ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1398/18 от 18.06.2018 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июня 2018 года г.Самара

Ленинский районный суд г.Самары в составе

председательствующего судьи Грищенко Э.Н.,

при секретаре Булаткиной Л.А.,

с участием помощника прокурора Ленинского района г.Самары Пиковской Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1398/18 по исковому заявлению ФИО1 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области о признании незаконным приказа об увольнении и восстановлении нарушенных прав,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Ленинский районный суд г.Самары с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области о признании незаконным приказа об увольнении и восстановлении нарушенных прав, указав, что с 19.11.1998 года на основании приказа 8-ОГПС УВД Самарской области по личному составу он проходил службу мастера-пожарного 74 специализированной пожарной части 8 отряда Государственной противопожарной службы УВД Самарской области. На основании приказа по личному составу от 08.02.2000 года проходил службу старшим инструктором-пожарным 74 специализированной пожарной части. На основании приказа по личному составу от 01.02.2001 года проходил службу инспектором Государственного пожарного надзора 44 пожарной части. На основании приказа по личному составу от 18.05.2001 года проходил службу старшим инженером и руководителем смены 74 специализированной пожарной части. На основании приказа по личному составу от 18.03.2002 года назначен на должность начальника караула 44 пожарной части 8 отряда. Указом Президента РФ от 09.11.2001 года Государственная противопожарная служба МВД РФ с 01.12.2002 года преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям в ликвидации последствий стихийных бедствий. На основании приказа ГУ МЧС по Самарской области по личному составу от 10.08.2004 года назначен на должность начальника караула 44 пожарной части 8 отряда. Приказом ГУ МЧС России по Самарской области по личному составу от 22.08.2005 года назначен на должность начальника караула 44 пожарной части 8 отряда. На основании приказа -ВС от ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность начальника караула 44 пожарной части 8 отряда (договорной). 27.10.2010 года истцом был подан рапорт о приостановлении службы в связи с избранием на выборную должность органа местного самоуправления - Главы сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области. Приказом -НС от 20.10.2010 года истцу была приостановлена служба в Государственной противопожарной службе МЧС России по Самарской области с 28.10.2010 года на срок исполнения полномочий главы <адрес>. 05.03.2018 года он был поставлен в известность об увольнении и необходимости явиться для ознакомления с приказом. 05.03.2018 года он ознакомлен с приказом об увольнении под роспись. Приказом -НС от 05.03.2018 года по личному составу в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23 мая 2016 года №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» истец был уволен со службы в федеральной противопожарной службе по п.11 ч.3 ст.83 (в связи с истечением срока, для возобновления службы в федеральной противопожарной службе), с 03.12.2013 года, с выслугой лет в календарном исчислении 18 лет 5 месяцев 23 дня. С данным приказом истец не согласен, полагая его незаконным и необоснованным. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, просил признать приказ -НС от 05.03.2018 года по личному составу, об увольнение по п.11 ч.3 ст.83 Федерального закона от 23.05.2016 года №141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" капитана внутренней службы ФИО1 (Ф-278597), бывшего начальника караула 44 пожарной части государственного учреждения «8 отряд федеральной противопожарной службы по Самарской области (договорной), (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы), ДД.ММ.ГГГГ, незаконным; восстановить его, ФИО1, трудовые и иные права в связи с прохождением государственной противопожарной службы, обязав МЧС России и ГУ МЧС России по Самарской области продлить приостановление службы на срок исполнения полномочий главы сельского поселения <адрес>

Впоследствии в связи с отменой ответчиком указанного выше приказа истец заявленные требования уточнил, указав, что в ходе рассмотрения дела 21.05.2018 года он (ФИО1) был знакомлен с приказом -НС от 17.05.2018 года Главного управления МЧС России по Самарской области об отмене приказа Главного управления МЧС России по Самарской области от 05.03.2018 года -НС. Одновременно с этим 21.05.2018 года он был ознакомлен с приказом -НС от 21.05.2018 года об увольнении по тем же основаниям, по п.11 ч.3 ст.83 (в связи с истечением срока, для возобновления службы в федеральной противопожарной службе). Указанный приказ считает незаконным по тем же основаниям. В соответствии со ст.7 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ "О пожарной безопасности" на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде. Согласно ст.393 ТК РФ увольнение признается законным при наличии законного основания увольнения и с соблюдением установленного трудовым законодательством порядка увольнения. При этом, исходя из руководящих разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении Пленума от 17.03.2004 года «О практике применения судами общей юрисдикции Трудового кодекса Российской Федерации», обязанность доказать законность основания и соблюдения порядка увольнения возлагается на работодателя. Приказом МЧС РФ от 03.11.2011 года утверждена Инструкция о порядке применения положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» разработана в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 года №116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности". Согласно ст.88 Инструкции, в соответствии со ст.20.1 вышеуказанного Положения сотрудник, избранный (назначенный) членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, избранный депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, наделенный полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), избранный депутатом представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, назначенный на должность главы местной администрации, на период осуществления указанных полномочий приостанавливает службу либо увольняется со службы по собственному желанию. После прекращения указанных полномочий сотруднику, по его желанию, предоставляется ранее занимаемая должность, а в случае, если она замещена другим сотрудником - иная равноценная должность по прежнему либо, с его согласия, иному месту службы. Так, истцу служба в Государственной противопожарной службе приостановлена с 28.10.2010 года на срок исполнения полномочий главы <адрес>. На период увольнения, на 21.05.2018 года, истец продолжает осуществлять данные полномочия главы сельского поселения <адрес>. Считает, что основания указанные в приказе об увольнении «в связи с истечением срока, установленного ч.5 ст.37 Федерального закона №141-ФЗ для возобновления службы в противопожарной службе», не могут быть применены. То обстоятельство, что в период 02.12.2013 года он был освобожден от исполнения полномочий Главы сельского поселения <адрес> досрочно, в связи с назначением исполняющим обязанности Главы <адрес> затем 31.12.2013 года переведен на должность <данные изъяты> и в связи с расторжением 12.05.2014 года трудового договора, по основаниям ч.1 ст.77 ТК РФ, с 13.05.2014 года назначен Главой Администрации с.<адрес>, на основании Решения собрания представителей с.<адрес>, с 27.10.2015 г. на основании решения собрания представителей с.<адрес> от 27.10.2015 года вновь был избран и вступил в должность главы сельского поселения <адрес> и до сих пор продолжает осуществление данных полномочий, по мнению истца, не может свидетельствовать о нарушении им установленного порядка и на период издания приказа об увольнении не является основанием для его увольнения. Также указывает, что в приказе об увольнении ответчиком не верно определена выслуга лет, поскольку в приказе указано, что выслуга лет по состоянию на 21.05.2018 года составляет в календарном исчислении 18 лет 05 месяцев 23 дня, а фактически его стаж составил 22 года 11 месяцев 07 дней. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать приказ -НС от 21.05.2018 года по личному составу, об увольнение по п.11 ч.3 ст.83 Федерального закона от 23.05.2016 года №141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" капитана внутренней службы ФИО1 (Ф-278597), бывшего начальника караула 44 пожарной части государственного учреждения «8 отряд федеральной противопожарной службы по Самарской области (договорной), (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы), 21.05.2018 года, незаконным; восстановить его, ФИО1, трудовые и иные права в связи с прохождением государственной противопожарной службы, обязав ГУ МЧС России по Самарской области продлить приостановление службы на срок исполнения полномочий главы <адрес>.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить по вышеуказанным основаниям.

Представители Главного управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, просили в иске отказать по доводам, изложенным в отзыве.

Выслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении заявленных истцом требований, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ФИО1 проходил службу с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа 8-ОГПС УВД Самарской области по личному составу на должности мастера-пожарного 74 специализированной пожарной части 8 отряда Государственной противопожарной службы УВД Самарской области; на основании приказа по личному составу от 08.02.2000 года на должности старшего инструктора-пожарного 74 специализированной пожарной части; на основании приказа по личному составу от 01.02.2001 года на должности инспектора Государственного пожарного надзора 44 пожарной части; на основании приказа по личному составу от 18.05.2001 года на должности старшего инженера и руководителя смены 74 специализированной пожарной части; на основании приказа по личному составу от 18.03.2002 года на должности начальника караула 44 пожарной части 8 отряда; на основании приказа ГУ МЧС по Самарской области по личному составу от 10.08.2004 года на должности начальника караула 44 пожарной части 8 отряда; на основании приказа ГУ МЧС России по Самарской области по личному составу от 22.08.2005 года на должности начальника караула 44 пожарной части 8 отряда; на основании приказа -ВС от 31.07.2009 года на должности начальника караула 44 пожарной части 8 отряда (договорной).

В соответствии с абз.2 п.88 приказа МЧС России от 03.11.2011 года «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» основанием для издания приказа о приостановлении службы является рапорт сотрудника и решение избирательной комиссии об избрании сотрудника на выборную должность либо решение о назначении сотрудника на соответствующие государственные или муниципальные должности.

Согласно рапорту ФИО1 от 27.10.2010 года, в котором он просил приостановить службу в Государственной противопожарной службе на период осуществления полномочий главы <адрес>, приказом ГУ МЧС России от 20.10.2010 года -НС «по личному составу» ему приостановлена служба в Государственной противопожарной службе МСЧ России на срок исполнения полномочий главы <адрес>. С данным приказом истец ознакомлен под роспись 28.10.2010 года.

Таким образом, в приказе указан срок приостановления службы в Государственной противопожарной службе: на срок исполнения полномочий главы <адрес>

На срок исполнения полномочий главы сельского поселения <адрес>, указано в послужном списке истца.

На момент прекращения ФИО1 полномочий главы <адрес> служба сотрудников в Государственной противопожарной службе осуществлялась в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённым Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 года №4202-1 и Инструкцией №668, сотрудник, избранный главой муниципального образования, на период осуществления указанных полномочий приостанавливает службу либо увольняется со службы по собственному желанию. После прекращения указанных полномочий сотруднику по его желанию предоставляется ранее занимаемая должность, а в случае, если она замещена другим сотрудником, - иная равнозначная должность по прежнему, либо с его согласия иному месту службы.

Установлено, что с начала осуществления полномочий главы <адрес> с 28.10.2010 года ФИО1 не входит в численность Главного управления МЧС России по Самарской области, однако указанный период засчитывается в общий трудовой стаж и выслугу лет, дающего право на присвоение очередного звания, доплату за выслугу лет и назначении пенсии за выслугу лет. Денежное довольствие, в период приостановления службы не выплачивается.

Материалами дела подтверждено, что срок полномочий ФИО1 как главы <адрес> истек ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из записей в трудовой книжке истца, 02.12.2013 года ФИО1 освобожден от исполнения полномочий главы <адрес> досрочно по собственному желанию. 03.12.2013 года ФИО1 назначен исполняющим обязанности главы <адрес> на основании решения собрания представителей <адрес> от 02.12.2013 года . Далее ФИО1 31.12.2013 переведен на должность <адрес> на основании распоряжения от 31.12.2013 года . На основании решения собрания представителей сельского поселения Черноречье муниципального района <адрес> от 15.04.2014 года ФИО1 назначен главой <адрес><адрес>. На основании решения собрания представителей <адрес> от 27.10.2015 года ФИО1 вновь избран главой <адрес>.

Как указывалось выше, п.88 Инструкции №688, действовавшей в указанный период времени, установлено, что приостановление службы сотруднику возможно лишь в определенных случаях, в том числе в случае избрания депутатом представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, назначения на должность главы местной администрации. При этом обязанность по своевременному информированию руководителя соответствующей организации МЧС России об избрании (назначении) сотрудника на соответствующую должность, а также его увольнении либо освобождении от указанной должности возлагается на сотрудников.

Из представленных в материалы дела документов, в том числе рапорта ФИО1 о приостановлении службы, следует, что последнему был известен порядок прохождения документов и их согласования в организации МЧС.

Однако ФИО1 рапорт об освобождении от должности 02.12.2013 года, рапорт об избрании 03.12.2013 года на соответствующую должность в организацию МЧС представлен не был, доказательств своевременного информирования ответчика также не представлено.

Более того, из материалов дела усматривается, что в период с 31.12.2013 года по 15.04.2014 года ФИО1 замещал должность заместителя главы администрации района – руководителя аппарата администрации м.<адрес>, т.е. должность при замещении которой не предусмотрена возможность приостановления службы.

При указанных обстоятельствах довод истца о том, что на дату увольнения (21.05.2018 года) он продолжает осуществлять полномочия главы <адрес>, не состоятелен, поскольку в нарушение требований Инструкции №688 ФИО1 после истечения срока полномочий (02.12.2013 года) в должности главы <адрес>, установленного приказом -НС от 20.10.2010 года, не доложил рапортом на имя начальника ГУ МСЧ России по Самарской области о намерении продолжить или прекратить службу, а приступил 03.12.2013 года к исполнению обязанностей по иной должности – исполняющего главы администрации м.<адрес> на основании решения собрания представителей <адрес> от 02.12.2013 года , и далее занимал должности, на период исполнения обязанностей по которым ответчиком ему служба не приостанавливалась.

Как следует из материалов дела, 19.02.2018 года ФИО1 направил в адрес начальника ГУ МЧС России по Самарской области копию Решения Собрания Представителей <адрес> от 15.04.2014 года «О назначении Главы <адрес> а также копию Решения Собрания Представителей сельского поселения <адрес> от 27.10.2015 года «Об избрании Главы <адрес> по результатам конкурса», для уведомления (л.д.42).

Между тем, срок полномочий ФИО1 в должности главы <адрес>, установленный приказом -НС от 20.10.2010 года, истек ДД.ММ.ГГГГ, однако после этого ФИО1 не доложил рапортом на имя начальника ГУ МСЧ России по Самарской области о намерении продолжить или прекратить службу.

Таким образом, письмо, содержащее вышеуказанное уведомление, истец направил ответчику по истечении 4 лет 3 месяцев со дня, когда истекли его полномочия главы <адрес>

23.05.2016 года принят Федеральный закон №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно ст.98 Федерального закона признана утратившей силу часть 1 статьи 40 Федерального закона от 25.07.2002 года №116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности», согласно которой на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, переходящих на службу в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также на лиц, вновь поступающих на службу в Государственную противопожарную службу, до принятия федерального закона, регулирующего прохождение службы в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий распространялось Положение о службе в органах внутренних дел.

Соответственно, с момента вступления в силу Федерального закона от 23.05.2016 года №141-ФЗ на сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы не распространяется действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Положениями ст.37 Федерального закона от 23.05.2016 года №141-ФЗ предусмотрено, что если в течение одного месяца (не считая периодов временной нетрудоспособности) после окончания приостановления службы в федеральной противопожарной службе сотрудник не уведомит в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя о намерении продолжить или прекратить службу в федеральной противопожарной службе, заключённый с ним контракт расторгается по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 3 статьи 83 Федерального закона от 23.05.2016 года №141-ФЗ.

Таким образом, истец был обязан уведомить ответчика о прекращении полномочий главы <адрес> и о намерении продолжить или прекратить службу в федеральной противопожарной службе.

Ссылка ФИО1 на то, что ответчик в ноябре 2015 года был надлежаще уведомлен им о том, что ему пришлось сложить полномочия главы с<адрес>, не может быть принята судом во внимание, поскольку указанное заявление было направлено истцом в ГУ МЧС России по Самарской области с просьбой назначить ему пенсию по выслуге лет (л.д.141), через 1 год 11 месяцев 28 дней с момента истечения его полномочий в должности, на срок пребывания в которой была приостановлена его служба в ГПС МЧС.

По тем же основаниям суд отклоняет доводы истца о том, что ответчик уведомлялся им также и в ноябре 2016 года (л.д.70).

Приказом ГУ МСЧ России по Самарской области от 05.03.2018 года -НС «по личному составу» ФИО1 был уволен из ГПС по п.11 ч.3 ст.83 Федерального закона №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с истечением срока для возобновления службы в федеральной противопожарной службе.

Однако 17.05.2018 года Приказом ГУ МСЧ России по Самарской области от 17.05.2018 года -НС «по личному составу» указанный выше приказ об увольнении ФИО1 из ГПС был отменен (л.д.62).

18.05.2018 года ФИО1 был уведомлен ответчиком о необходимости прибыть 21.05.2018 года в ГУ МЧС России по Самарской области для ознакомления с приказом -НС (л.д.185).

21.05.2018 года подготовлено представление к увольнению ФИО1 по п.11 ч.3 ст.83 Федерального закона от 23.05.2016 года №141-ФЗ (л.д.103-104).

В тот же день, 21.05.2018 года, ФИО1 от написания рапорта на увольнение по п.11 ч.3 ст.83 Федерального закона от 23.05.2016 года №141-ФЗ отказался, о чем был составлен акт (л.д.105).

21.05.2018 года с ФИО1 была проведена беседа, на которой он был ознакомлен с представлением об увольнении по п.11 ч.3 ст.83 Федерального закона от 23.05.2016 года №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с истечением срока, установленного ч.5 ст.37 Федерального закона №141-ФЗ для возобновления службы в федеральной противопожарной службе с 21.05.2018 года (л.д.189).

Учитывая, что 21.05.2018 года начальником отдела кадров Главного управления МЧС России по Самарской области с истцом проведена беседа, истец, служба которому была приостановлена, требования Инструкции не выполнил, в 2013 году своевременно, в установленном порядке, не доложил ответчику о прекращении полномочий главы сельского поселения Черноречье м.р.Волжский Самарской области и о намерении продолжить или прекратить службу в федеральной противопожарной службе, приказом ГУ МСЧ России по Самарской области от 21.05.2018 года -НС «по личному составу» ФИО1 был уволен со службы в федеральной противопожарной службе по п.11 ч.3 ст.83 Федерального закона №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с истечением срока, установленного ч.5 ст.37 Федерального закона №141-ФЗ для возобновления службы в федеральной противопожарной службе с 21.05.2018 года. Выслуга лет по состоянию на 21.05.2018 года составляет в календарном исчислении – 18 лет 05 месяцев 23 дня, в льготном – нет. Выслуга лет для выплаты единовременного пособия при увольнении составляет 18 лет. В тот же день ФИО1 был ознакомлен с приказом лично, под роспись (л.д.67, 188).

Оснований для признания указанного приказа незаконным суд не усматривает, исходя из следующего.

Суд учитывает, что истцом, несмотря на избрание его на новую выборную должность, были нарушены как нормы действовавшего на тот момент законодательства об уведомлении ГУ МЧС России, так и нормы Федерального закона от 23.05.2016 года №141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" после вступлениях их в силу.

Несмотря на прекращение срока приостановления службы в связи с избранием главой <адрес> и его избранием на иную выборную должность, истцом не было обеспечено соблюдение положений п.88 Инструкции, утвержденной Приказом МЧС РФ от 03.11.2011 года , и не был представлен рапорт об избрании на новую выборную должность для рассмотрения вопроса о приостановлении службы в связи с занятием новой выборной должности.

С учетом ст.96 Федерального закона от 23.05.2016 года №141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", до приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, регламентирующих правоотношения, связанные со службой в федеральной противопожарной службе, нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Таким образом, Инструкция, утвержденная приказом МЧС РФ от 03.11.2011 года , до настоящего времени не утратившая силу, в которую после принятия Федерального закона от 23.05.2016 года №141-ФЗ вносились изменения Приказами МЧС России от 12.09.2017 года , от 06.10.2017 года , от 06.10.2017 года , применима к спорным правоотношениям в части, не противоречащей Федеральному закону от 23.05.2016 года №141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

После вступления в силу Федерального закона от 23.05.2016 года №141-ФЗ, был конкретизирован порядок действий работника после истечения срока приостановления службы в связи с избранием его на выборную должность органа местного самоуправления и установлено основание для увольнения работника в связи с несоблюдением данного порядка (как основание для увольнения по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон).

Как указывалось выше, согласно ч.3 ст.37 Федерального закона от 23.05.2016 года №141-ФЗ, если в течение одного месяца (не считая периодов временной нетрудоспособности) после окончания приостановления службы в федеральной противопожарной службе сотрудник не уведомит в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя о намерении продолжить или прекратить службу в федеральной противопожарной службе, заключенный с ним контракт расторгается по основанию, предусмотренному п.11 ч.3 ст.83 Федерального закона от 23.05.2016 года №141-ФЗ.

Как следует из материалов дела, рапорты об освобождении истца от должности <адрес>, рапорты о назначении истца на иные выборные должности, в установленный законодательством срок истцом не подавались.

В данном случае, п.11 ч.3 ст.83 Федерального закона от 23.05.2016 года №141-ФЗ, на основании которого было произведено увольнение истца, устанавливает императивную обязанность работодателя по расторжению контракта и увольнению сотрудника федеральной противопожарной службы со службы в федеральной противопожарной службе в связи с истечением срока для возобновления службы, что не является основанием для увольнения по инициативе работодателя.

В данном случае увольнение происходит в связи с наличием обстоятельств, не зависящих от воли нанимателя (истечением срока для уведомления нанимателя о намерении продолжить или прекратить службу в федеральной противопожарной службе), поскольку истец нарушил требования Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и Инструкции №688, не доложив в письменной форме о том, что 02.12.2013 года его полномочия как главы <адрес> истекли.

При таких обстоятельствах, учитывая, что увольнение истца проведено без нарушения действующего законодательства, порядок увольнения ответчиком не нарушен, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования не основаны на законе, в связи с чем не подлежат удовлетворению.

Довод истца о том, что приостановление ему службы не является оконченным, и фактически было продлено в связи с избранием на новую выборную должность, является несостоятельным.

Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, Инструкцией определено, что сотрудник, избранный главой муниципального образования приостанавливает службу на период осуществления указанных полномочий. Также действующим Федеральным законом от 23.05.2016 года №141-ФЗ предусмотрено, что служба приостанавливается до дня прекращения исполнения сотрудником соответствующих полномочий.

Ссылка истца на то, что Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и Инструкция не содержат процедурных правил относительно сроков восстановления на службе и не предусматривают необходимость подачи письменных документов о продлении приостановления службы, не освобождала его от необходимости соблюдать требования по уведомлению ответчика о прекращении полномочий и о намерении продолжить или прекратить службу в Государственной противопожарной службе. Федеральный закон от 23.05.2016 года №141-ФЗ определил срок уведомления - 1 месяц, соответственно, истец должен был своевременно уведомить уполномоченное лицо о своих намерениях продолжить или прекратить службу.

Не состоятелен и довод истца о том, что ГУ МСЧ России по Самарской области при увольнении не верно определена выслуга лет.

Согласно постановлению Совета министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уволенным со службы с 23.05.2016 года, помимо периодов, указанных в пункте 1 настоящего постановления, засчитываются в календарном исчислении, в том числе, период приостановления службы сотрудником федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

ФИО1 приостановлена служба в Государственной противопожарной службе с 28.10.2010 года на период осуществления полномочий главы <адрес>. 02.12.2013 года истец сложил полномочия главы <адрес>. Как указывалось выше, рапорты об освобождении истца от должности главы <адрес>, рапорты о назначении истца на иные выборные должности, в установленный законодательством срок в Главное управление не подавались, вопрос о повторном приостановлении службы в ГПС ФПС не был решен.

При таких обстоятельствах, Главное управление правомерно указало выслугу лет по со состоянию на 21.05.2018 года в календарном исчислении - 18 лет 05 месяцев 23 дня, так как приказом Главного управления от 20.10.2010 года -НС «по личному составу» истцу была приостановлена служба в Государственной противопожарной службе с 28.10.2010 года на период осуществления полномочий главы <адрес>, а полномочия по указанной должности были прекращены 02.12.2013 года.

С учетом того, что общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом должен соблюдаться, в том числе, и со стороны работников, учитывая, что истцом в период прекращения 02.12.2013 года его полномочий как главы <адрес> и его избрания 13.05.2014 года на указанную должность на новый срок, не было обеспечено соблюдение норм об информировании ответчика, предусмотренных как законодательством, действовавшим в указанный период, так и норм Федерального закона от 23.05.2016 года №141-ФЗ после вступления его в силу, принимая во внимание, что в действиях истца усматривается злоупотребление правом при реализации гарантий для лиц, которым приостановлена служба в связи с избранием на соответствующую выборную должность, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области о признании незаконным приказа об увольнении и восстановлении нарушенных прав – оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 22.06.2018 года.

Судья (подпись) Э.Н. Грищенко

Копия верна:

Судья

Секретарь