Дело № 2-1396/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Ратомской Е.В.,
при секретаре Малкиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации Сортавальского муниципального района о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия и взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Иск заявлен по тем основаниям, что 19.06.2017 истица потеряла сына – ФИО6, который утонул <Данные изъяты> и был найден 16.09.2017. В понедельник 18.09.2017 истица занималась организацией похорон: обращалась в морг, органы ЗАГС, храм, организовывала поминки. В тот же день обратилась к индивидуальному предпринимателю ФИО7, который занимается оказанием ритуальных услуг, заключив с ним договор. 19.09.2017 года произведено погребение ФИО6 рядом с родителями истицы на кладбище <Адрес обезличен> в единой ограде. 25.09.2017 за исх. № 28-5505/03 начальник отдела Администрации Сортавальского муниципального района ФИО8 уведомил истицу о том, что она осуществила самовольное захоронение своего сына, в связи с чем официальная регистрация захоронения не произведена и паспорт захоронения не может быть выдан, а также уведомил, что администрация вынуждена обратиться в отделение полиции МВД по Сортавальскому району по факту самовольного захоронения; рекомендовал ознакомиться с действующим Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление мест захоронения на кладбищах Сортавальского муниципального района». Полагая, что являясь матерью ФИО2, истица приняла на себя обязанность по организации погребения и ответственность за место захоронения, ссылаясь на положения ст.151 ГК РФ, ст.ст.1, 3, 5, 8, 18 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», п.п. 3.6, 3.7 Порядка оказания ритуальных услуг и содержания мест захоронений в Сортавальском муниципальном района, утвержденным Советом Сортавальского муниципального района 31.03.2016 №192, ФИО1 просит обязать ответчика зарегистрировать захоронение ФИО2, погибшего 19.06.2017 года; выдать ей паспорт захоронения и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 1000 000 руб., указывая, что своими действиями ответчик причинил значительные нравственные и физические страдания матери, потерявшей единственного сына.
Впоследствии исковые требования были уточнены. ФИО1 просит признать незаконными действия ответчика в виде подготовки и направления истице уведомления №28-5505/03 от 25.09.2017; обязать ответчика зарегистрировать захоронение ФИО2, выдать истице паспорт захоронения и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 1000000 руб.
В судебное заседание истица не явилась, уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представитель истица на основании доверенности ФИО3 в судебном заседании требования поддержала по основаниям, указанным в иске. Пояснила, что19.06.2017 сын истицы, ФИО2, утонул в <Адрес обезличен> и был найдет 16.09.2017. В понедельник, 18.09.2017 истица, занималась организацией похорон: обращалась в морг, органы ЗАГС, храм, организовывала поминки. Во вторник, 19.09.2017 года, было произведено погребение умершего рядом с родителями истицы на кладбище <Адрес обезличен> в единой ограде. После произведенного захоронения сына истица получила от начальника отдела Администрации Сортавальского муниципального района ФИО8 уведомление 25.09.2017 года о том, что она осуществила самовольное захоронение своего сына, в связи с чем официальная регистрация захоронения не произведена и паспорт захоронения не может быть выдан, что администрация вынуждена обратиться в отделение полиции МВД по Сортавальскому району по факту самовольного захоронения; рекомендовал ознакомиться с действующим Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление мест захоронения на кладбищах Сортавальского муниципального района». Считает, что законных оснований для направления ФИО1 данного уведомления не было, что оно не соответствует требованиям закона и не предусмотрено ни Административным регламентом, ни Порядком оказания ритуальных услуг и содержания мест захоронений в Сортавальском муниципальном районе, что АСМР не имели права устанавливать факт самовольности захоронения, не имели права сообщать истице, что не выдадут паспорт захоронения. Полагает, что ритуальные услуги – это специфические услуги, где с гражданами необходимо общаться более корректно, но оспариваемое уведомление носит резкий характер, так как прочитав его, напрашивается вывод, что ФИО1 должна была выкопать своего сына и запросить новое место для захоронения. Данное уведомление привело к ухудшению здоровья истицы, она получила нравственные страдания. Уточнила, что в Сортавальском городском суде рассматривается еще одно дело ФИО1 к ФИО8, администрации Сортавальского муниципального района о компенсации морального вреда за причиненные нравственные и физические страдания. Пояснила, что лицо может знать или не знать о своих обязанностях, но в случае их несоблюдения у администрации было право обратиться в соответствующие органы для привлечения ФИО1 к ответственности и это был бы более верный вариант, чем направлять такого рода уведомление. Паспорт захоронения считает его недействительным, так как в нем отсутствуют многие необходимые сведения: дата погребения, наименование организации, осуществившей организацию погребения, номер участка кладбища. Паспорт, который выдали, не соответствует установленным требованиям и паспортом считаться не может. Настаивала на заявленных требованиях.
Представитель ответчика на основании доверенности ФИО4 в судебном заседании с иском не согласилась. Пояснила, что на момент обращения с иском в суд, в Администрацию заявлений о выдаче паспорта от истицы не поступало, выдать ей паспорт она не просила, следовательно, предмета спора не было. После обращения паспорт истице был выдан в установленные сроки с указанием в нем всего, что сочли необходимым. Каких- либо требований к заполнению паспорта или нормативно-правовых документов, регулирующих такое заполнение, не имеется. Существует Порядок оказания ритуальных услуг, в котором в приложении 1 утверждена форма паспорта. При захоронениях на старых кладбищах, подзахоронениях в могилы родственников, указать ряд, место и сектор захоронения невозможно, так как раньше такой учет не производился. На новых кладбищах действительно такой учет ведется, там есть разделение на сектора, порядковые номера захоронений. Обратила внимание, что иных требований, кроме выдачи, в отношении Паспорта захоронения не заявлялось. Уточнила, что Паспорт может быть выдан уже после захоронения, так как он просто фиксирует, куда захоронение произведено. Не согласны, что оспариваемое уведомление направлено незаконно. В действующих нормативных правовых актах в Сортавальском муниципальном районе детально процедуры, которые должны осуществлять органы МСУ, не прописаны. Так, они ведут учет мест захоронения, их регистрацию и выдают разрешения на захоронения. Для того, чтобы Администрация обладала сведениями о захороненных лицах, в Порядок оказания ритуальных услуг и содержания мест захоронений в Сортавальском муниципальном районе, направленный на упорядочение процесса в сфере ритуальных услуг, решением Совета Сортавальского муниципального района от 18.08.2016 года №215 внесены изменения, что к работам по захоронению запрещено приступать без получения соответствующего разрешения, самовольные захоронения не допускаются. Разрешения получают в Администрации Сортавальского муниципального района, текст заявления на получение соответствующего разрешения указан в Административном регламенте в приложении 1. После поступления заявления гражданина с предоставлением всех необходимых документов, специалист выезжает на место и проверяет соблюдение всех правил, метража, и дает заключение о возможности или невозможности погребения. Однако на практике часто встречаются случаи захоронений без обращения в администрацию и без получения разрешения, то есть самовольные. Пояснила, что в данном случае сложилась ситуация, что истица не обладала информацией о том, что ей необходимо получить разрешение на захоронение, а в организации, куда она обратилась за услугой, ее не проинформировали. Ответчик о самовольном захоронении узнал случайно и в соответствии с Законом №131-ФЗ должен был отреагировать на противоправные действия истца. Такие полномочия возложены на ФИО8, что следует из его должностного регламент, где предусмотрено право по поручению Главы администрации рассматривать заявления по отводу земельных участков для погребения, а в соответствии с распоряжением Сортавальского муниципального района от 31.12.2015 года ФИО8 осуществляет организацию ритуальных услуг в Сортавальском муниципальном районе и содержании мест захоронений. Уведомление, направленное истице, было не единственным, оно направляется всем, кто осуществил захоронение без соответствующего разрешения, если о таком факте стало известно, оно не содержит каких-либо оскорблений, а факт самовольного захоронения подтверждается исковым заявлением и пояснениями представителя истца, где прямо указывается, что захоронение было осуществлено без соответствующего разрешения. Текст уведомления по своему существу ситуацию не искажает и призывал истицу обратиться к ответчику для регистрации захоронения ее сына. Обратила внимание, что в обязанности ответчика не входит розыск родственников и их уговоры, чтобы они пришли и зарегистрировали захоронение, но тем не менее, возникающие ситуации, вызванные несоблюдением гражданами действующих правил, Администрация пытается разрешить миром. Полагает, что нет оснований для взыскания морального вреда, так как ответчик, направляя уведомление, действовал в соответствии с законодательством, согласно предоставленными полномочиями Законом №131-ФЗ, нормативными актами, принятыми в Сортавальском муниципальном районе в сфере оказания ритуальных услуг.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
В соответствии с положениями статьи 3 Закона, погребение понимается как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле.
Согласно ст.4 Федерального закона, местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших…
Пунктами 1 и 4 статьи 18 Закона о погребении установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы также определяют порядок деятельности общественных кладбищ.
На основании п.17 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг относится к вопросам местного значения муниципального района.
Во исполнение положений Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» решением Совета Сортавальского муниципального района от 31.03.2016 №192 утвержден Порядок оказания ритуальных услуг и содержания мест захоронения в Сортавальском муниципальном районе (далее – Порядок). Решением Совета Сортавальского муниципального района №215 от 18.08.2016 в Порядок внесены изменения.
Как следует из п.1.3 Порядка, паспортом захоронения признан документ, выдаваемый Администрацией лицу, осуществляющему организацию погребения (ответственному за место захоронения), и содержащий информацию о факте захоронения, месте захоронения. Книга регистрации захоронений- книга, в которой регистрируется каждое захоронение с указанием фамилии, имени, отчества захороненного, номера участка, могилы, даты захоронения.
В силу п.2.1 Порядка, не допускается (запрещается) приступать к работам по захоронению (погребению) на кладбищах Сортавальского муниципального района без выделения (отвода) участка земли для погребения. Самовольное занятие земельного участка для захоронения не допускается.
Согласно п.2.2 Порядка, участок земли для погребения предоставляется Администрацией на основании следующих документов: заявление, документ, удостоверяющий личность заявителя (данные), разрешение (иной документ) позволяющий убедиться о наличии разрешения со стороны родственников умершего на его погребение в определенном или ином (новом) месте (если обязанность по организации похорон возложена на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя); свидетельство о смерти умершего, свидетельство о смерти ранее умершего (умерших) или справку о смерти ранее умершего (умерших) выдаваемую органами ЗАГС и документ, подтверждающий родственное отношения умершего к ранее умершему при погребении на участке в пределах ограды семейного (родового) захоронения; письменный документ (при наличии), подтверждающий волеизъявление умершего о погребении на указанном им месте; иные документы.
Как следует из п.2.12 Порядка, решение о выделении (об отказе в выделении) участка земли для захоронения (погребении) умершего принимается администрацией в срок, не превышающий трех календарных дней с момента поступления заявления о предоставлении (выделении) земельного участка уполномоченному специалисту администрации при наличии полного комплекта документов…
Лицу, осуществляющему организацию погребения (ответственному за место захоронения) выдается паспорт захоронения (п.3.7 Порядка).
Постановлением Администрации Сортавальского муниципального района №10 от 06.02.2017 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление мест захоронения на кладбищах Сортавальского муниципального района» (далее – Регламент).
В соответствии с п.1.2.1 Регламента, муниципальная услуга предоставляется на основании заявления физического лица, обратившегося за предоставлением муниципальной услуги. Приложением 2 к Регламенту также подтверждается, что подготовке специалистом заключения о возможности погребения умершего в могилу или родственное захоронение предшествует прием и рассмотрение заявления и предоставленных документов.
Заявителем на предоставление муниципальной услуги являются, в том числе, близкие родственники либо законный представитель умершего (п.1.2.2 Регламента).
Предоставление муниципальной услуги осуществляется через структурное подразделение – отдел по контролю и противодействию коррупции (п.2.2)
Распоряжением Администрации Сортавальского муниципального района №1664 от 31.12.2015 ФИО8, как начальник отдела по контролю и противодействию коррупции администрации Сортавальского муниципального района, с 01.01.2016 уполномочен осуществлять мероприятия в сфере организации ритуальных услуг.
19.06.2017 в заливе <Адрес обезличен> произошло трагическое событие, в результате которого погибли подростки. Тело сына истицы, ФИО2 было найдено 16.09.2017.
18.09.2017 Отделом ЗАГС г.Сортавалы Управления ЗАГС Республики Карелия внесена запись <Номер обезличен> акта о смерти ФИО2, <Дата обезличена> года рождения. 19.09.2017 года ФИО2 был захоронен на кладбище <Адрес обезличен> в единой ограде рядом с родителями истицы.
25.09.2017 исх.№28-5505/03 начальником отдела Администрации Сортавальского муниципального района ФИО8 в адрес ФИО1 направлено уведомление об осуществлении ею самовольного захоронения ФИО2 на гражданском кладбище, поскольку на момент захоронения отсутствовало соответствующее разрешение и не произведена официальная регистрация захоронения, что исключает выдачу паспорта захоронения. Сообщено, что по факту самовольного захоронения администрация будет вынуждена обратиться с заявлением в отделение полиции МВД России по Сортавальскому району. Рекомендовано ознакомиться с действующим Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление мест захоронения на кладбищах Сортавальского муниципального района» и с приложением к нему.
31.10.2017 года ФИО1 был подан в суд настоящий иск.
В ходе судебного заседания 15.11.2017 года представитель ответчика полагала, что предмет спора отсутствует, так как истцом до обращения в суд не подавалось в Администрацию заявление о получении необходимых документов, установленных Порядком оказания ритуальных услуг и содержания мест захоронений в Сортавальском муниципальном районе.
17.11.2017 ФИО1 обратилась в Администрацию Сортавальского муниципального района с заявлением о регистрации захоронения тела ФИО2 в пределах ограды семейного (родового) захоронения ее родителей.
20.11.2017 Администрация Сортавальского муниципального района направила в адрес ФИО1 сообщение о регистрации захоронения ФИО2 с приложением Паспорта захоронения.
Согласно Книге регистрации захоронений Администрации Сортавальского муниципального района, под номером <Номер обезличен> значится ФИО2; в качестве лица, производившего погребение, указана ФИО1
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований истицы о возложении на ответчика обязанностей по выдаче паспорта захоронения и регистрации захоронения - не имеется, так как данные действия ответчиком исполнены после поступления от истицы соответствующего заявления в Администрацию и до принятия решения судом. При этом, доводы представителя истца о несоответствии Паспорта захоронения, выданного ответчиком истице, предъявляемым требованиям, не могут быть приняты в качестве доводов к удовлетворению иска, так как в силу ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Требования о признании незаконными действий ответчика в виде подготовки и направления истице уведомления №28-5505/03 от 25.09.2017 и взыскания с ответчика компенсации морального вреда в сумме 1000 000 руб. также не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Исходя из принятых ответчиком в установленном порядке нормативных документов, приведенных выше, захоронение умершего должно производится только после получения от Администрации родственниками умершего, на основании заявления, уведомления о предоставлении места для захоронения, с последующим получением Паспорта захоронения. Захоронение без получения необходимого разрешения является самовольным.
Факт осуществления захоронения ФИО5 без уведомления Администрации не отрицается истцом. Именно данное обстоятельство послужило поводом для направления ответчиком оспариваемого Уведомления, в котором, по существу, истице предлагалось устранить допущенное нарушение, с указанием на то, что в противном случае Администрацией будут приняты меры для привлечения ФИО1 к предусмотренной законом ответственности. Суд полагает, что в данном случае Администрация действовала в пределах предоставленных полномочий на основании действующего законодательства и в целях реализации положений Порядка оказания ритуальных услуг и содержания мест захоронения в Сортавальском муниципальном районе, при этом, оспариваемое уведомление имеет информационный характер и не обладает признаками правового акта, так как не содержит распорядительно-властных предписаний и не порождает обязанность заявителя по безусловному исполнению каких-либо действий, не нарушает и не оспаривает права, свободы и законные интересы истца и не создает препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов. Довод представителя истца о том, что подготовка и направление оспариваемого Уведомления прямо не предусмотрено каким-либо документом, не является основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о нарушении ответчиком действующего законодательства и незаконности действий.
На основании статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
С учетом того, что судом не установлено незаконности в оспариваемых истцом действиях ответчика, оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,
решил:
В удовлетворении иска ФИО1 к Администрации Сортавальского муниципального района о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия и взыскании компенсации морального вреда – отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Ратомская Е.В.
Мотивированное решение изготовлено 08.12.2017