ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1393/13 от 11.02.2013 Ногинского городского суда (Московская область)

Гр. дело № 2-1393/13

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

11 февраля 2013 года

Ногинский городской суд Московской области

в составе: председательствующего судьи Рязанова М.Ю.,

при секретаре Парфеновой О.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1 о признании незаконными действий,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и обязании ФГБУ «Кадастровая палата Росреестра» по <адрес> внести сведения в государственный кадастр недвижимости об удельном показателе кадастровой стоимости принадлежащих ей на праве собственности земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>».

В обоснование своих требований заявитель ссылалась на то, что она является собственником земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования — дачное строительство, расположенный по адресу: <адрес>.

Указанный земельный участок принадлежит ФИО1 на основании договора купли-продажи (купчая) земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и решения собственника о разделе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.

В целях реализации своих прав собственника, заявитель приняла решение разделить принадлежащий ей земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположенные по адресу: <адрес>

Земельные участки не застроены, коммуникации на них отсутствуют.

При получении кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером-<данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м заявитель обнаружила, что удельный показатель кадастровой стоимости вновь образованного путем объединения земельного участка установлен в размере <данные изъяты> рублей за 1 кв.м.

В связи с чем, заявитель обратилась в кадастровую палату по вопросу выяснения причин установления такой стоимости на указанный земельный участок, где заявителю было разъяснено, что Распоряжением Министерства экологии и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-РМ были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений <адрес>, в результате чего изменилась кадастровая стоимость земельных участков, а соответственно и налогооблагаемая база.

Сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости Управлением государственной регистрации, кадастра и картографии на основании утвержденного среднего уровня кадастровой оценки земель дачных объединений по субъекту Российской Федерации (то есть среднего по <адрес>) и теперь удельный показатель составляет <данные изъяты> рублей за 1 кв.м.

Заявитель считает, что внесение сведений об удельном показателе кадастровой стоимости ее земельного участка в размере <данные изъяты> рублей за один кв.м. являются незаконными и сведения об удельном показателе должны быть внесены на основании данных о его рыночной стоимости.

Заявитель – ФИО1 в судебное заседание не явилась, её интересы по доверенности представляла ФИО2, которая в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме и пояснила, что Управление Росреестра незаконно применило в отношении спорных земельных участков удельный показатель кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> рублей за один кв.м., поскольку обязано было применить его среднюю рыночную стоимость за одни кв.м. То обстоятельство, считает представитель заявителя, что уполномоченным органом не был определен средний показатель кадастровой стоимости для дачных объединений по Ногинскому муниципальному району не может служить основанием установления чрезмерно завышенного размера кадастровой стоимости для земельных участков в <адрес> без определения состава факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении этих факторов, проведения сбора рыночной информации, то есть установления среднего показателя для всей <адрес>.

Представитель заинтересованного лица – ФГБУ «Кадастровая палата Росреестра» ФИО3 по <адрес> в судебное заседание явилась и пояснила, что не возражает против установления удельного показателя кадастровой стоимости спорного земельного участка в соответствии с его рыночной оценкой.

Представитель заинтересованного лица – Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен надлежащим образом. Представил в суд отзыв на исковое заявление, согласно которому с заявленными требованиями не согласен, поскольку в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного садового, огородного или дачного земельного участка, не входящего в состав соответствующих объединений, его кадастровую стоимость возможно определить путем умножения среднего для муниципального района значения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь земельного участка. Учитывая, что удельный показатель кадастровой стоимости земель дачных объединений по Ногинскому муниципальному району не утвержден, кадастровая стоимость спорных земельных участков рассчитана с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости по <адрес>. Суд, с согласия сторон, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Выслушав объяснения представителя заявителя и исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ - гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В соответствии с п.12 Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.

Судом установлено, что заявитель является собственником земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования — дачное строительство, расположенный по адресу: <адрес>

Указанный земельный участок принадлежит ей на основании договора купли-продажи (купчая) земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и решения собственника о разделе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.

В целях реализации своих прав собственника, заявитель приняла решение разделить принадлежащий ей земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположенные по адресу: <адрес>

Земельные участки не застроены, коммуникации на них отсутствуют.

При получении кадастрового паспорта на земельный участок заявитель обнаружила, что удельный показатель кадастровой стоимости вновь образованного путем объединения земельного участка установлен в размере <данные изъяты> рублей за 1 кв.м.

В связи с чем, она обратилась в кадастровую палату по вопросу выяснения причин установления такой стоимости на указанный земельный участок, где заявителю было разъяснено, что Распоряжением Министерства экологии и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-РМ были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений <адрес>, в результате чего изменилась кадастровая стоимость земельных участков, а соответственно и налогооблагаемая база.

Сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости Управлением государственной регистрации, кадастра и картографии на основании утвержденного среднего уровня кадастровой оценки земель дачных объединений по субъекту Российской Федерации (то есть среднего по <адрес>) и теперь удельный показатель составляет <данные изъяты> рублей за 1 кв.м.

Распоряжением Министерства экологии и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-РМ были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений <адрес>. При этом, средний удельный показатель кадастровой стоимости для дачных объединений по Ногинскому муниципальному району данным Распоряжением установлен не был.

В результате принятия указанного Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ изменилась кадастровая стоимость земельных участков в <адрес>, а соответственно и налогооблагаемая база.

Сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости Управлением государственной регистрации, кадастра и картографии на основании утвержденного среднего уровня кадастровой оценки земель дачных объединений по субъекту Российской Федерации (то есть среднего по <адрес>) и теперь удельный показатель составляет <данные изъяты> рублей за 1 кв.м..

Суд, оценив в совокупности представленные доказательства по делу, приходит к выводу, что действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> по формированию в государственном земельном кадастре сведений об удельном показателе кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере <данные изъяты> рублей являются незаконными, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила проведения государственной оценки земель (далее - Правила), которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.

Согласно пункту 9, 5 Правил, кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Поскольку земельные участки, принадлежащие заявителю, не были включены в инвентаризационную опись земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке земель, а вид разрешенного использования с «для ведения крестьянского хозяйства» на «дачное строительство» был изменен, их кадастровая стоимость должна была определяться в соответствии с п.2.3.1. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12 августа 2006г. N222.

Так, п.2.3.1. Методических указаний регламентирует, что в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.

Таким образом, указанным нормативным актом установлена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, вид разрешенного использования которого был изменен, путем умножения среднего только для муниципального района (но не субъекта) удельного показателя кадастровой стоимости земель вида объединения, соответствующего измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.

Видом объединения, соответствующим измененному виду разрешенного использования земельных участков заявителя «под дачное строительство» является дачное объединение.

Исходя из указанного следует, что действия органа кадастрового учета по внесению сведений об удельном показателе земельного участка истца равным среднему удельному показателю земельных участков по <адрес>, являлись незаконными.

Согласно п. 3.2.2. и п.п.4.1. Приказа Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307 "Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений" расчет удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка объединения осуществляется путем деления кадастровой стоимости эталонного земельного участка в составе объединения на площадь этого земельного участка.

Кадастровая стоимость земельных участков объединений рассчитывается путем умножения площади этих земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости эталонных земельных участков в составе рассматриваемых объединений.

Согласно отчету об оценке земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования — для дачного строительства, расположенного по адресу: <адрес> рыночная стоимость 1 кв.м. указанного земельного участка составляет <данные изъяты> рублей, исходя из которого и должна рассчитываться кадастровая стоимость в соответствии с п.3 ст.66 ЗК РФ.

Поскольку, в соответствии с п.3 ст.66 ЗК РФ, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> равна его рыночной стоимости, то и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка за один квадратный метр также является равным рыночной стоимости одного квадратного метра.

Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, должна быть установлена исходя из рыночной стоимости 746 рублей за один квадратный метр.

Таким образом, незаконные действия по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельных участков заявителя нарушили его права, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога.

При таких обстоятельствах, учитывая совокупность представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу, что заявление ФИО1 о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и обязании ФГБУ «Кадастровая палата Росреестра» по <адрес> внести сведения в государственный кадастр недвижимости об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка, основано на законе, а потому подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1 о признании незаконными действий - удовлетворить.

Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.

Обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес> внести сведения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости исходя из <данные изъяты> рублей за один кв.м. следующих земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м.

Решение является основанием для перерасчета кадастровой стоимости и внесения изменений в сведения о кадастровой стоимости указанных земельных участков в сведения Государственного кадастра недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение одного месяца.

Судья: подпись