Дело № 2-1395/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. ФИО8 12 сентября 2012 года
Александровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Ковбасюка А.Н.,
при секретаре Косаевой М.В.,
с участием помощника Александровского городского прокурора Пискарева А.В., представителя заявителя ФИО6, представителя заинтересованного лица - избирательной комиссии муниципального образования г. ФИО8 Рамишвили К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО7 об отмене постановления избирательной комиссии об отказе в регистрации в качестве кандидата на должность главы муниципального образования г. ФИО8
установил:
ФИО7 обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления временной избирательной комиссии муниципального образования г. ФИО8 об отказе в регистрации в качестве кандидата на должность главы муниципального образования г. ФИО8.
В обоснование своего заявления ФИО7 указал, что решением Совета народных депутатов муниципального образования г. ФИО8 Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ№ назначена дата выборов депутатов совета народных депутатов третьего созыва и главы муниципального образования г. ФИО8.
ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ с целью выдвижения своей кандидатуры на предстоящих выборах представил в избирательную комиссию муниципального образования г. ФИО8 необходимый пакет документов. Кандидатом представлено заявление о самовыдвижении, сведения об имуществе, справка об исполнении обязанностей депутата на непостоянной основе, справки с места работы, копии паспорта и документов об образовании.
На заседании временной избирательной комиссии ДД.ММ.ГГГГ принято постановление №, которым ФИО7 отказано в регистрации в качестве кандидата на должность главы муниципального образования г. ФИО8.
Считая свои права нарушенными, заявитель вынужден обратиться в суд.
В судебное заседание заявитель ФИО7, будучи надлежаще уведомленным о времени его проведения, не явился.
Представитель заинтересованного лица - временной избирательной комиссии муниципального образования г. ФИО8 Рамишвили К.С. заявленные требования не признала, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ подписные листы ФИО7 были проверены рабочей группой временной избирательной комиссии муниципального образования город ФИО8, в результате проверки составлены протокол проверки подписных листов и ведомость проверки подписных листов, которые в день составления вручены кандидату, о чем имеется соответствующая подпись.
В соответствии с указанными документами 82 подписи избирателей признаны рабочей группой недействительными, в том числе 12 подписей на основании подпункта «ж» пункта 6.4 Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Закон №67-ФЗ от 12 июня 2002 года), 8 подписей на основании подпункта подпункта «е»пункта 6.4 Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года, 59 подписей основании подпункта подпункта «з» пункта 6.4 Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года, 4 подписи на основанииподпункта «б» пункта 6.4 Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года 1 подпись одновременно признана недействительной на основании подпунктов «б», «е» пункта 6.4 Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года.
На заседании рабочей группы кандидат ФИО7 присутствовал лично и с большей частью доводов согласился. Необходимое количество подписей для регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования город ФИО8 составляет 253 подписи, при этом для сдачи в избирательную комиссию допускается не более 278 подписей. В силу п. 7 ст. 33 Избирательного кодекса Владимирской области проверке подлежали все подписи. В связи с тем, что количество недостоверных и (или) недействительных подписей в поддержку кандидата ФИО7 превысило 10% от их общего числа, временная избирательная комиссия пришла к выводу об отказе ФИО7 в регистрации. Указанное решение является законным и обоснованным, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований ФИО7 необходимо отказать.
Выслушав мнение представителя заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего, что заявление удовлетворению не подлежит, пояснения специалистов, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации в ч.2 ст. 32 закрепляет право каждого гражданина Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В целях реализации указанного конституционного права граждан принят Федеральный закон №67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Закон №67-ФЗ от 12 июня 2002 года), статья 1 которого закрепляет, что настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Избирательный кодекс Владимирской области (далее - Кодекс) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Уставом Владимирской области и областными законами устанавливает дополнительные гарантии гражданам Российской Федерации беспрепятственного и свободного осуществления конституционного права на управление делами государства и осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей (Закон №10-ОЗ от 13 февраля 2003 года).
Обязанность по организации и проведению выборов в соответствии с указанными законами возложена на избирательные комиссии - коллегиальные органы, формируемые в установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", порядке и сроки, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Владимирской области.
Главой V Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года, главой IV Закона №10-ОЗ от 13 февраля 2003 года установлены общие права и обязанности, а также порядок выдвижения и регистрации кандидатов на выборные должности в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с нормами действующего законодательства ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 для уведомления о своем выдвижении кандидатом на должность главы муниципального образования город ФИО8 обратился во временную избирательную комиссию муниципального образования г. ФИО8 с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы муниципального образования г. ФИО8 в порядке самовыдвижения, при этом, ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 сдал в избирательную комиссию для выдвижения кандидатом на должность главы муниципального образования г. ФИО8 предусмотренный законом перечень документов (данные факты установлены в ходе исследования в судебном заседании личного дела кандидата).
Как следует из протокола об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата ФИО7 на должность главы муниципального образования город ФИО8 (л.д.8), рабочей группой проверены подписные листы, к проверке заявлена 1 папка, содержащая 31 лист с 276подписями, в результате проверки 82 подписи признаны недействительными. Проверка проведена ДД.ММ.ГГГГ, кандидат ознакомлен с результатами проверки в этот же день.
Приложением к протоколу рабочей группы является ведомость проверки подписных листов с подписями избирателей (л.д.9-11) общее количество недействительных подписей, выявленных рабочей группой составляет 82.
В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
В силу ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Согласно ч.3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Такое регулирование имеет целью обеспечение полноты проверки законности оспариваемых решений, действий (бездействия) и установление дополнительных гарантий права на судебную защиту граждан как слабой стороны в публичных правоотношениях, что не исключает для суда обязанность всесторонне и полно рассмотреть заявленные требования с учетом всех положенных в их обоснование доводов и аргументов и вынести законное и обоснованное решение по делу.
Указанные правовые нормы в их системном толковании позволяют прийти к выводу, что по делам, возникающим из публичных правоотношений и в частности по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд при рассмотрении дела проверяет законность и обоснованность принятого решения либо иного действия органа государственной власти в полном объеме. Проверка законности действия либо принятого решения предполагает в том числе анализ процедуры принятия того или иного решения.
В соответствии с п.п. 13,14 ст. 28 Федерального закона №62-ФЗ от 12 июня 2002 года решения комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 20 и пунктами 6 и 7 статьи 75 настоящего Федерального закона, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, замещающих указанные должности в результате избрания, принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению), при этом избрание новых председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 4,5,5.1,6 и 8 настоящей статьи.
Решения комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.
Основания для отказа избирательной комиссией кандидату в регистрации перечислены в п. 24 ст. 38 Федерального закона №62-ФЗ от 12 июня 2002 года; п. 23.1 ст. 33 Закона №10-ОЗ от 13 февраля 2003 года. Пунктом 24 этой же статьи установлено, что перечни оснований для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению комиссии, установленные пунктами 23.1, 23.2, 23.3 настоящей статьи, являются исчерпывающими. Указанных оснований при рассмотрении дела судом не установлено.
На основании определения суда, к участию в деле в качестве специалистов привлечены старший эксперт ФИО2., начальник ФИО3 (специальность - технико-криминалистическая экспертиза документов). Специалистам для ознакомления были представлены подписи, которые по мнению заявителя также должны быть признаны недействительными по пунктам, «е», «ж», «з» п. 6.4 статьи 38 Закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года в количестве 82 штук (список соответствующих подписей представлен на л.д. 9-11). Подписи, признанные недействительными по пункту «б» пункта 6.4статьи 38 Закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года экспертами не исследовались, поскольку проверка данного основания признания подписей недействительными не входит в их компетенцию.
После проведенного осмотра документов, специалисты пришли к общему выводу в вероятностной форме, что сведения, содержащиеся в папке №, на листе 1 в строке 4; листе 5 строке 8; листе 5 строке 8; листе 7 строке 5; листе 9 строке 3; листе 5 строке 5; листе 10 строке 10; листе 11 строке 2; в заверительной записи к листу 11; листе 13 строке 4; листе 13 строке 9; листе 14 строке 3; в заверительной записи к листу 19; листе 20 строке 10; в заверительной записи к строке 23 (подписи 1-7, 9,10); листе 24 строке 8 имеют исправления, неоговоренные дописки, которые не дают возможность определить содержание первоначального текста.
Таким образом, у суда нет оснований не доверять выводам специалистов ФИО4 и ФИО5 имеющих специальные познания в области исследования почерка, в связи с чем, суд признает недействительными 29 подписей.
Как предусмотрено п.п.1,6,12,37 Федерального закона № 67-ФЗ, в поддержку выдвижения кандидатов, могут собираться подписи избирателей, в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 указанного Федерального закона, но не может составлять менее 10 подписей.
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.
В ходе судебного заседания установлено, что подпись избирателя ФИО1 является недействительной по пункту «б» пункта 6.4 статьи 38 Закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года, поскольку избиратель проживает за пределами избирательного округа - муниципального образования город ФИО8.
Признание избирательной комиссии подписей избирателей в количестве 4 штук, находящихся на листе 5 строке 9; листе 8 строке2; листе 8 строке 6; листе 9 строке 6по пункту «б» пункта 6.4 статьи 38 Закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года, поскольку указанные избиратели также не проживают в границах избирательного округа. Таким образом, общее количество недействительных подписей избирателей в поддержку кандидата ФИО7 составляет 34. Остальные подписи являются достоверными и действительными.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года, пунктом 6 статьи 75 Закона Владимирской области №10-ОЗ от 13 февраля 2003 года, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона, пунктами 23.1 - 23.3 статьи 33 избирательного Кодекса Владимирской области.
Подпунктом «г» пункта 24 статьи 38 Федерального закона, подпунктом «д» пункта 23.1 статьи 33 Закона Владимирской области №10-ОЗ от 13 февраля 2003 года, основанием для отказа в регистрации кандидату является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Применительно к возникшим правоотношениям, количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей в поддержку кандидата ФИО7 не должно было превышать 27.
Вышеуказанные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о том, что постановление временной избирательной комиссии муниципального образования город ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ «Об отказ в регистрации ФИО7 кандидатом на должность главы муниципального образования город ФИО8» является законным.
В соответствии с ч. 2 ст. 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
Таким образом, суд полагает, что предусмотренных законом оснований, для удовлетворения заявления ФИО7 об оспаривании постановления временной избирательной комиссии муниципального образования город ФИО8 не имеется.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198, 212, 261 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление ФИО7 об отмене постановления временной избирательной комиссии муниципального образования город ФИО8 № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации ФИО7 кандидатом на должность главы муниципального образования город ФИО8» оставить без удовлетворения.
Принятое по делу решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд посредством принесения апелляционного представления прокурором и подачи апелляционной жалобы иными лицами, участвующими в деле, через Александровский городской суд, в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий А.Н. Ковбасюк
Вступило в законную силу 25.09.2012г.
****а