ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1398/2013 от 24.05.2013 Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ     24 мая 2013 года город Ноябрьск ЯНАО

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа

в составе председательствующего судьи НИГМАТУЛЛИНОЙ Д.М.

при секретаре судебного заседания КИРИЧКОВОЙ Т.М.,

с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика МБОУ ДОДСПО «Олимпиец» ФИО3, представителя ответчика УФКиС Администрации г.Ноябрьск ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей со спортивным профилем обучения Детско-юношеская спортивная школа «Олимпиец», Управлению по физической культуре и спорту Администрации <адрес>, Администрации <адрес> о признании незаконными действий по невыплате надбавки за государственную награду, взыскании надбавки, процентов за пользование чужими денежными средствами и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к МБОУ ДОДСПО ДЮСШ «Олимпиец», УФКиС Администрации <адрес> и Администрации <адрес> о признании незаконными действий по невыплате надбавки за государственную награду, взыскании надбавки, процентов за пользование чужими денежными средствами и компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указал, что имеет государственную награду – медаль «...», в связи с чем, работая в ДЮСШ «Олимпиец», в течение нескольких лет получал доплату в размере ... базового оклада из средств субвенции (дотации). Выплаты производились УФКиС на основании приказов директора ДЮСШ, однако с ДД.ММ.ГГГГ выплата ему не выплачивается, а с ДД.ММ.ГГГГ перестала даже начисляться. Его награда полностью соответствует профилю его работы, поскольку как на день ее получения, так и до сегодняшнего дня, он работает в качестве ... в сфере спорта. Каких-либо изменений в части выплаты в системе оплаты труда работников муниципальных учреждений спортивной направленности не произошло, поэтому прекращение выплаты незаконно. Просил признать действия ответчиков незаконными, взыскать с них доплату за государственную награду за ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ в размере ..., проценты за нарушение срока выплаты в сумме ..., а также ... рублей в счет компенсации морального вреда.

В судебном заседании истец и его представитель на иске настаивали, привели изложенные в исковом заявлении доводы. Дополнительно указали, что ни в приложениях, ни в тексте Положения об оплате труда нет указания на то, что доплата за государственную награду осуществляется только при условии ее соответствия профилю работы. Награда была получена истцом именно за деятельность в сфере спорта, поэтому нет никаких оснований полагать, что она не соответствует профилю его работы. Он намерен обжаловать ... Положения об оплате труда.

Представитель ответчика МБОУ ДОДСПО ДЮСШ «Олимпиец» в судебном заседании с иском не согласился, указав, что учреждение не вправе самостоятельно решать вопрос по доплатам к заработной плате, поскольку не имеет своих денежных средств, не оказывает платных услуг, из местного бюджета денежные средства на подобные выплаты не выделяются.

Представитель ответчика УФКиС Администрации <адрес> в ходе рассмотрения дела с иском также не согласилась, указав, что МБОУ ДОДСПО ДЮСШ «Олимпиец» финансируется за счет средств ... бюджета, своя бухгалтерия у этого учреждения отсутствует. Абсолютно все выплаты и иное бухгалтерское сопровождение деятельности ДЮСШ осуществляется в централизованном порядке УФКиС. Положение об оплате труда сотрудников муниципальных учреждений спортивной направленности, в том числе тренеров, утверждено Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, и полностью соответствует окружным нормативным актам, принятым в данной сфере. Кроме того, поскольку награда государственная, денежных средств на доплаты в связи с ее наличием в местном бюджете нет; ранее выплаты производились за счет субвенций, а после проверки вышестоящих органов и прокуратуры они прекратились. В Положении четко указано, что выплата производится исключительно при соответствии награды профилю работы.

Представитель ответчика Администрации <адрес> в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения явившихся лиц, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав истца, представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 был награжден медалью «...», что подтверждается выданным ДД.ММ.ГГГГ удостоверением (...).

Согласно утвержденному Указом Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ Положению о данной медали ею награждаются активные участники освоения недр и развития нефтегазового комплекса ... за самоотверженную работу по выявлению, разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений, добыче и промышленной переработке нефти и газа, строительству производственных и жилищно-гражданских объектов, транспортных магистралей, по энергоснабжению, транспортному и иному обслуживанию производств нефтегазового комплекса, а также работники научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, учреждений и организаций непроизводственной сферы, партийных, советских, профсоюзных и комсомольских органов, находящихся на территории нефтегазового комплекса, внесшие своим добросовестным трудом вклад в его развитие.

С ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 работает в спортивной сфере ..., в настоящее время – в ДЮСШ «Олимпиец», что следует из его трудовой книжки и расчетных листков (...). Из этих же расчетных листков усматривается, что истцу в связи с наличием награды осуществлялись дополнительные выплаты за счет субвенции в размере ... (без учета районного коэффициента и северных надбавок.)

Согласно действовавшему на момент награждения Материнского утвержденному Указом Президиума ВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ № Общему положению об орденах, медалях и почетных званиях СССР, таковые являлись государственными наградами СССР за особые заслуги в коммунистическом строительстве, защите социалистического Отечества, а также за иные особые заслуги перед Советским государством и обществом. К их числу была отнесена медаль "...", вручавшаяся за заслуги в решении важнейших народнохозяйственных задач СССР. При этом было установлено, что лица, удостоенные государственных наград СССР, пользуются льготами в случаях и порядке, установленных законодательством.

Пункт 4 Указа Президента РФ «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» предусматривает, что лицам, удостоенным государственных наград Российской Федерации, входивших в государственную наградную систему Российской Федерации до вступления в силу настоящего Указа, а также гражданам Российской Федерации, удостоенным государственных наград СССР, предоставляются меры социальной поддержки в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, испрашиваемая истцом доплата является мерой государственной социальной поддержки, но не входит в систему оплаты труда и не является расходным обязательством муниципального образования <адрес> и <адрес>.

Бюджетным кодексом РФ установлено, что формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии со ст.85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций, местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.

Наделение же органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации может иметь место в силу соответствующих норм федерального законодательства либо законами субъектов Российской Федерации. В силу ст.19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Следовательно, до возникновения расходных обязательств в виде выполнения отдельных государственных полномочий и передаче субвенций на их выполнение в обязательном порядке должна быть соблюдена процедура наделения органов местного самоуправления таким полномочиями. В случае если закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусматривает предоставление органам местного самоуправления субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий, то одновременно в действие должны быть введены и законы, предусматривающие наделение этих органов такими полномочиями.

Из текста Законов <адрес> « Об окружном бюджете на ... год и на плановый период ... годов» от ДД.ММ.ГГГГ № и «Об окружном бюджете на ... год и плановый период ... годов» от ДД.ММ.ГГГГ № а равно Решениями Городской Думы МО <адрес> «О бюджете муниципального образования <адрес> на ... год и на плановый период ... годов» от ДД.ММ.ГГГГ № и «О бюджете муниципального образования <адрес> на ... год и на плановый период ... годов» от ДД.ММ.ГГГГ № не усматривается, чтобы в бюджетах ЯНАО и МО <адрес> в ... годах были предоставлены субвенции на осуществление государственных полномочий в сфере предоставления льгот в связи с наличием у граждан государственных наград.

Согласно утвержденному Постановлением Администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Положению об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений спортивной направленности <адрес> (п...) работникам, удостоенным почетных и спортивных званий Российской Федерации, РСФСР, СССР, награжденным государственными наградами, отраслевыми почетными и нагрудными знаками и медалями, устанавливаются стимулирующие выплаты. Эти выплаты производятся при условии соответствия званий, наград и знаков отличия профилю выполняемой работы за счет средств фонда оплаты труда (...). Доказательств того, что имеющаяся у истца награда соответствует профилю выполняемой им работы, суду не представлено.

Данное Положение в полной мере соответствует порядку оплаты труда работников окружных государственных учреждении спортивной направленности (...).

Пункты ... Положения об оплате труда работников ДЮСШ «Олимпиец» (...) не могут учитываться и применяться в отдельности друг от друга, поэтому следует полагать, что выплаты за государственные награды работодателем также могут быть осуществлены лишь при условии их соответствия профилю выполняемой работником работы.

Ранее Материнский действительно получал доплату за награду (...), финансирование такой доплаты осуществлялось ответчиками на основании Закона ЯНАО «Об образовании в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № за счет средств окружного бюджета, однако данная норма утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с этим следует признать, что при наличии таких нормативных актов, регулирующих как отношения между всеми уровнями бюджета в целом, так и оплату труда работников муниципальных образовательных учреждений спортивной направленности <адрес>, а также полное отсутствие в окружных и местных бюджетах на спорный период субвенций на эти цели, оснований для продолжения осуществления Материнскому выплат не имелось.

То обстоятельство, что и ДЮСШ и УФКиС являются учреждениями, финансируемыми из средств местного бюджета (в том числе с точки зрения оплаты труда работников), у суда сомнений не вызывает и подтверждается Положением об управлении по физической культуре и спорту (утверждено ДД.ММ.ГГГГ – ...) и Уставом ДЮСШ (утвержден ДД.ММ.ГГГГ – ...). Полномочия по ведению бухгалтерского учета смет доходов и расходов ДЮСШ по бюджетным средствам и средствам, полученным из внебюджетных источников, в том числе учета имущества, финансовых обязательств и их движения, а также хозяйственных операций, заключение договоров переданы УФКиС (...). Платных услуг ДЮСШ не оказывает, самостоятельных доходов не имеет (...).

Постановлением об оплате труда работников образовательных учреждений Ноябрьска (утверждено ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрен абсолютно такой же порядок оплаты в части, касающейся выплат в связи с наличием государственных наград (...), в связи с чем говорить о неравенстве положения сотрудников сферы спорта и сферы образования Ноябрьска оснований нет.

Упомянутое представителем истца Положение об оплате труда работников муниципальных учреждений спортивной направленности МО <адрес> (утверждено ДД.ММ.ГГГГ) не распространяет свое отношение на работников ДЮСШ, что прямо следует из его текста (...).

Таким образом, в ходе рассмотрения дела не было установлено обстоятельств, влекущих возможность получения истцом доплат, связанных с наличием у него государственной награды, за счет средств местного и окружного бюджетов, в связи с чем его исковые требования в таком объеме, как они в настоящее время заявлены, не могут быть удовлетворены в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей со спортивным профилем обучения Детско-юношеская спортивная школа «Олимпиец», Управлению по физической культуре и спорту Администрации <адрес>, Администрации <адрес> о признании незаконными действий по невыплате надбавки за государственную награду, взыскании надбавки, процентов за пользование чужими денежными средствами и компенсации морального вреда отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.

...

Решение в окончательной форме принято 29 мая 2013 года.

Судья Д.М.Нигматуллина