ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1395/20 от 22.09.2020 Ленинскогого районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

Дело № 2-1395/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 сентября 2020 года г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края

Ленинский районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Ивановой С.С.,

с участием представителя ответчика ООО «КиС» ФИО1, действующего по доверенности от 24.04.2020г.,

ответчика ФИО2,

при секретаре Тужилкиной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «КиС» к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате за хранение задержанного транспортного средства,

УСТАНОВИЛ:

ООО «КиС» обратилось в суд с вышеназванным иском к ФИО2, ссылаясь на неисполнение ответчиком обязанности по оплате стоимости хранения на специализированной стоянке задержанного транспортного средства.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в связи с совершением ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством, за исключением учебной езды), было задержано транспортное средство <данные изъяты>, которым управлял ответчик, протокол задержания транспортного средства от 21.05.2017г. 21.05.2017г. задержанное транспортное средство передано на хранение ООО «КиС». В соответствии со ст. 1.1 Закона Хабаровского края от 27.06.2012г. № 198 «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврата, оплата стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств» уполномоченный Правительством Хабаровского края орган исполнительной власти края, проводящий государственную политику края и осуществляющий управление в сфере транспорта и дорожного хозяйства, ведет реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории муниципалах районов и городских округов края перемещение задержанных транспортных средств на специализированные стоянки и (или) хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках, в порядке, установленном нормативным правовым актом уполномоченного органа. В соответствии с порядком формирования и ведения реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории муниципальных районов и городских округов края перемещение задержанных транспортных средств на специализированные стоянки и (или) хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках, в порядке, установленном нормативным правовым актом уполномоченного органа, утвержденным приказом Министерства промышленности и транспорта Хабаровского края от 07.12.2017г. № 122, реестр размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-коммуникационной сети Интернет. На сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края размещен вышеуказанный реестр, в который включено ООО «КиС». В соответствии со ст. 4 Закона Хабаровского края от 27.06.2012г. № 198 «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств» лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, за исключением случаев, указанных в ч. 9 ст. 27.13 КоАП РФ, оплачивает в сроки, установленные Правительством края, стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в сфере государственного регулирования цен (тарифов). В соответствии с Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 28.06.2012г. № 16-ц «О тарифах на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Хабаровского края» установлен тариф для хозяйствующих субъектов независимо от организационно-правовой формы, осуществляющих хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках на территории Хабаровского края в размере 12,74 руб. за один час хранения транспортных средств категории В массой до 3,5 т. Данный тариф действовал с 12.05.2015г. по 12.03.2018г. Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 12.03.2018г. № 10-Ц «Об установлении тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Хабаровского края» установлен тариф за один полный час хранения задержанного транспортного средства на специализированных стоянках на территории Хабаровского края в размере 30,82 руб. категории В, D массой до 3,5т. Данный тариф действует с 23.03.2018г. по 31.12.2020г. Задолженность за хранение транспортного средства в период с 22.05.2017г. по 22.03.2018г. (за 306 суток) составляет 93562 руб. 56 коп. (вознаграждение за одни сутки хранения – 305, 76 руб.). Задолженность за хранение транспортного средства в период с 23.03.2018г. по 13.07.2020г. (за 845 суток) составляет 625029 руб. 60 коп. (вознаграждение за одни сутки хранения 739 руб. 68 коп.). Общая сумма задолженности за хранение задержанного транспортного средства в период с 22.05.2017г. по 13.07.2020г. составляет 718592 руб. 16 коп. В соответствии с п. 5 Порядка оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств на специализированных стоянках, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 03.02.2014г. № 19-пр, оплата стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства осуществляется в срок не позднее 30 дней со дня перемещения задержанного транспортного средства. Ответчику было направлено письменное требование об оплате вознаграждения за хранение транспортного средства, в котором ООО «КиС» потребовало в течение 10 дней со дня получения требования оплатить вознаграждение за хранение транспортного средства в размере 707930 руб. 88 коп., по 30.06.2020г. В требовании указаны реквизиты для перечисления денежных средств. До настоящего времени данное требование не удовлетворено, долг не оплачен. По указанным основаниям истец просит взыскать с ответчика в свою пользу 718592 руб. 16 коп. в счет возмещения стоимости хранения задержанного транспортного средства, и 10385 руб. 92 коп. государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд с настоящим иском.

В судебном заседании представитель истца ФИО1, действующий по доверенности от 24.04.2020г., дав пояснения аналогичные вышеизложенным обстоятельствам, поддержал заявленные требования, на их удовлетворении настаивал. Дополнительно пояснил, что ООО «КиС» осуществляет деятельность по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, хранению задержанных транспортных средств на специализированных стоянках, в соответствии с договором, включено в реестр, размещенный на сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края. До обращения в суд, неоднократно направляли ответчику письменные претензии, с требованием о погашении долга за хранение задержанного транспортного средства, которые были оставлены без ответа. Распоряжаться чужим имуществом истец не вправе.

Ответчик ФИО2, не оспаривая доводы истца и факт привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством, задержание и передачу на хранение на специализированную стоянку принадлежащего ему транспортного средства <данные изъяты>, пояснил, что не забрал свой автомобиль со стоянки по причине отсутствия денежных средств, является инвалидом второй группы. Назначенный за совершение административного правонарушения штраф оплатил, водительские права получил, указанный автомобиль ему нужен и он желает его забрать. В досудебном порядке не пытался забрать свой автомобиль со стоянки и договориться по поводу выплаты задолженности. По мере возможности будет выплачивать долг.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Исходя из положений ст. 209, 210 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или ли договором.

Общие положения о хранении установлены в гл. 47 ГК РФ.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 886 ГК РФ, по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

В договоре хранения, в котором хранителем является коммерческая организация либо некоммерческая организация, осуществляющая хранение в качестве одной из целей своей профессиональной деятельности (профессиональный хранитель), может быть предусмотрена обязанность хранителя принять на хранение вещь от поклажедателя в предусмотренный договором срок.

В силу ч. 1 ст. 896 ГК РФ, вознаграждение за хранение должно быть уплачено хранителю по окончании хранения, а если оплата хранения предусмотрена по периодам, оно должно выплачиваться соответствующими частями по истечении каждого периода.

Согласно ч. 1 ст. 897 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором хранения, расходы хранителя на хранение вещи включаются в вознаграждение за хранение.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «КиС», согласно Уставу, является юридическим лицом, может иметь в собственности обособленное имущество, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, к видам деятельности общества, в том числе, отнесено – эксплуатация стоянок для автотранспортных средств.

На основании договора, заключенного между ОМВД РФ по Комсомольскому району (заказчик) и ООО «КиС» (исполнитель), исполнитель обязался оказывать по заявкам заказчика услуги по хранению автотранспортных средств (легковых и грузовых автомобилей), самоходной техники, крупных партий товаров, лесоматериалов, скоропортящей продукции и иного имущества, изъятого в рамках материалов доследственных проверок и административных правонарушений, а также бесхозяйного и иного имущества, и возвратить имущество, принятое на хранение по требованию заказчика. Услуги по хранению оказываются в г. Комсомольске-на-Амуре, в местах хранения, указанных в приложении № 3 к договору.

Согласно уведомлению первого заместителя министра Министерства промышленности и транспорта Хабаровского края, ООО «КиС» включено в реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории муниципальных районов и городских округов края перемещение и задержание транспортных средств на специализированные стоянки и (или) хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках.

Ответчик ФИО2 является собственником транспортного средства <данные изъяты>, что подтверждается карточкой учета транспортного средства, свидетельством о регистрации ТС, паспортом ТС, и не оспаривается ответчиком.

21.05.2017г. в 19 часов 55 минут, на <адрес>, данное транспортное средство было задержано в соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ, за совершение ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ, и помещено на специализированную стоянку ООО «КиС», по <адрес>, о чем составлен протокол о задержании транспортного средства от 21.05.2017г., также в отношении ФИО2 составлен протокол от 21.05.2017г. об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ, за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством.

Постановлением начальника ОГИБДД ОМВД России по Комсомольскому району от 23.05.2017г. ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа, а именно в том, что 21.05.2017г. в 19 часов 20 минут на <адрес>, управлял транспортным средством не имея права управления, чем нарушил п. 2.1.1 ПДД РФ.

Отягчающим обстоятельством признано совершение однородного правонарушения в течение одного года.

Кроме того, постановлением инспектора (ДПС) ОВ ДПС ГИБДД от 21.05.2017г. ФИО2 был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ (неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует.

В журнал учета транспортных средств помещенных на специализированную стоянку ООО «КиС» внесена запись о помещении транспортного средства <данные изъяты> 21.05.2017г.

До настоящего времени транспортное средство <данные изъяты>, принадлежащее ответчику, находится на специализированной стоянке ООО «КиС».

Доказательствами, свидетельствующими об обратном, суд не располагает, и ответчиком таковых в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 4 Закона Хабаровского края от 27.06.2012г. № 198 «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств» лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, за исключением случаев, указанных в части 9 статьи 27.13 КоАП РФ, оплачивает в сроки, устанавливаемые Правительством края, стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

Сроки оплаты стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства и тарифы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства устанавливаются соответственно Правительством края и уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).

Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 28.06.2012г. № 16-Ц «О тарифах на перемещение и хранение транспортных средств на территории Хабаровского края» для хозяйствующих субъектов независимо от организационно-правовой форм, осуществляющих хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках на территории Хабаровского края, для транспортных средств категории В и D массой до 3,5 тонны, был установлен тариф в размере 12,74 руб. за 1 час хранения транспортного средства.

Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 12.03.2018г. № 10-Ц «Об установлении тарифов на перемещение и хранение транспортных средств на территории Хабаровского края» установлен тариф за один полный час хранения задержанного транспортного средства на специализированных стоянках на территории Хабаровского края в размере 30,82 руб., для транспортных средств категории В и D массой до 3,5 тонны.

Согласно расчетам, представленным истцом в обоснование заявленных требований, размер платы за хранение на специализированной стоянке задержанного транспортного средства, принадлежащего ответчику, за период с 22.05.2017г. по 13.07.2020г., составляет 718592 руб. 16 коп.

Судом проверены данные расчеты, они признаны правильными, поскольку исчислены в соответствии с установленными тарифами на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках на территории Хабаровского края, с учетом периода хранения в сутках.

Альтернативные расчеты ответчиком, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не приведены.

С целью истребования образовавшегося долга, ООО «КиС», осуществляющее деятельность по перемещению и хранению задержанных транспортных средств на специализированных стоянках, возврату транспортных средств их владельцам, на территории г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, направило в адрес ответчика требование о добровольном погашении имеющейся задолженности за хранение задержанного транспортного средства, которое оставлено без удовлетворения.

Доказательств, свидетельствующих о погашении и отсутствии задолженности в заявленном истцом объеме, суду не представлено и в судебном заседании не добыто.

Разрешая заявленный спор, суд принимает во внимание что в соответствии со ст.ст. 12, 56 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу п. 7 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ, в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении - задержание транспортного средства.

В соответствии с положениями ст. 27.13 КоАП РФ, в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.7 настоящего Кодекса, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специальное отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.

Задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания транспортного средства в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с Правилами дорожного движения, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.

Решение о задержании транспортного средства соответствующего вида, о прекращении указанного задержания или о возврате транспортного средства принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Указанными должностными лицами составляется протокол о задержании транспортного средства, после чего они присутствуют на месте задержания транспортного средства до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.

В протоколе о задержании транспортного средства указываются дата, время, место, основания принятия решения о задержании транспортного средства, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена указанная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а также наименование органа (учреждения, организации), должность, фамилия, имя и отчество лица, которое будет исполнять решение о задержании транспортного средства.

Протокол о задержании транспортного средства подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого применена указанная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, их хранение и возврат владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, оплата лицами, привлеченными к административной ответственности за административные правонарушения, повлекшие применение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.

В ч. 11 ст. 27.13 КоАП РФ закреплено, что лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, за исключением случаев, указанных в части 9 настоящей статьи, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).

Указанная норма является специальной, определяющей лицо, обязанное к несению требуемых истцом расходов.

Факт задержания и помещения транспортного средства, принадлежащего ответчику, на специализированную стоянку, в целях пресечения нарушений водителем ФИО2 правил управления транспортным средством, привлечение его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ, за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством, в судебном заседании установлен и не опровергнут.

При рассмотрении дела судом не установлено, что ответчику со стороны истца, чинились препятствия в истребовании своего транспортного средства.

Напротив, в судебном заседании ФИО2 пояснил, что не забрал свой автомобиль по причине отсутствия денежных средств.

Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь вышеприведенными положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, нормами закона Хабаровского края от 27.06.2012г. № 198 «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств», суд приходит к выводу, что обязанность по оплате хранения задержанного транспортного средства на специализированной стоянке должна быть возложена на владельца указанного автомобиля - ответчика ФИО2 в силу ч. 11 ст. 27.13 КоАП РФ, как на лицо, совершившее административное правонарушение, повлекшее задержание транспортного средства.

При таких обстоятельствах, требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению. В связи с чем, с ФИО2 в пользу ООО «КиС» подлежит взысканию 718592 руб. 16 коп. в счет оплаты стоимости за хранение на специализированной стоянке задержанного транспортного средства, принадлежащего ответчику, свершившему административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства.

По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, в которых истцу отказано.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы, состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Размер государственной пошлины, подлежащей компенсации истцу за счет ответчика, в соответствии с правилами ст. 98 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 333-19 НК РФ, составляет 10385 руб. 92 коп.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «КиС» к ФИО2 о взыскании платы за хранение задержанного транспортного средства – удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу Общества с ограниченной ответственностью «КиС» 718592 руб. 16 коп. в счет оплаты стоимости за хранение на специализированной стоянке задержанного транспортного средства; 10385 руб. 92 коп. государственной пошлины.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.

Судья С.С. Иванова