25RS0<номер>-34 Дело № 2-1397/20 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 18 июня 2020 года г.Владивосток, Советский районный суд г. Владивостока в составе: председательствующего: судьи Махониной Е.А., при секретаре Семелюк Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Уссурийского гарнизона в интересах прав неопределенного круга лиц к ФКУ «Военный комиссариат Приморского края», Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности, у с т а н о в и л: Военный прокурор Уссурийского гарнизона обратился в суд с иском в интересах прав неопределенного круга лиц к ФКУ «Военный комиссариат Приморского края», Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности, указав, что военной прокуратурой Уссурийского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами военного комиссариата Хасанского района Приморского края требований законодательства об охране прав инвалидов и престарелых. Министерством обороны Российской Федерации разработан правовой акт, определяющий организацию обеспечения условий доступности предоставляемых услуг в территориальных органах и подведомственных ему организациях для инвалидов и оказания им при этом необходимой помощи. К числу таких организаций Министерство обороны РФ относится ФКУ «Военный комиссариат Приморского края», которое является самостоятельным юридическим лицом. Военный комиссариат Хасанского района Приморского края входит в структуру ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» и самостоятельным юридическим лицом не является. Вместе с тем, проведённой прокурорской проверкой установлено, что ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» мер по размещению информации в доступной для престарелых и инвалидов форме в военном комиссариате Хасанского района Приморского края не принимал, в связи, с чем предписанные законом нормы не выполнены. Просит обязать Министерство обороны РФ выделить денежные средства на размещение в здании военного комиссариата Хасанского района Приморского края носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформление в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; обязать ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» обеспечить размещение в здании военного комиссариата Хасанского района Приморского края по адресу: Приморский край, пгт. Славянка, ул. <адрес>, носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. В судебном заседании помощник военного прокурора Уссурийского гарнизона Печеников В.А. на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в иске. В судебном заседании представитель ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» - Чумакова Е.Н. возражала против удовлетворения иска. Пояснила, что в адрес Военного комиссариата Приморского края не поступало каких-либо жалоб, заявлений об ущемлении прав инвалидов. К гражданам с ограниченными возможностями (инвалидам), не имеющим физической, либо иной возможности прибыть лично в военный комиссариат, работники военного комиссариата выезжают на дом, в целях предоставления им каких-либо услуг, входящих в сферу деятельности военного комиссариата. В результате предварительного мониторинга цен на работы по изготовлению табличек дублирования знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, установлено, что изготовление одной таблички дверь кабинета с указанием фамилии, имени, отчества и должности требует финансовых затрат около 4000 рублей; табличка на здание, размером 1м х 1м, с указанием наименования организации, адреса и телефона - примерно 14000 рублей. С учетом индивидуального подхода со стороны работников военного комиссариата к инвалидам и маломобильным гражданам, полагает, что размещение в здании военного комиссариата носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в т.ч. дублирование знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, экономически не целесообразно. Выполнение данных работ возможно при условии выделения финансирования на них, однако оно до настоящего времени, по заявкам ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» не выполнено. Представитель Министерства обороны РФ – Мирошникова С.Б. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Направила в суд письменный отзыв, в котором указала, что возражает против удовлетворения исковых требований к Министерству обороны РФ. ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» как самостоятельное юридическое лицо обязано обеспечивать инвалидам надлежащее размещение оборудования и носителей информации, дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации. При этом реализация указанных обязанностей Военным комиссариатом не ставится в зависимость от его финансирования со стороны Министерства обороны РФ. В силу ч.5 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства обороны РФ. Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению. В силу ч.1 ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно ст. 2 ФЗ от <дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Как указано в ст. 9 ФЗ от <дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов. В соответствии со ст. 15 ФЗ от <дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам. В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. В развитие ФЗ от <дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», приказом Министра обороны РФ от <дата> № 572 утвержден Порядок обеспечения в территориальных органах и подведомственных организациях Министерства обороны Российской Федерации условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, в соответствии с которым на руководителей территориальных органов и подведомственных организаций Министерства обороны РФ возложена обязанность по оказанию инвалидам, имеющим стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, необходимой помощи сотрудниками организаций, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг, при следовании к месту предоставления услуги на территории объекта; оказания инвалидам необходимой помощи в доступной для них форме в разъяснении порядка предоставления и получения услуги, оформлении установленных регламентом (порядком) ее предоставления документов, совершении ими других необходимых для получения услуги действий; надлежащего размещения носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; обеспечения допуска на объект, на котором предоставляются услуги, или к месту предоставления услуги собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Таким образом, Министром обороны РФ разработан правовой акт, определяющий организацию обеспечения условий доступности предоставляемых услуг в территориальных органах и подведомственных ему организациях для инвалидов и оказания им при этом необходимой помощи. В судебном заседании установлено, что к числу таких организаций Минобороны России относится ФКУ «Военный комиссариат Приморского края», которое является самостоятельным юридическим лицом. Положением о военных комиссариатах, утвержденным указом Президента РФ от <дата> № 1609, определено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации, в том числе в целях реализации прав граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации. Военный комиссар обеспечивает надлежащее содержание и правильную эксплуатацию (правильное применение) военной и специальной техники, военно-технического имущества, зданий, помещений и надлежащее содержание территории. В силу п.4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного указом Президента РФ от <дата> № 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны РФ и входят в состав военных округов. Военный комиссариат Хасанского района Приморского края входит в структуру ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» и самостоятельным юридическим лицом не является. В материалы дела представлен ответ ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» <номер>/АХО от <дата>, согласно которому, на представление № 6478 от <дата> сообщает, что военные комиссариаты <адрес>, Хасанского, Михайловского и Октябрьского районов являются структурными подразделениями Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Приморского края» и находятся на его финансовом обеспечении. Во исполнение распоряжения командующего войсками Восточного военного округа, в 1 квартале 2016 года в военных комиссариатах Приморского края проведено полное обследование объектов на предмет приведения объектов и условий предоставления услуг инвалидам в соответствие с их потребностями. Вышеперечисленными военными комиссариатами разработаны и своевременно представлены необходимые пакеты документов: ВК <адрес>- вх. № ФЭО/871 от <дата>.; ВК Хасанского района - вх. №Ф/243 от <дата>.; ВК Михайловского района - вх. № ПСО/274 от <дата>.; ВК Октябрьского района- вх. № Ф/381 от <дата>. и включены в общую заявку военного комиссариата Приморского края на выделение финансовых средств. Заявки на выделение бюджетных средств, необходимых для приведения объектов и условий представления услуг инвалидам в соответствие с их потребностями, в 2016 году направлены в адрес Управления капитального строительства ВВО, управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами войск ВВО, в 505 территориальное отделение эксплуатации и контроля. В ответ на заявки, в 2017 году получен ответ ВрИО начальника УЭС и ОКУ с пояснением, что данные работы выполняются в ходе проведения текущего ремонта. Оборудование объектов необходимыми устройствами для инвалидов финансируется централизованно Министерством обороны РФ через УЭС и ОКУ войск ВВО. Денежные средства на проведение текущих ремонтов объектов военному комиссариату Приморского края не выделяются с 2013 года. Финансовые средства для приведения объектов и условий предоставления услуг инвалидам в соответствии и потребностям Военному комиссариату Приморского края не выделяются. В связи с отсутствием финансовых возможностей, привести объекты военного комиссариата Приморского края в соответствие с требованиями законодательства об охране прав инвалидов и престарелых, не представляется возможным. Вместе с тем, прокуратурой Уссурийского гарнизона установлено, что ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» мер по размещению информации в доступной для инвалидов форме в военном комиссариате Хасанского района Приморского края не приняло, в связи с чем, предписанные законом нормы не выполнены. На основании п. 1 указа Президента РФ от <дата> № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», Министерство обороны РФ (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций. Согласно п. 9 указа Президента РФ от <дата> № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», Минобороны России возглавляет Министр обороны РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. В силу пп. 31 п. 10 указа Президента РФ от <дата> № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», Министр обороны РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий. Согласно справки ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» от <дата>, представленной в материалы дела, статья сметы Министерства обороны РФ, предусматривающая расходы по выполнению работ в сфере охраны прав инвалидов, не закреплена за ФКУ «Военный комиссариат Приморского края». Таким образом, поскольку Министерство обороны РФ является распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий, а ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» является его структурным подразделением, кроме того, статья сметы Министерства обороны РФ, предусматривающая расходы по выполнению работ в сфере охраны прав инвалидов не закреплена за ФКУ «Военный комиссариат Приморского края», то суд приходит к выводу, что полномочия по финансированию расходов на выполнение работ на размещение в здании военного комиссариата Хасанского района Приморского края носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности необходимо возложить именно на Министерство обороны РФ, являющееся надлежащим ответчиком по данному делу. Суд также приходит к выводу, что обязанность по обеспечению размещения данной информации в здании военного комиссариата Хасанского района Приморского края, с момента поступления денежных средств из Министерства обороны РФ, необходимо возложить на ФКУ «Военный комиссариат Приморского края». При этом, обращение военного прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку в результате допущенного бездействия инвалидам не обеспечены надлежащие условия для беспрепятственного доступа к объектам Минобороны России. Руководствуясь ст.ст. 13, 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: исковые требования Военного прокурора Уссурийского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность произвести финансирование расходов по выполнению работ на размещение в здании военного комиссариата Хасанского района Приморского края носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Возложить на ФКУ «Военный комиссариат Приморского края», после поступления денежных средств из Министерства обороны Российской Федерации, обязанность обеспечить размещение в здании военного комиссариата Хасанского района Приморского края, расположенного по адресу: Приморский край, пгт. Славянка, ул. <адрес> 1, носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформление в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено <дата>. Судья Е.А. Махонина |