УИД 42RS0033-01-2021-002582-13 (2-56/2022)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего судьи Мокина Ю.В.,
при секретаре Кузнецовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске
16 марта 2022 года
гражданское дело по иску Присяжной ФИО13, Присяжного ФИО14, Присяжного ФИО15 к администрации <адрес> о признании права на получение социальной выплаты, включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Присяжная Н.Г., Присяжный В.А., Присяжный А.А. обратились в суд с иском (уточненным в порядке статьи 39 ГПК РФ) к ответчику администрации <адрес> о признании права на получение социальной выплаты, включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья (л.д. 129-130).
Свои уточненные исковые требования мотивировали тем, что Присяжная Н.Г. на основании <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В жилом доме она зарегистрирована по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, её сыновья - Присяжный В.А. зарегистрирован по месту жительства в указанном доме с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Присяжный А.А. – с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. В соответствии с заключением <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ дом по <адрес> отнесен к категории «подработанные неветхие». С данным заключением истцы не согласны. В соответствии с заключением строительно-технической экспертизы №, выполненной <данные изъяты>» техническое состояние жилого дома по <адрес> по состоянию на <данные изъяты> определено как аварийное, процент износа дома составляет 100%. Иных жилых помещений в собственности истцы не имеют. Считают, что администрация <адрес> должна включить их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого и ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ <данные изъяты> жилья, и заключить с ними договор на предоставление социальной выплаты для приобретения или строительства другого жилья согласно действующему законодательству.
Истцы Присяжная Н.Г., Присяжный В.А., Присяжный А.А. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивали в полном объеме (л.д. 169).
Представитель истца Присяжной Н.Г. - ФИО1, действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7), на заявленных исковых требованиях настаивала, просила иск удовлетворить полностью по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - администрации <адрес> С.В., действующая на основании доверенности (л.д. 166), в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила письменные возражения на иск, в которых просила в иске отказать полностью за необоснованностью. Полагает, что иск не подлежит удовлетворению, поскольку согласно заключению <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ степень физического износа бревенчатого жилого <адрес> составляет 55%, дом отнесен к категории - ПН (подработанные неветхие), что исключает возможность расселения его жильцов в первоочередном порядке. Кроме того, истцам ФИО2, ФИО3 в <данные изъяты> была предоставлена социальная выплата из средств федерального бюджета по проекту ликвидации <данные изъяты>» взамен ветхого жилья, расположенного по адресу: <адрес>. Социальная выплата была использована ими на приобретение двух квартир: по <адрес> в <адрес>, площадью <данные изъяты>., по <адрес> в <адрес>, площадью <данные изъяты>. Полагает, что в силу действующего законодательства повторно социальная выплата для приобретения жилья взамен сносимого ветхого предоставлена быть не может (л.д. 163-165).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства энергетики РФ – ФИО4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44), в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск, в котором возражал против удовлетворения заявленных требований, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 39-40).
Выслушав представителя истца Присяжной Н.Г., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицам, занимающим его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, в исключении случаев произвольного лишения граждан жилища.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 15 ЖК РФ).
В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом (ч. 2 ст. 30 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (п. 5 ст. 10 ГК РФ).
В силу положений пункта 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Способом реализации права на наследование с целью определения конкретного имущества (имущественных прав), перешедшего в порядке наследования, является получение <данные изъяты><данные изъяты> на наследство в соответствии со статьей 1162 Гражданского кодекса РФ.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п. 4 ст. 1152 ГК РФ).
Временем открытия наследства является момент смерти гражданина (пункт 1 статьи 1114 ГК РФ).
Согласно ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
Пунктами 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ предусмотрено, что финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» (с последующими изменениями и дополнениями) во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечению занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 428, с последующими изменениями и дополнениями.
В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 5 Правил (в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 778, от ДД.ММ.ГГГГ N 36, от ДД.ММ.ГГГГ N 566) межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе, по сносу многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до ДД.ММ.ГГГГ угольных (сланцевых) шахтах, а также на ликвидированных с ДД.ММ.ГГГГ шахтах в гг. <адрес> (<адрес>) (далее - ветхое жилье); по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных подпунктами «а» - «в» и «е» пункта 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг<адрес> (<адрес>), и муниципальных программ создания новых рабочих мест (п. 6 Правил в ред. от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно указанным Правилам, содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденных проектов ликвидации шахт.
В соответствии с абзацем 1 пункта 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 44, от ДД.ММ.ГГГГ N 262, от ДД.ММ.ГГГГ N 778, от ДД.ММ.ГГГГ N 734, от ДД.ММ.ГГГГ N 314), содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 8 (с дополнениями, внесёнными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2564) основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:
- рождение (<данные изъяты>) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
- государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;
- снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье;
- проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
- фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.
Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим (абзац 9 Правил в ред. от ДД.ММ.ГГГГ).
Изложенные в Постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 428 нормы являются специальными по отношению к гражданам, проживающим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным по месту жительства в ветхих жилых помещениях, пришедших в негодность из-за воздействия горных работ, на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением «ГУРШ» при Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ N 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты, кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади.
Таким образом, указанные меры социальной помощи носят целевой характер; являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживавшим на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и продолжающим проживать до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств, должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Анализ вышеуказанных нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета и содействие в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, направлены на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности именно в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействие приобрести взамен ставшего непригодным для проживания жилого помещения, отвечающего требованиям, предъявляемым к таким помещениям.
Решая вопрос о ликвидации угольных шахт, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Так, согласно пункту 11 Правил N 428, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.
В свою очередь, орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации, о чем указано в пункте 12 Правил N 428.
Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах; наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности, регистрация гражданина по месту жительства в ветхом жилье на дату принятия решения о ликвидации шахты, нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
При этом, отсутствие совокупности данных обстоятельств является безусловным основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты.
Следовательно, данные социальные выплаты не направлены на улучшение жилищных условий граждан, нуждающихся в их улучшении, а имеют своей целью компенсацию со стороны государства утраченного ветхого жилья, ставшего таким в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах.
При этом размер социальных выплат, причитающихся лицам, имеющим право на их получение, рассчитывается исходя из количества лиц, проживающих в ветхом жилом помещении.
Исходя из толкования указанных норм права, усматривается, что социальные выплаты предоставляются не всем гражданам, проживающим в непригодных жилых помещениях, а лишь тем, кто отвечает всей совокупности условий, необходимых и достаточных для включения в списки.
К числу таких условий относятся, в частности, постоянное проживание совместно с собственником жилья граждан, являющихся членами его семьи, зарегистрированных на этой площади на дату принятия решения о ликвидации шахты, а также наличие у гражданина права на жилое помещение на момент принятия решения о признании жилого помещения ветхим и непригодным, отсутствие в собственности иных жилых помещений.
При этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выданному нотариусом <данные изъяты><адрес>ФИО6, после смерти ФИО7, умершего ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на принадлежащий ему жилой дом по <адрес> в <адрес>, перешло к супруге Присяжной Н.Г. (л.д. 9, 18).
Право собственности Присяжной Н.Г. на жилой дом по <адрес> в <адрес>, общей площадью <данные изъяты>м., зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается <данные изъяты> права (л.д. 19).
Таким образом, в силу положений статей 218, п. 1 ст. 1114, ст. 1142, п. 4 ст. 1152 ГК РФ в их системном толковании истец Присяжная Н.Г. является собственником жилого дома по <адрес> с момента открытия наследства после смерти супруга ФИО7, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, независимо от момента регистрации права собственности на наследственное имущество в ЕГРН (ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно справке с места жительства (л.д. 119), <данные изъяты> (л.д. 15-17), <данные изъяты> (л.д. 10-14), истец Присяжная Н.Г. зарегистрирована по месту жительства в доме по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, сын Присяжный А.А. - с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, сын Присяжный В.А. - с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Как следует из письменной информации администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 49), заключения № от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты><данные изъяты>») «О степени влияния подземных горных работ на техническое состояние 2 110 жилых домов, расположенных на территории горного отвода <данные изъяты> с выдачей рекомендаций по их сохранению или сносу» (л.д. 50), деревянный жилой дом по <адрес>, <данные изъяты>, расположен на территории горного отвода <данные изъяты> подрабатывался горными работами в <данные изъяты>, степень физического износа дома на момент обследования составляла 55%, дом отнесен к категории «подработанные неветхие» - дома, у которых в результате ведения горных работ суммарные деформации поверхности превышают допустимые, но не относятся к категории ветхих, эти дома по критерию физического износа не попадают в перечень сносимых домов первой очереди. Комплексной программой предусмотрено переселение жителей с горных отводов закрывающихся шахт в два этапа. На первом этапе реализации программы переселяются жители домов, подработанных горными работами ликвидируемых шахт. Переселение жителей первого этапа реализации программы предусматривает две очереди: в первую очередь производится переселение жителей домов категории «подработанные ветхие». Жители домов категории «подработанные неветхие» будут переселяться во вторую очередь первого этапа реализации Комплексной программы, после переселения жителей домов категории ПВ. Администрация <адрес> не вправе изменить категорию домов для включения в список на переселение. Жители, зарегистрированные в доме по <адрес>, будут включены в список и переселены после переселения жителей домов подработанных ветхих по мере поступления средств из федерального бюджета.
Истцы Присяжная Н.Г., Присяжный В.А., Присяжный А.А. полагают о наличии достаточных правовых оснований для возложения обязанности на администрацию <адрес> для включения их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого и ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ <данные изъяты>» жилья, и заключения с ними договора на предоставление социальной выплаты для приобретения или строительства другого жилья согласно действующему законодательству.
В свою очередь, представитель ответчика в обоснование своих возражений относительно иска указывает о том, что на момент обследования дома и дачи заключения <данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ физический износ жилого дома составлял 55% (акт БТИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 51) и дом не был отнесен к категории ветхих. Установленная указанным экспертным заключением категория жилого дома - ПН (подработанные неветхие) исключает возможность расселения его жильцов в первоочередном порядке.
В соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно статье 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В процессе судебного разбирательства с целью проверки обоснованности доводов и возражений сторон, установления причин ветхости спорного жилого дома, по ходатайству стороны истцов (л.д. 58) определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено <данные изъяты>» (л.д. 63-65).
По заключению судебной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 72-93) техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на <данные изъяты> оценивается как аварийное (процент износа 100%). Определенный 100% износ не говорит о том, что исследуемый жилой дом по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ год фактически или физически полностью разрушен, это говорит лишь о том, что все его основные конструктивные элементы находятся в аварийном состоянии в той или иной степени, но сам объект исследования еще существует и может существовать какое-то неопределенное время, до своего полного разрушения. Со слов собственников исследуемого жилого дома они всячески посильно поддерживают его техническое состояние для предотвращения разрушения. Все выявленные дефекты в исследуемом доме так или иначе связаны с просадкой и деформацией поверхности грунта в результате ведения горных работ <данные изъяты>», соответственно все выявленные дефекты и недостатки в доме являются следствием ведения горных работ <данные изъяты>».
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что бревенчатый жилой дом по <адрес>, <данные изъяты>, расположен на территории горного отвода <данные изъяты>», подрабатывался горными работами, по состоянию на июнь <данные изъяты> имел процент износа 100%, подлежит сносу по критериям безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку судом установлено и подтверждается заключением судебной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, что жилой дом, расположенный по <адрес> в <адрес>, подвергся влиянию последствий горных работ угольной шахты <данные изъяты>», дом отнесен к категории ветхих и подлежащих сносу по критериям безопасности в результате ведения горных работ на <данные изъяты> в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 428, постольку доводы истцов о необходимости включения их в уточненный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, заключения с ним договора о предоставлении социальной выплаты суд находит обоснованными.
Вместе с тем, как указывалось выше, для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, необходимо наличие совокупности условий, одними из которых являются постоянное проживание гражданина в доме, подлежащем сносу, на дату принятия решения о признании жилья ветхим и непригодным для проживания и на дату составления списков граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, а также нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Истцы Присяжная Н.Г., Присяжный В.А., Присяжный А.А., представитель ФИО1 по результатам судебной экспертизы считают о наличии достаточных правовых оснований для удовлетворения иска полностью.
Как следует из информации администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 134), в четвертом квартале <данные изъяты> Присяжный В.А., Присяжный А.А., ФИО8, ФИО9, ФИО10 воспользовались социальной выплатой из средств федерального бюджета по проекту ликвидации <данные изъяты>» взамен ветхого жилья, расположенного по адресу: <адрес>. Социальная выплата была использована на приобретение двух квартир: по <адрес> в <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., по <адрес> в <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д. 135-146).
Как следует из <данные изъяты> квартиры от ДД.ММ.ГГГГ Присяжный В.А., ФИО9, ФИО10 приобрели в общую равнодолевую собственность трехкомнатную благоустроенную квартиру, расположенную по адресу: <адрес> общей площадью 65,0 кв.м., стоимостью 1 410 000 руб., из которых 1 406 000 руб. предоставлены администрацией <адрес> за счет средств социальной выплаты (л.д. 139, 140).
Согласно <данные изъяты> квартиры от ДД.ММ.ГГГГ Присяжный А.А., ФИО8 приобрели в общую равнодолевую собственность двухкомнатную благоустроенную квартиру, расположенную по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты>.м., стоимостью 1 100 000 руб., из которых 937 000 руб. предоставлены администрацией <адрес> за счет средств социальной выплаты (л.д. 141, 142).
Право собственности ФИО2 на 1/3 доли в вправе общей долевой собственности на квартиру по <адрес> в <адрес> было зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, право собственности прекращено ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 120-121).
Право собственности ФИО3 на 1/2 доли в вправе общей долевой собственности на квартиру по <адрес> в <адрес> было зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, право собственности прекращено 17.06.2011 (л.д. 123).
Кроме того, как следует из договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ Присяжный В.А. продал принадлежащую ему однокомнатную квартиру по <адрес> в <адрес>, площадью 39,9 кв.м., за 980 000 руб. (л.д. 170).
Истец Присяжная Н.Г. является только собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Иных жилых помещений в собственности не имеет, что подтверждается <данные изъяты><адрес> (л.д. 111, 112), <данные изъяты> (л.д. 122).
Таким образом, истцы Присяжный В.А., Присяжный А.А. на момент принятия решения о ликвидации угольного предприятия - <данные изъяты>» постоянно проживали в жилом доме по <адрес> в <адрес>, были включены по указанному адресу в списки граждан, подлежащих переселению (л.д. 146), им была предоставлена социальная выплата из средств федерального бюджета по проекту ликвидации <данные изъяты> на приобретение двух благоустроенных жилых помещений (квартиры по <адрес> в <адрес>, площадью <данные изъяты>м.; квартиры по <адрес> в <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.), в связи с чем требования истцов о повторном предоставлении им социальной выплаты взамен сносимого ветхого жилого помещения по <адрес>, принадлежащего на праве собственности их матери Присяжной Н.Г., не основаны на нормах права, а потому суд отказывает им в удовлетворении исковых требований полностью за необоснованностью.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ не предусмотрена возможность повторного предоставления социальной выплаты.
Доводы истцов о том, что списки граждан, подлежащих переселению, ежегодно уточняются, не являются основанием для их повторного включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной <данные изъяты>
В силу пункта 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, должны ежегодно уточняться, что означает проверку названных списков с целью уточнения состава лиц, проживавших и имеющих право на проживание в жилом помещении, подлежащем сносу, не имеющих другого жилья и нуждающихся в силу этого в предоставлении государственной помощи.
Реализация истцом гарантий, установленных ст. 40 Конституции Российской Федерации, не может производиться в отрыве от соблюдения им положений ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, в силу которых осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а также без учета положений ст. 19 Конституции Российской Федерации о равенстве граждан перед законом и судом.
Согласно общеизвестным сведениям, размещенным в общем доступе в информационно-телекоммуникационной сети «<данные изъяты>
При этом, список граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода <данные изъяты>», составлен на момент обследования <данные изъяты>», т.е. на ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, из установленных по делу данных следует, что истец Присяжная Н.Г. в спорном жилом доме по <адрес> зарегистрирована и проживает с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, иного жилого помещения в собственности не имеет.
Единственным жилым помещением, принадлежащим истцу Присяжной Н.Г. на праве собственности, является спорный жилой дом по <адрес>.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии всей совокупности необходимых и достаточных для включения в списки на предоставление социальных выплат условий, при которых истец Присяжная Н.Г., не являющаяся участником межбюджетных отношений, нуждается в социальной поддержке государства и переселении из ветхого жилья, приобрела данное право на законных основаниях, поэтому её требования к администрации <адрес> являются законными и обоснованными.
В связи с указанным, суд удовлетворяет требования о включении истца Присяжной Н.Г. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированном <данные изъяты>
Поскольку внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления социальной выплаты в дальнейшем, постольку требования истца Присяжная Н.Г. о заключении с ней договора о предоставлении социальной выплаты также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию <адрес> включить Присяжную ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты><адрес>, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ <данные изъяты>
Обязать администрацию <адрес> заключить с Присяжной ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты><адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего не пригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ <данные изъяты>
В удовлетворении исковых требований Присяжного ФИО18, Присяжного ФИО19 к администрации <адрес> о признании права на получение социальной выплаты, включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, отказать полностью за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, принявший решение, т.е. через Центральный районный суд <адрес>.
Судья (подпись) Ю.В. Мокин
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Судья (подпись) Ю.В. Мокин
Подлинный документ подшит в деле УИД 42RS0№-13 (2-56/2022) Центрального районного суда <адрес>