № 483.

МБОУ СОШ с. Кошай подано заявление о признании представления недействительным в Арбитражный суд Свердловской области. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.10.2020 по делу № А60-32975/2020 требования МБОУ СОШ с. Кошай удовлетворены частично. Представление Финансового управления от 16.12.2019 № 483 в части выявленных нарушений по неправомерному начислению заработной платы и стимулирующих выплат признано обоснованным.

Ссылаясь на нарушения бюджетного законодательства прокурор, действуя в интересах муниципального образования Сосьвинский городской округ, просит взыскать с МБОУ СОШ с. Кошай в бюджет Сосьвинского городского округа неправомерно выплаченные денежные средства директору ФИО3 по должности «учитель», а именно заработной платы в сумме 51 890 руб. 06 коп. и стимулирующих выплат в сумме 14 215 руб. 35 коп.

Как следует из материалов дела, согласно муниципальному заданию субсидии на оплату труда работников МБОУ СОШ с. Кошай предусмотрены расходы в сумме 9 777 183. 49 рубля, в том числе субвенции областного бюджета в сумме 7 116 031,29 рублей, средства бюджета Сосьвинского городского округа в сумме 2 661 152,20 рубля, исполнение составило 100%.

При этом финансовое обеспечение муниципального задания не увеличивалось и не изменялось, что не оспаривается истцом.

Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации, закрепленным в ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

На основании подп. 3 п. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО3 в должности учителя проведены все запланированные занятия с учениками, т.е. в полном объеме оказана муниципальная услуга, что подтверждается классными журналами, электронными журналами, а также выполнение данной услуги не оспаривается истцом. Выполняя педагогическую работу, ФИО3 вправе была получать за нее заработную плату.

При этом, истцом не доказано, что указанные выплаты, произведенные директору учреждения за выполнение педагогической работы, привели к превышению требуемых выплат или выплаты произведены без фактического выполнения педагогической работы, в связи с чем нарушение публичного интереса не подтверждено.

Нецелевое использование бюджетных средств в данном случае также не установлено, не зафиксировано с приведением конкретных положений бюджетного законодательства, доказательств обратного, равно как и доказательств совершения ответчиком нарушений именно бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в материалы дела истцом не представлено. Несоблюдение порядка выплаты заработной платы ФИО3 по должности учитель, не относится к сфере нарушений бюджетного законодательства, поскольку регулируется трудовым законодательством.

Кроме того, судом установлено, что финансирование оплаты труда по должности учитель происходит за счет субвенций областного бюджета, в связи с чем требования прокурора, действующего в интересах Муниципального образования Сосьвинский городской округ, о возмещении денежных средств в бюджет Сосьвинского городского округа является необоснованным.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194–198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Серовского городского прокурора, действующего в интересах Муниципального образования Сосьвинского городского округа, к Муниципальному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Кошай о возмещении в бюджет Сосьвинского городского округа денежных средств отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Серовский районный суд Свердловской области.

Председательствующий О.И. Петухова