Дело № 2-1397/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 августа 2022 года г. Симферополь
Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи – Федоренко Э.Р.,
при секретаре – Лах М.М.,
с участием прокурора – ФИО4,
представителя ответчика – Семёновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Центрального района г. Симферополя в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Пневматика» о понуждении к устранению нарушений, третьи лица – ГУ Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым, Инспекция по труду Республики Крым,
установил:
01.02.2022 года заместитель прокурора Центрального района г. Симферополя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к АО «Пневматика» о понуждении к устранению нарушений. Мотивирует исковые требования тем, что прокуратурой Центрального района г. Симферополя совместно с отделом надзорной деятельности по г. Симферополю УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым 27.09.2021 года проведена проверка исполнения законодательства РФ об охране труда и пожарной безопасности при эксплуатации нежилого здания общей площадью 19 373 кв.м, расположенного по адресу: , деятельность в котором осуществляет АО «Пневматика». Установлено, что основным видом деятельности АО «Пневматика» является производство гидравлического и пневматического силового оборудования. В нарушение Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» руководителем АО «Пневматика» не обеспечено проведение специальной оценки условий труда в течении двенадцати месяцев со дня введения в штатное расписание новых рабочих мест. Так, 01.09.2020 года в штатное расписание введено 1 рабочее место - ведущий инженер-конструктор и 1 рабочее место - инженер конструктор 2 категории, в 03.08.2020 года в штатное расписание введено 1 рабочее место - инженер-конструктор 2 категории, 21.07.2020 года в штатное расписание введено 1 рабочее место - инженер-ремонтник 6 разряда, внеплановая специальная оценка условий труда на момент проверки не проведена. Также руководителем АО «Пневматика» в нарушение действующего законодательства не организовано до июня 2021 года (согласно утвержденного 14.06.2016 отчета о проведении специальной оценки условий труда в АО «Пневматика») проведение повторной специальной оценки условий труда на рабочих местах «литейщик на машинах для литья под давлением» (присвоен итоговый класс (подкласс) условий труда - 3.2 (карта №1.2.1-3 специальной оценки условий труда) и на 2-х рабочих местах «гальваник» (присвоен итоговый класс (подкласс) условий труда - 3.1 (карта №1.2.2-2 специальной оценки условий труда и карта №1.2.2-3 специальной оценки условий труда). В соответствии с требованиями ст. 225 ТК РФ, для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. В соответствии с п. 2.2.1 «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденного постановлением Минтруда и социального развития РФ от 13.01.2003 г. № 1/29 работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу. В нарушение указанных норм в АО «Пневматика» не организовано в течении месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ следующих работников: ФИО1 принят на работу 17 мая 2021 года по профессии литейщик на машинах для литья под давлением 4 разряда (приказ о приеме на работу от 17.05.2021 №16к, трудовой договор №1/2021 от 17.05.2021); ФИО2 принят на работу 01 июня 2021 года по профессии слесарь механосборочных работ 3 разряда (приказ о приеме на работу от 01.06.2021 №19-к, трудовой договор №2/2021 от 01.06.2021). Согласно свидетельству о государственной регистрации права объект недвижимости, расположенный по адресу: , с кадастровым номером №, является собственностью АО «Пневматика», о чем в ЕГРН 08.08.2015 сделана запись регистрации №. В ходе проведения 27.09.2021 года обследования указанного здания и изучения документации выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности, противопожарных требований и правил, а именно: помещение производственного цеха не оборудовано автоматической установкой пожаротушения (Таблица 1; Таблица 2, СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности»); объект защиты не оборудован автоматической установкой пожарной сигнализации (ст.4, ст.6, ст.54 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Приложение А СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования»); здание не обеспечено системой оповещения у управления эвакуацией людей при пожаре (ст.4, ст.6, ст.54 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» табл. 2 п.4 СП 3.13130.2009); пути эвакуации зданий не оборудованы аварийным освещением (ст. 4, ст. 6, ст. 53, ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479; п.4.3.12 СП 1.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы); в коридорах длинною более 15 метров без естественного проветривания, отсутствует система вытяжной противодымной вентиляции (Административный корпус) (ст. 4, ст. 6, ст. 56, № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п. 7.2 СП 7.13130.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования»); внутренний противопожарный водопровод находится в неисправном состоянии (не предоставлен журнал эксплуатации систем противопожарной защиты) (ст.4, ст.6, ст. 62 ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479); руководителем организации не обеспечено направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения, которое обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (п. 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479); руководителем организации не обеспечено проведение эксплуатационных испытаний пожарных наружных открытых лестниц, с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (п. 17 п.п б) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479); в административном здании отсутствуют двери с приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах, отделяющие лестничную клетку от хола первого этажа (п.4.4.6 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»). Грубые нарушения в области пожарной безопасности в случае чрезвычайной ситуации могут создать предпосылки к позднему обнаружению таковой, быстрому распространению опасных факторов пожара и заполнению помещений опасными продуктами горения (дымом), а также увеличению времени эвакуации людей в случае пожара. Фактическое неисполнение АО «Пневматика» требований законодательства о пожарной безопасности в нежилом здании может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации и поставить под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. Учитывая изложенное просит, обязать АО «Пневматика» (ОГРН 1149102021782, ИНН 9102014834) в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства об охране труда и пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: (кадастровый №), а именно: оборудовать помещение производственного цеха автоматической установкой пожаротушения; оборудовать объект защиты автоматической установкой пожарной - сигнализации; обеспечить здание системой оповещения управления эвакуацией людей при пожаре; оборудовать пути эвакуации зданий аварийным освещением; обеспечить коридоры длинною более 15 метров естественным проветриванием, системой вытяжной противодымной вентиляции; привести в исправное состояние внутренний противопожарный водопровод; обеспечить направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения, которое обозначить указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения; обеспечить проведение эксплуатационных испытаний пожарных наружных открытых лестниц, с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты; обеспечить административное здание дверью с приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах, отделяющие лестничную клетку от хола первого этажа; обеспечить проведение специальной оценки условий труда по рабочим местам - ведущий инженер конструктор, инженер конструктор 2 категории; обеспечить проведение повторной специальной оценки условий труда на рабочих местах «литейщик на машинах для литья под давлением» и на 2-х рабочих местах «гальваник»; решение суда обратить к немедленному исполнению.
Определением суда от 19.04.2022 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Инспекция по труду Республики Крым.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования признала частично. Пояснила, что выявленные прокуратурой в ходе проверки нарушения частично устранены. Требования оборудовать помещение производственного цеха автоматической установкой пожаротушения и обеспечить коридоры длинною более 15 метров естественным проветриванием, системой вытяжной противодымной вентиляции считает необоснованными, поскольку в ходе расчета индивидуального пожарного риска установлено, что для нежилого здания по , в г. Симферополе пожарный риск не превышает нормативных значений.
Представители третьих лиц ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым, Инспекции по труду Республики Крым в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не представлены.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о следующем.
Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников является одним из направлений государственной политики в области охраны труда (абзац второй части 1 статьи 210 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии со ст. 209 ТК РФ, охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Согласно ст. 214 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников; обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
В соответствии с п. 2.2.1 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 (утратил силу с 01.09.2022 года в связи с изданием постановления Минтруда России от 29.10.2021 года № 769н), работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу. Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный Закон от 28.12.2013 года № 426-ФЗ) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч.2).
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом , со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. На рабочих местах, указанных в части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых действует декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, повторное проведение специальной оценки условий труда не требуется до наступления обстоятельств, установленных частью 5 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
В силу ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2, 4 - 7 части 1 настоящей статьи.
Судом установлено, что 27.09.2021 года прокуратурой Центрального района г. Симферополя совместно с отделом надзорной деятельности по городу Симферополю УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере охраны труда и пожарной безопасности при эксплуатации нежилого здания общей площадью 19 373 кв.м, расположенного по адресу: , в ходе которой были установлены нарушения.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 08.08.2015 года производственный корпус № 1, расположенный по адресу: , с кадастровым номером №, площадью 19 373,00 кв.м, принадлежит АО «Пневматика» (л.д.13).
Основным видом деятельности АО «Пневматика» (ОГРН 1149102021782) является производство гидравлического и пневматического силового оборудования (л.д.14-27).
На основании требования прокуратуры Центрального района г. Симферополя Инспекцией по труду Республики Крым рассмотрены документы АО «Пневматика» на предмет возможных нарушений требований трудового законодательства, о чем составлена справка от 30.09.2021 года (л.д.46-48,150-152). Установлено, что руководителем АО «Пневматика» не обеспечено проведение специальной оценки труда в течении двенадцати месяцев со дня введения в штатное расписание новых рабочих мест: 01.09.2020 года в штатное расписание введено 1 рабочее место - ведущий инженер-конструктор и 1 рабочее место - инженер конструктор 2 категории, в 03.08.2020 года в штатное расписание введено 1 рабочее место - инженер-конструктор 2 категории, 21.07.2020 года в штатное расписание введено 1 рабочее место - инженер-ремонтник 6 разряда, внеплановая специальная оценка условий труда на момент проверки не проведена; руководителем АО «Пневматика» в нарушение действующего законодательства не организовано до июня 2021 года (согласно утвержденного 14.06.2016 отчета о проведении специальной оценки условий труда в АО «Пневматика») проведение повторной специальной оценки условий труда на рабочих местах «литейщик на машинах для литья под давлением» (присвоен итоговый класс (подкласс) условий труда - 3.2 (карта №1.2.1-3 специальной оценки условий труда) и на 2-х рабочих местах «гальваник» (присвоен итоговый класс (подкласс) условий труда - 3.1 (карта №1.2.2-2 специальной оценки условий труда и карта №1.2.2-3 специальной оценки условий труда); руководителем АО «Пневматика» не организовано в течении месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ следующих работников: ФИО1 принят на работу 17 мая 2021 года по профессии литейщик на машинах для литья под давлением 4 разряда (приказ о приеме на работу от 17.05.2021 №16к, трудовой договор №1/2021 от 17.05.2021); ФИО2 принят на работу 01 июня 2021 года по профессии слесарь механосборочных работ 3 разряда (приказ о приеме на работу от 01.06.2021 №19-к, трудовой договор №2/2021 от 01.06.2021).
Приказом АО «Пневматика» № 36 от 18.10.2021 года постановлено провести обучение безопасным методам и приемам выполнения работ ФИО1, приказом № 41 от 26.10.2021 года – ФИО2 (л.д.70,74).
Протоколом АО «Пневматика» № 10 от 25.10.2021 года оформлена проверка знаний ФИО1 по безопасному выполнению работ повышенной опасности, протоклом № 12 от 27.10.2021 года - ФИО2 (л.д. 71,75), о чем произведены отметки в Журналах регистрации инструктажа на рабочем месте от 01.07.2019 года и от 18.05.2020 года (л.д.72-73,76-77).
16.03.2022 года за исх. № 05/135 АО «Пневматика» в адрес Инспекции по труду Республики Крым направлены документы о проведении специальной оценки условий труда по рабочим местам, в том числе заключение эксперта от 04.02.2022 года № 217/2021 (л.д.83-84,158-159), согласно которым специальная оценка условий труда проведена в отношении рабочих, где были установлены нарушения: ведущий инженер-конструктор; инженер-конструктор 2 категории; слесарь-ремонтник 6 разряда; литейщик на машинах для литья под давлением (повторная СОУТ); гальваник (1 рабочее место, карта № 1.2.2-2) (повторная СОУТ), по второму рабочему месту гальваник специальная оценка условий труда не проведена по причине исключения из штатного расписания данной единицы, что подтверждается приказом АО «Пневматика» от 09.12.2020 № 56 (л.д.182), штатным расписанием на 01.01.2021 года (л.д.132,153,181).
Согласно информации Инспекции по труду Республики Крым от 19.07.2022 года исх. № 6919/05101-08, нарушение в части необеспечения проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест: ведущий инженер-конструктор; инженер-конструктор 2 категории, литейщик на машинах для литья под давлением, гальваник (1 рабочее место), устранено (л.д.146-148).
Таким образом, ранее выявленные нарушения законодательства об охране труда устранены в полном объеме.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности – реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Как следует из ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Статьей 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий:
1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона;
2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Как установлено судом, 27.09.2021 года начальником отделения нормативно-технического отдела надзорной деятельности по г. Симферополю УНД и ПР ГУ МЧСРоссии по Респубике Крым, майором внутренней службы ФИО5 совместно с помощником прокурора района ФИО6 проведена проверка исполнения законодательства в области пожарной безопасности помещения, расположенного по адресу: , в ходе которой выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности, противопожарных требований и правил:
- помещение производственного цеха не оборудовано автоматической установкой пожаротушения (Таблица 1; Таблица 2, СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности»);
- объект защиты не оборудован автоматической установкой пожарной сигнализации (ст.4, ст.6, ст.54 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Приложение А СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования»);
- здание не обеспечено системой оповещения у управления эвакуацией людей при пожаре (ст.4, ст.6, ст.54 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» табл. 2 п.4 СП 3.13130.2009);
- пути эвакуации зданий не оборудованы аварийным освещением (ст. 4, ст. 6, ст. 53, ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479; п.4.3.12 СП 1.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы);
- в коридорах длинною более 15 метров без естественного проветривания, отсутствует система вытяжной противодымной вентиляции (Административный корпус) (ст. 4, ст. 6, ст. 56, № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п. 7.2 СП 7.13130.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования»);
- внутренний противопожарный водопровод находится в неисправном состоянии (не предоставлен журнал эксплуатации систем противопожарной защиты) (ст.4, ст.6, ст. 62 ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479);
- руководителем организации не обеспечено направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения, которое обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (п. 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479);
- руководителем организации не обеспечено проведение эксплуатационных испытаний пожарных наружных открытых лестниц, с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (п. 17 п.п б) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479);
- в административном здании отсутствуют двери с приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах, отделяющие лестничную клетку от хола первого этажа (п.4.4.6 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы») (л.д.31-45).
Согласно контрольной проверке степени выполнения нарушений требований пожарной безопасности объекта защиты АО «Пневматика» от 18.04.2022 года № 461, проведенной Отделом надзорной деятельности по г. Симферополю УНД и ПР ГУ МЧСРоссии по Респубике Крым установлено, что ранее выявленные нарушения устранены не в полном объеме, а именно: помещение производственного цеха не оборудовано автоматической установкой пожаротушения; объект защиты не оборудован автоматической установкой пожарной сигнализации; здание не обеспечено системой оповещения у управления эвакуацией людей при пожаре; пути эвакуации зданий не оборудованы аварийным освещением; руководителем организации не обеспечено проведение эксплуатационных испытаний пожарных наружных открытых лестниц, с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (п. 17 п.п б) Правил противопожарного режима в Российской Федерации (л.д.130-131).
В материалы дела ответчиком АО «Пневматика» представлен расчет индивидуального пожарного риска от 30.04.2022 года, составленный ИП ФИО7 для объекта – здания производственного корпуса № 1 литер «Д» по , с использованием Методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах», утвержденной Приказом МЧС России № 404 от 10.07.2009 года (л.д.191-229).
Согласно выводам указанного расчета, в здании выполнены обязательные требования пожарной безопасности: система автоматической пожарной сигнализации, система оповещения людей о пожаре 2-го типа находятся в исправном состоянии; эвакуационные пути и выходы не загромождены; эвакуационные выходы свободно открываются изнутри без ключа; организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности выполняются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 года № 1479 «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», установлено, что объект защиты АО «Пневматика» - производственный корпус № 1 литер «Д», расположенный по адресу: , имеет такое объемно-планировочное и организационно-техническое исполнение, что индивидуальный пожарный риск отвечает требуемому. Объект защиты соответствует требованиям пожарной безопасности.
В расчете учтены отступления от требований действующих норм и правил в области пожарной безопасности, а именно отсутствие системы вытяжной противодымной вентиляции; отсутствие автоматической установки пожаротушения.
В соответствии с письмом начальника отдела надзорной деятельности по г. Симферополю УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым от 17.06.2022 года № 619, расчет индивидуального пожарного риска в отношении здания бытового корпуса литер «А» проведен в соответствии с Приложением к Приказу МЧС России № 382 от 30.06.2009 года «Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности», расчет индивидуального пожарного риска в отношении здания производственного корпуса № 1 литера «Д» проведен в соответствии с Приложением к Приказу МЧС РФ от 10.07.2009 года № 404 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах», представленные расчеты индивидуального пожарного риска соответствуют требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2020 года № 1084 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска», а также СП 505.1311500.2021 «Расчет пожарного риска. Требования к оформлению» (л.д.190).
Оценив представленный расчет индивидуального пожарного риска ИП ФИО7 от 30.04.2022 года (л.д.191-229), изучив позицию отдела надзорной деятельности по г. Симферополю УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым, изложенную в письме от 17.06.2022 года № 619 (л.д.190), суд приходит к выводу о том, что объект АО «Пневматика», расположенный по адресу: , оборудован комплексом технических средств противопожарной защиты, в результате чего индивидуальный пожарный риск отвечает требуемому. Объект защиты соответствует требованиям пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах в части требований прокурора о понуждении АО «Пневматика» оборудовать помещение производственного цеха автоматической установкой пожаротушения, и вытяжной противодымной вентиляцией удовлетворению не подлежат.
В остальной части требования прокурора являются обоснованными, направленными на обеспечение мер пожарной безопасности, и предотвращение угрозы для жизни и здоровья работников предприятия.
Учитывая, что до настоящего времени выявленные недостатки правил пожарной безопасности не устранены, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, в части обязания ответчика оборудовать объект защиты автоматической установкой пожарной сигнализации; обеспечить здание системой оповещения управления эвакуации людей при пожаре; оборудовать пути эвакуации зданий аварийным освещением; обеспечить проведение эксплуатационных испытаний пожарных наружных открытых лестниц, с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Определяя срок, в течение которого необходимо устранить нарушения законодательства о гражданской обороне в отношении спорного объекта защитного сооружения гражданской обороны, суд учитывает характер, степень сложности, объем мероприятий предстоящей работы.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ и ст.333.19 НК РФ с АО «Пневматика» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Республики Крым.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования заместителя прокурора Центрального района г. Симферополя Республики Крым – удовлетворить частично.
Обязать Акционерное общество «Пневматика» (ОГРН 1149102021782, ИНН 9102014834) в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: , кадастровый №, а именно:
- оборудовать объект защиты автоматической установкой пожарной сигнализации;
- обеспечить здание системой оповещения управления эвакуации людей при пожаре;
- оборудовать пути эвакуации зданий аварийным освещением;
- обеспечить проведение эксплуатационных испытаний пожарных наружных открытых лестниц, с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
В остальной части исковых требований – отказать.
Взыскать с Акционерного общества «Пневматика» (ОГРН 1149102021782, ИНН 9102014834) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд г. Симферополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Федоренко Э.Р.
Решение суда в окончательной форме составлено 08.08.2022 года.