ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1395/2021 от 26.07.2021 Советского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

2-1395/2021

54RS0009-01-2021-001039-85

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«26» июля 2021 года г. Новосибирск

Советский районный суд г. Новосибирска в составе:

председательствующего судьи: Яроцкой Н.С.,

при ведении протокола помощником судьи Щербаковой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО1 к администрации Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконным действий по установлению арендной платы за пользование земельным участком а также за фактическое использование земельного участка, обязании установить размер арендной платы в соответствии с основными принципами и правилами определения арендной платы, установленными Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. №582,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконным действий по установлению арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером в размере 96 037,20 рублей в год, а также платы за фактическое использование земельного участка в период с 24.02.2019 г. по 31.12.2020 г. в размере 177497, 33 рублей; обязании установить размер арендной платы при заключении с ФИО1 договора аренды земельного участка с кадастровым номером в размере не более двукратного размера земельного налога, установленного для таких земель.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил предмет иска и просил признать незаконным действий по установлению арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером в размере 96 037,20 рублей в год, а также платы за фактическое использование земельного участка в период с 24.02.2019 г. по 31.12.2020 г. в размере 177497, 33 рублей. Обязать установить размер арендной платы при заключении с ФИО1 договора аренды земельного участка с кадастровым номером в соответствии с основными принципами и правилами определения арендной платы, установленными Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (л.д. 145-147).

В обоснование иска указано, что решением Советского районного суда г. Новосибирска от 14.07.2020 г. по делу №2а-1320/2020 администрации Новосибирского района было предписано принять решение о предоставлении ФИО1 земельного участка с кадастровым номером в аренду сроком на 3 года. Решение вступило в законную силу 21.08.2020 г. Однако ответчик длительное время не совершал никаких действий для исполнения решения суда. Только в ответ на электронное обращение от 18.01.2021 г. истец получил договор аренды, по условиям которого размер арендной платы составляет 96 037,20 рублей в год, а размер платы за фактическое использование с 14.02.2019 г. по 31.12.2020 г. – 117 497, 33 рублей.

Данные условия договора не соответствуют действующему законодательству РФ, о чем он заявил в своих возражениях на предоставленный договор, требуя представить отчет об оценке. Ответчик отказался предоставить копию отчета об оценке, указав, что арендная плата определена в соответствии с Постановлением Правительства Новосибирской области от 10.06.2016 г. №219-П.

Истец полагает, что Постановление Правительства Новосибирской области от 10.06.2016 г. №219-П не подлежит применению, поскольку противоречит Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 г. №582.

В силу Постановления №219-П фактически, граждане на территории Новосибирской области вынуждены платить арендную плату в повышенном размере. Более того, при установлении размера арендной платы ответчик не учел, что истец является пенсионером и имеет льготы по оплате земельного налога, т.е. к нему могут применяться положения пп 1 п.3 Порядка определения размера арендной платы.

Положения Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, расположенные на территории Новосибирской области, утвержденного Постановлением Правительства Новосибирской области от 10.06.2015 г. №219-п противоречат основным принципам определения арендной платы.

Ответчик с исковыми требованиями не согласился. Представил письменные пояснения, в которых указал, что земельный участок с кадастровым номером 54:19:071101:124 является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена. В силу п. 3. Ст. 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов устанавливаются органом государственной власти субъекта РФ. Постановление Правительства РФ №582 от 16.07.2009 г. подлежит применению только в части утвержденных основных принципов.

Истец указывает, что был нарушен принцип о недопустимости ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки. Однако данный принцип подлежит применению только при переоформлении прав постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, в связи с чем не применим к ФИО1

Земельный Кодекс РФ, предусматривающий в ст. 39.7 порядок определение размера арендной платы за земельный участок органом власти субъекта РФ имеет юридическую силу выше чем Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 г. №582.

На основании изложенного просит в удовлетвори иска отказать (л.д.37, 123-127).

23.07.2021 г. в соответствии с ч.1 и ч. 5 ст. 16.1 КАС РФ и ч.1 и ч. 3 ст. 33.1 ГПК РФ суд вынес определение, занесенное в протокол судебного заседания, о переходе к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства (л.д. 142).

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель истца – ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы иска поддержала, просила удовлетворить. Дополнительно пояснила, что отчет об определении рыночной стоимости аренды земельного участка определена с учетом капитализации, что не приемлемо при использовании земельного участка не в предпринимательских целях. Рыночная стоимость аренды за прошлый период фактического пользования определена на основании отчета об оценке по состоянию на декабрь 2020 г.. что свидетельствует о ее необъективности.

Представитель ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании настаивал на рассмотрении дела в настоящем заседании, полагал, что нет необходимости откладывать судебное заседание в связи с принятием уточненного иска. Возражал против удовлетворении иска, поддержал доводы письменных возражений. Дополнительно пояснил, что истцом не представлено доказательств, опровергающих рыночную стоимость арендной платы и рыночную стоимость платы за фактическое использование земельного участка за прошедший период. При обращении за заключение договора истец не предоставлял сведений о наличии у него льгот. Определение размера арендной платы соответствует действующему законодательству и основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в той части в которой они подлежат применению в данным правоотношениями. Некоторые принципы имеют ограниченное применение, только к правоотношениям, указанных в самих принципах.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 65 ЗК РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Подпунктом 2, пункта 5 ст. 39.6 ЗК РФ, предусмотрено, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

Статьей 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (ч. 1).

Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (ч.3).

Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 были утверждены:

1) Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

2) Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.

На основании приведенных норм, к правоотношениям по определению арендной платы земельные участки, государственная собственность на который не разграничена подлежат применению Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не подлежат применению Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.

Данный вывод подтверждается разъяснениями, изложенными в обзоре судебной практике Верховного Суда РФ №2 (2015), утвержденного 26.06.2015 г. (вопрос №7).

К основным принципам определения арендной платы относятся следующие:

1. принцип экономической обоснованности,

2. принцип предсказуемости расчета размера арендной платы,

3. принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы,

4. принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки,

5. принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога,

6. принцип запрета необоснованных предпочтений,

7. принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения.

Спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, следовательно, арендная плата подлежит определению исходя из нормативно-правовых актов, принятых органами власти Новосибирской области.

Постановлением Правительства Новосибирской области от 10.06.2015 N 219-П утвержден Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, расположенные на территории Новосибирской области

В силу п.1 указанного Порядка, настоящий Порядок устанавливает правила определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, расположенные на территории Новосибирской области (далее - земельные участки).

Размер арендной платы при аренде земельных участков в расчете на год (далее - арендная плата) определяется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (далее - арендодатель).

В силу п. 3 указанного Порядка, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и в случаях, не указанных в пунктах 3-6 настоящего Порядка, размер арендной платы определяется в размере рыночной стоимости права аренды земельного участка, рассчитанной за год и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно сведениям публичной кадастровой карты и выписке из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена (л.д.148,149).

Из материалов дела следует, что 14.07.2020 г. Советским районным судом г. Новосибирска было вынесено решение по административному делу №2а-1320/2020 по иску ФИО1 к Администрации Новосибирского района Новосибирской области о признании отказа незаконным и обязании заключить договор аренды. Руководствуясь пп.2 п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ, суд удовлетворил исковые требования ФИО1 частично. Признал незаконным отказ администрации Новосибирского района Новосибирской области в предоставлении ФИО1 земельного участка в аренду от 03.04.2020 г. Обязал Администрацию Новосибирского района Новосибирской области принять в установленном законом порядке решение о предоставлении ФИО1 земельного участка с кадастровым номером в аренду сроком на три года (л.д. 20-25).

28.01.2021 г. в адрес ФИО1 был направлен для подписания договор аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 1036 кв.м. по адресу: <адрес> индивидуальное жилищное строитель во <адрес>, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства. Размер арендной платы составляет 96 037, 20 рублей в год. Плата за фактическое использование за период с 24.02.2019 г. по 31.12.2020 г. составляет 177497, 33 рублей и подлежит уплате в срок до 01.07.2021 г. (л.д. 11-14).

В ответ на обращение ФИО1 от 10.03.2021 г. о несогласии с порядком расчета и предоставлении отчета об оценке стоимости аренды земельного участка, администрация Новосибирского района Новосибирской области направила ответ от 08.04.20201 г., в котором указала, что размер арендной платы определен в соответствии с Постановлением Правительства Новосибирской области от 10.06.2015 г. №219-П на основании отчета независимого оценщика. Предложено ознакомиться с отчетом по указанному в ответе адресу (л.д. 15,16).

Согласно отчету об оценке , выполненного 28.12.2020 г. ООО «Абсолют» рыночная стоимость годовой арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером , площадью 1036 кв.м. по адресу: <адрес> индивидуальное жилищное строительство <адрес> по состоянию на 28.12.2020 г. составляет 96037, 20 рублей (л.д.55-120)

Истцом в порядке ст. 56 ГПК РФ не предоставлено доказательств, что он относится к категории лиц, указанных в п. 3 Постановления Правительства Новосибирской области от 10.06.2015 N 219-П. Рыночная стоимость определенная в Отчете об оценке не оспорена.

Оценивая отчет об оценке рыночной стоимости в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд не усматривает оснований сомневаться в его достоверности и объективности.

Определение рыночной стоимости аренды земельного участка в размере 96037,20 рублей соответствует предусмотренному законом порядку его определения и не нарушает Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Так принцип и к рассматриваемым правоотношениям не подлежат применению, т.к. истец не переоформлял права на земельный участок, ограничения на приобретение земельного участка у истца отсутствуют. Определение размера арендной платы на основании рыночной стоимости аренды соответствует принципам экономической обоснованности, предсказуемости расчета размера арендной платы, предельно допустимой простоты расчета арендной платы. Также не установлено нарушение принципа и , т.к. доказательств, что истец освобожден от уплаты налога не представлено, земли указанной категории по тождественным основаниям предоставляются всем за арендную плату определенную на основании рыночного размера арендной платы.

Таким образом, определение арендной платы в размере 96037, 20 рублей является законным и обоснованным. Оснований для удовлетворения иска в указанной части не имеется.

Между тем, в деле №2а-1320/2020 имеется предыдущий договор аренды земельного участка от 24.02.2016 г, заключенный между администрацией Барышевского Сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и ФИО1 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером сроком на три года (т.е. до 23.02.2019 г). Размер годовой арендной платы за участок составляет 10 200 рублей в год и определен на основании отчета независимого оценщика (л.д.18). Данное обстоятельство свидетельствует, что ранее рыночная стоимость аренды земельного участка была значительно ниже.

Определение размера платы за фактическое пользование за период с 24.02.2019 г. по 31.12.2020 г. в размере 177 497, 33 рублей исходя из рыночной стоимости арендной платы по состоянию на 28.12.2020 г. является необоснованным. Рыночная стоимость аренды земельного участка с 24.02.2019 г. по 31.12.2020 г. не устанавливалась независимым оценщиком. Размер арендной платы, установленный в отчете от 28.12.2020 г. не может быть распространен на прошлый период.

Таким образом, исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Администрации Новосибирского района Новосибирской области по установлению платы за фактическое пользование земельным участком с кадастровым номером в период с 24.02.2019 г. по 31.12.2020 г. в размере 177497,33 рублей.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в срок один месяц с даты изготовления в окончательной форме.

Председательствующий Н.С. Яроцкая

Мотивированное решение изготовлено 30.07.2021 г.