ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1397/15 от 28.10.2015 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело № 2-1397/15

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

28 октября 2015 года г. Ставрополь

Ленинский районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Турбанова С.А.,

при секретаре Сергеевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда г. Ставрополя гражданское дело по иску Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Полигон Яр» о признании деятельности незаконной, с участием третьего лица: Департамента Федеральной службы в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу,

УСТАНОВИЛ:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Полигон Яр», в котором просит: признать деятельность ООО «Полигон Яр» по размещению отходов на полигоне твердых бытовых и производственных отходов, не включенном в государственный реестр объектов размещения отходов, расположенном на земельном участке площадью 663537 кв.м. с кадастровым номером <номер обезличен> по адресу: г. Ставрополь, <адрес обезличен> незаконной; запретить ООО «Полигон Яр» деятельность по размещению отходов на полигоне твердых бытовых и производственных отходов, расположенном на земельном участке площадью <номер обезличен> кв.м. с кадастровым номером <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен> (балка «Полковничий Яр»), передачу его другим лицам в целях размещения отходов до внесения полигона в государственный реестр объектов размещения отходов.

В судебном заседании представитель истца - помощник Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Сизов Д.В. исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить, в обоснование требований пояснил, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению начальника Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому округу о нарушениях ООО «Полигон Яр» природоохранного законодательства при эксплуатации полигона твердых бытовых и производственных отходов, по результатам которой выявлены нарушения законодательства об охране окружающей среды.

Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации, ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч.7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов запрещается.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.09.2011 года № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» устанавливается порядок ведения государственного кадастра отходов, процедуры сбора, обработки, систематизации и представления информации о видах отходов, их происхождении, химическом и (или) компонентном составе, агрегатном состоянии и физической форме, классе опасности, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

Государственный кадастр отходов (ГКО) включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов и ведется по единой для РФ системе.

Государственный реестр объектов размещения отходов включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранении отходов и объектах захоронения отходов, соответствующий требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Согласно информации от 07.11.2014 года № 15-12/570, представленной Департаментом Росприроднадзора по СКФО полигон ТБО ООО «Полигон Яр» в государственный реестр объектов размещения отходов не включен. А общество продолжает осуществлять деятельность, чем нарушает экологическое законодательство. Несоблюдение экологических требований может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Со ссылкой на положения ст.12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст.1065 ГК РФ просил признать деятельность общества по размещению отходов незаконной и запретить деятельность до включения объекта в ГРОРО.

Представители ответчика ООО «Полигон Яр» - генеральный директор Прибытков И.С. и представитель по доверенности Фишер С.Ф. исковые требования не признали, просили суд отказать в удовлетворении требований прокурора, суду представили письменные возражения, согласно которым ООО «Полигон Яр» осуществляет лицензируемый в соответствии с ФЗ РФ от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» вид деятельности по обезвреживанию и размещению отходовI-IV классовопасности (п.30 ч.1 ст.12 ФЗ № 99-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

До 23 июня 2010 года функции по формированию и ведению государственного реестра объектов размещения отходов (далее по тексту - ГРОРО), внесению объектов размещения отходов и их учет осуществляла Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Эксплуатируемый ООО «Полигон Яр» объект размещения отходов был внесен Федеральной службой Ростехнадзора в Государственный реестр объектов размещения отходов (Регистрационный <номер обезличен>, дата регистрации 01.02.2010), о чем было выдано соответствующее уведомление.

Указом Президента РФ от 23.06.2010 года № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» функции Ростехнадзора в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) (п.3 Указа). Указ вступил в силу со дня его подписания (п.6 Указа).

С 01 августа 2014 года вступил в силу новый порядок ведения Государственного реестра объектов размещения отходов, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.09.2011 года № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов», согласно которому информация об объектах размещения отходов размещается на официальных сайтах Росприроднадзора и его территориальных органов (п. 24 Приказа).

Информация об объекте размещения отходов ООО «Полигон Яр» в ГРОРО на сайте Росприроднадзора отсутствует.

25 декабря 2014 года общество обратилось в департамент с заявлением (исх. <номер обезличен>, входящий департамента <номер обезличен> от 25.12.2014), в котором просило подготовить информацию, предусмотренную пунктом 19 приказа Минприроды России от 30.09.2011 <номер обезличен>, и направить ее в установленный законом срок в Росприроднадзор для размещения на сайте Росприроднадзора информации об объекте размещения отходов общества.

Письмом от 14.01.2015 <номер обезличен> департамент отказал обществу во включении в государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО) объекта размещения отходов.

Посчитав отказ Росприродназора и его территориального органа незаконным общество обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти незаконными и обязании устранить нарушения.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21.07.2015 года, оставленным в силе постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2015 года, исковые требования ООО «Полигон Яр» удовлетворены. Суд признал незаконным решение Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, оформленное письмом от 14.01.2015 <номер обезличен>, об отказе во включении в государственный реестр объектов размещения отходов объекта размещения отходов общества с ограниченной ответственностью «Полигон Яр».

Обязал Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу представить в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования информацию об объекте размещения отходов общества с ограниченной ответственностью «Полигон Яр».

Обязал Федеральную службу по надзору в сфере природопользования рассмотреть указанную информацию, присвоить номер объекту размещения отходов в Государственном реестре объектов размещения отходов, принять решение о включении объекта размещения отходов общества с ограниченной ответственностью «Полигон Яр» в Государственный реестр объектов размещения отходов.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента Росприроднадзора по СКФО по доверенности Слюсарева С.В. в судебном заседании исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора поддержала, просила суд иск удовлетворить, суду представила письменные пояснения аналогичные доводам искового заявления прокурора.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства в отдельности и в их совокупности, приходит к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст.11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основанииКонституцииРоссийской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ст.56 ГПК РФ).

Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела (ст. 59 ГПК РФ). Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 60 ГПК РФ).

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

В судебном заседании установлено, что ООО «Полигон Яр» осуществляет лицензируемый в соответствии с ФЗ РФ от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» вид деятельности по обезвреживанию и размещению отходовI-IV классовопасности (п.30 ч.1 ст.12 ФЗ № 99-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

До 23 июня 2010 года функции по формированию и ведению государственного реестра объектов размещения отходов (далее по тексту - ГРОРО), внесению объектов размещения отходов и их учет осуществляла Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Эксплуатируемый ООО «Полигон Яр» объект размещения отходов был внесен Федеральной службой Ростехнадзора в Государственный реестр объектов размещения отходов (Регистрационный <номер обезличен>, дата регистрации 01.02.2010), о чем было выдано соответствующее уведомление.

Указом Президента РФ от 23.06.2010 года № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» функции Ростехнадзора в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) (п.3 Указа).

В силу пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 года № 780 (далее – Указа № 780) функции Ростехнадзора в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

При передаче функций в области обращения отходов от Ростехнадзора к Росприроднадзору Указом Президента Российской Федерации поручалось Правительству Российской Федерации принять необходимые меры по реализации данного Указа (пункт 5 Указа № 780).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 года № 717 «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» Минприроды Российской Федерации и Ростехнадзору поручено выполнить Указ № 780.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации № 717 от 13.09.2010 года Ростехнадзором и Росприроднадзором принят совместный Приказ Ростехнадзора № 975, Росприроднадзора № 282 от 29.09.2010 года «О взаимодействии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и их территориальных органов по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 года №717», который предусматривал передачу Росприроднадзору, в частности:

- реестров лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I-IV классов опасности;

- баз данных (реестров) зарегистрированных свидетельств о классе опасности отхода, паспортов опасного отхода (п.3.8 Совместного приказа <номер обезличен>);

- базы данных об объектах размещения отходов, сформированной на основе проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (п.3.9 Совместного приказа <номер обезличен>).

Порядок ведения государственного кадастра отходов утвержден приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 года № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» (далее – Порядок ведения ГРОРО). Между тем Порядок ведения ГРОРО, установленный приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 года №792, не вступал в действие до 01.08.2014, поскольку согласно пункту 3 данного приказа он вступил в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 года № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов». В свою очередь постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 года № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» действовало до 01.08.2014, с данной даты оно утратило силу, в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 72, утвердившего Правила проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности и типовую форму паспорта отходов.

Таким образом, с 01.08.2014 действует Порядок ведения ГРОРО, установленный приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792.

Согласно Порядка ведения государственного кадастра отходов, информация об объектах размещения отходов размещается на официальных сайтах Росприоднадзора и его территориальных органов (п. 24 Приказа).

В соответствии с ч.7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов запрещается.

Согласно пунктам 1, 2 Приказа № 972 порядок ведения государственного кадастра отходов устанавливает процедуры сбора, обработки, систематизации и представления информации о видах отходов, их происхождении, химическом и (или) компонентном составе, агрегатном состоянии и физической форме, классе опасности, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

Государственный кадастр отходов (ГКО) включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов и ведется по единой для РФ системе.

Согласно п.16 Приказа № 972 Государственный реестр объектов размещения отходов (далее по тексту – ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

По правилам пунктов 18, 19, 20 Приказа №792 ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49.

Общество провело инвентаризацию своего объекта размещения отходов, составив в соответствии с Приказом Минприроды № 49 соответствующую Характеристику ОРО, и вместе с Заявлением от 25.12.2014 года (исх. № 169, входящий Департамента Росприроднадзора № 6541 от 25.12.2014) обратилось в Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу с требованием подготовить соответствующую информацию, предусмотренную п.19 Приказа Минприроды России от 30.09.2011 года № 792, и направить её в установленный законом срок в Росприроднадзор для размещения на сайте Росприроднадзора информации об объекте размещения отходов ООО «Полигон Яр».

Письмом от 14.01.2015 года за <номер обезличен> Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу отказал во включении в ГРОРО объекта ООО «Полигон Яр».

Посчитав отказ Росприродназора и его территориального органа незаконным общество обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти незаконными и обязании устранить нарушения.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21.07.2015 года, оставленным в силе постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2015 года, исковые требования ООО «Полигон Яр» удовлетворены. Суд признал незаконным решение Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, оформленное письмом от 14.01.2015 <номер обезличен>, об отказе во включении в государственный реестр объектов размещения отходов объекта размещения отходов общества с ограниченной ответственностью «Полигон Яр».

Обязал Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу представить в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования информацию об объекте размещения отходов общества с ограниченной ответственностью «Полигон Яр».

Обязал Федеральную службу по надзору в сфере природопользования рассмотреть указанную информацию, присвоить номер объекту размещения отходов в Государственном реестре объектов размещения отходов, принять решение о включении объекта размещения отходов общества с ограниченной ответственностью «Полигон Яр» в Государственный реестр объектов размещения отходов.

Арбитражный суд Ставропольского края установил следующее, пунктом 18 Порядка ведения ГРОРО предусмотрено, что ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. <номер обезличен> (зарегистрирован в Минюсте России 8 июня 2010 г., регистрационный <номер обезличен>) (далее – Правила).

В свою очередь Правила устанавливают порядок сбора, составления и оформления информации о находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов (пункт 1 Правил).

Общество провело инвентаризацию своего объекта размещения отходов, составив в соответствии с приказом Минприроды <номер обезличен> характеристику объекта размещения отходов. Данная характеристика содержит все необходимые реквизиты, установленные Правилами, в том числе сведения об отсутствии негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно заключению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проекту «Административно-хозяйственная зона с цехом сортировки и переработки отходов в <адрес обезличен> от января 2004, утвержденному приказом главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Ставропольскому краю от 04.02.2004 № Э-02016 представленные материалы проекта по объему и содержанию в основном соответствует требованиям природоохранного законодательства, экспертная комиссия сочла допустимым предусмотренное в документации воздействие на окружающую природную среду в процессе строительства и эксплуатации административно-хозяйственной зоны с цехом сортировки и переработки отходов, материалы проекта могут быть рекомендованы к реализации.

В соответствии с заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам «Экологическое обоснование намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами ООО «Полигон Яр», утвержденным приказом Ростехнадзора по <адрес обезличен> от 15.03.2006 № ГЭ-45, представленные материалы по объему и содержанию, в основном, соответствуют требованиям законодательных актов Российской Федерации и нормативных документов по вопросам охраны окружающей среды и природных ресурсов, экспертная комиссия сочла, что представленный уровень воздействия на окружающую среду является допустимым.

Из выводов, содержащихся в экспертном заключении Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю от 16.03.2007, следует, что прием, размещение и захоронение отходов на полигоне твердых бытовых отходов общества по адресу: <адрес обезличен> «Полковничий Яр» осуществляется в соответствии с требованиями: СанПин 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы», ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».

Исследуемый полигон твердых бытовых отходов соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, что подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СК от 03.04.2007г. №26.01.08.000.М.001130.04.07.

Письмом от 17.03.2010 <номер обезличен> Средне-Кавказское управление Ростехнадзора сообщило, что эксплуатируемый ООО «Полигон Яр» объект размещения отходов внесен Федеральной службой Ростехнадзора в Государственный реестр объектов размещения отходов (Регистрационный <номер обезличен>, дата регистрации 01.02.2010).

При перечисленных обстоятельствах у департамента отсутствовали правовые основания для невключения (исключения) объекта размещения отходов общества из ГРОРО. На основании чего постановил указанное выше решение.

Суд принимает установленные Арбитражным судом Ставропольского края обстоятельства за основу, признает их, не требующими повторного доказывания в настоящем споре в силу ч.3 ст.61 ГПК РФ, поскольку данные обстоятельства в судебном заседании сторонами оспорены не были.

Суд приходит к выводу, что отсутствие объекта размещения отходов ООО «Полигон Яр» в ГРОРО является следствием незаконного отказа Росприроднадзора, а не в виду допущенных обществом нарушений экологического законодательства. Что не может являться нарушением ч.7 ст.12 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В силу сложившейся законодательной системы относительно объектов размещения отходов право на осуществление деятельности по размещению отходов определяется с одной стороны ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», устанавливающего, что деятельность по обращению с отходами подлежит лицензированию, с другой стороны ФЗ «Об отходах производства и потребления», устанавливающем в ст.12, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

Как установлено судом, ООО «Полигон Яр» осуществляет лицензируемый в соответствии с ФЗ РФ от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» вид деятельности по обезвреживанию и размещению отходовI-IV классовопасности, о чем у общества имеется лицензия со сроком действия бессрочно.

Государственный реестр объектов размещения отходов представляет собой свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что наличие лицензии является более значимым при определении законности деятельности хозяйствующего субъекта, чем информационный ресурс ГРОРО. Поскольку ООО «Полигон Яр» подлежит включению в ГРОРО, то оснований для признания незаконной деятельности ООО «Полигон Яр» по размещению отходов на полигоне твердых бытовых и производственных отходов по адресу: г. Ставрополь, Старомарьевское шоссе, балка «Полковничий Яр», у суда не имеется. В связи с чем, суд приходит к выводу об отказе Ставропольскому межрайонному природоохранному прокурору в удовлетворении требований в этой части.

В соответствии со ст.3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды; соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Статьей 51 Закона № 7-ФЗ, ст. 22 Закона № 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, для здоровья населения и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

12.05.2012 г. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования ООО «Полигон Яр» выдана лицензия вид деятельности по обезвреживанию и размещению отходовI-IV классовопасности.

В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение деятельности противоречит общественным интересам.

Проанализировав представленные доказательства, суд не может согласиться с утверждением истца, о том, что деятельность ООО «Полигон Яр» создает угрозу причинения вреда. Суду не представлены доказательства, что деятельность общества причиняет вред окружающей среде, размер этого вреда. Угроза причинения вреда в будущем также не нашла своего подтверждения в судебном заседании. При этом суд учитывает, что угроза должна быть конкретной, неизбежной и стоять в причинно-следственной связи с деятельностью общества. Таких доказательств суду представлено не было.

Наоборот, наличие лицензии и включение в ГРОРО указывают на то, что деятельность общества соответствуют требованиям экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства.

При этом суд учитывает социальную значимость объекта для населения (ежедневное удаление отходов), а также необходимость обеспечения постоянного контроля за состоянием объекта (охранные мероприятия и постоянный мониторинг поступающих отходов и окружающей среды). То есть поддержание объекта в безопасном для окружающей обстановке состоянии. Что возможно при выполнении производственной программы общества, финансируемой за счет поступающих платежей от контрагентов от осуществления деятельности общества по регулируемым тарифам.

Таким образом, исходя из исследованных в судебном заседании доказательств и пояснений сторон, суд приходит к выводу о том, что запрет деятельности ООО «Полигон Яр» по эксплуатации полигона ТБО противоречит общественным интересам, и приведет к еще более негативным последствиям.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора о признании деятельности ООО «Полигон Яр» по размещению отходов на полигоне твердых бытовых и производственных отходов, не включенном в государственный реестр объектов размещения отходов, расположенном на земельном участке площадью <номер обезличен> кв.м. с кадастровым номером <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен> (балка «Полковничий Яр»), незаконной;

запрете ООО «Полигон Яр» деятельности по размещению отходов на полигоне твердых бытовых и производственных отходов, расположенном на земельном участке площадью <номер обезличен> кв.м. с кадастровым номером <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен> (балка «Полковничий Яр»), передачу его другим лицам в целях размещения отходов до внесения полигона в государственный реестр объектов размещения отходов - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца, с момента принятия решения судом в окончательной форме.

Судья С.А. Турбанов

Мотивированное решение изготовлено 02.11.2015 года.