ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1396/19 от 21.02.2019 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2-1396/2019

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Галаховой И.В.

при секретаре Скрынниковой Е.С.,

С участием: прокурора Козлова Ю.И., представителей ответчика ФГБУКиИ «Дом офицеров Волгоградского гарнизона» МО РФ – Моисеевой С.Ф., Макаревского С.В., представителей третьих лиц: Министерства обороны РФ и ФКУ «ОСК ЮВО МО РФ» - Рыбина И.М., ГУ МЧС России по Волгоградской области Бабичева А.Е., Отдела инспекции государственного пожарного надзора по Южному военному округу Министерства обороны РФ – Черненко А.Ю., Усачева С.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании 21 февраля 2019 года в городе Волгограде гражданское дело по иску заместителя военного прокурора Волгоградского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры и искусства «Дом офицеров Волгоградского гарнизона» Министерства обороны Российской Федерации о запрете эксплуатации здания

установил:

Заместитель военного прокурора Волгоградского гарнизона обратился в суд с вышеназванным иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры и искусства «Дом офицеров Волгоградского гарнизона» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту ФГБУКиИ «Дом офицеров Волгоградского гарнизона» МО РФ, Учреждение). Свои требования мотивирует тем, что военной прокуратурой Волгоградского гарнизона совместно со специалистами ГУ МЧС России по Волгоградской области проведена проверка исполнения должностными лицами ФГБУКиИ «Дом офицеров Волгоградского гарнизона МО РФ требований противопожарного законодательства. В ходе проверки выявлены следующие нарушения. Не проведена проверка работоспособности пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода (протокол (акт) проверки работоспособности пожарных кранов не представлен). Насосы-повысители внутреннего противопожарного водопровода находятся в отключенном состоянии, не проводится их поверка с периодичностью 1 раз в месяц. Не обеспечено исправное состояние пожарного резервуара. В помещении насосной станции не вывешена общая схема противопожарного водоснабжения и схема обвязки насосов, отсутствует инструкция по порядку включения насосов повысителей. Не в полном объеме проведена перекатка пожарных рукавов на новую скатку. Автоматическая установка водяного пожаротушения, смонтированная на объекте, находится в неисправном состоянии. Не представлена техническая документация по огнезащитной обработке деревянных конструкций сцены, колосников, подвесных мостиков, сценического выставочного оборудования, горючих декоративно-отделочных материалов стен зрительного зала, драпировки зала и сцены. На планшете сцены отсутствует красная линия, указывающая границы противопожарного занавеса. В границах спуска занавеса допущена установка оборудования, препятствующего его спуску. Противопожарный занавес постоянно находится в поднятом состоянии и не оборудован песочным затвором. Клапаны дымовых люков находятся в не исправном состоянии. Не проводится их проверка на работоспособность с периодичностью не реже 1 раза в 10 дней. Проемы в стенах и лестничных клетках ческой части не оборудованы противопожарными самозакрывающимися дверями. Не проведены эксплуатационные испытания наружных металлических гарных лестниц, установленных на здании объекта снаружи и металлического ограждения на крыше здания. Здание дома офицеров (объект защиты с массовым пребыванием людей) не обеспечено электрическими фонарями из расчета один фонарь на 50 человек. Двери ведущие с поэтажных коридоров в лестничные клетки не оборудованы устройствами для самозакрывания (доводчиками) с уплотнениями в притворах. Допущено хранение горючих материалов в непосредственной близости к электрощиту, расположенному в подсобном помещении зала бокса. Не представлена техническая документация с показателями пожарной опасности декоративно-облицовочных материалов (ковролина, облицовки ринга и т.д.) примененных в зале бокса. Двери эвакуационных выходов зала бокса не оборудованы запорами, обеспечивающими их свободное открывание изнутри без ключа. Не представлена техническая документация по огнезащитной обработке деревянных конструкций кровли. Блокирован на механический замок эвакуационный выход из помещения арендатора (школа «Капелька»). Заполнение проема в противопожарной преграде (стене) книгохранилища в помещении библиотеки выполнено не противопожарной дверью 2-го типа. Входные двери помещения вентиляционных и электрощитовых сооружений в здании выполнены без учета требуемого предела огнестойкости. Допущено хранение посторонних горючих материалов в коридоре подвального этажа (пути эвакуации). Руководителем, машинистом сцены и иными должностными лицами не пройдено обучение по программе пожарно-технического минимума. Допущена эксплуатация электросветильников, частично не оборудованных защитными колпаками предусмотренными конструкцией светильником. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находится в неисправном состоянии - звуковые сигналы не обеспечивают уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемых помещениях. Пространство за экраном, расположенном в зале танцев на 2-м этаже здания оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Не представлена техническая документация с показателями пожарной опасности декоративно- облицовочных материалов, примененных в зале танцев на 2-м этаже, а также материалов для отделки колон в фойе 1-го этажа. При этом, указанные нарушения были выявлены ещё в мае 2018 года в результате надзорных мероприятий, проведенных военной прокуратурой Волгоградского гарнизона при участии специалистов ГУ МЧС по Ворошиловскому и Центральному районам г. Волгограда (акт осмотра исх. № 4-14-20/416 от 18.05.2018). Однако должностными лицами не были приняты меры по устранению недостатков противопожарной защищенности здания «Дом офицеров Волгоградского гарнизона». Допущенные нарушения пожарной безопасности в ФГБУКиИ «Дом офицеров Волгоградского гарнизона» МО РФ представляют угрозу для жизни и здоровья посещающих его граждан. Таким образом, принимая во внимание положение части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый имеет право на охрану здоровья, выявленные в ходе вышеуказанной проверки нарушения угрожают жизни и здоровью неопределенного круга лиц и жителей близлежащих домов. Просит суд запретить ФГБУКиИ «Дом офицеров Волгоградского гарнизона» МО РФ, юридический адрес: 400005, Волгоградская обл., г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, д. 31, эксплуатацию здания до устранения выявленных нарушений пожарной безопасности.

Представитель истца помощник военного прокурора Волгоградского гарнизона Козлов Ю.И. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что иск подан о запрете эксплуатации с целью защиты неопределенного круга лиц, посещающих здание Дома офицеров. Требования о возложении обязанности устранить нарушения не предъявляется. Полагает, что Учреждение является надлежащим ответчиком по иску о запрете эксплуатации, поскольку здание принадлежит учреждению на праве оперативного управления. Просит исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика ФГБУКиИ «Дом офицеров Волгоградского гарнизона» МО РФ – Моисеева С.Ф. в судебном заседании факт наличия нарушений не оспаривала, однако полагает, что Учреждение не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку денежных средств на устранение нарушений у Учреждения нет. Собственником здания является Министерство обороны РФ, которое и должно являться надлежащим ответчиком. Просит в иске отказать.

Представитель ответчика ФГБУКиИ «Дом офицеров Волгоградского гарнизона» МО РФ Макаревский С.В. в судебном заседании факт наличия нарушений не оспаривал, пояснил, что переписка по вопросу ремонта здания ведется с 2013г. однако денежные средства на ремонт не выделяются, собственных средств Учреждения на капитальный ремонт не имеется. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица Министерства обороны РФ и ФКУ «ОСК ЮВО МО РФ» Рыбин И.М. в судебном заседании исковые требования не признал, по основаниям изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела. Просит в иске отказать.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Волгоградской области Бабичев А.Е. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал, пояснил, что в результате проверки выявлены серьезные нарушения требований противопожарного законодательства, в случае возникновения пожара, при наличии данных нарушений существует реальная угроза жизни и здоровья посещающих здание людей.

Представители третьего лица Отдела инспекции государственного пожарного надзора по Южному военному округу Министерства обороны РФ – Черненко А.Ю., Усачев С.М. в судебном заседании исковые требования поддержали, поскольку также проводили проверку в январе 2019г., в ходе которой выявлены нарушения требований противопожарного законодательства.

Суд, выслушав стороны, исследовав доказательства по делу, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.

В соответствии со статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В качестве способа защиты гражданских прав статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, в частности, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую угрозу.

Иски, предъявленные в порядке, предусмотренном статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат рассмотрению по правилам гражданского судопроизводства. Вина ответчика в рассматриваемых правонарушениях не презюмируется. Бремя доказывания возможности причинения вреда и необходимости запретить ту или иную деятельность лежит на истце.

Статьей 1 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при эксплуатации объектов защиты.

Согласно ст. 5 указанного Закона, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

В судебном заседании установлено, что военной прокуратурой Волгоградского гарнизона совместно со специалистами ГУ МЧС России по Волгоградской области проведена проверка исполнения должностными лицами ФГБУКиИ «Дом офицеров Волгоградского гарнизона МО РФ требований противопожарного законодательства.

Согласно акту от 03.12.2018г. в ходе проверки выявлены следующие нарушения: не проведена проверка работоспособности пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода (протокол (акт) проверки работоспособности пожарных кранов не представлен). Насосы-повысители внутреннего противопожарного водопровода находятся в отключенном состоянии, не проводится их поверка с периодичностью 1 раз в месяц. Не обеспечено исправное состояние пожарного резервуара. В помещении насосной станции не вывешена общая схема противопожарного водоснабжения и схема обвязки насосов, отсутствует инструкция по порядку включения насосов повысителей. Не в полном объеме проведена перекатка пожарных рукавов на новую скатку. Автоматическая установка водяного пожаротушения, смонтированная на объекте, находится в неисправном состоянии. Не представлена техническая документация по огнезащитной обработке деревянных конструкций сцены, колосников, подвесных мостиков, сценического выставочного оборудования, горючих декоративно-отделочных материалов стен зрительного зала, драпировки зала и сцены. На планшете сцены отсутствует красная линия, указывающая границы противопожарного занавеса. В границах спуска занавеса допущена установка оборудования, препятствующего его спуску. Противопожарный занавес постоянно находится в поднятом состоянии и не оборудован песочным затвором. Клапаны дымовых люков находятся в не исправном состоянии. Не проводится их проверка на работоспособность с периодичностью не реже 1 раза в 10 дней. Проемы в стенах и лестничных клетках ческой части не оборудованы противопожарными самозакрывающимися дверями. Не проведены эксплуатационные испытания наружных металлических гарных лестниц, установленных на здании объекта снаружи и металлического ограждения на крыше здания. Здание дома офицеров (объект защиты с массовым пребыванием людей) не обеспечено электрическими фонарями из расчета один фонарь на 50 человек. Двери ведущие с поэтажных коридоров в лестничные клетки не оборудованы устройствами для самозакрывания (доводчиками) с уплотнениями в притворах. Допущено хранение горючих материалов в непосредственной близости к электрощиту, расположенному в подсобном помещении зала бокса. Не представлена техническая документация с показателями пожарной опасности декоративно-облицовочных материалов (ковролина, облицовки ринга и т.д.) примененных в зале бокса. Двери эвакуационных выходов зала бокса не оборудованы запорами, обеспечивающими их свободное открывание изнутри без ключа. Не представлена техническая документация по огнезащитной обработке деревянных конструкций кровли. Блокирован на механический замок эвакуационный выход из помещения арендатора (школа «Капелька»). Заполнение проема в противопожарной преграде (стене) книгохранилища в помещении библиотеки выполнено не противопожарной дверью 2-го типа. Входные двери помещения вентиляционных и электрощитовых сооружений в здании выполнены без учета требуемого предела огнестойкости. Допущено хранение посторонних горючих материалов в коридоре подвального этажа (пути эвакуации). Руководителем, машинистом сцены и иными должностными лицами не пройдено обучение по программе пожарно-технического минимума. Допущена эксплуатация электросветильников, частично не оборудованных защитными колпаками предусмотренными конструкцией светильником. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находится в неисправном состоянии - звуковые сигналы не обеспечивают уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемых помещениях. Пространство за экраном, расположенном в зале танцев на 2-м этаже здания оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Не представлена техническая документация с показателями пожарной опасности декоративно- облицовочных материалов, примененных в зале танцев на 2-м этаже, а также материалов для отделки колон в фойе 1-го этажа.

Данные нарушения также были выявлены в мае 2018 года в результате надзорных мероприятий, проведенных военной прокуратурой Волгоградского гарнизона при участии специалистов ГУ МЧС по Ворошиловскому и Центральному районам г. Волгограда (акт осмотра исх. № 4-14-20/416 от 18.05.2018).

Указанные в акте нарушения до настоящего времени не устранены, что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.

Как следует из объяснений представителя ГУ МЧС России по Волгоградской области, выявленные нарушения требований противопожарного законодательства являются грубыми и в случае возникновения пожара, при наличии данных нарушений существует реальная угроза жизни и здоровью посещающих здание людей.

В опровержение доводов иска о наличии угрозы жизни и здоровью людей при эксплуатации здания, ответчиком суду не представлены.

Ссылки представителя ответчика на переписку по вопросу проведения капитального ремонта здания, правового значения для разрешения спора не имеют.

Доводы представителя ответчика о том, что ФГБУКиИ «Дом офицеров Волгоградского гарнизона» Министерства Обороны РФ не является надлежащим ответчиком, суд полагает необоснованными, ввиду следующего.

Здание Дома офицеров расположенное по адресу: Волгоград, пр. Ленина, 31, принадлежит на праве оперативного управления ГБУКиИ «Дом офицеров Волгоградского гарнизона МО РФ.

В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.

В соответствии со статьями 296, 298 Гражданского кодекса, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.

В силу статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Статьей 38 указанного Закона установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание переданного имущества, а также несут ответственность за соблюдение требований противопожарного законодательства.

Доводы представителя третьего лица ФКУ «ОСК ЮВО» о незаконности проведения прокурором проверки, опровергаются представленными материалами проверки. Проверка была инициирована по заданию Военной прокуратуры Южного военного округа, о проведении проверки учреждение уведомлялось надлежащим образом. Также являются необоснованными доводы об отсутствии у прокурора права на обращение в суд с заявленным иском в защиту прав неопределенного круга лиц противоречат положениям части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Действующим законодательством, в том числе Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", право прокурора на обращение в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не ставится в зависимость от использования им иных мер прокурорского реагирования, не установлена и какая-либо последовательность в применении данных мер. Право выбора конкретной меры при реализации полномочий по защите прав граждан принадлежит прокурору.

Учитывая, что выявленные нарушения действующего законодательства по содержанию имущества безусловно нарушают права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, прокурор в соответствии с положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе был обратиться в суд общей юрисдикции с указанным заявлением.

Доводы ответчика о несоблюдении прокурором, досудебного порядка урегулирования данного спора, и наличии оснований для оставления иска без рассмотрения основаны на неправильном применении и толковании норм материального и процессуального права.

Иных юридически значимых доводов представителями ответчика и третьего лица не заявлено.

Таким образом, поскольку эксплуатируемое здание является местом массового пребывания людей, учитывая характер установленных нарушений противопожарной безопасности, суд полагает, что эксплуатация здания до устранения нарушений представляет угрозу жизни и здоровью людей, в связи с чем, иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования заместителя военного прокурора Волгоградского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры и искусства «Дом офицеров Волгоградского гарнизона» Министерства обороны Российской Федерации о запрете эксплуатации здания – удовлетворить.

Запретить Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры и искусства «Дом офицеров Волгоградского гарнизона» Министерства обороны Российской Федерации эксплуатацию здания «Дома офицеров», расположенного по адресу: Волгоград, пр. Ленина, 31, до устранения выявленных нарушений пожарной безопасности (в соответствии с актом проверки требований противопожарного законодательства от 03 декабря 2018г.)

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 26.02.2019г.

Судья - Галахова И.В.