ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1399(1)/2016 от 15.09.2016 Вольского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2-1399(1)/2016

Решение

Именем Российской Федерации

15 сентября 2016 года г. Вольск

Вольский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Черняевой Л.В.

при секретаре Фоминой Ю.А.

с участием помощника Вольского межрайонного прокурора Ивановой Л.А.,

представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по иску Вольского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Вольского муниципального района Саратовской области об обязании принять меры по сносу многоквартирных жилых домов,

установил:

Вольский межрайонный прокурор, действующий в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Вольского муниципального района Саратовской области, указав следующее.

Межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о жилищных правах граждан в части обеспечения сноса многоквартирных домов, расселенных в рамках реализованной Администрацией Вольского муниципального района Саратовской области муниципальной программы.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Аналогичные положения содержатся в Уставе муниципального образования «Город Вольск».

Из положений ст. 32 ЖК РФ следует, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Пунктом 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

На основании ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению, окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

В ходе проверки установлено, что на территории г. Вольска Саратовской области расположены многоквартирные дома указанной категории: ул. Каховская, д. 1 «а»; ул. Аткарская, <...>

В настоящее время все жилые помещения в многоквартирных домах изъяты у граждан-собственников и находятся в муниципальной собственности МО «Город Вольск».

Указанные аварийные многоквартирные дома расселялись в рамках реализации муниципальной программы: «Переселение граждан из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда в 2013-2015 годах», утвержденной постановлением Администрации Вольского МР СО от 17.05.2013 г. № 1026 (далее - Программы).

Согласно положениям Программы её целью являлось, в том числе, создание благоприятных условий проживания граждан, их переселение из аварийного жилищного фонда.

Паспортом программы было предусмотрено, что снос переселенного аварийного жилого фонда должен был быть осуществлен в 2015 г..

В соответствии с п. 2.3.4 соглашения о долевом финансировании муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 году от 12.07.2013 г., заключенным между Министерством строительства и ЖКХ Саратовской области с одной стороны и Администрацией ВМР с другой, муниципальный район обязан был выполнить обязательства по сносу многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.

7 августа 2015 г. между Управлением муниципального хозяйства Администрации ВМР с одной стороны и ООО «Профит» с другой был заключен договор № 1/02 на выполнение работ по демонтажу здания аварийного жилищного фонда, расположенного на территории МО «Город Вольск» за счет средств ООО «Профит». Согласно приложению № 1 «Техническое задание» к вышеуказанному договору сносу подлежали, в том числе, и вышеуказанные дома. Работы по сносу согласно п. 1.2 договора должны были быть выполнены до 15.12.2015 г..

Межрайонной прокуратурой в 2015 г. было внесено представление в адрес главы Вольского МР об устранении нарушений законодательства, выразившихся в непроведении работ по сносу расселенных жилых домов. Согласно ответу Администрации Вольского муниципального района Саратовской области расселенные аварийные дома в рамках программных мероприятий должны быть снесены в 4 квартале 2015 г..

Однако в указанные выше сроки дома снесены не были, что свидетельствует о неэффективности и недостаточности принимаемых Администрацией Вольского муниципального района Саратовской области мер по сносу домов.

В соответствии со ст. 32 Устава МО «Город Вольск» исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района возлагается на Администрацию Вольского муниципального района.

Таким образом, мероприятия по сносу домов должны проводиться Администрацией Вольского муниципального района Саратовской области, являющейся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.

В связи с тем, что вышеуказанные дома не снесены, доступ к данным домам посторонних лиц не ограничен, сохраняется угроза обрушения и разрушения аварийных помещений, что может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц и их имуществу. Наличие свободного доступа в дома не исключает возможность совершения правонарушений и преступлений в данных помещениях, в том числе создается и террористическая угроза.

Кроме того, данные дома ухудшают внешний облик города, сдерживают развитие инфраструктуры, что в свою очередь снижает инвестиционную привлекательность территории.

Из вышеизложенного следует, что Администрация Вольского муниципального района Саратовской области обязана принять меры по сносу следующих аварийных домов: ул. Каховская, <...> ул. Одесская, <...>.

В соответствии со ст.ст. 11, 12 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного обязание Администрации Вольского муниципального района Саратовской области исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства может быть обеспечено судебным решением.

Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с их финансовыми возможностями.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Поэтому межрайонным прокурором принято решение обратиться в интересах неопределенного круга лиц в Вольский районный суд Саратовской области.

На основании изложенного прокурор просит обязать Администрацию Вольского муниципального района Саратова области принять меры по сносу следующих многоквартирных домов в <...> «а»; ул. Аткарская, <...> до 31 декабря 2016 г.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме, дал объяснения, аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика в судебном заседании против иска возражал, указывая, что ответчиком принимаются необходимые меры к сносу указанных в иске жилых домов. В то же время денежных средств для осуществления сноса недостаточно. Несмотря на имеющиеся финансовые затруднения, Администрация Вольского муниципального района планирует завершить работы по сносу перечисленных в иске многоквартирных аварийных домов в срок до 31 декабря 2016 года.

Суд, выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, изучив письменные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Аналогичные положения содержатся в Уставе муниципального образования «Город Вольск».

В силу ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению, окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

В ходе проверки, проведенной Вольской межрайонной прокуратурой, установлено, что на территории г. Вольска Саратовской области расположены многоквартирные дома указанной категории: ул. Каховская, д. 1 «а»; ул. Аткарская, <...> подлежащие сносу.

Указанные аварийные многоквартирные дома расселялись в рамках реализации муниципальной программы: «Переселение граждан из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда в 2013-2015 годах», утвержденной постановлением Администрации Вольского МР СО от 17.05.2013 г. № 1026. Паспортом программы было предусмотрено, что снос переселенного аварийного жилого фонда должен был быть осуществлен в 2015 г..

В соответствии с п. 2.3.4 Соглашения о долевом финансировании муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 году от 12.07.2013 г., заключенным между Министерством строительства и ЖКХ Саратовской области с одной стороны и Администрацией ВМР с другой, муниципальный район обязан был выполнить обязательства по сносу многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.

7 августа 2015 г. между Управлением муниципального хозяйства Администрации ВМР с одной стороны и ООО «Профит» с другой был заключен договор № 1/02 на выполнение работ по демонтажу здания аварийного жилищного фонда, расположенного на территории МО «Город Вольск» за счет средств ООО «Профит». Согласно приложению № 1 «Техническое задание» к вышеуказанному договору сносу подлежали, в том числе, и вышеуказанные дома (л.д. 47-50). Работы по сносу согласно п. 1.2 договора должны были быть выполнены до 15.12.2015 г.

Межрайонной прокуратурой в 2015 г. было внесено представление в адрес главы Вольского МР об устранении нарушений законодательства, выразившихся в непроведении работ по сносу расселенных жилых домов. Согласно ответу Администрации Вольского муниципального района Саратовской области расселенные аварийные дома в рамках программных мероприятий должны быть снесены в 4 квартале 2015 г. (л.д. 45-46).

Согласно договору об оказании услуг № 02 по сносу здания аварийного жилищного фонда, расположенного на территории города Вольска, от 19 февраля 2016 года и дополнительному соглашению к нему от 20 апреля 2016 года Управление муниципального хозяйства (далее по тексту - УМХ) Администрации Вольского муниципального района поручило ООО «Дом плюс» выполнить собственными силами и средствами услуги по сносу зданий аварийного жилищного фонда, указанного в приложении № 1 к договору (<...> в срок до 01.07.2016 года (л.д. 51-55).

В соответствии с договором об оказании услуг по сносу здания аварийного жилищного фонда, расположенного на территории города Вольска, от 21 апреля 2016 г. УМХ Администрации Вольского муниципального района поручило Обществу с ограниченной ответственностью «ЭЛЕКТРОННОЕ КРАНОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МОНТАЖ» выполнить собственными либо привлеченными силами и средствами услуги по сносу зданий аварийного жилищного фонда, указанного в приложении №1 к настоящему договору (г. Вольск, ул. Одесская-2, ул. Чапаева-42), а также произвести очистку земельных участков от строительного мусора, рекультивацию земельных участков после сноса зданий аварийного жилищного фонда, расположенных на территории муниципального образования город Вольск, в срок до 1 июля 2016 года (л.д. 56-58).

Однако в указанные выше сроки дома снесены не были.

Из ответа начальника УМХ Администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 14.09.2016 года на имя начальника Управления правового обеспечения Администрации Вольского муниципального района Саратовской области следует, что в домах по адресам: <...>«а», ул. Дачная, дом 1 в настоящее время ведутся работы по демонтажу. По остальным домам (<...> будет проведен аукцион по выбору подрядчика, и в срок до 31.12.2016 года работы по демонтажу будут завершены.

В соответствии со ст. 32 Устава МО «Город Вольск» исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района возлагается на Администрацию Вольского муниципального района.

Таким образом, мероприятия по сносу домов должны проводиться Администрацией Вольского муниципального района Саратовской области, являющейся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.

Так как вышеуказанные дома не снесены, доступ к данным домам посторонних лиц не ограничен, сохраняется угроза обрушения и разрушения аварийных помещений, что может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц и их имуществу. Наличие свободного доступа в дома не исключает возможность совершения правонарушений и преступлений в данных помещениях, в том числе создается и террористическая угроза. Также данные дома ухудшают внешний облик города, сдерживают развитие инфраструктуры.

Доводы ответчика о недостаточности средств для исполнения обязанности по сносу аварийных домов не могут служить основанием для освобождения Администрации Вольского муниципального района от указанной обязанности, в противном случае права и законные интересы неопределенного круга лиц будут нарушены.

Учитывая изложенное, заявленные исковые требования Вольского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ответчику подлежат удовлетворению, и Администрация Вольского муниципального района Саратовской области обязана принять меры по сносу следующих аварийных домов: ул. Каховская, д. 1«а»; ул. Аткарская, <...> в срок до 31 декабря 2016 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Вольского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Вольского муниципального района Саратовской области об обязании принять меры по сносу многоквартирных жилых домов удовлетворить.

Обязать Администрацию Вольского муниципального района Саратова области до 31 декабря 2016 г. принять меры по сносу следующих многоквартирных домов в г. Вольске по адресам: ул. Каховская, д. 1«а»; ул. Аткарская, <...>

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Вольский районный суд Саратовской области.

Судья Л.В. Черняева