№ 2-1398/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 июля 2016 года город Орск
Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Кравцовой Е.А.,
при секретаре Кормич Л.Н.,
с участием истца ФИО1,
третьего лица на стороне истца ФИО2,
представителя ответчика ЗАО «ЮУЭСК» ФИО3,
представителя ответчика ПАО «Т Плюс» ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к закрытому акционерному обществу «Южно-Уральская энергосбытовая компания», обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал города Орска», публичному акционерному обществу «Т Плюс» о признании недействительным расчета энергоресурсов, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу «Южно-Уральская энергосбытовая компания» (далее – ЗАО «ЮУЭСК»), в котором просил признать недействительным расчет энергоресурсов в его квартире, произведенный ответчиком за период с 01.08.2015 года по настоящее время, взыскать с ответчика в его пользу незаконно полученные денежные средства за энергоресурсы в размере <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб., обязать ответчика прекратить расчет и начисление ему задолженности за энергоресурсы с применением повышающих коэффициентов.
В обоснование иска указал, что он проживает в квартире по адресу: <адрес>. Оплату коммунальных услуг истец производит на основании счетов-квитанций, выставленных ему ЗАО «ЮУЭСК». С 01.08.2015 года ответчик производит расчет за потребление холодной воды, холодной воды на нужды горячего водоснабжения, тепловой энергии на нагрев воды для горячего водоснабжения, расход холодной воды на общедомовые нужды и стоки с применением повышающих коэффициентов к ранее установленным нормам потребления энергоресурсов, что истец считает незаконным, поскольку постановлением Правительства Оренбургской области № 686-п от 17.08.2012 года в редакции постановления Правительства Оренбургской области № 527-п от 07.07.2015 года допускается применение повышающих коэффициентов к ранее установленным нормам потребления энергоресурсов при наличии технической возможности установки коллективных, индивидуальных или общих приборов учета. Из этого следует, что в случае отсутствия технической возможности установки индивидуальных приборов учета и установки общедомовых счетчиков применение повышающих коэффициентов является незаконным. Правомерность применения ответчиком повышающих коэффициентов не подтверждена актом обследования квартиры истца на предмет возможности установки индивидуальных приборов учета на холодную и горячую воду. Кроме того, одностороннее изменение условий поставки энергоресурсов потребителям не соответствует требования ст. 310 ГК РФ, ст. 16 Федерального закона РФ «О защите прав потребителей». Истцом была направлена претензия ответчику, в удовлетворении которой ему было отказано. Истец считает, что постановление Правительства Оренбургской области № 686-п от 17.08.2012 года в редакции постановления Правительства Оренбургской области № 527-п от 07.07.2015 года незаконно, противоречит законодательству РФ – ст. 16 Закона «О защите прав потребителей», ст. 310 ГК РФ, Закону РФ «Об энергосбережении и эффективности», что подтверждает прокуратура Оренбургской области.
Оплата энергоресурсов истцом производилась на основании выставленных ему ответчиком счетов-квитанций, в результате чего ответчик необоснованно начислил и незаконно получил с истца денежные средства: в августе 2015 года – <данные изъяты> руб., в сентябре 2015 года – <данные изъяты> руб., в октябре 2015 года – <данные изъяты> руб., в ноябре 2015 года – <данные изъяты> руб., в декабре 2015 года <данные изъяты> руб., в январе 2015 года – <данные изъяты> руб., в феврале 2015 года – <данные изъяты> руб., в марте 2015 года – <данные изъяты> руб., в апреле 2015 года – <данные изъяты> руб., а всего на общую сумму <данные изъяты> руб.
Умышленным нарушением прав истца на получение коммунальной услуги, отказом выполнить его законные требования в досудебном порядке ответчиком истцу причинен моральный вред, выразившийся в страданиях в связи ощущением своей беспомощности перед самоуправством монополиста в сфере оказания услуги энергоснабжения, демонстративном нарушении ответчиком законных прав истца.
14.06.2016 года от истца в суд поступило обоснование законности требований искового заявления, в котором он ссылается на письма Минрегионразвития РФ от 20.03.2007 года № 4989-СК/07, 4967-СК/07 с разъяснениями о том, что ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг. Согласно письму Министерства от 03.05.2007 года № 8326-РМ/07, именно управляющая организация является исполнителем и обязана заключить соответствующие договоры с ресурсоснабжающими организациями. Отказ управляющей организации от предоставления коммунальных услуг в качестве исполнителя является незаконным (письмо Минрегионразвития от 05.08.2008 года № 19197/14). Данные обстоятельства подтверждаются судебной практикой. Подтвердить техническую возможность установки приборов учета возможно актом, обязанность составления которого, по мнению истца, возложена на ООО «Коммунальщик-Сервис» как исполнителя коммунальных услуг и ответственного за содержание общих внутридомовых инженерных сетей, и именно ему предоставлено право применения повышающих коэффициентов. Дом <адрес> в 2006 году был включен в городскую программу сноса ветхого жилья, впоследствии по требованию прокуратуры был исключен администрацией города из данной программы, но не перестает быть ветхим. При расчете платы за коммунальные услуги, предоставленные в домах, отнесенных к ветхим или аварийным, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013 года, применяется базовый норматив, поскольку на такие дома не распространяется требование ст. 13 Федерального закона РФ от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части оснащения их приборами учета потребляемых энергетических ресурсов. Истец считает, что право применения повышающих коэффициентов к базовым нормативам потребления энергоресурсов в его квартире, при наличии доказанной технической возможности установки приборов учета, предоставлено исполнителю коммунальных услуг ООО «Коммунальщик-Сервис», а не ресурсоснабжающей организации ЗАО «ЮУЭСК». ООО «Орск Водоканал» и ЗАО «ЮУЭСК» незаконно зачисляют полученные с истца средства за счет применения повышающих коэффициентов себе в реализацию.
Определением суда от 01.06.2016 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены общество с ограниченной ответственностью «Водоканал города Орска» (далее ООО «Орск Водоканал»), публичное акционерное общество «Т Плюс» (далее ПАО «Т Плюс»), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью «Коммунальщик-Сервис» (далее ООО «Коммунальщик-Сервис»).
Определением суда от 29.06.2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне истца привлечена ФИО2
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно суду пояснил, что он и его жена ФИО2 являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, полагает, что для применения повышающих нормативов в его квартире должны были составить акт о возможности установки приборов учета.
Представитель ответчика ЗАО «ЮУЭСК» ФИО3, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признал. Суду пояснил, что ЗАО «ЮУЭСК» не является ресурсоснабжающей организацией, данная организация производит начисление платы за потребленные коммунальные услуги по агентскому соглашению с ресурсоснабжающими организациями.
Представитель ответчика ООО «Орск Водоканал» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что обязанность по оснащению жилого помещения приборами учета лежит на потребителе коммунальных услуг. Следовательно, в случае отсутствия технической возможности установки прибора учета абонент должен обратиться в ООО «Орск Водоканал» с заявлением о проведении обследования помещения на предмет установления отсутствия технической возможности установки прибора учета. Истец в ООО «Орск Водоканал» с заявлением о проведении обследования помещения на предмет установления отсутствия технической возможности установки прибора учета не обращался, в связи с чем начисления истцу производились с учетом повышающих коэффициентов.
Представитель ответчика ПАО «Т Плюс» ФИО4 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала, указав, что ПАО «Т Плюс» поставляет истцу ресурс в виде тепловой энергии на отопление и подогрев горячей воды. В доме истца установлен бойлер. ПАО «Т Плюс» не взимает плату за холодную воду и за холодную воду на нужды горячего водоснабжения начисление. Величина платы за тепловую энергию на нужды ГВС является производной от объема потребления холодной воды на нужды ГВС. Объем холодной воды определяют ООО «Орск Водоканал» и ЗАО «ЮУЭСК». Вместе с тем, начисление платы за горячее водоснабжение с учетом повышающего коэффициента произведено в соответствии с требованиями действующего законодательства, истец не представил документы, подтверждающие отсутствие технической возможности установить индивидуальный узел учета горячей воды.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика ООО «Коммунальщик-Сервис» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Дополнительно предоставил пояснение, что договор между ООО «Орск Водоканал» и ООО «Коммунальщик-Сервис» на поставку коммунальных ресурсов не заключен. Исполнителем коммунальных услуг МКД <адрес> является ООО «Орск Водоканал» на основании публичного договора от 2004 года. Данные обстоятельства отражаются в квитанция по оплате коммунальных услуг.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, на стороне истца ФИО2 в судебном заседании исковые требования истца поддержала, указав, что согласно постановлениям Правительства РФ № 344 от 16.04.2013 года «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг, №№ 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» предоставляет право исполнителям коммунальных услуг (в данном случае ООО «Коммунальщик-Сервис») применять повышающие коэффициенты к базовым нормативам потребления энергоресурсов при наличии доказанной технической возможности установления приборов учета. При расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные в дома, отнесенные к ветхим или аварийным, подлежащим сносу или капитальному ремонту, должен применяться базовый норматив. Дом <адрес> построен в ДД.ММ.ГГГГ и отнесен администрацией г.Орска к ветхому состоянию, что было опубликовано в СМИ г. Орска. Акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета ООО «Коммунальщик-Сервис» не составлялся.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, выслушав пояснение сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Сторонами не оспаривается, что истец ФИО1 и третье лицо ФИО2 являются собственниками квартиры <адрес>.
В связи с отсутствием приборов учета в квартире истца, размер оплаты коммунальных услуг ХВ, ХВ на нужды ГВС определяется исходя из нормативов. При этом, размер норматива установлен с повышающим коэффициентом.
Истец полагает, что повышающий коэффициент на норматив потребления коммунальной услуги может быть применен только после установления факта технической возможности установки приборов учета.
Суд приходит к выводу, что данный довод истца не основан на нормах права.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Указанными правилами, в частности, определен порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг норматив потребления коммунальной услуги определен как количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
Абзацем вторым пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к данным Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предусмотрено, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В части 5 вышеприведенной статьи также указано, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Кроме того, пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг, предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме определяется в ходе обследования исходя из критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее также Критерии), утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 № 627.
Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, форма и порядок заполнения которого также утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 № 627 (пункт 6 Критериев).
В Письме от 18.03.2015 № 7288-ач/04 Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации даны разъяснения по вопросу применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг с 01.01.2015, а именно, повышающие коэффициенты применяются при расчете размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета, в том числе при наличии технической возможности установки прибора учета или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета (на основании пункта 3 Правил № 306 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации дает разъяснения по применению указанных Правил).
Таким образом, действующим законодательством предусматривается применение повышающих коэффициентов к нормативам потребления при расчете размера платы за коммунальную услугу, как при наличии акта обследования, подтверждающего наличие технической возможности установки прибора учета, так и при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета.
Составление акта о наличии или отсутствии технической возможности установки приборов учета производится ресурсоснабжающей организацией по заявлению собственника квартиры.
Порядок составления данного акта, предусмотренного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627, а также Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов» носит заявительный характер и без заявления собственника квартиры невозможна.
Истец ФИО1 пояснил, что с заявлением о составлении акта об отсутствии ( наличии) технической возможности установки приборов учета в ООО «Орск Водоканал», ООО «Коммунальщик – Сервис» не обращался.
Доказательств отсутствия возможности установки приборов учета истцом в ходе судебного разбирательства также не представлено.
Довод истца о признании жилого дома ветхим не нашел своего подтверждения в судебном заседании, поскольку согласно сведениям Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Орска, жилой дом по адресу: <адрес> аварийным, подлежащим сносу или реконструкции не признан.
Пунктом 18(1) Правил № 306 предусмотрено применение повышающих коэффициентов при определении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета. Повышающие коэффициенты составляют:
с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. - 1,1;
с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 1,2;
с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 1,4;
с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 1,5;
с 2017 года - 1,6.
В соответствии с Правилами № 306 повышающие коэффициенты действуют с 01.01.2015г.
Нормативы потребления коммунальных услуг с учетом повышающих коэффициентов установлены постановлением Правительства Оренбургской области от 07.07.2015 года № 527-п «О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 17.0.2012 года № 686-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Оренбургской области»
Согласно представленных квитанций об оплате, ЗАО «ЮУЭСК», действующий на основании агентского договора с ООО «Орск Водоканал», правомерно начислил истцу плату за потребленные коммунальные услуги по холодному водоснабжения, а также холодному водоснабжению на нужды горячего водоснабжения с применением повышающих нормативов.
Таким образом, у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца.
Вместе с тем, истец вправе обратиться в ресурсоснабжающую организацию ООО «Орск Водоканал» по вопросу установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета. В случае несогласия с данным актом, истец может оспорить его в судебном порядке.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к закрытому акционерному обществу «Южно-Уральская энергосбытовая компания», обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал города Орска», публичному акционерному обществу «Т Плюс» о признании недействительным расчета энергоресурсов, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд, через Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области, в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Е.А. Кравцова
Мотивированная часть решения суда изготовлена 13.07.2016 года.
Судья Е.А. Кравцова