ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1396/2016 от 22.02.2017 Исакогорского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2-80/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 февраля 2017 года г.Архангельск

Исакогорский районный суд города Архангельска

в составе председательствующего судьи Бузиной Т.Ю.,

при секретаре Ошуковой А.А.,

с участием старшего помощника Архангельского транспортного прокурора

Кавацюка Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Архангельского транспортного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Норд-Вуд» о возложении обязанности совершить определенные действия и запрете судоходства,

у с т а н о в и л:

Архангельский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, мотивируя его тем, что общество с ограниченной ответственностью «Норд-Вуд» (далее - ООО «Норд-Вуд»), являясь владельцем баржи-площадки «Ровесница» регистровый , эксплуатирует её без судового свидетельства об управлении безопасностью. В связи с этим прокурор (после уточнения требований) просил возложить на ответчика обязанность получить в ФАУ «Российский Речной Регистр» судовое свидетельство об управлении безопасностью указанного судна в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; запретить ответчику деятельность, связанную с осуществлением судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации указанного судна без судового свидетельства об управлении безопасностью, выданного в порядке, установленном ч.6 ст. 34.1 КВВТ РФ, с даты вступления решения суда в законную силу.

В ходе рассмотрения дела прокурор от требования возложить на ответчика обязанность получить в ФАУ «Российский Речной Регистр» судовое свидетельство об управлении безопасностью указанного судна в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу отказался, производство по делу в этой части прекращено определением суда. В остальной части требований участвующий в деле старший помощник прокурора Кавацюк Ю.А. иск поддержал по изложенным в нем основаниям.

Ответчик ООО «Норд-Вуд», извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд своего представителя не направил, в письменных объяснениях возражений по иску не высказал, при этом просил наложить соответствующий запрет эксплуатации судна с ДД.ММ.ГГГГ.

Третье лицо ФАУ «Российский Речной Регистр» о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в суд своего представителя не направило. В письменных объяснениях подтвердило отсутствие у ответчика судового свидетельства об управлении безопасностью в отношении судна, указанного в иске прокурора. В то же время обратило внимание, что проверка системы управления безопасностью может проводиться только после ввода судна в эксплуатацию после зимнего отстоя.

Выслушав старшего помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 1 ст. 1065 Гражданского Кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Согласно основным понятиям, данным в статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее - КВВТ РФ), судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 34.1 КВВТ РФ судовладельцы в отношении судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов, должны разработать и применять систему управления безопасностью судов (далее - система управления безопасностью), под которой понимается совокупность документированных мер, необходимых для эффективного выполнения судами требований в области обеспечения безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды, действий работников судовладельцев, включая членов экипажей судов, в случае возникновения связанных с судами опасности, аварийных ситуаций.

Положениями статьи 34.1 КВВТ РФ также установлено, что эксплуатация судна должна осуществляться судовладельцем, имеющим документ о соответствии разработанной и применяемой им системы управления безопасностью требованиям настоящей статьи (далее - документ о соответствии). Документ о соответствии выдается судовладельцу организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, после проверки выполнения им требований настоящей статьи, проводимой в соответствии с правилами разработки и применения системы управления безопасностью судов (пункт 5).

Судовое свидетельство об управлении безопасностью выдается организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, судну (за исключением судна, эксплуатируемого без экипажа) в подтверждение того, что система управления безопасностью, разработанная судовладельцем в соответствии с требованиями настоящей статьи, применяется на судне надлежащим образом. Проверки применения на судне системы управления безопасностью осуществляются по заявкам судовладельца в целях выдачи судового свидетельства об управлении безопасностью или его ежегодного подтверждения организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами разработки и применения системы управления безопасностью судов (пункт 6 статьи 34.1 КВВТ РФ).Если судно имеет свидетельство об управлении безопасностью, судовладелец имеет документ о соответствии в отношении этого судна и данные документы выданы в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации, требования настоящей статьи считаются исполненными судовладельцем в полном объеме (пункт 8 статьи 34.1 КВВТ РФ).

Согласно Правилам разработки и применения системы управления безопасностью судов, утвержденным Приказом Минтранса России от 11 сентября 2013 г. N 287, проверка системы управления безопасностью (СУБ) судовладельца осуществляется по заявке судовладельца в организацию, уполномоченную на классификацию и освидетельствование судов, в которой должен быть указан, в частности, перечень судов судовладельца (пункт 14 Правил).

В соответствии с пунктом 6 статьи 34.1 КВВТ проверка применения на судне системы управления безопасностью (далее - проверка СУБ судна) осуществляется по заявке судовладельца (далее - судовая заявка) в целях выдачи судового свидетельства об управлении безопасностью (далее - судовое свидетельство) или его ежегодного подтверждения (далее - ежегодная проверка СУБ судна) организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов (пункт 17 Правил).

Как установлено в судебном заседании, ООО «Норд-Вуд» являясь владельцем баржи-площадки «Ровесница», регистровый , эксплуатирует его без судового свидетельства об управлении безопасностью.

Изложенное подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.20-24), запросом прокурора и ответом на него ФБУ «Администрация «СЕВВОДПУТЬ» (л.д.16-17), запросом прокурора и ответом Северного филиала ФАУ «Российский Речной Регистр» (л.д.8-11), письменными объяснениями представителей ответчика и третьего лица (л.д.30, 42).

Оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, на основании установленных в судебном заседании данных суд приходит к выводу, что эксплуатация ответчиком баржи-площадки «Ровесница», регистровый , связанная с осуществлением судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации указанного судна, без судового свидетельства об управлении безопасностью нарушает требования ст. 34.1 КВВТ РФ и создает угрозу правам и законным интересам неопределенного круга лиц – членов экипажа этого и других судов, иных судовладельцев, которые могут пострадать в результате транспортных происшествий с судном, не отвечающим требованиям безопасности.

В этой связи иск прокурора подлежит удовлетворению.

Довод ответчика о том, что запрет судоходства с момента вступления решения суда в законную силу сделает невозможным получение судового свидетельства об управлении безопасностью, поскольку проверка системы управления безопасностью может быть произведена только в период эксплуатации судна, основан на неверном понимании закона.

Согласно ст. 3 КВВТ РФ под судоходством понимается деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа (включая операции по погрузке и выгрузке грузов и багажа, посадке и высадке пассажиров), почтовых отправлений, буксировки судов и плавучих объектов, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, проведения научных исследований, для учебных, спортивных и культурных целей, иных целей внутреннего водного транспорта.

Необходимое для получения свидетельства предъявление судна эксперту Российского Речного регистра с экипажем на борту и выполнение иных требований, предусмотренных, в частности, п. 19 Правил разработки и применения системы управления безопасностью судов, утвержденных Приказом Минтранса России от 11 сентября 2013 года № 287, по смыслу ст. 3 КВВТ РФ не является судоходством и под требуемый прокурором запрет не подпадает. Таким образом, требование об установлении ответчику запрета судоходства с момента вступления решения суда в законную силу получению свидетельства не препятствует и, ввиду необходимости обеспечения немедленной защиты прав неопределенного круга лиц, является правомерным.

Поскольку прокурор обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц (среди которых, прежде всего, указаны физические лица – члены экипажей указанного в иске и иных судов), с ответчика на основании ст. 103 ГПК РФ в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина 300 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

иск Архангельского транспортного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Норд-Вуд» удовлетворить.

Запретить обществу с ограниченной ответственностью «Норд-Вуд» деятельность, связанную с осуществлением судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации баржи-площадки «Ровесница», регистровый , без судового свидетельства об управлении безопасностью, выданного в порядке, установленном ч.6 ст. 34.1 КВВТ РФ, с даты вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Норд-Вуд» в доход местного бюджета государственную пошлину 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или представления через Исакогорский районный суд г.Архангельска.

Председательствующий Т.Ю. Бузина