ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1395/19КОПИ от 16.05.2019 Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2-1395/2019 Копия

†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††?��������������������������������������������������������РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 мая 2019 года РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 мая 2019 года г. Н. Новгород

Канавинский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе:

председательствующего судьи Чеховой В. Е.,

при секретаре судебного заседания Частовой Э. С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к АО СК «Армеец», ПАО СК «Росгосстрах», САО «ВСК» о взыскании излишне уплаченных денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с исками к АО СК «Армеец», САО «ВСК» и ПАО СК «Росгосстрах» о взыскании излишне уплаченных денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа.

В обоснование заявленных требований ФИО2 указал, что на протяжении длительного времени является страхователем по договорам ОСАГО, заключенным с различными страховщиками. В период действовавших договоров страхования при управлении транспортными средствами участником ДТП - не являлся, однако страховщики необоснованно применяют к нему при заключении договоров страхования КБМ не соответствующий действительности.

Так, (ДД.ММ.ГГГГ.). он (ФИО2) застраховал в АО «СК Армеец» свою гражданскую ответственность при управлении в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.). автомобилем LADA 211540 SAMARA, VIN (№), государственный регистрационный номер (№) (Полис ОСАГО ЕЕЕ (№)). При заключении указанного договора ОСАГО в отношении него (ФИО2) страховщиком применен КБМ 0,9 что соответствует 5 классу водителя. Вместе с тем, он (ФИО2) полагает, что при заключении указанного договора страхования к нему должен был быть применен КБМ 0,7 что соответствует 5 классу водителя, в связи с чем, им (истцом) была произведена переплата страховой премии по указанному договору в размере (данные обезличены) рублей.

На основании изложенного, истец просил суд взыскать с АО «СК Армеец» в свою пользу, излишне уплаченную сумму страховой премии в размере (данные обезличены) рублей, неустойку в размере (данные обезличены) рублей, компенсацию морального вреда в размере (данные обезличены) рублей, штраф, расходы по оплате услуг представителя в размере (данные обезличены) рублей, расходы по оплате почтовых услуг в размере (данные обезличены) рублей, расходы по оплате копировальных услуг в размере (данные обезличены) рублей.

(ДД.ММ.ГГГГ.). он (ФИО2) застраховал в АО «СК Армеец» свою гражданскую ответственность при управлении в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.). автомобилем Chevrolet Epica, VIN (№), государственный регистрационный номер (№) (Полис ОСАГО ЕЕЕ (№)). При заключении указанного договора ОСАГО в отношении него (ФИО2) страховщиком применен КБМ 1,4 что соответствует 2 классу водителя. Вместе с тем, он (ФИО2) полагает, что при заключении указанного договора страхования к нему должен был быть применен КБМ 0,5 что соответствует 13 классу водителя, в связи с чем, им (истцом) была произведена переплата страховой премии по указанному договору в размере (данные обезличены) рублей.

На основании изложенного, истец просил суд взыскать с АО «СК Армеец» в свою пользу излишне уплаченную сумму страховой премии в размере (данные обезличены) рублей, неустойку в размере (данные обезличены) рублей, компенсацию морального вреда в размере (данные обезличены) рублей, штраф, расходы по оплате услуг представителя в размере (данные обезличены) рублей, расходы по оплате почтовых услуг в размере (данные обезличены) рублей, расходы по оплате копировальных услуг в размере (данные обезличены) рублей.

(ДД.ММ.ГГГГ.). он (ФИО2) застраховал в АО «СК Армеец» свою гражданскую ответственность при управлении в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.). автомобилем Chevrolet Niva, VIN (№), государственный регистрационный номер (№) (Полис ОСАГО ЕЕЕ (№)). При заключении указанного договора ОСАГО в отношении него (ФИО2) страховщиком применен КБМ 1,4 что соответствует 2 классу водителя. Вместе с тем, он (ФИО2) полагает, что при заключении указанного договора страхования к нему должен был быть применен КБМ 0,5 что соответствует 13 классу водителя, в связи с чем, им (истцом) была произведена переплата страховой премии по указанному договору в размере (данные обезличены) рублей.

(ДД.ММ.ГГГГ.). он (ФИО2) застраховал в АО «СК Армеец» свою гражданскую ответственность при управлении в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.). автомобилем Chevrolet Niva, VIN (№), государственный регистрационный номер (№) (Полис ОСАГО ЕЕЕ (№)). При заключении указанного договора ОСАГО в отношении него (ФИО2) страховщиком применен КБМ 1,55 что соответствует 1 классу водителя. Вместе с тем, он (ФИО2) полагает, что при заключении указанного договора страхования к нему должен был быть применен КБМ 0,5 что соответствует 13 классу водителя, в связи с чем, им (истцом) была произведена переплата страховой премии по указанному договору в размере (адрес обезличен) рубля.

На основании изложенного, истец просил суд взыскать с АО «СК Армеец» в свою пользу излишне уплаченную сумму страховой премии в размере (данные обезличены)(данные обезличены) рублей, неустойку в размере 8072, 1 рублей, компенсацию морального вреда в размере (данные обезличены) рублей, штраф, расходы по оплате услуг представителя в размере (данные обезличены) рублей, расходы по оплате почтовых услуг в размере 186 рублей, расходы по оплате копировальных услуг в размере (данные обезличены) рублей.

Также, (ДД.ММ.ГГГГ.). он (ФИО2) застраховал в САО «ВСК» свою гражданскую ответственность при управлении в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.). автомобилем Lada Granta, VIN (№), государственный регистрационный номер (№) (Полис ОСАГО ЕЕЕ (№)). При заключении указанного договора ОСАГО в отношении него (ФИО2) страховщиком применен КБМ 1 что соответствует 3 классу водителя. Вместе с тем, он (ФИО2) полагает, что при заключении указанного договора страхования к нему должен был быть применен КБМ 0,8 что соответствует 7 классу водителя, в связи с чем, им (истцом) была произведена переплата страховой премии по указанному договору в размере (данные обезличены) рублей.

На основании изложенного, истец просил суд взыскать с САО «ВСК» в свою пользу излишне уплаченную сумму страховой премии в размере (данные обезличены) рублей, неустойку в размере (данные обезличены) рублей, компенсацию морального вреда в размере (данные обезличены) рублей, штраф, расходы по оплате услуг представителя в размере (данные обезличены) рублей, расходы по оплате почтовых услуг в размере (данные обезличены) рублей, расходы по оплате копировальных услуг в размере (данные обезличены) рублей.

Кроме того, (ДД.ММ.ГГГГ.). он (ФИО2) застраховал в ПАО СК «Росгосстрах» свою гражданскую ответственность при управлении в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.). автомобилем Chevrolet Epica, VIN (№), государственный регистрационный номер (№) (Полис ОСАГО ЕЕЕ (№)). При заключении указанного договора ОСАГО в отношении него (ФИО2) страховщиком применен КБМ 0,8 что соответствует 7 классу водителя. Вместе с тем, он (ФИО2) полагает, что при заключении указанного договора страхования к нему должен был быть применен КБМ 0,5 что соответствует 13 классу водителя, в связи с чем, им (истцом) была произведена переплата страховой премии по указанному договору в размере (данные обезличены) рублей.

На основании изложенного, истец просил суд взыскать с ПАО СК «Росгосстрах» в свою пользу излишне уплаченную сумму страховой премии в размере (данные обезличены) рублей, неустойку в размере (данные обезличены) рублей, компенсацию морального вреда в размере (данные обезличены) рублей, штраф, расходы по оплате услуг представителя в размере (данные обезличены) рублей, расходы по оплате почтовых услуг в размере (данные обезличены) рублей, расходы по оплате копировальных услуг в размере (данные обезличены) рублей.

(ДД.ММ.ГГГГ.). он (ФИО2) застраховал в ПАО СК «Росгосстрах» свою гражданскую ответственность при управлении в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.). автомобилем Chevrolet Niva, VIN (№), государственный регистрационный номер (№) (Полис ОСАГО ЕЕЕ (№)). При заключении указанного договора ОСАГО в отношении него (ФИО2) страховщиком применен КБМ 0,8 что соответствует 7 классу водителя. Вместе с тем, он (ФИО2) полагает, что при заключении указанного договора страхования к нему должен был быть применен КБМ 0,5 что соответствует 13 классу водителя, в связи с чем, им (истцом) была произведена переплата страховой премии по указанному договору в размере (данные обезличены) рублей.

На основании изложенного, истец просил суд взыскать с ПАО СК «Росгосстрах» в свою пользу излишне уплаченную сумму страховой премии в размере (данные обезличены) рублей, неустойку в размере (данные обезличены) рублей, компенсацию морального вреда в размере (данные обезличены) рублей, штраф, расходы по оплате услуг представителя в размере (данные обезличены) рублей, расходы по оплате почтовых услуг в размере (данные обезличены) рублей, расходы по оплате копировальных услуг в размере (данные обезличены) рублей.

(ДД.ММ.ГГГГ.). он (ФИО2) застраховал в ПАО СК «Росгосстрах» свою гражданскую ответственность при управлении в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.) автомобилем LADA 211540 SAMARA, VIN (№), государственный регистрационный номер (№) (Полис ОСАГО ЕЕЕ (№)). При заключении указанного договора ОСАГО в отношении него (ФИО2) страховщиком применен КБМ 1, что соответствует 3 классу водителя. Вместе с тем, он (ФИО2) полагает, что при заключении указанного договора страхования к нему должен был быть применен КБМ 0,8 что соответствует 7 классу водителя, в связи с чем им (истцом) была произведена переплата страховой премии по указанному договору в размере (данные обезличены) рублей.

(ДД.ММ.ГГГГ.). он (ФИО2) застраховал в ПАО СК «Росгосстрах» свою гражданскую ответственность при управлении в период с 31.07.2016г. по 30.07.2017г. автомобилем LADA 211540 SAMARA, VIN (№), государственный регистрационный номер (№) (Полис ОСАГО ЕЕЕ (№)). При заключении указанного договора ОСАГО в отношении него (ФИО2) страховщиком применен КБМ 0,95 что соответствует 4 классу водителя. Вместе с тем, он (ФИО2) полагает, что при заключении указанного договора страхования к нему должен был быть применен КБМ 0,75 что соответствует 8 классу водителя, в связи с чем, им (истцом) была произведена переплата страховой премии по указанному договору в размере (данные обезличены) рублей.

На основании изложенного, истец просил суд взыскать с ПАО СК «Росгосстрах» в его пользу излишне уплаченную сумму страховой премии в размере (данные обезличены) рублей, неустойку в размере (данные обезличены) рубля, компенсацию морального вреда в размере (данные обезличены) рубле, штраф, расходы по оплате услуг представителя в размере (данные обезличены) рублей, расходы по оплате почтовых услуг в размере (данные обезличены) рублей, расходы по оплате копировальных услуг в размере (данные обезличены) рублей.

(ДД.ММ.ГГГГ.). он (ФИО2) застраховал в ПАО СК «Росгосстрах» свою гражданскую ответственность при управлении в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.) автомобилем Lada Granta, VIN (№), государственный регистрационный номер (№) (Полис ОСАГО ЕЕЕ (№)). При заключении указанного договора ОСАГО в отношении него (ФИО2) страховщиком применен КБМ 1 что соответствует 3 классу водителя. Вместе с тем, он (ФИО2) полагает, что при заключении указанного договора страхования к нему должен был быть применен КБМ 0,9 что соответствует 5 классу водителя, в связи с чем, им была произведена переплата страховой премии по указанному договору в размере (данные обезличены) рублей.

(ДД.ММ.ГГГГ.). он (ФИО2) застраховал в ПАО СК «Росгосстрах» свою гражданскую ответственность при управлении в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.)ФИО1 Lada Granta, VIN (№), государственный регистрационный номер М411НК/152 Полис ОСАГО ЕЕЕ (№)). При заключении указанного договора ОСАГО в отношении него (ФИО2) страховщиком применен КБМ 1 что соответствует 3 классу водителя. Вместе с тем, он (ФИО2) полагает, что при заключении указанного договора страхования к нему должен был быть применен КБМ 0,85 что соответствует 6 классу водителя, в связи с чем, им была произведена переплата страховой премии по указанному договору в размере (данные обезличены) рубля.

На основании изложенного, истец просил суд взыскать с ПАО СК «Росгосстрах» в свою пользу, излишне уплаченную сумму страховой премии в размере (данные обезличены) рублей, неустойку в размере (данные обезличены) рублей, компенсацию морального вреда в размере (данные обезличены) рублей, штраф, расходы по оплате услуг представителя в размере (данные обезличены) рублей, расходы по оплате почтовых услуг в размере (данные обезличены) рублей, расходы по оплате копировальных услуг в размере (данные обезличены) рублей.

В ходе рассмотрения дела истец неоднократно, в порядке ст. 39 ГПК РФ, увеличивал заявленные им к АО СК «Армеец», ПАО СК «Росгосстрах» и САО «ВСК» исковые требования в части компенсации морального вреда. Окончательно, просил суд, взыскать в свою пользу с каждого из ответчиков по каждому страховому полису компенсацию морального вреда в размере (данные обезличены) рублей.

Определением мирового судьи судебного участка (№) Канавинского судебного района г. Н. Новгород Нижегородской области от (ДД.ММ.ГГГГ.). указанные выше гражданские дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

Определением мирового судьи судебного участка (№) Канавинского судебного района г. Н. Новгород Нижегородской области от (ДД.ММ.ГГГГ.). гражданское дело передано в Канавинский районный суд г. Н. Новгорода по подсудности.

В судебном заседании истец и его представитель по доверенности ФИО3 поддержали исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика АО СК «Армеец» по доверенности ФИО4 и представитель ответчика ПАО СК «Росгосстрах» по доверенности ФИО5 в судебном заседании требования истца не признали, в удовлетворении заявленных требований просили отказать по основаниям, указанным в отзывах на иски (Том 2 л.д. 89, 103) указав, что при заключении спорных договоров ОСАГО страховщики руководствовались сведениями, полученными из созданной в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ.) № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» Автоматизированной информационной системы обязательного страхования (АИС РСА), оператором которой является Российский Союз Автостраховщиков.

Ответчик САО «ВСК» и третьи лица Российский Союз Автостраховщиков, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области, Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Приволжском федеральном округе, Территориальный отдел Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области (Том 4 л.д. 241-243, 271), будучи извещенными надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание, не обеспечили.

Кроме того, Центральный банк РФ в лице Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Приволжском федеральном округе представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (Том 4 л.д. 206-207).

Территориальный отдел Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области также представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (Том 4 л.д. 244).

Суд, с согласия лиц, участвующих в деле, определил рассмотреть дело при данной явке, как предусмотрено положениями ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав объяснения истца и представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ.) N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) договором ОСАГО является договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Таким образом, сторонами по договору ОСАГО являются страховщик, страхователь и выгодоприобретатель.

Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 25.04.2002г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" предусмотрено, что регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуально (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

На основании указанных норм Банком России издано Указание от (ДД.ММ.ГГГГ.) N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

В приложении II Указания установлены коэффициенты страховых тарифов, применяемые страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Пунктом 2 приложения II установлены величины коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (коэффициент КБМ).

Согласно п. 6 примечаний к пункту 2 Приложения 2 Указания при представлении сведений в отношении водителя по нескольким договорам обязательного страхования класс определяется на основании суммирования количества страховых возмещений, содержащихся в сведениях о предыдущих договорах обязательного страхования, закончившихся не более чем за один год до даты заключения договора обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего закончившегося договора обязательного страхования.

Статьей 1 Закона об ОСАГО под понятием "владелец транспортного средства" понимается собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства (абзац четвертый);

"водитель" - лицо, управляющее транспортным средством (абзац пятый);

"страховой случай" - наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховое возмещение (абзац одиннадцатый).

Пунктом 1 ст. 4 Закона об ОСАГО закреплена обязанность владельцев транспортных средств страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств, на условиях и в порядке, которые установлены Законом об ОСАГО.

Вместе с тем, Закон об ОСАГО предоставляет страхователю право выбора условий, на которых будет заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных.

В частности, п. 2 ст. 15 Закона об ОСАГО установлено, что договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.

Подпунктом "б" п. 2 ст. 9 Закона об ОСАГО определено, что коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются, в том числе, в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей.

Из изложенного следует, что в случае заключения договора, предусматривающего ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, все водители, допущенные к управлению транспортным средством, именуются в страховом полисе. Следовательно, у страховщика имеется возможность оценить индивидуальные риски каждого из указанных водителей. При этом ограничение максимального количества лиц, которые могут быть указаны в договоре обязательного страхования, отсутствует.

Абзацем 4 п. 1.8 Главы 1 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленных положением Банка России от (ДД.ММ.ГГГГ.) N 431-П, закреплено, что при заключении договора обязательного страхования без ограничения лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страхователь предоставляет страховщику сведения о страховании в отношении владельца транспортного средства.

Из этого следует, что в случае заключения договора, не предусматривающего ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владелец транспортного средства вправе допустить к управлению транспортным средством любого водителя. При этом обязанность по предоставлению информации в отношении каждого водителя при заключении договора ОСАГО отсутствует, в связи с чем, оценка индивидуальных рисков лиц, которые вправе управлять транспортным средством, невозможна.

Соответственно, п. 2 Приложения 2 к Указанию предусматривает методику определения коэффициента КБМ для договоров обязательного страхования владельцев транспортных средств, заключенных на различных условиях в отношении количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством.

Как следует из пункта 3 примечаний к пункту 2 Приложения 2 к Указанию, сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных) необходимы для определения класса собственника транспортного средства (водителя).

Пункт 4 данных примечаний устанавливает, что по договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании сведений в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс по указанному виду договоров присваивается собственнику транспортного средства, указанному в договоре обязательного страхования, ввиду отсутствия какой-либо информации о потенциальных водителях, которым собственник может передать право управления принадлежащим ему транспортным средством.

Способ определения коэффициента КБМ по договорам, предусматривающим ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и управление этим транспортным средством только указанными страхователем водителями, описан в пункте 5 Примечаний. Класс по таким договорам определяется на основании сведений в отношении каждого водителя. Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством. Ввиду наличия информации в договоре обязательного страхования о каждом водителе, допущенном к управлению транспортным средством, коэффициент КБМ в этом случае определяется с учетом персональной ответственности каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством. При этом, если предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, то представленные сведения учитываются только в том случае, если водитель являлся собственником транспортного средства.

Пункт 6 Примечания к пункту 2 Приложения 2 к Указанию уточняет особенности определения коэффициента КБМ в условиях наличия сведений по нескольким закончившимся договорам обязательного страхования. При этом подсчет количества страховых возмещений производится в соответствии с приведенными выше методиками, предусмотренными пунктами 4 и 5 Примечания.

Кроме коэффициентов, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, страховыми тарифами предусматриваются коэффициенты, которые применяются при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в том числе, причинивших вред при обстоятельствах, явившихся основанием предъявления регрессного требования (ст. 14 ФЗ).

Указанные выше коэффициенты применяются страховщиками при заключении или продлении договора обязательного страхования на год, следующий за периодом, в котором страховщику стало известно о совершении предусмотренных настоящим пунктом действий (бездействии).

Порядок осуществления обязательного страхования регламентирован ст. 15 ФЗ об ОСАГО, в соответствии с которой, обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.

Договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании (пункт 2).

В Российской Федерации, в целях применения коэффициентов, в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона об ОСАГО создана и функционирует Автоматизированная информационная система обязательного страхования (АИС РСА), оператором которой является Российский Союз Автостраховщиков, осуществляющий обработку формируемых в системе сведений.

Так, АИС РСА содержит сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах, их владельцах и иные необходимые сведения об обязательном страховании, в том числе сведения о водительском классе и коэффициенте "бонус-малус" (КМБ), зависящих от наличия или отсутствия страховых выплат в предыдущем периоде и влияющих на размер страховой премии.

В соответствии с п. 10.1 ст. 15 ФЗ об ОСАГО, при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.

При получении от страхователя сообщения об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) предоставленных при заключении этого договора, страховщик вносит изменения в страховой полис обязательного страхования, а также в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, не позднее пяти рабочих дней с даты внесения изменений в страховой полис обязательного страхования (п. 9 ст. 15).

Сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования (п. 10 ст. 15).

Таким образом, обязанность внесения в базу данных АИС сведений о страховании, обязанность производить правильный расчет страховой премии, вносить корректные сведения в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, производить сверку сведений, представленных страхователем со сведениями АИС и выявлять допущенные при страховании несоответствия законом возложена на страховщика.

Пунктом 2 Приложения II Страховых тарифов ОСАГО, утвержденных Указанием Банка России N 3384-У (действующего на момент возникновения спорных правоотношений), установлено, что один из коэффициентов страховых тарифов находится в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования. Данным приложением утверждена таблица, состоящая из 15 страховых водительских классов, которые определяются началом годового срока страхования и концом годового срока страхования, начиная с М-0-1-2... до 13, влияя ежегодно на размер страховой премии ОСАГО, увеличивая либо уменьшая ее размер.

В примечаниях к пункту 2 Приложения II Страховых тарифов ОСАГО предусмотрены правила и условия применения КБМ, согласно которым коэффициент КБМ применяется при заключении или изменении договора обязательного страхования со сроком действия один год (п. 1); для определения коэффициента КБМ произведенные страховщиком страховые возмещения по одному страховому случаю рассматриваются как одно страховое возмещение (п. 2); сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования (п. 3); по договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании сведений в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования. При отсутствии сведений (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3 (п. 4); по договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и управление этим транспортным средством только указанными страхователем водителями, класс определяется на основании сведений в отношении каждого водителя. Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством. При отсутствии сведений указанным водителям присваивается класс 3. Если предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, то представленные сведения учитывается только в том случае, если водитель являлся собственником транспортного средства (п. 5), при представлении сведений в отношении водителя по нескольким договорам обязательного страхования класс определяется на основании суммирования количества страховых возмещений, содержащихся в сведениях о предыдущих договорах обязательного страхования, закончившихся не более чем за один год до даты заключения договора обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего закончившегося договора обязательного страхования (п. 6), для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством (п. 7); если представлены сведения по договору обязательного страхования, который был досрочно прекращен, то сведения о страховых возмещениях, произведенных в течение срока действия досрочно прекращенного договора обязательного страхования, учитываются при заключении договора обязательного страхования на новый срок (п. 8); в случае отсутствия страховых возмещений в течение срока действия досрочно прекращенного договора при заключении договора обязательного страхования на новый срок присваивается класс, который был присвоен собственнику (если договор обязательного страхования не предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством) или водителю (если договор обязательного страхования предусматривает ограничение лиц, допущенных к управлению транспортным средством) при заключении досрочно прекращенного договора обязательного страхования (п. 9); для определения класса учитываются сведения по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за один год до даты начала срока страхования по договору обязательного страхования (п. 10).

Судом установлено, что в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по настоящее время ФИО2 являлся собственником 13 транспортных средств.

В настоящее время ФИО2 на праве собственности принадлежат следующие транспортные средства (Том 1 л.д. 8-9, 34-35, 198-199; Том 2 л.д. 8-9, Том 3 л.д. 9-10, 90, 170-172; Том 4 л.д. 191):

1. Chevrolet Epica, 2011 года выпуска, VIN (№), государственный регистрационный номер (№);

2. Chevrolet Niva, VIN (№), государственный регистрационный номер (№)

3. Lada Granta, VIN (№), государственный регистрационный номер (№)

4. LADA 211540 SAMARA, VIN (№), государственный регистрационный номер (№)

5. LADA ФИО1, VIN (№) государственный регистрационный номер (№)

6. LADA Granta VIN (№) государственный регистрационный номер (№)

7. LADA Granta VIN (№) государственный регистрационный номер (№);

8. LADA Granta VIN (№) государственный регистрационный номер (№)

В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО2 имел в собственности транспортные средства, при использовании которых его гражданская ответственность была застрахована в соответствии с требованиями закона об ОСАГО (Том 1 л.д. 63, Том 4 л.д. 248, 249; Том 5 л.д. 1-19):

1. ФИО1 LADA 211540 SAMARA, VIN (№), государственный регистрационный номер (№):

- в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.). в ОСАО «Россия», полис ОСАГО ССС (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.).; договор заключен в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством с применением страховщиком КБМ 0, 95, соответствующего 4 классу водителя;

- в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.). в ПАО СК «Росгосстрах», полис ССС (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.); договор заключен в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством с применением страховщиком КБМ 0, 85;

- в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.). в ПАО СК «Росгосстрах», полис ЕЕЕ (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.); договор заключен в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством с применением страховщиком КБМ 1, соответствующий 3 классу водителя;

- в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.). в ПАО СК «Росгосстрах», полис ЕЕЕ (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.); договор заключен в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством с применением страховщиком КБМ 0, 95, соответствующий 4 классу водителя;

- в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.). в АО СК «Армеец», полис ЕЕЕ (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.).; договор заключен в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством с применением страховщиком КБМ 0, 9, соответствующего 5 классу водителя;

2. Автомобиль Chevrolet Epica, VIN (№), государственный регистрационный номер (№)

- в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.). в АО «СГ МСК», полис ВВВ (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.); договор заключен в отношении двух лиц, допущенных к управлению транспортным средством с применением страховщиком КБМ 0, 95, соответствующего 4 классу водителя;

- в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.). в АО «СГ МСК», полис ВВВ (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.); договор заключен в отношении двух лиц, допущенных к управлению транспортным средством с применением страховщиком КБМ 0, 85;

- в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.). в АО СК «Армеец», полис ССС (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.) договор заключен в отношении двух лиц, допущенных к управлению транспортным средством с применением страховщиком КБМ 0, 9, соответствующего 5 классу водителей;

- в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.). в ПАО СК «Росгосстрах», полис ССС (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.).; договор заключен в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством (КБМ не указан);

- в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.). в ПАО СК «Росгосстрах», полис ЕЕЕ (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.); договор заключен в отношении одного лица, допущенного к управлению транспортным средством – самого ФИО2, с применением страховщиком КБМ 0, 8; соответствующего 7 классу водителя;

- в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.). в АО СК «Армеец», полис ЕЕЕ (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.).; договор заключен в отношении трёх лиц, допущенных к управлению транспортным средством с применением страховщиком КБМ 1,4, соответствующего 2 классу водителя;

- в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.). в ООО «Группа Ренессанс Страхование», полис ЕЕЕ (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.); договор заключен в отношении трёх лиц, допущенных к управлению транспортным средством с применением страховщиком КБМ 0,9 соответствующего 5 классу водителя;

3. Автомобиль Chevrolet Niva, VIN (№), государственный регистрационный номер (№) (Том 1 л.д. 245, 250):

- в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.). в ПАО СК «Росгосстрах», полис ССС (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.).; договор заключен в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством (КБМ не указан);

- в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.). в ПАО СК «Росгосстрах», полис ЕЕЕ (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.) договор заключен в отношении одного лица, допущенного к управлению транспортным средством – самого ФИО2, с применением страховщиком КБМ 0, 8; соответствующего 7 классу водителя;

- в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.). в АО «СК Армеец», полис ЕЕЕ (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.); договор заключен в отношении одного лица, допущенного к управлению транспортным средством – самого ФИО2, с применением страховщиком КБМ 1, 4; соответствующего 2 классу водителя;

- в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.). в АО «СК Армеец», полис ЕЕЕ (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.); договор заключен в отношении одного лица, допущенного к управлению транспортным средством – самого ФИО2, с применением страховщиком КБМ 1, 55, соответствующего 1 классу водителя.

4. Автомобиль Lada Granta, VIN (№), государственный регистрационный номер (№) (Том 2 л.д. 12, 58):

- в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.). в ПАО СК «Росгосстрах», полис ССС (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.) договор заключен в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством с применением страховщиком КБМ 0, 85;

- в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.). в ПАО СК «Росгосстрах», полис ЕЕЕ (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.).; договор заключен в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством с применением страховщиком КБМ 1, соответствующего 3 классу водителя;

- в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.). в ПАО СК «Росгосстрах», полис ЕЕЕ (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.); договор заключен в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством с применением страховщиком КБМ 1, соответствующего 3 классу водителя;

- в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.) в САО «ВСК», полис ЕЕЕ (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.).; договор заключен в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством с применением страховщиком КБМ 1, соответствующего 3 классу водителя.

5. Автомобиль Chevrolet Niva, VIN (№), государственный регистрационный номер (№)

- в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.). АО «СК Армеец», полис ССС (№); договор заключен в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством с применением страховщиком КБМ 1,0;

6. Автомобиль Лада Калина, VIN (№), государственный регистрационный номер (№).д. 77, 63, 78, 81):

- в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.). в АО «СГ МСК», полис ВВВ (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.); договор заключен в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством с применением страховщиком КБМ 1,0;

- в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.). в АО «СК Армеец», полис ССС (№) от 16.07.2014г; договор заключен в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством с применением страховщиком КБМ 0, 95;

- в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.). в ПАО СК «Росгосстрах», полис ЕЕЕ (№) от 15.07.2015г; договор заключен в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством с применением страховщиком (КБМ не установлен);

- в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.). в ПАО СК «Росгосстрах», полис ЕЕЕ (№) от 11.07.2016г; договор заключен в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством с применением страховщиком (КБМ не установлен);

- в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.). в АО «СК Армеец», полис ЕЕЕ (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.); договор заключен в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством с применением страховщиком КБМ 1, 4.

7. Автомобиль Lada Granta, VIN (№), государственный регистрационный номер (№) (Том 1 л.д. 84):

- в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.). в САО «ВСК», полис ЕЕЕ (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.).; договор заключен в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством с применением страховщиком КБМ 1, класс водителя 3.

8. Автомобиль Lada Granta, VIN (№), государственный регистрационный номер (№) (Том 1 л.д. 85, 87, 88; Том 2 л.д. 58):

- в период с (ДД.ММ.ГГГГ.) по (ДД.ММ.ГГГГ.) в ПАО СК «Росгосстрах», полис ЕЕЕ (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.); договор заключен в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством с применением страховщиком (КБМ не указан);

- в период с (ДД.ММ.ГГГГ.) по (ДД.ММ.ГГГГ.) в ООО «Группа Ренессанс Страхование», полис ЕЕЕ (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.); договор заключен в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством с применением страховщиком КБМ 1,0 класс водителя 3;

- в период с (ДД.ММ.ГГГГ.). по (ДД.ММ.ГГГГ.). в САО «ВСК», полис ЕЕЕ (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.).; договор заключен в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством с применением страховщиком КБМ 1,0 класс водителя 3.

9. Автомобиль Lada Granta, VIN (№), государственный регистрационный номер (№) (Том 1 л.д. 89, 90; Том 2 л.д. 58):

- в период с (ДД.ММ.ГГГГ.) по (ДД.ММ.ГГГГ.) в АО «АльфаСтрахование», полис ЕЕЕ (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.); договор заключен в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством с применением страховщиком (КБМ не установлен);

- в период с (ДД.ММ.ГГГГ.) по (ДД.ММ.ГГГГ.) в САО «ВСК», полис ЕЕЕ (№) от (ДД.ММ.ГГГГ.); договор заключен в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством с применением страховщиком КБМ 1, класс водителя 3.

Как следует из ответа ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Н. Новгороду от (ДД.ММ.ГГГГ.). за принадлежащими ФИО2 автомашинами числятся зарегистрированные ДТП (Том 3 л.д.175):

- за Шевроле, государственный регистрационный знак (№), зарегистрировано 2 ДТП от 29.02.2017г. и 24.11.2015г. (наезд на препятствие – возмещение по договору КАСКО) (Том 2 л.д. 202);

- за Лада, государственный регистрационный знак (№), зарегистрировано 5 ДТП от (ДД.ММ.ГГГГ.)., от (ДД.ММ.ГГГГ.) от (ДД.ММ.ГГГГ.)., от (ДД.ММ.ГГГГ.). и (ДД.ММ.ГГГГ.)

- за Лада, государственный регистрационный знак (№), зарегистрировано 4 ДТП от (ДД.ММ.ГГГГ.)., от (ДД.ММ.ГГГГ.)., от (ДД.ММ.ГГГГ.). и (ДД.ММ.ГГГГ.)

- за Лада, государственный регистрационный знак (№), зарегистрировано 2 ДТП от (ДД.ММ.ГГГГ.). и (ДД.ММ.ГГГГ.)

Указанное обстоятельство также подтверждается административными материалами (Том 3 л.д. 176, 177, 178, 179, 180, 183, 184, 185, 187), распечатками из базы учета о совершенных ДТП (Том 3 л.д. 181, 182, 186, 188-189), а также выплатными делами (Том 4 л.д. 107-132).

Согласно данных АИС Российского союза автостраховщиков КБМ ФИО2 с учетом количества убытков на расчетную дату (ДД.ММ.ГГГГ.). составлял 1, 55, с указанием предыдущего Полиса ОСАГО ЕЕЕ (№), заключенного в отношении одного лица – ФИО2, а на расчетную дату (ДД.ММ.ГГГГ.). - 2,24 с учетом количества убытков и указанием предыдущего Полиса ОСАГО ЕЕЕ (№), заключенного в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством с применением страховщиком КБМ 0, 95 соответствующего 4 классу водителя (Том 1 л.д. 29, 222).

ФИО2 обращался к ответчикам с претензиями о возврате излишне уплаченной страховой премии (Том 1 л.д. 14-15, 139-140, 205-2016; Том 2 л.д. 14-15, 84-85, 156-157; Том 3 л.д. 18-9, 99-100), которые удовлетворены не были.

Разрешая требования истца к САО «ВСК» о взыскании излишне уплаченных денежных средств по договору ОСАГО серия ЕЕЕ (№), суд исходит из следующего.

Пункт 5 ст. 10 ГК РФ предусматривает, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

В силу п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В случае несоблюдения требований, предусмотренных п. 1 ст. 10 ГК РФ, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (п. 2).

Так, (ДД.ММ.ГГГГ.). ответчик, получил претензию истца о выплате излишне уплаченной страховой премии в виду неправильного определения КБМ собственника (Том 2 л.д. 14-17).

САО «ВСК» рассмотрев обращение истца, по результатам проведения проверки, произвело перерасчет страховой премии с учетом обновленной информации, содержащейся в АИС РСА о чем, (ДД.ММ.ГГГГ.). сообщило ФИО2 о получении возврата излишне уплаченной части страховой премии по договору ОСАГО ЕЕЕ (№) в размере (данные обезличены) рублей (Том 2 л.д.19-20), однако ФИО2 от получения указанной суммы, уклонился, что не отрицал в ходе судебного разбирательства с указанием на несогласие с её размером.

При таких обстоятельствах, суд усматривает со стороны истца злоупотребление правом, в связи с чем, отказывает ФИО2 в удовлетворении заявленных требований к данному ответчику.

Между тем, истец не лишен права обращения в САО «ВСК» за получением денежных средств, в самостоятельном порядке.

Согласно данных, предоставленных Управлением Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в ПФО (Том 4 л.д. 1-12), с которыми суд соглашается, а также договоров страхования, влияющих на применение КБМ по договорам ОСАГО (Том 4 л.д. 13-19) при расчете страховой премии по договору ОСАГО учитывается значение КБМ каждого из водителей, допущенных к управлению транспортным средством по конкретному договору ОСАГО.

По смыслу приведенных выше положений закона, расчет коэффициента КМБ, представляющего собой, по сути, скидку за безаварийное использование транспортного средства, осуществляется в зависимости от выбранного варианта страхования гражданской ответственности (с ограничением лиц, допущенных к управлению и без такого ограничения).

При этом, в случае заключения договора без ограничения количества лиц, допущенных к управлению, класс определяется в отношении собственника транспортного средства, то есть именно собственник несет неблагоприятные последствия страховых возмещения по такого вида договорам страхования независимо от того управлял ли он автомобилем во время наступления страхового случая.

Поскольку в силу названных выше положений федерального закона объектом страхования является не конкретное транспортное средство, а гражданская ответственность его владельца, то класс водителя применительно к конкретному транспортному средству определяется с учетом страховых возмещений по всем договорам страхования его гражданской ответственности.

При таком положении, суд, установив обстоятельства дела и принимая во внимание выше приведенные нормы материального права, исходит из того, что страховые выплаты, произведенные по договорам ОСАГО в отношении транспортных средств, владельцем которых является ФИО2, правильно учтены страховой компанией при расчете коэффициента КМБ и определении класса водителя, расчет страховых премий определен верно, в соответствии с базовыми ставками страхового тарифа об ОСАГО и в этой связи, оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчиков излишне уплаченных сумм страховых премий по договорам ОСАГО - не имеется.

Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд также учитывает следующее.

Статьей 309 и ст. 310 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Обстоятельства, указывающие на существенное нарушение ответчиком условий кредитного договора, отсутствуют.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами в судебном заседании в установленном законом порядке, условия заключенных между сторонами договоров ОСАГО, том числе в период срока их действия, истцом не оспорены, незаключенными и (или) недействительными, не признаны.

Истцом при рассмотрении дела, требований о внесении изменений в автоматизированную систему РСА и страховой полис, также не заявлялось.

Учитывая, что условия заключенных между сторонами договоров ОСАГО, истцом не оспорены, оснований для удовлетворения требований ФИО2 о взыскании с ответчиков излишне уплаченных сумм страховых премий по договорам ОСАГО - не имеется.

При том, что, в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд не вправе выйти за пределы заявленных истцом требований.

Таким образом, в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчиков неустойки, компенсации морального вреда и штрафа также надлежит отказать, поскольку они являются производными от основного требования, в удовлетворении которого судом отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд -

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к АО СК «Армеец», ПАО СК «Росгосстрах», САО «ВСК» о взыскании излишне уплаченных денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Канавинский районный суд г. Н. Новгорода в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья подпись В. Е. Чехова

Копия верна.

Судья: В. Е. Чехова

Секретарь судебного заседания: Частова Э. С.

Подлинный текст заочного решения храниться в материалах гражданского дела № 2-1395/2019 в здании Канавинского районного суда г. Н. Новгорода