Дело № 2-1394/2019
32RS0001-01-2019-000961-97
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Брянск 23 июля 2019 г.
Бежицкий районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи – Горбарчука С.А.,
при секретаре – Емельяненко О.И.,
с участием истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Брянской городской администрации, администрации Брянского района, Государственному унитарному предприятию Организация научного обслуживания опытно-производственное хозяйство «Черемушки», Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях об исправлении реестровой ошибки и внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области.
Указанный земельный участок был отведен истцу Администрацией Бежицкого района г. Брянска № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании Постановления Администрации города Брянска № от ДД.ММ.ГГГГ для строительства индивидуального жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ истцу было выдано свидетельство на право собственности на землю серия № с приложением - планом земельного участка, который с 1992 года состоит на кадастровом учет, как ранее учтенный.
ДД.ММ.ГГГГ истец подал заявление об осуществлении постановки на кадастровый учет указанного земельного участка в соответствии с межевым планом № от 29.06.2014г. подготовленным кадастровым инженером ООО «Аксиома» ФИО2
ДД.ММ.ГГГГ государственным кадастровым инженером ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области было принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета уточняемого земельного участка в связи с тем, что его границы пересекают границы другого земельного участка с кадастровым номером №, площадью 278 000,00 кв. м расположенного по адресу: в 1300 м по направлению на юг от ориентира населенный пункт, адрес <адрес>, принадлежащий ГУП ОНО ОПХ «Черемушки». Кроме того, земельный участок истца пересекается границей муниципального образования «город Брянск».
Решением Бежицкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, вступившим в законную силу, удовлетворены исковые требования ФИО1 об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости земельного участка.
Данное решение не содержит указаний по изменению границ городского округа «город Брянск».
С учетом уточнения, истец просит суд исправить реестровую ошибку в сведениях ЕГРН об описании местоположения границы муниципального образования «город Брянск» по границе земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец ФИО1 уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель Брянской городской администрации в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель Брянского района в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, удовлетворение исковых требований оставил на усмотрение суда.
Представитель ГУП ОНО ОПХ «Черемушки» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и письменный отзыв на иск, в котором указал, что в случае установления судом доказанного факта наличия реестровой ошибки Управление считает возможным исправление имеющейся реестровой ошибки путем внесения соответствующих изменений в сведения ЕГРН в отношении границы муниципального образования г. Брянск в местах пересечения земельного участка, принадлежащего ФИО1 с кадастровым номером №, в соответствии с которыми будет изменено прохождение границы муниципального образования г. Брянск.
Представитель Межрегионального территориального управления Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил в материалы дела письменный отзыв на иск, в котором указал, что не является надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу.
Представитель Управления Росреестра по Брянской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, ранее в материалы дела представил письменный отзыв на иск, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации), в ст. 72 которого указано, что законодательные и иные нормативные правовые акты до их приведения в соответствие с названным законом применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону о регистрации. Данный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, а по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, - к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу. Со дня вступления в силу Закона о регистрации сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (ч. 2 ст. 1 Закона о регистрации).
В соответствии с ч. 6 ст. 1 Закона о регистрации, государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 130 ГК РФ, ч. 7 ст. 1 Закона о регистрации, земельные участки относятся к объектам недвижимости.
Согласно п. 3 ст. 6 Земельного Кодекса РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие признать ее индивидуально определенной вещью.
Подтверждением существования объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи является государственный кадастровый учет, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (ч. 7 ст. 1 Закона о регистрации).
Согласно ч. 2 ст. 7 Закона о регистрации Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: 1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); 2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); 3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ); 4) реестровых дел; 5) кадастровых карт; 6) книг учета документов.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о регистрации к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Согласно ч. 8 ст. 22 Закона о регистрации местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Статьями 22 - 24.1 Закона о регистрации утверждены требования к межевому плану, техническому плану, карте-плану территории, акту обследования.
Так, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ карта-план территории содержит необходимые для государственного кадастрового учета сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ. Карта-план территории состоит из текстовой и графической частей.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации).
Исходя из ч. 3 ст. 61 Закона о регистрации, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда, (ч. 4 ст. 61 Закона о регистрации).
В силу ст. 14, ст. 58 Закона о регистрации, вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Кроме того, в соответствии со ст.8.1 ГК РФ, ст. 14 Закона о регистрации государственная регистрация носит заявительный характер, в частности государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (ст. 13 ГПК РФ).
Порядок установления границ муниципальных образований регламентирован Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ).
Согласно ст. ст. 11, 12 Закона № 131-ФЗ при установлении или изменении границы муниципальных образований, территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения, территория поселения не может входить в состав территории другого поселения.
Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан, проводимых в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона, с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов (п. 2 ст. 12 Закона № 131-Ф3).
При рассмотрении споров о границах участков суд учитывает, в частности:
наличие у истца права собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды земельного участка;
наличие препятствий к осуществлению правомочий пользования и владения участком и в чем заключается нарушение (угроза нарушения) права;
что именно ответчик противоправно создал препятствия к осуществлению истцом правомочий по пользованию и (или) распоряжению земельным участком.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что согласно сведениям из ЕГРН земельный участок, общей площадью 823 кв.м., кадастровый №, имеет вид разрешенного использования - для использования индивидуального жилого дома и принадлежит на праве собственности ФИО1.
29.06.2014 кадастровым инженером ООО «Аксиома» ФИО4 был подготовлен межевой план № с целью постановки на кадастровый учет указанного земельного участка, расположенного по <адрес>.
31.07.2014 ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области было приостановлено осуществление кадастрового учета уточняемого земельного участка № связи с тем, что его границы пересекают границы другого земельного участка, кадастровый №. Причиной пересечения границ земельных участков являлось наличие воспроизведенной в государственном кадастре недвижимости ошибки, допущенной землеустроительной организацией при определении координат в отношении участка с кадастровым номером № При этом, ФГБУ «ФКП Росреестра» было также установлено, что при отображении в электронной карте Государственного кадастра недвижимости границы уточняемого земельного участка пересекают муниципальную границу г. Брянск.
Решением Бежицкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, вступившим в законную силу, удовлетворены исковые требования ФИО1 об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости земельного участка.
Суд признал кадастровой ошибкой сведения, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости, в части описания границ земельных участков:
- кадастровый №, площадью 278 000 кв.м. по адресу: в 1300 м. по направлению на юг от ориентира населенный пункт, адрес ориентира: <адрес>, расположенный по адресу<адрес>
- кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>.
Суд исправил кадастровую ошибку путем уточнения площади земельного участка и установления границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, и внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости в соответствии с межевым планом № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным ООО «Аксиома».
Судом установлены границы земельного участка с кадастровым номером №, площадью 823 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в следующих координатах: №
Вместе с тем, данное решение не содержит указаний по изменению границ городского округа «город Брянск», в связи с чем истец не имеет возможности реализовать свое право на осуществление кадастрового учета принадлежащего ему земельного участка в конкретных границах.
Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 32:02:0400105:4, находится примерно в 1300 м от ориентира по направлению на юг, общей площадью 276924 кв.м., имеет вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, в особых отметках указано, что граница участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. По договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ№, участок находится в аренде у ГП Организация научного обслуживания опытно-производственное хозяйство «Черемушки» государственного научного учреждения Всероссийского НИИ картофельного хозяйства им. А.Г.Лорха РАСН.
На основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ№, заказчиком работ по которому являлся Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Брянской городской администрации, ОАО «Брянскземпроект» выполнены работы по выносу границ муниципального образования «город Брянск».
Работы выполнялись в целях реализации Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также Закона Брянской области от 09.03.2005 № 3-3 «О наделении муниципальных образований статусом городского поселения, сельского поселения и установления границ муниципальных образований в Брянской области», который наделяет муниципальные образования статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и устанавливает границы муниципальных образований в Брянской области.
В приложении 1 к Закону Брянской области «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области» описана проектируемая граница города Брянска.
По результатам выполненных работ ОАО «Брянскземпроект» составлены описание местоположения границы муниципального образования городского округа г. Брянск, каталог координат поворотных точек границы с указанием значений поворотных точек устанавливаемых границ, карта (план) границ муниципального образования.
В соответствии с полномочиями постановлением администрацией Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена карта (план) границ муниципального образования «городской округ «город Брянск».
В ЕГРН содержатся сведения о регистрации права собственности на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования индивидуального жилого дома, площадь 823 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, правообладатель: ФИО1 (запись № от ДД.ММ.ГГГГ, документы-основания: Свидетельство о праве собственности на землю серии № регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ.
Также на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым №, общей площадью 823 кв.м., поставлен как «ранее учтенный», границы не указаны.
Ходатайств о назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы лицами, участвующими в деле, не заявлено. Оснований для постановки на разрешение вопроса о назначении судебной землеустроительной экспертизы по собственной инициативе суд не усматривает.
Суд полагает, что истцом представлено достаточно доказательств, подтверждающих факт наличия реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границы муниципального образования городской округ г. Брянск, внесенных на основании Карты (плана) границ муниципального образования городской округ г. Брянск, утвержденной Постановлением Администрации Брянской области от 11.04.2011г. № в части не включения в территорию муниципального образования г. Брянск принадлежащего истцу земельного участка.
При этом, дополнительного установления судом границ земельного участка с кадастровым номером № площадью 823 кв.м. в сведениях государственного кадастра недвижимости, в данном случае не требуется, поскольку такие границы уже установлены решением Бежицкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 об исправлении реестровой ошибки и внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости удовлетворить.
Признать наличие реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границы муниципального образования городской округ город Брянск, внесенных на основании Карты (плана) границ муниципального образования городской округ город Брянск, утвержденной Постановлением Администрации Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ№ в части не включения в территорию муниципального образования город Брянск земельного участка с кадастровым номером №, площадью 823 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границы муниципального образования городской округ город Брянск путем изменения координат характерных точек границы муниципального образования городской округ город Брянск в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ№, подготовленным кадастровым инженером ООО «Аксиома» ФИО2
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Бежицкий районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Горбарчук
Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2019 года.