ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1395 от 30.09.2010 Омского районного суда (Омская область)

                                                                                    Омский районный суд Омской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Омский районный суд Омской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е № 2-1395/10

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Шибаевой Г.Б.

при секретаре Колокольцевой И.Ю.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 30 сентября 2010 года гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Омского муниципального района Омской области, администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, ООО «МУП ЖКХ «Сервис», ОАО «Омскоблгаз», Бюджетному управлению Омской области «Управление капитального строительства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области» об устранении нарушений права пользования земельным участком, возмещении судебных расходов, и

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился с иском к администрации ОМР Омской области, администрации Красноярского с/п ОМР Омской области, ООО «МУП ЖКХ «Сервис», ОАО «Омскоблгаз» об обязанности восстановить нарушенное право на использование принадлежащего ему на праве собственности земельного участка площадью 1500 кв.м. с кадастровым Номер обезличен, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, с.К, ..., стр. поз. Номер обезличен, об освобождении его территорию от проложенных на ней газопровода и водопровода, разместив указанные коммуникации за ее пределами, взыскать с ответчиков в солидарном порядке судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 200 руб., по оплате услуг представителя в сумме 8000 руб., за оформление доверенности в сумме 600 руб.

Затем аналогичные требования истец предъявил, в том числе и к Бюджетному управлению Омской области «Управление капитального строительства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области».

По данному делу состоялось решение Омского районного суда от 08 июля 2010 года об удовлетворении исковых требований ФИО1.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 18 августа 2010 года решение Омского районного суда от 08 июля 2010 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.

Из пояснений истца ФИО1 следует, что исковые требования он поддерживает в полном объеме. Ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1500 кв.м. расположенный по адресу: Омская область, Омский район, сК., ..., стр. поз. Номер обезличен Земельный участок был предоставлен для индивидуального жилищного строительства на основании постановления главы К сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 29.05.2001г.. Право собственности на участок он зарегистрировал в 2003 году. Разрешение на строительство дома он оформил, но к выполнению строительных работ не приступал из-за отсутствия финансовых возможностей. Участок не был огорожен сплошным забором. Со своей семьей он проживает постоянно в собственном жилом доме, расположенном через четыре дома по .... В 2005 году по ... был проложен вначале водопровод, затем газопровод. Когда он увидел, что на его земельном участке ведутся строительные работы по прокладке водопровода, то предупредил строителей, что он согласия не давал. После чего с требованиями о прекращении работ в устной форме обращался в администрацию К с\п и МУП ЖКХ ОМР, но работы были продолжены. Газопровод был проложен в этом же году. Сам процесс строительства он не видел, но знал, что на участке размещен газопровод. В суд он не обращался по этому поводу, т.к. является жителем с.К и сам пользуется этим водопроводом и газопроводом. Администрация Красноярского с\п обещала решить проблему путем смещения границ земельного участка. Но лесхоз на это не дал согласия. Границы его земельного участка не определены и не согласованы, межевой план находится в стадии оформления.

В результате размещения на земельном участке указанных объектов были нарушены его права как собственника данного земельного участка, т.к. газопроводные трубы проложены по середине участка, водопровод пересекает угол участка.

В настоящее время разрешение на строительство утратило силу в связи с истечением срока действия, он не имеет возможности приступить к строительству дома из-за размещения на участке водопровода и газопровода. Повторное разрешение на строительство он не оформлял.

Из пояснений представителя ответчика БУ ОО «Управление капитального строительства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области» ФИО2, действующего на основании доверенности, следует, что с иском не согласен. В 2005 году подрядчик ООО «Калачинскгазводсервис» выполнил работы по строительству объекта - газоснабжение к жилому сектору в с.К Омского района Омской области и реконструкции внутрипоселковых водопроводных сетей с.К Омского района Омской области на основании проектной документации.

При строительстве данных объектов в соответствии с федеральной и региональной программами социального развития села предусматривалось выделение средств из бюджетов федерации и области. Основными функциями учреждения, как заказчика являлись обеспечение финансирования объектов за счет средств областного и федерального бюджетов, осуществление контроля за ходом и качеством работ, формирование балансовой стоимости объектов. БУОО «УКС Минсельхозпрода Омской области» осуществляло функции заказчика только на стадии строительства, то есть в тот период, когда уже был решен вопрос о согласовании местоположения сооружений.

По окончании строительства объектов затраты были переданы по авизо в Администрацию Омского муниципального района Омской области. Объекты используются для удовлетворения нужд муниципального образования и его жителей. На сегодняшний день БУОО «УКС Минсельхозпрода Омской области» отношения к данным объектам не имеет, собственником объектов не является, на его балансе объект не числится. Оформление права собственности на сооружения не имеет никакой юридической силы. Вопросы водоснабжения и газоснабжения населения отнесены к компетенции органа местного самоуправления. Считает, что в возникшей ситуации виновны администрация ОМР, администрация Красноярского с/п и сам Рац, которые своевременно не определили границы земельного участка, не оформили землеустроительное дело.

Представитель ответчика администрации Омского муниципального района Омской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в их отсутствии и в удовлетворении иска отказать..

Представители ответчиков администрации Красноярского сельского поселения, администрации ОМР Омской области, ООО «МУП ЖКХ «Сервис», ОАО «Омскоблгаз», представители т/лиц ООО «Калачинскгазводсервис», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Из письменных возражений представителя ОАО «Омскоблгаз» следует, что с иском не согласны. Проект газоснабжения сс.К был разработан в декабре 2004 года. Строительство велось с июля 2005 года по октябрь 2005 года.20 октября 2005 года приемочной комиссией был подписан акт приемки от 19 октября 2005 года законченного строительством объекта газораспредительной системы - Газоснабжение с. К. Номер обезличен Омского района. Указанный объект передан ОАО «Омскоблгаз» на техническое обслуживание и аварийное прикрытие на основании договора Номер обезличен от Дата обезличена года.

Из письменного отзыва на исковое заявление представителя ООО «Калачинскгазводсервис» ФИО3 следует, с иском не согласны. В 2005 году ООО выполнило работы по строительству объекта «Газоснабжение сК. Омского района» и работы по реконструкции внутрипоселковых водопроводных сетей сК. на основании проектно-сметной документации в соответствии с требованиями СНиП. С ними были заключены государственные контракты. Объекты приняты в эксплуатацию на основании акта госкомиссии

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив представленные материалы дела, суд считает, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка площадью 1500 кв.м. с кадастровым Номер обезличен, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, сК. ..., стр. поз. Номер обезличен на основании постановления главы Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 29.05.2001 г. № Номер обезличен «О предоставлении ФИО1 земельного участка в сК. по ... стр. поз. Номер обезличен в границах земель Красноярской сельской администрации», что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17 января 2003 года.

Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости ( кадастрового паспорта земельного участка) Номер обезличен от 12 марта 2002 года, площадь земельного участка с кадастровым Номер обезличен с кадастровым Номер обезличен, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, с. К., ..., стр. поз. Номер обезличен, составляет 1500 кв.м., земельный участок находится в частной собственности у ФИО1 Земельный участок предоставлен для индивидуального жилищного строительства.

Согласно разрешению Номер обезличен, выданному отделом архитектуры Администрации Омского района 27.02.2002г., ФИО1 было разрешено строительство 1-квартирного жилого дома на участке Номер обезличен по ... в с.К Омского района Омской области. Разрешение действительно до декабря 2003 года.

Актом выноса границ земельного участка и разбивкой строений от 27.02.2002г. были установлены границы земельного участка, предоставленного ФИО1 в собственность для строительства 1-квартирного жилого дома и хозяйственных построек.

Статья 209 ГК РФ предусматривает, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, в том числе собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: Омская область, Омский район, с. К., ..., стр. поз. Номер обезличен, принадлежащем на праве собственности ФИО1, в 2005 году были проложены газопроводные и водопроводные трубы, которые используются на момент рассмотрения спора для удовлетворения муниципального образования - Красноярского с\поселения и его жителей, в том числе и ФИО1, который постоянно проживает по адресу с. К., ....

По сообщению УФРС по Омской области следует, что в ЕГРП запись о регистрации прав, запретов, арестов и ограничений (обременений) на водопровод и газопровод, расположенный в сК. Омского района Омской области, отсутствует.

Из ответа Администрации Омского муниципального района Омской области от 18.11.2009 г. Номер обезличен следует, что Администрацией Омского муниципального района Омской области решений о предоставлении земельных участков для строительства коммуникаций на земельном участке, не принималось.

В соответствии с письмом Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 24.12.2009 г. № 02-20/785 следует, что проекты газификации и проведения водопровода были заказаны и разработаны до получения ФИО1 разрешающих документов на строительство дома и необходимо обозначить территорию застройки. Разрешение Номер обезличен от 27.12.2002 г. действительно до декабря 2003 года и о приостановлении строительства сообщено не было, поэтому проектах газификации и проведении водопровода участок не зафиксирован.

Согласно государственному контракту № Номер обезличен от 14.05.2005г. Омское муниципальное образование в лице ФИО4, действующего на основании Устава (инвестор-1), Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (государственный заказчик) передает, а Государственное учреждение Омской области «УКС Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области» принимает на себя функции заказчика-застройщика по реконструкции внутрипоселковых водопроводных сетей в сК. Омского муниципального образования Омской области, протяженностью 20,00 кв.м. Обязанности подрядчика выполняет ООО «Калачинскгазводсервис».

В соответствии с договором Номер обезличен от 21.04.2005 г. ГУОО «УКС Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области», действующего на основании Устава и решения конкурсной комиссии (заказчик), Омское муниципальное образование в лице Главы ОМО ФИО4, действующего на основании Устава (инвестор-1). С одной стороны и ООО «Калачинскгазводсеркис» в лице директора ФИО5, действующего на основании Устава (подрядчик) заключили договор, согласно которому подрядчик за 14750,00 тыс.руб. обязан выполнить собственными и привлеченными силами и средствами работы по строительству Газоснабжения к жилому сектору в с.К Омского района Омской области в соответствиями с условиями договора, заданием заказчика и проектно-сметной документации, являющейся неотъемлемой частью договора, протяженностью 35 км л.д.74-78).

В соответствии с рабочим проектом Номер обезличен проект «Газификация жилого сектора в сК Омского района Омской области» был согласован 11.01.2005 г. в Отделе архитектуры Администрации Омского муниципального района Омской области.

Согласно заданию было утверждено на основе инженерных изысканий разработать проект газоснабжения жилого сектора с.К, проект должен предусматривать газоснабжение жилого сектора села, объектов соцкультбыта и миникотельных. Проект разбит на 2 этапа: 1 этап - участок села пол левую стороны ... по ходу газа, включает в себя: а) газопровод среднего давления, который должен дойти миникотельных, расположенных на 1-й территории ЖКХ и 2 - на территории больницы и газопровод низкого давления. 2 этап - участок села по правую сторону ... по ходу газа включает в себя газопровод низкого давления и предусматривает проводящие газопроводы к многоэтажным домам для перевода их на индивидуальное отопление. Предусматривалось подвод газопровода к домам.

Актом от 02.09.2005 г. г. комиссии в составе председателя комиссии - первого заместителя начальника ГУОО «УКС Минсельхозпрода Омской области», проектной организации ОАО «Запсибпищеагропромпроект», эксплуатационной организацией - Омского МУ ЭРСГ ОАО «Омскоблгаз» Ростехнадзора была осуществлена приемка законченного строительством объекта газораспределительной системы - Газоснабжение сК. Номер обезличен Омского района Омской области (I этап) л.д. 80).

Решением приемочной комиссии от 06.09.2005 г. объект - газоснабжение с.К Номер обезличен Омского района Омской области был принят заказчиком вместе с прилагаемой исполнительной документацией л.д. 80-оборот).

Актом от 19.10.2005 г. комиссии в составе председателя комиссии - первого заместителя начальника ГУОО «УКС Минсельхозпрода Омской области», проектной организации ОАО «Запсибпищеагропромпроект», эксплуатационной организацией - Омского МУ ЭРСГ ОАО «Омскоблгаз» Ростехнадзора была осуществлена приемка законченного строительством объекта газораспределительной системы - Газоснабжение сК. Номер обезличен Омского района Омской области (II этап) л.д. 79-оборот).

Решением приемочной комиссии от 20.10.2005 г. объект - газоснабжение сК. Номер обезличен Омского района Омской области был принят заказчиком вместе с прилагаемой исполнительной документацией л.д. 79).

Согласно акту Номер обезличен приемки и ввода законченного строительством объекта приемочной комиссией от 27 декабря 2005 года предъявленный к приемке объект - реконструкция внутрипоселковых водопроводных сетей в сК. исполнен в соответствии с проектом, отвечает санитарно-экологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам, правилам, государственным стандартам и вводится в действие.

В соответствии с договором Номер обезличен от 27.10.2005 г. ОАО «Омскоблгаз» (подрядчик) и Администрация Омского муниципального района Омской области (заказчик) заключили договор, по которому подрядчик обеспечивает комплекс мероприятий по техническому обслуживанию и аварийному прикрытию системы газоснабжения с. К. Номер обезличен Омского района Омской области (2-ой пропусковый комплекс), согласно Правилам технической эксплуатации, Правилам безопасности систем газораспределения газопотребления в соответствии с преданной по акту исполнительно-технической документацией.

Установлено, что земельный участок истцом был приобретен в собственность для индивидуального жилищного строительства, однако в соответствии с его целевым назначением длительное время не используется. Жилой дом и хозяйственные постройки на участке отсутствуют. Истец отрицает проведение каких-либо строительных работ. Выданное ранее разрешение на строительство утратило силу в связи с истечением срока действия.

Согласно ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.

Установлено, что самовольного занятия земельного участка под размещение газопровода не было. Строительство газопровода и водопровода производилось в соответствии с проектной документацией за счет финансирования из бюджетных разных уровней, и было согласовано с органами местного самоуправления. Строительство газопровода по проекту «Газификация жилого сектора с.К Омского района завершено в 2005 году, соответствующей акт ввода в эксплуатацию подписан, объект передан эксплуатационной организации - ОАО «Омскоблгаз». Строительство водопровода осуществлялось на основании государственного контракта по программе инженерного и социального обустройства сельских территорий на 2005 год, соответствующий акт ввода в эксплуатацию также подписан..

Отсутствие государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости - сооружения не свидетельствует о незаконности их создания.

Земельный участок, на котором размещен водопровод и газопровод, был предоставлен в собственность ФИО1 в 2003 году. Строительство водопровода и газопровода для общественных нужд на участке производилось с молчаливого согласия ФИО1, т.к. он проживает постоянно на этой же улице, наблюдал строительство, является пользователем таких коммунальных услуг как водоснабжение и газоснабжение, в суд не обращался, т.е. не предпринимал мер по приостановлению строительных работ либо из запрещению.

Оформление межевания местоположения границ земельного участка им было начато после обращения в суд весной 2010 года, материалы межевания не сформированы в землеустроительное дело по установлению местоположения на местности границ земельного участка, границы не согласованы.

Согласно ст. 304 ГК РФ собственник имущества вправе требовать устранения нарушения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Однако, выбранный способ защиты должен быть соразмерен нарушенному праву ( ст. 10 ГК РФ).

Истец не представил суду доказательства тому, что выбранный им способ защиты прав путем переноса газопровода и водопровода за пределы участка соразмерен наступившим последствиям, что перенос сооружений возможен и целесообразен. Перенос газопровода и водопровода потребует вложения значительных затрат, получение и оформление разрешительной документации, внесения изменения в проектную документацию, получение разрешения Ростехнадзора, отсутствие которых может привести к невозможности исполнения решения об обязанности произвести перенос сооружений.

30 сентября 2010 года в ходе судебного заседания истцом было подано в рамках данного производства уточненное исковое заявление о предоставлении равноценного земельного участка выплате в случае невозможности предоставления другого земельного участка денежной компенсации в размере 500000 рублей, при этом истец не намерен был отказываться от поддержания ранее предъявленных исковых требований.

Уточненное исковое заявление истцу было возвращено и разъяснено право предъявления на общих основаниях иска о взыскании денежной компенсации либо о предоставлении равноценного участка, т.к. принятие дополнительного иска привело бы к более длительному рассмотрению данного спора в связи с необходимостью проверки наличия свободных земель и проведением исследования по оценке участка ( дело в производстве суда с 15 февраля 2010 года)

По смыслу ст. 35 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 8,34,45,46 и 55, права владения, пользования и распоряжения имуществом обеспечиваются не только собственникам, но и иным участникам гражданского оборота. В тех случаях, когда имущественные права на спорную вещь, возникшие на предусмотренных законом основаниях, имеют другие, помимо собственника, лица - владельцы и пользователи вещи, этим лицам также должна быть гарантирована государственная защита их прав.

Исходя из общеправового принципа справедливости защита права собственности и иных вещных прав, а также прав и обязанностей сторон в договоре должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота- собственников, сторон в договоре, третьих лиц.

В статье 12 ГК РФ содержится исчерпывающий перечень общих гражданско-правовых способов защиты прав субъектов гражданских отношений.

Выбор способа защиты предопределяется спецификой охраняемого права и характером его нарушения.

На момент рассмотрения данного спора газопровод и водопровод являются действующими объектами и используются для нужд муниципального образования и его жителей.

Предложенные судом способы разрешения возникшего спора не противоречат положениям ст. 49 и 55 ЗК РФ. Эти же способы рекомендованы кассационной инстанцией. Статья 369 ГПК РФ предусматривает, что указания, касающиеся необходимости совершения процессуальных действий и изложенные в определении суда кассационной инстанции в случае отмены решения суда первой инстанции и передачи дела на новое рассмотрение, обязательны для суда, вновь рассматривающего данное дело.

Так, согласно ст. 49 ЗК РФ изъятие , в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения. Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 55 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

В связи с отказом в удовлетворении исковых требований, заявление истца о возмещении судебных расходов по данному делу удовлетворению не подлежат.

Таким образом, суд считает, что в удовлетворении иска следует отказать.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Омского муниципального района Омской области, администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, ООО «МУП ЖКХ «Сервис», ОАО «Омскоблгаз», Бюджетному управлению Омской области «УКС Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области» о восстановлении нарушенного права на использование земельного участка площадью 1500 кв.м. с кадастровым № 55:20:09 01 01:0232, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, сК., ..., стр. поз. Номер обезличен, об освобождения его территорию от проложенного по нему газопровода и водопровода путем их выноса, о взыскании судебных расходов сумме 8800 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через канцелярию Омского районного суда.

Судья: Г.Б. Шибаева

Полный текст изготовлен 04.10.2010 года

Решение не вступило в законную силу.