ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1396/18 от 05.12.2018 Апшеронского районного суда (Краснодарский край)

Гражданское дело № 2-1396\2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 декабря 2018 года Краснодарский край, г. Апшеронск

Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Бахмутова А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мацко А.П.,

с участием сторон:

истца МКО

законного представителя несовершеннолетних ПКИ и ПГИ - МКО,

представителя ответчика - Администрации Муниципальное образование Апшеронский район Краснодарского Батаршиной Т.А., действующей на основании доверенности от 28.06.2018 года,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства труда и социального развития Краснодарского края Сергиенко И.В, действующей на основании доверенности от 05.11.2018 года,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, администраци Хадыженского городского поселения Апшеронского района Батаршиной Т.А., действующей по доверенности от 28.11.2018 года,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края Князевой Н.А., действующей на основании доверенности от 27.11.2017 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Апшеронского районного суда Краснодарского края гражданское дело по иску МКО, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ПГИДД.ММ.ГГГГ года рождения и ПКИДД.ММ.ГГГГ года рождения к администрации муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края о признании права на получение мер социальной поддержки в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края,

УСТАНОВИЛ:

29.10.2018 года МКО, действующая в своем интересе и в интересах несовершеннолетних детей ПГИ и ПКИ, обратилась в Апшеронский районный суд Краснодарского края с уточненным иском к администрации муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края (далее по тексту «Администрация») о признании за ней и за двумя несовершеннолетними детьми права на получение мер социальной поддержки в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края, указав, что с 24,25 октября 2018 года на территории муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края после выпадения обильных осадков произошел резкий подъем уровня воды в реках, что привело к подтоплению ... Апшеронского района Краснодарского края.

Из обстоятельств заявленного к защите МКО иска следует, что распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.10.2018 года на территории муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края был введен режим чрезвычайной ситуации (далее по тексту ЧС).

В результате чрезвычайной ситуации произошло подтопление жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, <адрес>... которой проживала МКО со своей семьей, в связи чем имуществу, находящемуся в указанной квартире, был причинен ущерб.

МКО, ее дети П. Г.И. и ПКИ не были включены в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение мер социальной поддержки в объеме и порядке, предусмотренном Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.12.2016 года № 1022, так как на дату введения режима чрезвычайной ситуации они не были зарегистрированы в установленном законом порядке по месту проживания.

В уточненном иске МКО, действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ПГИ и ПКИ просила суд признать ее и детей постоянно проживающими по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, <адрес>. Признать за ней, а так же за ее детьми право, как за пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, происшедшей на территории МО Апшеронский район 24,25 октября 2018 года, на получение мер социальной поддержки в установленном законодательством размере в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.12.2016 года №1022 «Об оказании мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края», а так же просила указать в решении суда, что судебный акт является основанием для включения ее и ее детей в списки граждан РФ, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, происшедшей на территории МО Апшеронский район 24,25 октября 2018 года, для предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством, обратив решение суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании истец, в том числе и как законный представитель детей, исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель Администрации Батаршина Т.А., а так же она, представляя интересы третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района Краснодарского края, возражала против удовлетворения иска МКО в полном объеме, так как истцы по адресу, указанному в иске, не зарегистрированы, в судебном заседании МКО не был доказан факт постоянного проживания по адресу, указанному в иске.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства труда и социального развития Краснодарского края Сергиенко И.В., просила принять решение по иску МКО в соответствие с действующим законодательством.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края Князева Н.А. так же возражали против удовлетворения иска истца по тем же основаниям, что и представитель ответчика Батаршина Т.А., указав на то обстоятельство что истица не имеет регистрации по месту жительства, указанному в иске и зарегистрирована в г. Краснодаре.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть гражданское дело при данной явке сторон.

Выслушав доводы сторон, участвующих в деле лиц, их представителей, исследовав письменные материалы дела, проверив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, а также ликвидация их последствий в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В развитие указанных конституционных положений ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.

Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Согласно преамбуле данного Федерального закона, его действие распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статьей 1 ФЗ № 68-ФЗ, установлено, что чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, которое повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей

Согласно ст. 18 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ (последняя редакция) граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст. 24 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; а в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - расходным обязательством муниципального образования.

Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 ФЗ N 68-ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация муниципального образования участвует в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (ред. от 30.05.2018), в том числе на основании п. 2 Порядка, утвержденного постановлением 12.12.2016 года № 1022 главы администрации (губернатора) Краснодарского края утверждены правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, согласно которым для оказания гражданам единовременной материальной помощи предусмотрены выплаты в размере 10 000 руб. на каждого пострадавшего человека; для оказания единовременной финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 000 руб. на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 000 руб. на человека).

Основанием для получения материальной помощи является акт обследования поврежденного объекта с информацией о наименовании, дате наступления и классификации чрезвычайной ситуации, в результате которой произошло повреждение объекта, характеристике объекта (конструктивных элементах объекта, их размерах, материале), сумме ущерба, степени повреждения объекта), перечне работ, необходимых для восстановления объекта, а также решение органа местного самоуправления об утверждении списка граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества.

Судом установлено, что 24, 25 октября 2018 года в результате опасных метеорологических явлений в Краснодарском крае возникла чрезвычайная ситуация регионального характера (далее по тексту «чрезвычайная ситуация»), режим которой был введен распоряжением (постановлением) главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.10.2018 года №266-р.

В силу ч.1 ст.61 ГПК РФ указанное обстоятельство является общеизвестным и не нуждается в доказывании.

В целях оказания мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ, Законом Краснодарского края от 13.07.1998 года № 135-КЗ «О защите населения и территорий Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением главы администрации Краснодарского края от 31.03.2005 года № 273 «О финансировании мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий за счет средств, выделяемых из федерального и краевых бюджетов», в целях оказания единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, выплаты единовременных пособий в связи с гибелью (смерти) члена семьи и получением вреда здоровью, гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края принято постановление от 12.12.2016 года № 1022 «Об оказании мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края» (с изменениями, внесенными в него постановлениями главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.10.2018 г. № 678 и от 28.10.2018 года № 679), которым утвержден «Порядок оказания единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края» - Приложение № 1 ( далее по тексту «ПОРЯДОК»).

Согласно п. 3 установленного органом исполнительной власти Порядка меры социальной поддержки в виде единовременной материальной помощи предоставляются пострадавшие гражданам Российской Федерации и осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации следующих условий: наличие гражданства Российской Федерации; постоянное проживание гражданина Российской Федерации в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; установление факта нарушений условий жизнедеятельности гражданина Российской Федерации в результате воздействия поражающих фактов источника чрезвычайной ситуации. При этом факт наличия собственности у гражданина РФ жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, не относится к основополагающим факторам (признакам), признания гражданина «пострадавшим».

Предоставление пострадавшим гражданам Российской Федерации единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации следующих условий: постоянное проживание гражданина Российской Федерации в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; утрата гражданином Российской Федерации частично и полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих фактов источника чрезвычайной ситуации.

В целях оперативного решения вопросов, связанных с оказанием мер государственной поддержки гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов на основании Закона Краснодарского края от 10 апреля 2017 г. N 3597-КЗ наделены отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по формированию и утверждению списков граждан Российской Федерации, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, единовременной финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества первой необходимости, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью в результате чрезвычайной ситуации, единовременных пособий в связи с гибелью (смертью) члена семьи в результате чрезвычайной ситуации. Так же указанным Законом определены права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении переданных полномочий, права и обязанности органов государственной власти Краснодарского каря, в том числе по контролю за реализацией делегированных полномочий, порядок финансового обеспечения и представления отчетности.

На основании Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 N 62-ФЗ и п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 (последняя редакция) наличие гражданства Российской Федерации удостоверяется паспортом гражданина Российской Федерации, в том числе заграничным паспортом.

Судом установлено, что МКО является гражданином Российской Федерации, что подтверждается копией паспорта серии ..., выданного ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по Краснодарскому краю ....

Согласно сведениям, полученным судом из паспорта истца, МКО с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: г. Краснодар, <адрес>

МКО и ПИЕ находятся в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено бланком свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ.

Из бланка свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ серии ... и от ДД.ММ.ГГГГ серии ... следует, что МКО является матерью ПКИ и ПГИ

Отцом детей в актовой записи о их рождении указан ПИЕ

В результате чрезвычайной ситуации, возникшей 24,25 октября 2018 года, на территории Апшеронского района Краснодарского края произошло подтопление территории жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, <адрес>

МКО, как было установлено в судебном заседании, проживала в указанной квартире совместно с детьми и со своим супругом - ПИЕ

Собственником указанной квартиры является ПТМ (мать ПИЕ), что подтверждается записью регистрации в ЕГРП .

Из представленного представителем ответчика Батаршиной Т.А. приложения к постановлению администрации МО Апшеронский район от 26.10.2018 года № 566 следует, что домовладение, расположенное по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, <адрес> включено в список домовладений, находящихся в границах территорий, подвергшихся затоплению в результате чрезвычайной ситуации 24.10.2018 года в МО Апшеронский район.

Исходя из содержания реестра, составленного и утвержденного заместителем главы администрации МО Апшеронский район ЛВА, гражданка МКО, а так же ее несовершеннолетние дети ПКИ и П.ПГИ, значащиеся под номером 147, не включены в списки лиц на оказание единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края.

Местом постоянного жительства гражданина РФ, согласно ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Базовый принцип в части права детей на место жительства закреплен в п. 2 ст. 20 ГК РФ, согласно которой местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их родителей.

Факт проживания истца и ее двух несовершеннолетних детей по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, <адрес> подтвержден справками председателя квартального комитета САВ от 29.10.2018 года и справкой руководителя ТОС ... Апшеронского района от 13.11.2018 года, заверенными в общем отделе администрации ... городского поселения.

Актами от 26.10.2018 года, составленными членами межведомственной комиссии, подтвержден факт обследования жилого помещения, расположенного по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, <адрес>., а так же повреждения внутренней отделки квартиры, утраты имущества в ней находящегося.

При этом допрошенный в судебном заседании свидетель ПИЕ показал, что его супруга МКО, а так же двое ее несовершеннолетних детей, отцом которых он является с ДД.ММ.ГГГГ года постоянно проживали по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, <адрес>, в том числе на день введения режима ЧС. Справкой УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по <адрес>ГИА, а так же при допросе указанного должностного лица, подтвержден факт постоянного проживания МКО с детьми по адресу, указанному в иске, и не проживание истца по адресу ее регистрации по месту проживания: Краснодарский край, Апшеронский район, <адрес>.

Из объяснений представителя ответчика Батаршиной Т.А. следует, что истец, а так же ее дети не были включены в соответствующий список граждан на получение мер социальной поддержки в виду того, что на день введения режима чрезвычайной ситуации истица не была зарегистрирована в установленном законом порядке по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, <адрес>.

Указанное основание явилось поводом к обращению МКО в защиту, в том числе прав несовершеннолетних детей с поименованным иском в суд.

Представителем ответчика факт постоянного проживания МКО и ее детей по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, <адрес>... в период возникновения чрезвычайной ситуации надлежащим образом не оспорен, при этом данные юридически значимые обстоятельства по делу объективно подтверждаются собранными доказательствами.

Не включение МКО, как лица, не зарегистрированной в установленном законом порядке по месту ее постоянного проживания по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, <адрес>, а так же ее двух несовершеннолетних детей в соответствующие списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, не может служить препятствием к осуществлению права последней на их получение, поскольку акты обследования поврежденного домовладения, в которой истица не была зарегистрирована, но постоянно проживала со своей семьей составлены надлежащим образом уполномоченными лицами и они (акты) подтверждают факт причинения вреда имуществу заявителя вследствие возникшей чрезвычайной ситуации.

Суд считает, что в связи с отсутствием у МКО регистрации по фактическому месту жительства в ином, не судебном порядке, подтвердить факт проживания в жилом помещении, подвергшемся затоплению, невозможно. При этом установление факта проживания обусловлено необходимостью получения заявителем, а так же ее детьми компенсационной выплаты в результате чрезвычайной ситуации, что послужило поводом к обращению истицы с поименованным иском в суд.

Признание МКО постоянно проживающей в жилом помещении по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, <адрес>... предоставит ей, а так же ее детям, совместно проживающими с ней право на включение в соответствующий список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории Апшеронского района Краснодарского края и получение мер социальной поддержки в размере и в порядке, установленном действующим региональным законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Гражданский кодекс Российской Федерации признает местом жительства гражданина место, где он постоянно или преимущественно проживает, а местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (статья 20) и относит право выбора места пребывания и жительства к личным неимущественным правам (пункт 1 статьи 150).

Применительно к данным положениям в статье статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" указано, что местом пребывания считается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно (абзац седьмой), а местом жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма /поднайма/, договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (абзац восьмой)

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации своих прав и свобод, а также исполнения обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом названным Законом Российской Федерации введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть первая статьи 3); такой учет имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (абзац второй статьи 2).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, например подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении и т.д. (Постановления КС РФ от 4 апреля 1996 года N 9-П и от 2 февраля 1998 года N 4-П, определения от 13 июля 2000 года N 185-О, от 5 октября 2000 года N 199-О, от 6 октября 2008 года № 619-О-П и д.р.).

При этом, в Постановлении от 04 октября 2016 года № 18-П Конституционный Суд РФ " с соответствующими изменениями" указал, что постоянное проживание лица в конкретном жилом помещении как юридическое состояние, являющееся условием реализации им конституционных прав и свобод, не обязательно обусловлено наличием регистрации по месту жительства или соответствием регистрации месту фактического постоянного проживания, которое не всегда является помещением, отвечающим требованиям, предъявляемым законодательством к жилым помещениям; факт постоянного проживания, не подтвержденного регистрацией, в том числе с точки зрения отграничения такового от фактического пребывания, должен устанавливаться на основе совокупности доказательств, лежащих в области жилищных, трудовых, межличностных и иных отношений и свидетельствующих о том, что на соответствующую дату лицо выбрало жилое помещение в котором фактически постоянно проживает, как место своих приоритетных, каждодневных жизненных интересов и своими действиями установило или выразило явное стремление к установлению с таким местом жительства реальной связи. Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что в силу требований статьи 2 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, включая суды, призваны минимизировать излишний формализм в подходе к оценке наличия или отсутствия именно такой связи лица с соответствующим местом жительства.

С учетом изложенного, а так же установления в судебном заседании факта постоянного проживания истца с двумя несовершеннолетними детьми на дату возникновения чрезвычайной ситуации по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, <адрес>, суд полагает о наличии у последней, а так же у ее детей права на получение мер социальной поддержки в установленном законодательством размере и порядке в соответствие с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.12.2016 года № 1022 «Об оказании мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края», в связи с чем МКО, а так же ее двое несовершеннолетних детей П. Г.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ПКИДД.ММ.ГГГГ года рождения подлежат включению в соответствующие списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края 24,25 октября 2018 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению постановленное решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой пострадавшим, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить настоящее решение к немедленному исполнению.

Обращение решения к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.

Здесь же суд считает необходимым разъяснить сторонам по делу, что наличие судебного акта, являющегося основанием для возникновения у МКО, а так же у ее детей права на получение мер социальной поддержки и включение их в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, не освобождает истца (законного представителя) от представления иных документов, перечень которых установлен федеральным законодательством, законодательством субъекта Российской Федерации, в том числе постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.12.2016 года № 1022 «Об оказании мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края», так как юридические значимые действия осуществляются надлежащими органами не в порядке исполнения судебного решения, а в общем порядке, предусмотренными действующим законодательством.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 212 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Уточненные исковые требования МКО, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ПГИ и ПКИ к администрации муниципальное образование Апшеронский район Краснодарского края о признании права на получение мер социальной поддержки в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Краснодарского края 24, 25 октября 2018 года, удовлетворить.

Признать граждан Российской Федерации М.КОДД.ММ.ГГГГ года рождения, ПКИДД.ММ.ГГГГ и ПГИДД.ММ.ГГГГ года рождения постоянно проживающими по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, <адрес>..., пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, происшедшей на территории муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края 24, 25 октября 2018 года.

Признать право граждан Российской Федерации М.КОДД.ММ.ГГГГ года рождения, ПКИДД.ММ.ГГГГ и ПГИДД.ММ.ГГГГ года рождения пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, происшедшей на территории муниципального образования Апшеронский район 24, 25 октября 2018 года, на получение мер социальной поддержки в установленном законодательством размере в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.12.2016 года №1022 «Об оказании мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края».

Решение суда является основанием для включения МКОДД.ММ.ГГГГ года рождения, ПКИДД.ММ.ГГГГ и ПГИДД.ММ.ГГГГ года рождения в списки граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, происшедшей на территории муниципальное образование Апшеронский район Краснодарского края 24, 25 октября 2018 года, для предоставления мер социальной поддержки предусмотренных законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, обратить настоящее решение к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Апшеронский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.В. Бахмутов

На день публикации решение не вступило в законную силу.