ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1394/19 от 23.07.2019 Бежицкого районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело № 2-1394/2019

32RS0001-01-2019-000961-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Брянск 23 июля 2019 г.

Бежицкий районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи – Горбарчука С.А.,

при секретаре – Емельяненко О.И.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Брянской городской администрации, администрации Брянского района, Государственному унитарному предприятию Организация научного обслуживания опытно-производственное хозяйство «Черемушки», Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях об исправлении реестровой ошибки и внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области.

Указанный земельный участок был отведен истцу Администрацией Бежицкого района г. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ, на основании Постановления Администрации города Брянска от ДД.ММ.ГГГГ для строительства индивидуального жилого дома.

ДД.ММ.ГГГГ истцу было выдано свидетельство на право собственности на землю серия с приложением - планом земельного участка, который с 1992 года состоит на кадастровом учет, как ранее учтенный.

ДД.ММ.ГГГГ истец подал заявление об осуществлении постановки на кадастровый учет указанного земельного участка в соответствии с межевым планом от 29.06.2014г. подготовленным кадастровым инженером ООО «Аксиома» ФИО2

ДД.ММ.ГГГГ государственным кадастровым инженером ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области было принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета уточняемого земельного участка в связи с тем, что его границы пересекают границы другого земельного участка с кадастровым номером , площадью 278 000,00 кв. м расположенного по адресу: в 1300 м по направлению на юг от ориентира населенный пункт, адрес <адрес>, принадлежащий ГУП ОНО ОПХ «Черемушки». Кроме того, земельный участок истца пересекается границей муниципального образования «город Брянск».

Решением Бежицкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу , вступившим в законную силу, удовлетворены исковые требования ФИО1 об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости земельного участка.

Данное решение не содержит указаний по изменению границ городского округа «город Брянск».

С учетом уточнения, истец просит суд исправить реестровую ошибку в сведениях ЕГРН об описании местоположения границы муниципального образования «город Брянск» по границе земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании истец ФИО1 уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель Брянской городской администрации в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Представитель Брянского района в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, удовлетворение исковых требований оставил на усмотрение суда.

Представитель ГУП ОНО ОПХ «Черемушки» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Представитель Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и письменный отзыв на иск, в котором указал, что в случае установления судом доказанного факта наличия реестровой ошибки Управление считает возможным исправление имеющейся реестровой ошибки путем внесения соответствующих изменений в сведения ЕГРН в отношении границы муниципального образования г. Брянск в местах пересечения земельного участка, принадлежащего ФИО1 с кадастровым номером , в соответствии с которыми будет изменено прохождение границы муниципального образования г. Брянск.

Представитель Межрегионального территориального управления Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил в материалы дела письменный отзыв на иск, в котором указал, что не является надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу.

Представитель Управления Росреестра по Брянской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, ранее в материалы дела представил письменный отзыв на иск, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации), в ст. 72 которого указано, что законодательные и иные нормативные правовые акты до их приведения в соответствие с названным законом применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону о регистрации. Данный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, а по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, - к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу. Со дня вступления в силу Закона о регистрации сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения.

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (ч. 2 ст. 1 Закона о регистрации).

В соответствии с ч. 6 ст. 1 Закона о регистрации, государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 130 ГК РФ, ч. 7 ст. 1 Закона о регистрации, земельные участки относятся к объектам недвижимости.

Согласно п. 3 ст. 6 Земельного Кодекса РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие признать ее индивидуально определенной вещью.

Подтверждением существования объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи является государственный кадастровый учет, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (ч. 7 ст. 1 Закона о регистрации).

Согласно ч. 2 ст. 7 Закона о регистрации Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: 1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); 2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); 3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ); 4) реестровых дел; 5) кадастровых карт; 6) книг учета документов.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о регистрации к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Согласно ч. 8 ст. 22 Закона о регистрации местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Статьями 22 - 24.1 Закона о регистрации утверждены требования к межевому плану, техническому плану, карте-плану территории, акту обследования.

Так, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ карта-план территории содержит необходимые для государственного кадастрового учета сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ. Карта-план территории состоит из текстовой и графической частей.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации).

Исходя из ч. 3 ст. 61 Закона о регистрации, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда, (ч. 4 ст. 61 Закона о регистрации).

В силу ст. 14, ст. 58 Закона о регистрации, вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Кроме того, в соответствии со ст.8.1 ГК РФ, ст. 14 Закона о регистрации государственная регистрация носит заявительный характер, в частности государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (ст. 13 ГПК РФ).

Порядок установления границ муниципальных образований регламентирован Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ).

Согласно ст. ст. 11, 12 Закона № 131-ФЗ при установлении или изменении границы муниципальных образований, территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения, территория поселения не может входить в состав территории другого поселения.

Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан, проводимых в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона, с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов (п. 2 ст. 12 Закона № 131-Ф3).

При рассмотрении споров о границах участков суд учитывает, в частности:

наличие у истца права собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды земельного участка;

наличие препятствий к осуществлению правомочий пользования и владения участком и в чем заключается нарушение (угроза нарушения) права;

что именно ответчик противоправно создал препятствия к осуществлению истцом правомочий по пользованию и (или) распоряжению земельным участком.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что согласно сведениям из ЕГРН земельный участок, общей площадью 823 кв.м., кадастровый , имеет вид разрешенного использования - для использования индивидуального жилого дома и принадлежит на праве собственности ФИО1.

29.06.2014 кадастровым инженером ООО «Аксиома» ФИО4 был подготовлен межевой план с целью постановки на кадастровый учет указанного земельного участка, расположенного по <адрес>.

31.07.2014 ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области было приостановлено осуществление кадастрового учета уточняемого земельного участка связи с тем, что его границы пересекают границы другого земельного участка, кадастровый . Причиной пересечения границ земельных участков являлось наличие воспроизведенной в государственном кадастре недвижимости ошибки, допущенной землеустроительной организацией при определении координат в отношении участка с кадастровым номером При этом, ФГБУ «ФКП Росреестра» было также установлено, что при отображении в электронной карте Государственного кадастра недвижимости границы уточняемого земельного участка пересекают муниципальную границу г. Брянск.

Решением Бежицкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу , вступившим в законную силу, удовлетворены исковые требования ФИО1 об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости земельного участка.

Суд признал кадастровой ошибкой сведения, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости, в части описания границ земельных участков:

- кадастровый , площадью 278 000 кв.м. по адресу: в 1300 м. по направлению на юг от ориентира населенный пункт, адрес ориентира: <адрес>, расположенный по адресу<адрес>

- кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>.

Суд исправил кадастровую ошибку путем уточнения площади земельного участка и установления границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, и внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, составленным ООО «Аксиома».

Судом установлены границы земельного участка с кадастровым номером , площадью 823 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в следующих координатах:

Вместе с тем, данное решение не содержит указаний по изменению границ городского округа «город Брянск», в связи с чем истец не имеет возможности реализовать свое право на осуществление кадастрового учета принадлежащего ему земельного участка в конкретных границах.

Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 32:02:0400105:4, находится примерно в 1300 м от ориентира по направлению на юг, общей площадью 276924 кв.м., имеет вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, в особых отметках указано, что граница участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. По договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, участок находится в аренде у ГП Организация научного обслуживания опытно-производственное хозяйство «Черемушки» государственного научного учреждения Всероссийского НИИ картофельного хозяйства им. А.Г.Лорха РАСН.

На основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заказчиком работ по которому являлся Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Брянской городской администрации, ОАО «Брянскземпроект» выполнены работы по выносу границ муниципального образования «город Брянск».

Работы выполнялись в целях реализации Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также Закона Брянской области от 09.03.2005 № 3-3 «О наделении муниципальных образований статусом городского поселения, сельского поселения и установления границ муниципальных образований в Брянской области», который наделяет муниципальные образования статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и устанавливает границы муниципальных образований в Брянской области.

В приложении 1 к Закону Брянской области «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области» описана проектируемая граница города Брянска.

По результатам выполненных работ ОАО «Брянскземпроект» составлены описание местоположения границы муниципального образования городского округа г. Брянск, каталог координат поворотных точек границы с указанием значений поворотных точек устанавливаемых границ, карта (план) границ муниципального образования.

В соответствии с полномочиями постановлением администрацией Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждена карта (план) границ муниципального образования «городской округ «город Брянск».

В ЕГРН содержатся сведения о регистрации права собственности на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования индивидуального жилого дома, площадь 823 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, правообладатель: ФИО1 (запись от ДД.ММ.ГГГГ, документы-основания: Свидетельство о праве собственности на землю серии регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ.

Также на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым , общей площадью 823 кв.м., поставлен как «ранее учтенный», границы не указаны.

Ходатайств о назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы лицами, участвующими в деле, не заявлено. Оснований для постановки на разрешение вопроса о назначении судебной землеустроительной экспертизы по собственной инициативе суд не усматривает.

Суд полагает, что истцом представлено достаточно доказательств, подтверждающих факт наличия реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границы муниципального образования городской округ г. Брянск, внесенных на основании Карты (плана) границ муниципального образования городской округ г. Брянск, утвержденной Постановлением Администрации Брянской области от 11.04.2011г. в части не включения в территорию муниципального образования г. Брянск принадлежащего истцу земельного участка.

При этом, дополнительного установления судом границ земельного участка с кадастровым номером площадью 823 кв.м. в сведениях государственного кадастра недвижимости, в данном случае не требуется, поскольку такие границы уже установлены решением Бежицкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 об исправлении реестровой ошибки и внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости удовлетворить.

Признать наличие реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границы муниципального образования городской округ город Брянск, внесенных на основании Карты (плана) границ муниципального образования городской округ город Брянск, утвержденной Постановлением Администрации Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения в территорию муниципального образования город Брянск земельного участка с кадастровым номером , площадью 823 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границы муниципального образования городской округ город Брянск путем изменения координат характерных точек границы муниципального образования городской округ город Брянск в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным кадастровым инженером ООО «Аксиома» ФИО2

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Бежицкий районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Горбарчук

Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2019 года.