ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1396/2014 от 18.06.2014 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

 Дело № 2-1396/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 18 июня 2014 года город Саратов

 Кировский районный суд города Саратова в составе:

 председательствующего судьи Смородиновой Н.С.,

 при секретаре Кириченко О.П.,

 с участием истца ФИО1 и его представителя ФИО2,

 представителя ответчика ФИО3,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области, третье лицо Саратовская таможня, о признании права на зачет в выслугу лет периода службы в таможенных органах Республики Казахстан и России и понуждении включить в расчет выслуги лет для назначения пенсии периоды прохождения службы в таможенных органах Республики Казахстан и России,

 установил:

 ФИО1 обратился в суд с иском к Саратовской таможне о признании права на зачет в выслугу лет для назначении пенсии периода службы в таможенных органах Республики Казахстан, в обоснование которого ссылается на то, что он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Саратовской таможне. На его обращение в Саратовскую таможню о зачете в выслугу лет Российской Федерации для назначения пенсии по линии таможни Российской Федерации периода службы в Уральской таможне Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, им был получен ответ №/№ от ДД.ММ.ГГГГ, которым ему было отказано в таком зачете в связи с отсутствием международного соглашения, предусматривающего взаимный зачет в выслугу лет периодов служб на территории государств-участников СНГ. Не согласившись с данным отказом, поскольку, по мнению истца, существует ряд международных документов и судебная практика, позволяющие произвести подобного рода взаимозачет стажа выслуги лет, истец обратился в суд и просит признать за ним право на зачет выслуги лет для назначения пенсии периода службы в таможенных органах Республики Казахстан в Саратовской таможне.

 Определением Кировского районного суда города Саратова от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу по ходатайству истца ненадлежащий ответчик – Саратовская таможня заменен на надлежащего ответчика – Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области (далее по тексту – УФСИН по Саратовской области), а Саратовская таможня привлечена к рассмотрению настоящего дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

 В ходе рассмотрения гражданского дела истец ФИО1 в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неоднократно уточнял исковые требования и окончательно просил признать за ним право на зачет выслуги лет для назначения и выплаты пенсии период прохождения службы в таможенных органах Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области включить в расчет выслуги лет для назначения ему пенсии периоды прохождения службы в таможенных органах Республики Казахстан и периоды прохождения службы в таможенных органах России.

 Истец ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и уточнениях к нему, просили их удовлетворить как подтвержденные представленными доказательствами. Дополнительно ФИО1 пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа УФСИН России по Саратовской области №-№ от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен по п. «б» ч. 1 ст. 58 (по достижении предельного возраста) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, при этом при расчете выслуги лет УФСИН России по Саратовской области необоснованно не были учтены периоды прохождениям им службы в Уральской таможне Республики Казахстан и Саратовской таможне. Полагая, что служба в таможенных органах относится к правоохранительной службе, которая, в свою очередь, является видом федеральной государственной службы, считает, что период прохождения такой службы подлежит включению в выслугу для назначения ему пенсии при увольнении из УФСИН России по Саратовской области.

 В судебном заседании представитель ответчика УФСИН по Саратовской области, действующая на основании доверенности, ФИО3 возражала против удовлетворения исковых требований, поддержав в полном объеме доводы, изложенные в возражениях. Дополнительно пояснила, что исчисление выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам уголовно-исполнительной системы производиться в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьям в Российской Федерации». В соответствии с указанным постановлением исчисление выслуги лет для назначения пенсии с учетом времени службы в таможенных органах не предусмотрено. Пенсионное обеспечение граждан, проходивших службу в органах уголовно-исполнительной системы, производиться на основании специального закона – Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», ст. 18 которого предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с п. «а» ст. 13 засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также иные периоды. При этом, служба истца, имеющего специальное звание, в таможенных органах на основании Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года не засчитывается в выслугу лет, необходимую для назначения сотрудникам УФСИН России по пенсии за выслугу лет. Ссылаясь на правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 ноября 2011 года № 1447-О-О, просила в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.

 Представитель третьего лица Саратовской таможни, действующая на основании доверенности, ФИО4 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее в судебных заседаниях возражала против удовлетворения исковых требования ФИО1, поясняя, что согласно п. 1 ст. 50 Федерального закона № 114-ФЗ от 21 июля 1997 года «О службе в таможенных органах Российской Федерации» пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством РФ для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей, а порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации. Межгосударственного соглашения, предусматривающего взаимный зачет в выслугу лет сотрудников таможенных органов времени работы в Государствах – участниках СНГ, Российской Федерацией с каким-либо государством до настоящего времени не заключено. Выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. На дату увольнения ФИО1 со службы в таможенном органе его выслуга лет составляла № лет № месяцев № день, то есть у Саратовской таможни отсутствовали основания для назначения ему пенсии по выслуге лет.

 Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

 В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 В соответствии с п. 1 ст. 50 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

 Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов определяется Правительством Российской Федерации.

 Порядок исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсии установлен Постановлением Правительства Российской Федерации № 941 от 22 сентября 1993 года «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» и Положением «Об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 февраля 1998 года № 103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям».

 В соответствии с пп. «а» п. 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 февраля 1998 года № 103, в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитываются:

 а) исчисленное в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации» время службы (работы):

 в таможенных органах на должностях сотрудников, в том числе в качестве стажеров, или должностях федеральной государственной гражданской службы;

 в органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, установленных Законом Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» и Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации;

 указанное в статье 18 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей»;

 б) время службы (работы) в учреждениях и организациях Государственного таможенного комитета Российской Федерации и таможенных органов бывшего Союза ССР на должностях, по которым предусмотрено присвоение специального (персонального) звания;

 ж) время обучения до поступления на службу в таможенные органы в высших и средних специальных образовательных учреждениях на очных отделениях (до пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев.

 Назначение пенсии при увольнении из органов уголовно-исполнительной системы России регламентируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее по тексту – Федеральный закон № 4468-1 от 12 февраля 1993 года).

 В силу положений ст. 18 Федерального закона № 4468-1 от 12 февраля 1993 года, в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 настоящего Закона засчитывается, в том числе служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

 Согласно п. «а» ст. 13 Федерального закона № 4468-1 от 12 февраля 1993 года право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

 В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 4468-1 от 12 февраля 1993 года лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.

 Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются:

 военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств;

 военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы их службы в других государствах (в том числе служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы этих государств при обстоятельствах, указанных в абзаце двенадцатом настоящего пункта).

 Как установлено в судебном заседании, ФИО1 проходил службу на таможенном посту «Орал» Уральской таможни Республики Казахстан в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

 Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проходил службу в Саратовской таможне по контракту, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на государственной гражданской службе Российской Федерации.

 В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проходил службу в УФСИН России по Саратовкой области.

 Основанием увольнения из УФСИН России по Саратовской области послужил рапорт ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.

 Выслуга лет на день увольнения ФИО1 составила: в календарном исчислении – № лет № месяца № дня, в льготном исчислении – № лет № месяца № дней.

 Данные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой ФИО1 (л.д. 8-19), справкой Саратовской таможни от ДД.ММ.ГГГГ о выслуге лет ФИО1 (л.д. 36), расчетом выслуги лет в таможенных органах от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37), расчетом стажа государственной службы в таможенных органах от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38), послужным списком (л.д. 69-74), выпиской из приказа №-лс от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 49) и сторонами не оспаривались.

 На свое обращение в Саратовскую таможню с просьбой разъяснить засчитывается ли служба в таможенных органах Республики Казахстан в выслугу лет Российской Федерации для назначения пенсии по линии таможни Российской Федерации, ФИО1 получил ответ Саратовской таможни № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщалось, что международного соглашения, регулирующего вопросы социального обеспечения, предусматривающих взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий периодов службы на территории государств – участников СНГ для сотрудников таможенных органов, не принято (л.д. 32-34).

 Довод истца о наличии законных оснований для зачета выслуги лет в таможенных органах Российской Федерации для назначения пенсии периода работы в таможенных органах иных государств, в частности Республики Казахстан, суд находит несостоятельным, поскольку основан на неверном толковании закона.

 Так, в силу п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации № 103 от 02 февраля 1998 года «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям», действие Постановления Правительства Российской Федерации № 941 от 22 сентября 1993 года распространено на лиц, проходивших службу в таможенных органах и организациях Государственного таможенного комитета Российской Федерации с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации.

 Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения», в соответствии со ст. 2 которого пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников настоящего Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением.

 Основываясь на Соглашении от 13 марта 1992 года, между участниками Содружества Независимых Государств, включая Российскую Федерацию и Республику Казахстан, 24 декабря 1993 года достигнуто соглашение «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств», которым предусмотрен зачет в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел службы в Вооруженных силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных силах Содружества Независимых Государств. Указанное соглашение распространяет свое действие на область социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел, лиц, уволенных из органов внутренних дел и их семей.

 Наряду с Соглашением от 13 марта 1992 года, имеют место Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих Пограничных войск государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года.

 Действующим законодательством Российской Федерации, нормами международного права, зачет в выслугу лет в таможенных органах Российской Федерации для назначения пенсии периода работы в органах внутренних дел иных государств не предусмотрен.

 Кроме того, вышеназванные нормативные акты, определяющие правовой механизм реализации пенсионных прав исключительно для сотрудников таможенных органов и предусматривающие возможность зачета соответствующих периодов работы в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов, не применимы при назначении пенсии за выслугу лет сотрудникам уголовно-исполнительной системы.

 Федеральным законом № 4468-1 от 12 февраля 1993 года служба лица, имеющего специальное звание, в таможенных органах не засчитывается в выслугу лет, необходимую для назначения сотрудникам УФСИН России пенсии за выслугу лет.

 Аналогичная позиция изложена в письме Федеральной службы исполнения наказаний России от 28 августа 2009 года (л.д. 92).

 Утверждая, что время прохождения службы в таможенных органах должно засчитываться в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения из таможенных органов, истец фактически ставит вопрос о внесении изменений в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

 Приведенное толкование правовых норм, регулирующих возникшие правоотношения, согласуется с решением Верховного Суда Российской Федерации от 19 августа 2009 года № ГКПИ09-737 и правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 ноября 2011 года № 1447-О-О.

 Ссылка истца на правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года № 6-П, применительно в данному делу правового значения не имеет, поскольку Конституционный Суд Российской Федерации проверял конституционность части второй статьи 6 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и признал не противоречащим Конституции Российской Федерации законоположение, на основании которого пенсионерам, получающим пенсию за выслугу лет, назначенную в соответствии с названным Законом, при поступлении их вновь на военную службу или на службу в органы внутренних дел, иную правоохранительную службу, выслуга на которой дает право на пенсионное обеспечение по нормам и на условиях, установленных данным Законом, выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.

 Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

 Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что период прохождения истцом службы в таможенных органах Республики Казахстан и России не подлежит зачету в выслугу лет, необходимую для назначения сотруднику органов уголовно-исполнительной системы пенсии за выслугу лет, в связи с чем, исковые требования ФИО1 о признании права на зачет в выслугу лет периода службы в таможенных органах Республики Казахстан и России и понуждении включить в расчет выслуги лет для назначения пенсии периоды прохождения службы в таможенных органах Республики Казахстан и России удовлетворению не подлежат.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 решил:

 в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области отказать в полном объеме.

 Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.

 Срок составления мотивированного решения – 23 июня 2014 года.

 Судья Н.С. Смородинова