ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1396/12 от 10.07.2012 Новоалтайского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2-1396/2012г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Новоалтайск « 10 » июля 2012 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Хохловой Е.В.,

при секретаре Сомовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Новоалтайского городского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о защите избирательных прав,

УСТАНОВИЛ:

Новоалтайское городское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» обратилось в суд с заявлением в порядке главы 26 ГПК РФ о защите избирательных прав, указав в обоснование своих требований, что Новоалтайским местным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия» (далее НМОВПП «Единая Россия» существенно нарушены нормы избирательного законодательства, в том числе п.п.6,7 ст.58 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

В соответствии с пп. «н» п.6 ст.58 Федерального закона № 67-ФЗ, запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, в фонды референдума анонимным жертвователям. Под анонимными жертвователями понимается гражданин, который не указал в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилию, имя и отчество, адрес места жительства – или указал недостоверные сведения.

Согласно п.7 ст.58 Федерального закона № 67-ФЗ при внесении пожертвования гражданин указывает в платежном документе следующие сведения о себе: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, информацию о гражданстве.

Вместе с тем, как следует из итогового финансового отчета НМОВПП «Единая Россия» и первичных финансовых документов, находящихся в нем, избирательный фонд НМОВПП «Единая Россия» сформирован за счет добровольных пожертвований граждан в размере 190580 рублей.

Так, в избирательный фонд НМОВПП «Единая Россия» поступили добровольные пожертвования физических лиц:

1) ДАТА от ФИО7 в размере <данные изъяты> руб. В нарушение п.7 ст.58 Федерального закона №67 –ФЗ в платежном документе не указана дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, информация о гражданстве жертвователя. В мемориальном ордере НОМЕР, подтверждающем поступление средств от ФИО7 не указан адрес места жительства жертвователя, указаны недостоверные сведения ее паспортных данных, а именно: паспорт НОМЕР, что в силу пп. «н» п.6 ст. 58 Федерального закона № 67-ФЗ является основанием для признания гражданина анонимным жертвователем;

2) ДАТА от ФИО8 в размере <данные изъяты> руб. В нарушение п.7 ст.58 Федерального закона №67-ФЗ в платежном документе не указана дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, информация о гражданстве жертвователя. В мемориальном ордере НОМЕР, подтверждающем поступление средств от ФИО8 не указан адрес места жительства жертвователя, что является основанием для признания гражданина анонимным жертвователем;

3) ДАТА от ФИО9 в размере <данные изъяты> руб. В нарушение п.7 ст.58 Федерального закона №67-ФЗ в платежном документе не указана дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, информация о гражданстве жертвователя. В мемориальном ордере НОМЕР, подтверждающем поступление средств от ФИО9 не указан адрес места жительства жертвователя и указаны недостоверные сведения ее паспортных данных, а именно: паспорт НОМЕР, что является основанием для признания гражданина анонимным жертвователем;

4) ДАТА от ФИО19 в размере <данные изъяты> руб. В нарушение п.7 ст.58 Федерального закона №67-ФЗ в платежном документе не указана дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, информация о гражданстве жертвователя. В мемориальном ордере НОМЕР, подтверждающем поступление средств от ФИО19 не указан адрес места жительства жертвователя, что является основанием для признания гражданина анонимным жертвователем;

5) ДАТА от ФИО10 в размере <данные изъяты> руб. В нарушение п.7 ст.58 Федерального закона №67-ФЗ в платежном документе не указана дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, информация о гражданстве жертвователя. В мемориальном ордере НОМЕР, подтверждающем поступление средств от ФИО10 не указан адрес места жительства жертвователя, что является основанием для признания гражданина анонимным жертвователем;

6) ДАТА от ФИО11 в размере <данные изъяты> руб. В нарушение п.7 ст.58 Федерального закона №67-ФЗ в платежном документе не указана дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, информация о гражданстве жертвователя. В мемориальном ордере НОМЕР, подтверждающем поступление средств от ФИО11 не указан адрес места жительства жертвователя, что является основанием для признания гражданина анонимным жертвователем;

7) ДАТА от ФИО12 в размере <данные изъяты> руб. В нарушение п.7 ст.58 Федерального закона №67-ФЗ в платежном документе не указана дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, информация о гражданстве жертвователя. В мемориальном ордере НОМЕР, подтверждающем поступление средств от ФИО12 не указан адрес места жительства жертвователя, что является основанием для признания гражданина анонимным жертвователем;

8) ДАТА от ФИО13 в размере <данные изъяты> руб. В нарушение п.7 ст.58 Федерального закона №67-ФЗ в платежном документе не указана дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, информация о гражданстве жертвователя. В мемориальном ордере НОМЕР, подтверждающем поступление средств от ФИО13 не указан адрес места жительства жертвователя, что является основанием для признания гражданина анонимным жертвователем.

В соответствии с п.9 ст.58 Федерального закона №67-ФЗ пожертвование, внесенное анонимным жертвователем, подлежит перечислению в доход соответствующего бюджета.

В соответствии с п.4 ст.82 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов, пожертвования, внесенные анонимными жертвователями, должны перечисляться кандидатом, избирательным объединением, стороной по проведению голосования в доход соответствующего бюджета в десятидневный срок.

В десятидневный срок пожертвования не были возвращены, а были использованы избирательным объединением в нарушение закона, то есть помимо законных денежных средств его избирательного фонда.

Согласно итоговому финансовому отчету и первичных документов, содержащихся в нем, НМОВПП «Единая Россия» незаконно израсходовало поступившие денежные средства помимо средств собственного избирательного фонда в сумме 190580 рублей, что составляет более 10% от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законодательством, что в силу прямого указания закона ( пп. «а» п.2 ст.77 Федерального закона №67-ФЗ) является основанием для отмены судом решения ТИК г.Новоалтайска о результатах выборов депутатов НГСД по муниципальному избирательному округу и, как следствие, влечет отмену решения ТИК г.Новоалтайска № 4/19-124 от 07 марта 2012 года «О регистрации депутатов Новоалтайского городского Собрания депутатов Алтайского края по муниципальному округу на территории муниципального образования городского округа города Новоалтайск».

Кроме того, заявитель считает, что НМОВПП «Единая Россия» существенно нарушило нормы избирательного законодательства, в том числе п.5 ст.48, п.5 ст.59 Федерального закона №67-ФЗ.

В соответствии с п.5 ст.48 Федерального закона № 67-ФЗ расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается.

В соответствии с п.5 ст.59 Федерального закона №67-ФЗ запрещается без документально подтвержденного согласия кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам, уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума и без оплаты из соответствующего избирательного фонда, выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами, референдумом и направленных на достижение определенного результата на выборах.

Однако, в нарушение указанных норм закона, ДАТА в печатном средстве массовой информации – газете «Наш Новоалтайск» НОМЕР был размещен агитационный материал ( статья «Наведем порядок в городе! ФИО32 о том, что и кто мешает развиваться Новоалтайску»), не оплаченный из средств НМОВПП «Единая Россия».

Согласно Приложению НОМЕР к договору возмездного оказания услуг по изготовлению печатных материалов предвыборной агитации НОМЕР от ДАТА Заказчику НМОВПП «Единая Россия» установлен срок сдачи материала Исполнителю – ДАТА

Агитационная листовка, изготовление которой заказало НМОВПП «Единая Россия» Исполнителю ООО «Издательство «Вечерний Новоалтайск – Добрый день», значится под названием «Наведем порядок в городе!»

Макет и содержание статьи под заголовком «ФИО32 – о том, что мешает развиваться Новоалтайску» идентичны статье, опубликованной 31 января 2012 года в газете «Наш Новоалтайск» №16.

Поскольку 31 января 2012 года НМОВПП «Единая Россия» сдало макет материала Заказчику ООО «Издательство «Вечерний Новоалтайск – Добрый день», следовательно, обладателем данной информации является НМВОПП «Единая Россия».

Совпадение содержания и заголовка статьи, опубликованной в газете «Наш Новоалтайск» №16 с содержанием и заголовком статьи, размещенной в агитационной листовке, свидетельствует о направленности опубликования в газете «Наш Новоалтайск» статьи под названием «Наведем порядок в городе! ФИО32 о том, что и кто мешает развиваться Новоалтайску» с целью предвыборной агитации.

Объем печатной площади агитационного материала, опубликованного 31 января 2012 года в газете «Наш Новоалтайск» №16 совпадает с объемом печатной площади предвыборной программы НМОВПП «Единая Россия», опубликованной 25 февраля 2012 года в газете «Наш Новоалтайск» № 30-31 на правах платной агитации.

Согласно договору НОМЕР о предоставлении платной печатной площади для проведения предвыборной агитации от ДАТА общий объем предоставляемой печатной площади составляет 589 кв.см, стоимость печатной площади составляет 40 руб. за 1 кв.см, стоимость общей печатной площади составляет <данные изъяты> рублей.

Поскольку агитационная статья, опубликованная 31 января 2012 года в газете «Наш Новоалтайск» №16 не оплачена из средств избирательного объединения, из этого следует, что НМОВПП «Единая Россия» в целях достижения определенного результата на выборах, израсходовало помимо средств собственного избирательного фонда денежные средства в размере <данные изъяты> рублей.

Таким образом, помимо средств собственного избирательного фонда общая сумма расходования денежных средств составила 214140 рублей, что превышает более 10% от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законодательством, что является основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов.

Заявитель считает, что в связи с нарушением норм избирательного законодательства в части использования НМОВПП «Единая Россия» в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда более 10% от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законодательством, нарушает избирательные права заявителя, поскольку позволяет НМОВПП «Единая Россия» незаконно увеличить свои агитационные возможности по сравнению с ним. НМОВПП «Единая Россия», нарушая ограничения, установленные законом, при финансировании своей избирательной компании, получило агитационные преимущества, не предусмотренные законом.

В связи с изложенным заявитель просит отменить результаты выборов по муниципальному избирательному округу на территории муниципального образования городского округа г.Новоалтайска по выборам депутатов Новоалтайского городского Собрания депутатов Алтайского края и отменить решение ТИК г.Новоалтайска № 4/19-124 от 07.03.2012 г. «О регистрации депутатов НГСД Алтайского края по муниципальному округу на территории муниципального образования городского округа г.Новоалтайска».

В ходе судебного разбирательства представители заявителя уточнили требования, просили, кроме того, отменить протокол (решение) территориальной избирательной комиссии г.Новоалтайска о результатах выборов депутатов Новоалтайского городского Собрания депутатов Алтайского края по муниципальному избирательному округу от 06 марта 2012 года в части, касающейся числа голосов избирателей, поданных за муниципальный список кандидатов Новоалтайского местного отделения «Всероссийской политической партии «Единая Россия», отменить решение территориальной избирательной комиссии г.Новоалтайска о допуске к распределению депутатских мандатов в части, относящейся к Новоалтайскому местному отделению Всероссийской политической партии «Единая Россия», обязать территориальную избирательную комиссию г.Новоалтайска перераспределить депутатские мандаты между оставшимися списками кандидатов избирательных объединений Алтайское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» и Новоалтайское городское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

В судебном заседании представитель заявителя ФИО2, действующая на основании доверенности, поддержала требования по указанным в заявлении основаниям, настаивала на их удовлетворении.

Представитель заявителя ФИО3 в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица – Регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» ФИО4, действующий на основании доверенности, не возражал против удовлетворения заявления.

Представитель заинтересованного лица - ТИК г.Новоалтайска ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против заявленных требований, пояснив, что жертвователи не являются анонимными, поскольку в итоговом финансовом отчете политической партии «Единая Россия» имеется документ «Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда при проведении выборов Новоалтайского городского Собрания депутатов Алтайского края», в котором содержатся все необходимые сведения о жертвователях. При формировании избирательного фонда нарушений закона допущено не было, денежные средства поступили на расчетный счет политической партии «Единая Россия».

Представитель заинтересованного лица – Алтайского регионального отделения политической партии «Единая Россия» ФИО18, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена. В представленных суду письменных возражениях указала, что Новоалтайским местным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия» избирательный фонд был создан и сформирован посредством добровольных пожертвований граждан ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО19, ФИО12, ФИО10, ФИО13 и ФИО11 на общую сумму <данные изъяты> руб. В мемориальных ордерах, прилагаемых НМОВПП «Единая ФИО1» к итоговому финансовому отчету, действительно отсутствуют данные об адресе места жительства граждан, перечисливших добровольные пожертвования в избирательный фонд, однако мнение заявителя о том, что указанных жертвователей следует считать анонимными, является ошибочным. Избирательное законодательство требует идентификации пожертвования в избирательный фонд с личностью жертвователя. Эти требования закона жертвователями были соблюдены. Из текста итогового финансового отчета НМОВПП «Единая Россия» следует, что избирательное объединение располагало всеми необходимыми и предусмотренными действующим законодательством сведениями о жертвователях. Действующее избирательное законодательство не содержит дефиниции понятия «платежный документ», потому под таковым может пониматься любой документ, опосредующий перечисление (внесение, поступление) денежных средств в избирательный фонд. Добровольные пожертвования были перечислены в безналичном порядке жертвователями ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО19, ФИО12, ФИО10, ФИО13 и ФИО11 с их счетов в Сбербанке России. Из показаний допрошенной в качестве свидетеля начальника сектора по работе с частными клиентами операционного отделения НОМЕР ОАО Сбербан России ФИО35 следует, что для перечисления денежных средств оформлялась форма НОМЕР, которая является платежным поручением, к которому оформлялась выписка из лицевого счета, в которой отражены все сведения о личности клиента, в том числе паспортные данные, место жительства и т.д. Выписка по лицевому счету является частью платежного документа, она передается в то место, где оформлен лицевой счет партии. Доводы заявителя о том, что в каждом из оформляемых при внесении добровольного пожертвования платежных документов должен быть указан адрес жертвователя не основан на действующем законодательстве.

В газете «Наш Новоалтайск» №16 от 31.01.2012 г. была опубликована статья под названием «Наведем порядок в городе! ФИО32 о том, что и кто мешает развиваться Новоалтайску», которая по мнению заявителя является предвыборной агитацией и потому подлежала оплате за счет средств избирательного фонда НМОВПП «Единая Россия». В соответствии с п.2 ст.49 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Поскольку голосование на выборах депутатов Новоалтайского городского собрания депутатов проходило 04.03.2012 года, период агитации в периодических печатных изданиях начинался 05.02.2012 года. Указанная статья была опубликована ранее этого срока. НМОВПП «Единая Россия» не являлось заказчиком указанной статьи, не предоставляло статью для публикации, а потому у избирательного объединения не возникло обязанности по оплате данной публикации, поскольку избирательное объединение самостоятельно осуществляет предвыборную агитацию. Изготовление агитационного печатного материала «Наведем порядок в городе!» было оплачено НМОВПП «Единая Россия» за счет средств своего избирательного фонда, изображение и высказывания депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания ФИО32 были использованы избирательным объединением в указанном агитационном материале с согласия указанного лица. Таким образом, заявителем не представлено доказательств того, что НМОВПП «Единая Россия» израсходовало на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 % от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, поэтому заявление Новоалтайского городского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о защите избирательных прав является необоснованным.

Представитель заинтересованного лица – Алтайского регионального отделения политической партии «Единая Россия» руководитель исполкома НМОВПП «Единая Россия» ФИО19 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица – Алтайского регионального отделения Всероссийской политической партии «Либерально-демократическая партия России» в судебное заседание не явился, извещен.

С учетом мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав представленные материалы, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду следующего.

В соответствии со ст.259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решением или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации вправе обратиться в суд.

В ходе судебного разбирательства установлено, что решением Новоалтайского городского Собрания депутатов Алтайского края №92 от 09.12.2011 года были назначены выборы депутатов Новоалтайского городского Собрания депутатов Алтайского края на ДАТА.

Решением Избирательной комиссии Алтайского края № 67/541-5 от 29.12.2010 года была сформирована Новоалтайская городская территориальная избирательная комиссия.

Решением Избирательной комиссии Алтайского края № 71/588-5 от 13.04.2011 года возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования город Новоалтайск Алтайского края на Новоалтайскую городскую территориальную избирательную комиссию.

Согласно протокола Новоалтайской городской территориальной избирательной комиссии о результатах выборов по муниципальному избирательному округу от 04 марта 2012 года в соответствии с п.1 ст.107 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов выборы депутатов Новоалтайского городского Собрания депутатов Алтайского края по муниципальному избирательному округу признаны состоявшимися, в соответствии с п.5 ст.107 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов выборы депутатов Новоалтайского городского Собрания депутатов Алтайского края по муниципальному избирательному округу признаны действительными.

06.03.2012 года Новоалтайской городской территориальной избирательной комиссией Алтайского края было принято решение №4/19-124 о регистрации депутатов Новоалтайского городского Собрания депутатов Алтайского края по муниципальному округу на территории муниципального образования городского округа города Новоалтайска.

Новоалтайское городское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» обратилось в суд с заявлением о защите избирательных прав, ссылаясь на нарушение Новоалтайским местным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия» избирательного законодательства при проведении выборов депутатов Новоалтайского городского Собрания депутатов по муниципальному избирательному округу на территории муниципального образования городского округа г.Новоалтайск, а именно: п.5 ст.48, п.п.6,7 ст.58, п.5 ст.59 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан», поэтому просит отменить результаты выборов по муниципальному избирательному округу на территории муниципального образования городского округа г.Новоалтайска по выборам депутатов Новоалтайского городского Собрания депутатов Алтайского края, отменить решение ТИК г.Новоалтайска № 4/19-124 от 07.03.2012 г. «О регистрации депутатов НГСД Алтайского края по муниципальному округу на территории муниципального образования городского округа г.Новоалтайска», отменить протокол (решение) территориальной избирательной комиссии г.Новоалтайска о результатах выборов депутатов Новоалтайского городского Собрания депутатов Алтайского края по муниципальному избирательному округу от 06 марта 2012 года в части, касающейся числа голосов избирателей, поданных за муниципальный список кандидатов Новоалтайского местного отделения «Всероссийской политической партии «Единая Россия», отменить решение территориальной избирательной комиссии г.Новоалтайска о допуске к распределению депутатских мандатов в части, относящейся к Новоалтайскому местному отделению Всероссийской политической партии «Единая Россия», обязать территориальную избирательную комиссию г.Новоалтайска перераспределить депутатские мандаты между оставшимися списками кандидатов избирательных объединений Алтайское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» и Новоалтайское городское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

Согласно пп. «а» п.2 ст.77 Федерального закона №67-ФЗ основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства: кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом.

В соответствии с п.1 ст.58 Федерального закона № 67-ФЗ избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями.

Новоалтайским местным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия» избирательный фонд был создан и сформирован посредством добровольных пожертвований граждан ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО19, ФИО12, ФИО10, ФИО13 и ФИО11 на общую сумму <данные изъяты> руб.

В мемориальных ордерах, прилагаемых НМОВПП «Единая Россия» к итоговому финансовому отчету, действительно отсутствуют данные об адресе места жительства граждан, перечисливших добровольные пожертвования в избирательный фонд.

В соответствии с пп. «н» п.6 ст.58 Федерального закона № 67-ФЗ, запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, в фонды референдума анонимным жертвователям. Под анонимными жертвователями понимается гражданин, который не указал в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилию, имя и отчество, адрес места жительств, или указал недостоверные сведения.

Согласно п.7 ст.58 Федерального закона № 67-ФЗ при внесении пожертвования гражданин указывает в платежном документе следующие сведения о себе: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, информацию о гражданстве.

Из приведенной нормы следует, что избирательное законодательство требует идентификации пожертвования в избирательный фонд с личностью жертвователя. Эти требования закона жертвователями были соблюдены, что подтверждается показаниями допрошенных в качестве свидетелей в судебном заседании ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО19, ФИО11о том, что при внесении пожертвований в отделении Сбербанка России ими был представлен документ, удостоверяющий личность – паспорт, содержащий все сведения о личности. Лично они платежные документы не заполняли, лишь ставили свою подпись в платежном документе.

Из текста итогового финансового отчета НМОВПП «Единая Россия» следует, что избирательное объединение располагало всеми необходимыми и предусмотренными действующим законодательством сведениями о жертвователях.

Действующее избирательное законодательство не содержит конкретного понятия «платежный документ», поэтому под таковым следует считать любой документ, опосредующий перечисление (внесение, поступление) денежных средств в избирательный фонд.

Добровольные пожертвования были перечислены в безналичном порядке жертвователями ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО19, ФИО12, ФИО10, ФИО13 и ФИО11 с их счетов в Сбербанке России.

Из показаний допрошенной в качестве свидетеля начальника сектора по работе с частными клиентами операционного отделения №7492 ОАО Сбербан России ФИО35 следует, что для перечисления денежных средств оформлялась форма НОМЕР, которая является платежным поручением, к которому оформлялась выписка из лицевого счета, в которой отражены все сведения о личности клиента, в том числе паспортные данные, место жительства и т.д.Для совершения операции все сведения о личности клиента заносятся и хранятся в базе данных в электронном виде. Выписка по лицевому счету является частью платежного документа, она передается в то место, где оформлен лицевой счет партии. Доводы заявителя о том, что в каждом из оформляемых при внесении добровольного пожертвования платежных документов должен быть указан адрес жертвователя не основан на действующем законодательстве.

Перечисление сумм платежей со счетов по разовым поручениям регламентировано разделом 10.2 Порядка приема платежей физических лиц наличными деньгами и перечисления сумм платежей со счетов, открытых на имя физических лиц от 23.01.2004 № 31-3-р, в соответствии с которым при перечислении суммы платежа со счета по разовому поручению владельца счета контролер убеждается в личности владельца счета по предъявленному паспорту ( п.10.2.4.2), осуществляет ввод информации о платеже в программно-технический комплекс ( далее по тексту ПТК) (п.10.2.4.9).

Формирование выписки из лицевого счета предусмотрено разделом 5.14 Инструкции о порядке совершения в Сбербанке России операций по вкладам физических лиц от 22.12.2006 № 1-3-р, при этом выписка формируется и распечатывается средствами ПТК ( п.5.14.1).

Из вышеизложенного следует, что если бы при перечислении сумм добровольных пожертвований в избирательный фонд вышеуказанными жертвователями не была бы представлена информация об адресе своего места жительства, то указанная информация не нашла бы своего отражения в выписке по лицевому счету, поскольку последняя формируется ПТК автоматически.

В материалах дела имеются выписки по лицевым счетам жертвователей ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО19, ФИО12, ФИО10, ФИО13 и ФИО11 Данные документы содержат полные сведения о жертвователях, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что данные жертвователи не являются анонимными, следовательно, добровольные пожертвования внесены в избирательный фонд НМОВПП «Единая Россия» в соответствии с действующим законодательством, поступили на специальный счет, открытый в ОАО Сбербанк России местным отделением политической партии «Единая Россия» и были правомерно израсходованы избирательным объединением на цели избирательной кампании.

В силу ст.48 Федерального закона №67-ФЗ граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.

Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться :

а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными законами методами.

Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее поведения иных лиц.

Расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по впросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке.

В газете «Наш Новоалтайск» №16 от 31.01.2012 г. была опубликована статья под названием «Наведем порядок в городе! ФИО32 о том, что и кто мешает развиваться Новоалтайску», которая, по мнению заявителя, является предвыборной агитацией, а потому подлежала оплате за счет средств избирательного фонда НМОВПП «Единая Россия».

В соответствии с п.2 ст.49 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Поскольку голосование на выборах депутатов Новоалтайского городского собрания депутатов проходило 04.03.2012 года, период агитации в периодических печатных изданиях начинался 05.02.2012 года. Указанная статья была опубликована ранее этого срока.

НМОВПП «Единая Россия» не являлось заказчиком указанной статьи, не предоставляло статью для публикации, а потому у избирательного объединения не возникло обязанности по оплате данной публикации, поскольку избирательное объединение самостоятельно осуществляет предвыборную агитацию.

Изготовление агитационного печатного материала «Наведем порядок в городе!» было оплачено НМОВПП «Единая Россия» за счет средств своего избирательного фонда, изображение и высказывания депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания ФИО32 были использованы избирательным объединением в указанном агитационном материале с согласия указанного лица.

Таким образом, заявителем не представлено доказательств того, что НМОВПП «Единая Россия» израсходовало на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 % от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, поэтому требования Новоалтайского городского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» об

отмене результатов выборов по муниципальному избирательному округу на территории муниципального образования городского округа г.Новоалтайска по выборам депутатов Новоалтайского городского Собрания депутатов Алтайского края, отмене решения ТИК г.Новоалтайска № 4/19-124 от 07.03.2012 г. «О регистрации депутатов НГСД Алтайского края по муниципальному округу на территории муниципального образования городского округа г.Новоалтайска», отмене протокола территориальной избирательной комиссии г.Новоалтайска о результатах выборов депутатов Новоалтайского городского Собрания депутатов Алтайского края по муниципальному избирательному округу от 06 марта 2012 года в части, касающейся числа голосов избирателей, поданных за муниципальный список кандидатов Новоалтайского местного отделения «Всероссийской политической партии «Единая Россия» удовлетворению не подлежат.

Не находит суд оснований и для удовлетворения требований заявителя об отмене решения территориальной избирательной комиссии г.Новоалтайска о допуске к распределению депутатских мандатов в части, относящейся к Новоалтайскому местному отделению Всероссийской политической партии «Единая Россия» и возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию г.Новоалтайска перераспределить депутатские мандаты между оставшимися списками кандидатов избирательных объединений Алтайское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» и Новоалтайское городское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», поскольку судом установлено, что данное решение территориальной избирательной комиссией г.Новоалтайска не принималось.

В силу ст.103 ГПК РФ с заявителя подлежит взысканию госпошлина в размере 200 рублей в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Новоалтайского городского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о защите избирательных прав отказать.

Взыскать с Новоалтайского городского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» госпошлину в размере 200 рублей в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий Е.В.Хохлова

Мотивированное решение изготовлено 16.07.2012 г.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.