ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1397/12 от 28.01.2013 Кирсановского районного суда (Тамбовская область)

№2-88/2013г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кирсанов 28 января 2013 года

Кирсановский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Деев С.В.,

при секретаре Ерохиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирсановского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о возложении обязанности заключить охранное обязательство собственника на объект культурного наследия,

У С Т А Н О В И Л:

Кирсановский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о возложении обязанности заключить охранное обязательство собственника на объект культурного наследия: квартиру расположенную по адресу <адрес>.

В обоснование своего требования суду указал, что Кирсановской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об объектах культурного наследия, в ходе которой по состоянию на 31.10.2012 г. установлено, что квартира жилого <адрес> в <адрес>, являющаяся памятником регионального значения находится в собственности ФИО1, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права от 17 ноября 1999 года. Однако, охранное обязательство ФИО1 не имеет и в ходе проверки охранное обязательство не представил. В силу ч.3 ст.48 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ» и ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия. Поскольку объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, ст. 44 Конституции Российской Федерации, закрепляет право каждого на доступ к культурным ценностям. Таким образом, непринятие мер по охране объектов культурного наследия регионального значения, находящихся в аренде, нарушает права неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям. В соответствии с ч. 1 ст. 45 гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Просит обязать ФИО1 заключить охранное обязательство собственника на объект культурного наследия: квартиру расположенную по адресу <адрес>.

В судебном заседании представитель Кирсановского межрайонного прокурора по доверенности ФИО2 требования поддержала.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, предоставив в суд заявление, в котором просит дело рассмотреть в его отсутствии.

Представитель Управления культуры и архивного дела Тамбовской области в судебное заседание не явился, предоставив отзыв на исковое заявление, из которого следует, что жилой <адрес> является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры). Памятник принят на государственную охрану в соответствии с требованиями ст.18 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Постановлением администрации Тамбовской области от 10.08.1993г. №280 (приложение 2 пункт 78) двухэтажное здание ХХв. Было принято на государственную охрану как памятник истории и культуры местного значения. В соответствии с п.3 ст.64 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» вышеуказанный памятник был включен в государственный реестр как объект культурного наследия регионального значения. В постановлении Тамбовской областной Думы от 30.01.2004г. №725 содержится техническая опечатка. Адрес объекта культурного наследия, указанного в п.172, значится как <адрес>, в то время как его фактический адрес и адрес в соответствии с которыми он был принят на государственную охрану, значится как <адрес>. В Постановлении Тамбовской областной Думы №725 от 30.01.2004г. содержится ссылка на Постановление администрации Тамбовской области от 10.08.1993г. №280, как на документ в соответствии с которым объект был принят на государственную охрану. В соответствии с п.5 ст.23 Закона Тамбовской области от 28.06.2005г. №332-3 использование объекта культурного наследия без оформленного охранного обязательства не допускается. Порядок выдачи охранного обязательства определен административным регламентом предоставления государственной услуги «заключение охранного обязательства с пользователем (собственником) объекта культурного наследия. Регламент размещен на официальном сайте управления культуры и архивного дела области. Просит удовлетворить исковые требования Кирсановского межрайонного прокурора.

Суд, выслушав представителя Кирсановского межрайонного прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации являются, согласно ст. 4 названного Закона, объектами культурного наследия регионального значения.

Аналогичные определения даны в ст. 2 Закона Тамбовской области от 28.06.2005 г. №332-3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Тамбовской области».

На основании ст.40 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» устанавливает, что сохранение объекта культурного наследия - это направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

В соответствии со ст. 2 Закона Тамбовской области от 28.06.2005 г. №332-3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Тамбовской области» охранное обязательство на объект культурного наследия (далее охранное обязательство) - договор, регламентирующий содержание, сохранение и использование объекта культурного наследия, выявленного объекта и земель историко-культурного назначения, заключенный в установленном порядке между органом исполнительной власти Тамбовской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Тамбовской области и собственником (арендатором, пользователем) памятника.

В силу п. 1 ст. 23 Закона Тамбовской области от 28.06.2005 г. №332-3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Тамбовской области» порядок и условия использования объектов культурного наследия федерального, регионального, местного (муниципального) значения и выявленных объектов культурного наследия устанавливается Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и настоящим Законом и определяется для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности физических и юридических лиц, государственной или муниципальной собственности, соответствующим охранным документом - охранным обязательством.

Согласно п. 167 Перечня объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, утвержденного Постановлением Тамбовской областной Думы от 30.01.2004 г. №725 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на основании Постановления администрации Тамбовской области от 10.08.1993 №280 является объектом культурного наследия регионального значения Тамбовской области.

Судом установлено, что Кирсановской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об объектах культурного наследия, в ходе которой по состоянию на 31.10.2012 г. установлено, что квартира жилого <адрес>, являющаяся памятником регионального значения находится в собственности ФИО1, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права от 17 ноября 1999 года. Однако, охранное обязательство ФИО1 не имеет и в ходе проверки охранное обязательство не представил.

При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования Кирсановского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о возложении обязанности заключить охранное обязательство собственника на объект культурного наследия подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать ФИО1 заключить охранное обязательство собственника на объект культурного наследия: квартиру расположенную по адресу: <адрес>

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Кирсановский районный суд Тамбовской области

Судья: Деев С.В.

Верно:

Судья: С.В. Деев

Секретарь: Н.В.Ерохина

Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ

Секретарь: Н.В.Ерохина