ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1396/20 от 01.06.2020 Пермского районного суда (Пермский край)

КОПИЯ

№2-1396/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Пермь 01 июня 2020 года

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Дружининой О.Г.,

при секретаре Черногузовой А.В.,

с участием представителя истца - заместителя Пермского межрайонного природоохранного прокурора Дарипова Р.А.,

представителя третьего лица администрации Пермского муниципального района Шипиловских Д.Б., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к муниципальному унитарному предприятию «Энергетик» муниципального образования «Юго-Камское сельское поселение» о возложении обязанности получения решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных канализационных вод,

УСТАНОВИЛ:

Пермский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Энергетик» муниципального образования «Юго-Камское сельское поселение» (далее – МУП «Энергетик») о возложении обязанности получить в Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края решение о предоставлении водного объекта р.<адрес> в пользование для сброса сточных канализационных вод, сбрасываемых МУП «Энергетик». В обоснование указано, что Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой в феврале-марте 2020 года проведена проверка исполнения законодательства при сбросе стоков в поверхностные водные объекты при использовании системы водоотведения на территории <адрес>. В ходе проверки установлено, что на основании постановления администрации Юго-Камского сельского поселения от 03.09.2018 года МУП «Энергетик» переданы в хозяйственное ведение, среди прочего, объекты недвижимости системы водоотведения (канализационной системы), в том числе очистные сооружения. Имущество используется для отведения сточных вод, их очистки и сброса в реку <адрес>. Решение Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о предоставлении водного объекта для осуществления сброса сточных вод в реку <адрес> у МУП «Энергетик» отсутствует; лабораторный контроль за качеством стоков в р. <адрес> не осуществляется. Несмотря на это МУП «Энергетик» осуществляет сброс сточных вод через выпуск в р. <адрес>. Из объяснений директора МУП «Энергетик» следует, что предприятие не может обеспечить нормативную очистку сточных вод, так как очистные сооружения старые (построены в 1974 году); провести ремонт очистных сооружений, сетей водоотведения невозможно, поскольку Юго-Камское сельское поселение, как собственник имущества, не выделяет для этих целей денежных средств. В соответствии с п.п. 2.1-2.3 Устава МУП «Энергетик» названное предприятие создано в целях решения социальных задач Муниципального образования «Юго-Камское сельское поселение», таких как организация и осуществление деятельности по водоотведению, в связи с чем осуществляется эксплуатация сооружений и сетей канализации. Предметом деятельности МУП «Энергетик» помимо прочего является сбор и передача канализационных стоков. МО «Юго-Камское сельское поселение» является учредителем МУП «Энергетик» и собственником закрепленного за ним имущества. Решением Пермского районного суда Пермского края от 20.11.2014 года по делу №2-2801/2014 удовлетворены исковые требования Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю к администрации Пермского муниципального района: на администрацию возложена обязанность обеспечить эффективную очистку канализационных стоков перед сбросом в водный объект р. <адрес> в срок до 01.11.2016 года. Впоследствии судом ответчику предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31.12.2019 года. В соответствии со ст.2 Закона Пермского края от 22.12.2014 года №416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» полномочия по организации в границах поселения водоотведения закреплены за сельскими поселениями Пермского края. На основании соглашения от 03.06.2015 года о передаче полномочий по вопросам местного значения в части строительства очистных сооружений в <адрес> администрацией Пермского муниципального района переданы администрации Юго-Камского сельского поселения полномочия по решению вопроса местного значения; указанное соглашение неоднократно дополнялось на основании дополнительных соглашений от 17.12.2015 года, 22.09.2016 года, 07.12.2016 года, 29.09.2017 года, 19.06.2018 года. Между тем, решение Пермского районного суда Пермского края от 20.11.2014 года до настоящего времени органами местного самоуправления не исполнено: эффективная очистка канализационных стоков не обеспечена. Фактические очистные сооружения, канализационные сети находятся в разрушенном состоянии. Кроме того, в связи с неисправностью сетей водоотведения и очистных сооружений канализационные стоки сбрасываются на почву на прилегающей к реке <адрес> территории. При обследовании 27.11.2019 года территории в п. <адрес>, ул. <адрес> (земельный участок с кадастровым номером ) и переданных МУП «Энергетик» на праве хозяйственного ведения очистных сооружений, установлено, что из коллектора имеется выход сточных на рельеф местности; сточные воды, попадая на почву, скапливаются на площади около 1 500 кв.м, образуя болотистую местность. Указанные факты противоречат положениям п.2 ч.2 ст.11, ч.1 ст.44, ч.2 ст.39 Водного кодекса Российской Федерации, положениям ст.11, ч.1 ст.34,, ч.1 ст.43.1 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закон от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.1 ст.27 Закона Пермского края от 03.09.2009 года №483-ПК «Об охране окружающей среды Пермского края». Действующее законодательство не предусматривает возможности сброса сточных вод на почву и водосборные площади. Таким образом, администрация Юго-Камского поселения обязана организовать услуги по водоотведению для населения, а созданный для этих целей МУП «Энергетик» - оказывать качественно названные услуги. В свою очередь, несоблюдение перечисленных положений законодательства ставит под угрозу экологическое состояние водных объектов как основы жизни и деятельности человека, как важнейших составных частей окружающей среды, среды обитания объектов животного и растительного мира, и тем самым угрожает соблюдению конституционного права человека на благоприятную окружающую среду, закрепленного в ст.42 Конституции Российской Федерации, и обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Представитель истца в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик МУП «Энергетик» в судебное заседание представителя не направило, извещено надлежащим образом; ранее предоставлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя; возражений по существу заявленных требований не предоставлено (л.д. 132).

Представитель третьего лица администрации Пермского муниципального района в судебном заседании решение по настоящему спору оставил на усмотрение суда.

Третье лицо администрация Юго-Камского сельского поселения в судебное заседание представителя не направила, извещена надлежащим образом; представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя; решение по делу оставляет на усмотрение суда.

Третье лицо Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в судебное заседание представителя не направило, извещено надлежащим образом. Предоставлен отзыв на исковое заявление, согласно которому Министерство считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме; указывает на то, что в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края за решением о предоставлении водного объекта р. <адрес> в пользование в целях сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод МУП «Энергетик» не обращалось; просит рассмотреть дело без участия представителя.

Суд, заслушав представителей истца, третьего лица администрации Пермского муниципального района, исследовав письменные материалы дела, установил следующие обстоятельства.

Собственником сооружений: здания насосной (очистных) с кадастровым номером , насосной с кадастровым номером и саматочного канализационного коллектора с кадастровым номером , а также земельного участка с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес> является Муниципальное образование «Юго-Камское сельское поселение Пермского муниципального района Пермского края», что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) от 07.05.2020 года.

На основании постановления администрации Юго-Камского сельского поселения от 03.09.2018 года №54 «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Энергетик», договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Энергетик» от 03.09.2018 года б/н указанные объекты водоснабжения и водоотведения (сооружения здания насосной, насосной, канализационного коллектора и земельного участка) закреплены за МУП «Энергетик» (л.д. 46-60).

Согласно Уставу МУП «Энергетик» Муниципального образования «Юго-Камское сельское поселение» Пермского края учредителем МУП «Энергетик» является администрация Юго-Камского сельского поселения (п.1.4); одной из основных целей деятельности МУП «Энергетик» является организация и осуществление в границах поселения деятельности по водоснабжению, водоотведению (п.2.1), в связи с чем предприятие осуществляет в установленном законом порядке эксплуатацию сооружений и сетей водоснабжения и канализации (п.2.3); предметом деятельности МУП «Энергетик» является, в том числе, сбор и передача канализационных и промышленных стоков (п.2.2) (л.д. 28-40).

По обращениям ФИО4 от 22.10.2019 года в аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе (л.д. 11-13) и от 29.01.2020 года в Пермскую межрайонную природоохранную прокуратуру (л.д. 14-16) Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой были проведены проверки 27.11.2019 года и 25.02.2020 года по соблюдению законодательства в области охраны водных объектов при эксплуатации очистных сооружений в п. <адрес> Пермского района МУП «Энергетик».

По результатам проверки от 27.11.2019 года при обследовании территории биологических очистных сооружений, расположенных в п. <адрес>, ул. <адрес> (земельный участок с кадастровым номером ), и прилегающей к ним территории установлено, что в точке » из коллектора имеется выход сточных вод на рельеф местности; сточные воды, попадая на рельеф местности, скапливаются на площади около 1 500 кв.м, образуя болотистую местность; попадание сточных вод в указанной местности в реку <адрес> визуально не зафиксировано; с биологических очистных сооружений (далее – БОС) в точке » организован сброс сточных вод в р. <адрес>. Решение о предоставлении водного объекта (р. <адрес>) в пользование МУП «Энергетик» для сброса сточных вод, результаты контроля за качеством стоков и качеством воды в р. <адрес> МУП «Энергетик» не предоставлены в ходе проверки. По результатам отбора сточных вод и воды в р. <адрес> сточная вода с очистных сооружений соответствует недостаточно очищенным хозяйственно-бытовым стокам; согласно соотношению отобранных проб на входе в БОС и на выходе с БОС очистка канализационных стоков полностью отсутствует, кроме того, зафиксировано ухудшение качества сточных вод на выходе с БОС. Согласно результатам отобранных проб на р. <адрес> выше и ниже очистных сооружений на момент обследования негативного воздействия сточных вод на качество воды р. <адрес> не зафиксировано (л.д. 78-91).

19.11.2019 года Государственной Инспекцией по экологии и природопользованию <адрес> директору МУП «Энергетик» ФИО5 направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований охраны окружающей среды и охраны водных объектов, которым МУП «Энергетик» предложено: предоставить декларацию о воздействии на окружающую среду (объект негативного воздействия ); предоставить в составе декларации план мероприятий по охране окружающей среды указанного объекта; провести мероприятия по повышению очистки сточных вод на очистных сооружениях в п. <адрес>, направленных на улучшение качества сбрасываемых сточных вод в р. <адрес>; уведомление об исполнении предостережения представить в Инспекцию не позднее 01.02.2020 года (л.д. 92-95).

По результатам проверки, проведенной Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой 25.02.2020 года, при обследовании территории биологических очистных сооружений, расположенных в <адрес> (земельный участок с кадастровым номером ), установлено, что решение о предоставлении водного объекта (р. <адрес>) в пользование МУП «Энергетик» для сброса сточных вод не предоставлено; декларация о воздействии на окружающую среду для объекта негативного воздействия -П не предоставлена; расчет нормативов допустимых сбросов сточных вод в р. <адрес> не произведен; план мероприятий по охране окружающей среды, включая перечень мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду МУП «Энергетик» не разработан; результаты контроля за качеством стоков и качеством воды в р. <адрес> МУП «Энергетик» не предоставлены; производственный экологический контроль МУП «Энергетик» на объекте негативного воздействия -П не осуществляется; программа производственного экологического контроля не разработана (л.д. 97-108).

Решением Пермского районного суда Пермского края от 20.11.2014 года, вступившим в законную силу 26.12.2014 года, на администрацию Юго-Камского сельского поселения Пермского муниципального района возложена обязанность обеспечить эффективную очистку канализационных стоков перед сбросом в водный объект – реку <адрес> в срок до 01.1.2016 года (л.д. 135-143).

Определением Пермского районного суда Пермского края от 25.11.2016 года, вступившим в законную силу 13.12.2016 года, администрации Юго-Камского сельского поселения Пермского муниципального района предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 20.11.2014 года по гражданскому делу № 2-2801/2014 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к Администрации Юго-Камского сельского поселения Пермского муниципального района о возложении обязанности обеспечить эффективную очистку канализационных стоков перед сбросом в водный объект река <адрес> сроком до 31.12.2017 года.

Определением Пермского районного суда Пермского края от 25.01.2018 года, вступившим в законную силу 10.02.2018 года, администрации Юго-Камского сельского поселения Пермского муниципального района вновь предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 20.11.2014 года по гражданскому делу №2-2801/2014 сроком до 31.12.2018 года.

Определением Пермского районного суда Пермского края от 01.02.2019 года, вступившим в законную силу 20.03.2019 года, в предоставлении отсрочки администрации Юго-Камского сельского поселения Пермского муниципального района исполнения решения суда от 20.11.2014 года по гражданскому делу №2-2801/2014 отказано.

Из объяснения директора МУП «Энергетик» ФИО5 от 05.03.2020 года следует, что решение о предоставлении водного объекта для сброса сточных вод предприятием не получено: в мае 2019 года он обращался в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о предоставлении части реки <адрес>, но до настоящего времени ответа не получено. Лабораторный контроль за состоянием сточных вод, сбрасываемых в водный объект, в настоящее время не проводится, поскольку не заключен договор со специализированной организацией, заключение такого договора планируется до конца апреля 2020 года. МУП «Энергетик» осуществляет прием, транспортировку, откачку сточных вод, устранение засоров на сетях, аварийный ремонт сетей и т.д. Выполнение иных работ по крупному ремонту, капитальному ремонту не позволяет отсутствие финансирования, в связи с чем обеспечить нормативную очистку сточных вод не представляется возможным (л.д. 17-18).

В соответствии с п.2 ч.2 ст.11 Водного Кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи.

Согласно п.2 ч.3 ст.11 ВК РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях сброса сточных вод.

В силу п.1 ст.44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно п.1 ч.2 ст.39 ВК РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде.

В соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу пп. 3.3.6 п.3.3 Положения о Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 03.09.2012 года № 756-п (ред. от 01.04.2020) Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края осуществляет функции по предоставлению в пользование водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Пермского края, на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, МУП «Энергетик», на праве хозяйственного ведения за которым закреплены здание насосной (очистных), насосная и саматочный канализационный коллектор, а также земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, осуществляется сброс сточных вод в реку <адрес> на указанном земельном участке и прилегающей к нему территории. В нарушение положений действующего законодательства, приведенных ниже (ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации), решение Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о предоставлении водного объекта р. <адрес> в пользование в целях сброса сточных вод МУП «Энергетик» не выдавалось.

Кроме того, сведений об исполнении предостережения Государственной инспекции по экологии и природопользованию <адрес> от 19.11.2019 года о принятии мер по обеспечению соблюдения требований охраны окружающей среды и охраны водных объектов, в том числе по проведению мероприятий по повышению очистки сточных вод на очистных сооружениях в <адрес> (объект негативного воздействия -П), направленных на улучшение качества сбрасываемых сточных вод в реку <адрес> в срок не позднее 01.02.2020 года, ответчиком суду не предоставлено.

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм законодательства, в отсутствие надлежащих доказательств о выдаче ответчику МУП «Энергетик» решения Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о предоставлении водного объекта р. <адрес> в пользование в целях сброса сточных вод, суд считает заявленные Пермским межрайонным природоохранным прокурором к МУП «Энергетик» требования о возложении обязанности получения решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных канализационных вод обоснованными и подлежащими удовлетворению; возлагает на МУП «Энергетик» обязанность получить в Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края решение о предоставлении водного объекта р.<адрес> в пользование для сброса сточных канализационных вод, сбрасываемых МУП «Энергетик», в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

При определении срока, необходимого ответчику для получения указанного решения, суд исходит из его разумности, поэтому приходит к выводу, что срок, заявленный истцом, - шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу - является разумным и достаточным для этого.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Пермского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к муниципальному унитарному предприятию «Энергетик» муниципального образования «Юго-Камское сельское поселение» о возложении обязанности получения решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных канализационных вод - удовлетворить.

Возложить на муниципальное унитарное предприятие «Энергетик» муниципального образования «Юго-Камское сельское поселение» обязанность получить в Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края решение о предоставлении водного объекта р.<адрес> в пользование для сброса сточных канализационных вод, сбрасываемых муниципальным унитарным предприятием «Энергетик» муниципального образования «Юго-Камское сельское поселение», в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья подпись Дружинина О.Г.

Копия верна. Судья Дружинина О.Г.

Мотивированное решение составлено 08.06.2020 года.

Судья Дружинина О.Г.

Подлинный экземпляр

находится в гражданском деле №2-1396/2020

Пермского районного суда Пермского края

УИД 59RS0008-01-2020-001231-03