ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1399/2017 от 20.02.2017 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2-1399/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 февраля 2017 года

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Стех Н.Э.,

при секретаре Акберовой Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Правительству Удмуртской Республики, Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики о признании его освобождения и увольнения с должности заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики незаконными и изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию, о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Правительству Удмуртской Республики, Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики о признании Указа Главы Удмуртской Республики от <дата> года № <номер> и распоряжения Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики № <номер> от <дата> года об освобождении ФИО1 от должности заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики незаконным, изменении формулировки увольнения на увольнение по собственному желанию.

Исковые требования мотивировал тем, что с <дата> года он работал в должности заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики в соответствии с трудовым договором № <номер> от 11.10.2014 года.

<дата> года издан Указ Главы Удмуртской Республики № <номер> следующего содержания: «В соответствии с п. 11 ст. 47 Конституции Удмуртской Республики постановляю: освободить ФИО1 от должности заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики <дата> года по инициативе работодателя, пункт 7.1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации».

Указ опубликован на официальном сайте Правительства Удмуртской Республики.

Конкретное основание увольнения в Указе не отражено.

На основании Указа Администрацией Главы и Правительства Удмуртской Республики издано распоряжение № <номер> от <дата> года о прекращении действия трудового договора и увольнении с <дата> года ФИО1 с указанной должности по инициативе работодателя, пункт 7.1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

До издания Указа состоялось заседание Комиссии по координации работы по противодействии коррупции в Удмуртской Республике (протокол от <дата> года №<номер> рекомендовавшей Главе Удмуртской Республики освободить ФИО1 от занимаемой должности в связи с представлением недостоверных сведений о своих доходах за <данные изъяты> годы и, на основании п. 7.1 ст. 81 ТК РФ, расторгнуть с ним трудовой договор, т.к. эти действия дают основание для утраты доверия со стороны работодателя.

Освобождение от должности (увольнение) является незаконным. Основанием для увольнения может быть представление заведомо недостоверных и неполных сведений. Заведомый характер представления неполных и недостоверных сведений ничем не подтвержден и не был предметом рассмотрения при решении вопроса об освобождении истца от должности.

До настоящего времени истец не знаком с материалами Комиссии, положенными в основу ее решения.

В результате у истца отсутствует возможность представить подробное и мотивированное объяснение.

Освобождение от должности (увольнение) государственного служащего по п. 7.1 ст. 81 ТК РФ является дисциплинарным взысканием (ч. 2 ст. 192 ТК РФ).

До применения взыскания с истца не истребовано письменное объяснение, взыскание применено без учета тяжести совершенного проступка и обстоятельств, при которых он совершен (ст.ст. 192,193 ТК РФ). Шестимесячный срок для применения дисциплинарного взыскания истек.

В последующем исковые требования в части изменил, просил признать его освобождение и увольнение с должности заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики незаконными и изменить формулировку основания увольнения на увольнение по собственному желанию, а также заявил требование о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула из расчета среднедневного заработка в размере 8041,99 руб. (размер указан с учетом уточнений).

В судебное заседание ФИО1, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте судебного заседания, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель ФИО1, ФИО2, исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.

При этом пояснил, что к спорным правоотношениям подлежит применению Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Закон Удмуртской Республики от 20.09.2007 года № 55-РЗ «О мерах по противодействию коррупционным проявлениям в Удмуртской Республике», Федеральный закон от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указ Главы Удмуртской Республики от 13.11.2015 года № 219 «О комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Удмуртской Республике».

Общий порядок применения дисциплинарного взыскания к гражданскому служащему установлен ст. 58 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ и предусматривает затребование от гражданского служащего объяснений в письменной форме (ч. 1), проведение служебной проверки (ч. 2), учет тяжести совершенного дисциплинарного проступка, степени его вины, обстоятельств, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующих результатов исполнения им своих обязанностей.

Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Дисциплинарное взыскание применено к ФИО1 с многочисленными нарушениями действующего законодательства:

- при установлении факта совершения дисциплинарного проступка составители доклада ограничились цитированием представления прокуратуры УР от <дата> года;

- вопросы о виновности ФИО1, о причинах и условиях, при которых совершены вменяемые правонарушения, в ходе проверки не рассматривались;

- характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка, не установлен;

- выборный профсоюзный орган государственного органа к составлению заключения-доклада не привлекался, несмотря на то, что ФИО1 является членом профсоюза.

В качестве обстоятельств, свидетельствующих о характере и тяжести совершенного ФИО1 правонарушения в заключении-докладе от <дата> года указаны:

- представление лицом, занимающим государственную должность Удмуртской Республики заведомо недостоверных, неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за <данные изъяты> годы;

- учтен объем сокрытого дохода;

- обстоятельства, при которых нарушение совершено (сведения предоставлялись не впервые, порядок предоставления законодательно урегулирован и общеизвестен);

- неоднократность проступков, ранее имевшие место недостатки при представлении сведений;

- установление при проведении другой проверки (окончена <дата> года) факта несоблюдения ФИО1 требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов.

Доказательств в подтверждение умышленного характера непредставления сведений в заключениях-докладах не содержится.

Обстоятельства, при которых вменяемые нарушения совершены, не исследовались.

Имеются существенные расхождения между текстом протокола заседания Комиссии, представленного ответчиками в суд, и выпиской из протокола, выданной ФИО1 секретарем Комиссии.

Число голосов членов Комиссии, поданных «за», нельзя считать достоверным, поскольку общее число голосов не соответствует числу присутствовавших на заседании членов комиссии.

Протокол заседании Комиссии велся неуполномоченным лицом. На заседании Комиссии участвовали лица, не утвержденные в качестве членов Комиссии.

Принимая во внимание, что число воздержавшихся превышает число голосовавших «за», имеются основания утверждать, что решение рекомендовать Главе Удмуртской Республики освободить ФИО1 от занимаемой должности и расторгнуть с ним трудовой договор не принято.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 6.3 Закона УР от 20.09.2007 года № 55-РЗ, увольнение должно было осуществляться на основании заключения Совета при Главе Удмуртской Республики по противодействию коррупции. Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Удмуртской Республике на день проведения заседания 31.10.2016 года таким правом не обладала.

В решении об увольнении в нарушение положения пункта 13 ст. 6.3 Закона Удмуртской Республики от 20.09.2007 года № 55-РЗ не указано деяние, которое было совершено лицом, замещающим государственную должность Удмуртской Республики, нормативные правовые акты, положения которых им нарушены, а также мотивы принятия решения.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО3 с исковыми требованиями не согласился. При этом пояснил, что увольнение совершено при наличии законного основания к увольнению с соблюдением процедуры и сроков увольнения, Указ вынесен компетентным лицом.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО4 суду показала, что является начальником сектора по вопросам противодействия коррупции Управления Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики. В должностные обязанности входит координация работы по противодействию коррупции в Удмуртской Республике, подготовка заседания Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Удмуртской Республике, решение организационных вопросов, рассылка материалов; на заседании Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Удмуртской Республике свидетель присутствует как приглашенный, правом голоса не обладает, составляет протокол заседания Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Удмуртской Республике. Не выполняет функцию секретаря Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Удмуртской Республике, ее выполняет Полов.

<дата> было заседание Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Удмуртской Республике, рассматривали уведомление о возможном конфликте интересов. ФИО1 присутствовал, и секретарь Полов зачитал заключения-доклады от <дата> года и от <дата> года. После того как доложили, было предоставлено слово членам комиссии и А.Л.. ФИО1 назвать объективную причину не предоставления сведений не смог. Он пояснил, что для КИГИТ печатал материалы и книги, что участвует в издании, и больше вопросов не было, и он вышел. Комиссией был поставлен вопрос по недостоверности сведений о расходах и доходах, был поднят вопрос об увольнении ФИО1, и принято решение о его увольнении за неполноту и не достоверность представленных сведений. ФИО1 присутствовал при оглашении решения комиссии. Кроме членов комиссии голосовали также ФИО5, Ковальчук, ФИО6.

Выслушав мнение представителей сторон, проверив их полномочия, выслушав показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Указом Главы Удмуртской Республики от 10 октября 2014 года № 385 «О назначении заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики» ФИО1 назначен заместителем Председателя Правительства Удмуртской Республики.

<дата> года между Правительством Удмуртской Республики в лице Главы Удмуртской Республики ФИО7 и заместителем Председателя Правительства Удмуртской Республики ФИО1 заключен трудовой договор №<номер> (л.д. <дата>).

Таким образом, ФИО1 занимал государственную должность Удмуртской Республики (под государственной должностью субъектов Российской Федерации следует понимать должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ), пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации")).

В силу пункта 1 статьи 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.

Заместитель председателя Правительства Удмуртской Республики входит в реестр государственных должностей Удмуртской Республики (утвержден указом Президента Удмуртской Республики от 25.10.2001 года № 172), а Член высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации входит в перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 04.12.2009 года № 1381).

В силу ст. 1 Закона УР от 02.03.2001 N 6-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики" (утратил силу в связи с изданием Закона УР от 13.12.2016 N 84-РЗ, вступившего в силу после официального опубликования (опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики <данные изъяты> - <дата>)), Правительство Удмуртской Республики осуществляет исполнительную власть Удмуртской Республики и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики.

Правительство Удмуртской Республики является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Удмуртской Республике.

В силу ст. 2 Закона УР от 02.03.2001 N 6-РЗ, Правительство Удмуртской Республики обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

В силу ст. 5 Закона УР от 02.03.2001 N 6-РЗ, Правительство Удмуртской Республики состоит из членов Правительства Удмуртской Республики - Председателя Правительства Удмуртской Республики, заместителей Председателя Правительства Удмуртской Республики, Постоянного представителя Президента Удмуртской Республики при Президенте Российской Федерации, Руководителя Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики, министров Удмуртской Республики, председателей государственных комитетов Удмуртской Республики, начальников главных управлений Удмуртской Республики, председателя Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики.

Таким образом, ФИО1 состоял в трудовых отношениях с Правительством Удмуртской Республики.

При этом Администрация Главы и Правительства Удмуртской Республики является лишь государственным органом, обеспечивающим деятельность Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (Указ Главы УР от 21.02.2014 N 2 "Об утверждении Положения об Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики").

В силу п. 2 ст. 2.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" на лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, за исключением мировых судей, распространяются ограничения и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

В силу ч. 2 ст. 10 Закона УР от 13.12.2016 N 84-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики", на членов Правительства Удмуртской Республики распространяются запреты, ограничения и обязанности, установленные федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 9 Закона УР от 13.12.2016 N 84-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики", заместитель Председателя Правительства Удмуртской Республики обязан ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представлять сведения о полученных ими доходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе, принадлежащем на праве собственности, и об обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

Порядок представления лицом, замещающим государственную должность Удмуртской Республики (далее - государственная должность), сведений о полученных им доходах, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и об его обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе, принадлежащем на праве собственности, и об обязательствах имущественного характера членов его семьи (далее - сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера) определен Указом Главы УР от 25.09.2014 N 312 "О представлении гражданином, претендующим на замещение государственной должности Удмуртской Республики, и лицом, замещающим государственную должность Удмуртской Республики, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи".

<дата> года ФИО1 представил в Управление Государственной службы и взаимодействия с органами местного самоуправления Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики справку о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 01.01.2014 года по 31.12.2014 года (л.д. 24-28).

<дата> года ФИО1 представил в Управление Государственной службы и взаимодействия с органами местного самоуправления Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики справку о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с <дата> года по <дата> года (л.д. 19-23).

<дата> года ФИО1 подал Главе Удмуртской Республики уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов по поводу работы совместителем на 0,1 ставки профессором на кафедре ИжГТУ в свободное от основной работы время, просил дать правовую оценку.

Глава Удмуртской Республики ФИО7 <дата> года дал распоряжение ФИО8 провести проверку и рассмотреть на Комиссии.

<дата> года Начальником управления по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики ФИО8 подписано заключение-доклад по предварительному рассмотрению (проверке) уведомления заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики ФИО1 о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. В заключении-докладе указано, что Управлением по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики проанализированы представленные ФИО1 сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за <дата> годы. При сверке указанных сведений с информацией Федеральной налоговой службы установлено, что ФИО1 представлены недостоверные и неполные сведения о доходах за <дата> годы.

Так в сведениях за <дата> год ФИО1 не отражен доход, полученный от ООО «Научно-издательский центр Инфра-М» в размере 10204,89 руб.

Так в сведениях за 2015 год ФИО1 не отражены доходы на общую сумму 228833,27 руб.:

- полученные от ООО «Научно-издательский центр Инфра-М» в размере 2295,27 руб.;

- полученные от ЧОУ ВО «Камский институт гуманитарных и инженерных технологий» в размере 226538,07 руб.

Всего за два года не задекларированы доходы на сумму 239038,16 руб. (л.д. 134-145).

<дата> года Прокуратурой Удмуртской Республики внесено Главе Удмуртской Республики ФИО7 представление об устранении нарушений закона о противодействии коррупции. В представлении в частности указано, что согласно информации УФНС России по УР в сведениях за <дата> год ФИО1 не указан доход, полученный с января по август <дата> года от частного образовательного учреждения высшего образования «Камский институт гуманитарных инженерных технологий» в сумме 226538 руб., а также в июне <дата> года от ООО «Научно-издательский центр Инфра-М» в сумме 2295 руб.

Непредставление полных и достоверных сведений выявлено и при изучении справки ФИО1 о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за <дата> год.

Так ФИО1 не указан доход, полученный в <дата> года от ОАО «АЙСИЭЛ-КПО ВС» на оплату организации поездки (проезд и проживание) в городе Лондон в сумме 93728 руб., а также в <дата> года от ООО «Научно-издательский центр Инфра-М» в сумме 10204 руб.

Таким образом, ФИО1 не указан доход, полученный в <дата> годах на сумму более 332000 руб.

Указанное представление поступило в Администрацию Главы и Правительства Удмуртской Республики <дата> года (л.д. 70-71).

Глава Удмуртской Республики ФИО7 дал распоряжение ФИО8 провести проверку, подготовить материалы для рассмотрения на Комиссии.

<дата> года Начальником управления по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики ФИО8 подписано заключение-доклад по предварительному рассмотрению (проверке) представления и.о. прокурора Удмуртской Республики о несоблюдении заместителем Председателя Правительства Удмуртской Республики ФИО1 требований законодательства о противодействии коррупции.

В заключении-докладе в частности указано, что при проведенной ранее Управлением по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики проверке уведомления ФИО1 о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов (окончена <дата> года) установлен факт неполноты представленных ФИО1 сведений о доходах, об имуществе, об обязательствах имущественного характера за <дата> год.

Характер и тяжесть совершенного ФИО1 коррупционного правонарушения – представления лицом, замещающим государственную должность Удмуртской Республики заведомо недостоверных, неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за <дата> годы (учитывая объем скрытого дохода), обстоятельства, при которых оно совершено (сведения представлялись не впервые, порядок предоставления законодательно урегулирован и общеизвестен), неоднократность проступков, ранее имевшие место недостатки при предоставлении данных сведений, наряду с установленным при проведении другой проверки (окончена <дата> года) фактом несоблюдения ФИО1 требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, несмотря на положительные в целом результаты исполнения последним своих должностных обязанностей, не могут служить основанием для применения к нему мер ответственности, не связанных с увольнением (осовбождением от должности) в связи с утратой доверия.

<дата> года состоялось заседание Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Удмуртской Республике (протокол №7). На заседании комиссии председательствовал Глава Удмуртской Республики, Председатель Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Удмуртской Республике ФИО7. Присутствовали члены комиссии: ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, Р.И. Полов, ФИО16, ФИО17, ФИО18.

По результатам рассмотрения информации, изложенной в уведомлении о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также в Представлении Прокуратуры Удмуртской Республики, Комиссия решила:

- признать, что имеются признаки нарушения лицом, замещающим государственную должность, требований к служебному (должностному) поведению, а именно: представленные заместителем Председателя Правительства Удмуртской Республики ФИО1 сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за <дата> годы являются недостоверными и неполными.

Комиссия решила: рекомендовать Главе Удмуртской Республики освободить ФИО1 от занимаемой должности заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики в связи с представлением им недостоверных сведений о своих доходах и, на оснвоании пункта 7.1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, расторгнуть с ним трудовой договор, так как действия ФИО1 дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя.

По результатам голосования членов Комиссии голосами – «за»- 7, «против» - «0», «воздержались» - 8 – решение Комиссией принято (л.д. 63-65).

Указом Главы Удмуртской Республики от <дата> года № 211 ФИО1 освобожден от должности заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики <дата> года по инициативе работодателя, пункт 7.1. статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д. 40).

<дата> года Администрацией Главы и Правительства Удмуртской Республики вынесено распоряжение о прекращении (расторжении) служебного контракта (трудового договора) с работником (увольнении) ФИО1, заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики по инициативе работодателя, пункт 7.1. статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д. 41).

Истец оспаривает данное увольнение, считая, что ответчиком нарушены порядок и сроки увольнения.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 23 постановления от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

Увольнение произведено на основании Указа Главы Удмуртской Республики.

В силу ст. 8 Закона УР от 02.03.2001 N 6-РЗ (ред. от 03.03.2016) "О Правительстве Удмуртской Республики", заместители Председателя Правительства Удмуртской Республики освобождаются от должности Президентом Удмуртской Республики в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 5 Закона УР от 22.12.2015 N 104-РЗ (ред. от 04.07.2016) "О Главе Удмуртской Республики", Глава Удмуртской Республики освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Удмуртской Республики.

Стороной истца не оспаривается, что в сведениях за <дата> год ФИО1 не указан доход, полученный с января по август <дата> года от частного образовательного учреждения высшего образования «Камский институт гуманитарных инженерных технологий» в сумме 226538 руб., а также в июне <дата> года от ООО «Научно-издательский центр Инфра-М» в сумме 2295 руб.; в сведениях за <дата> год ФИО1 не указан доход, полученный в январе <дата> года от ОАО «АЙСИЭЛ-КПО ВС» на оплату организации поездки (проезд и проживание) в городе Лондон в сумме 93728 руб., а также в феврале <дата> года от ООО «Научно-издательский центр Инфра-М» в сумме 10204 руб.

Истец оспаривает, что не представил указанные сведения умышленно.

Вместе с тем, доходы (кроме полученного в <дата> года от ОАО «АЙСИЭЛ-КПО ВС» на оплату организации поездки (проезд и проживание) в городе Лондон в сумме 93728 руб.) отражены в справках о доходах истца формы 2 НДФЛ. ФИО1, с целью представления справок о своих доходах, был обязан получить полные и достоверные сведения о своих доходах, и отразить эти сведения полно и правильно в представляемой справке.

Статья 11 Трудового кодекса Российской Федерации гласит, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, распространяют свое действие на государственных служащих и муниципальных служащих с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Содержание части 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" во взаимосвязи с другими нормами данного Федерального закона указывает на то, что федеральный законодатель, определяя объемы и границы государственной службы, принципы построения и функционирования системы государственной службы, общие условия государственной службы, в том числе поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение, исключил деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, и из сферы действия законодательства о государственной службе в Российской Федерации.

Таким образом, мнение истца о том, что при его увольнении работодателем должен был быть применен порядок увольнения, предусмотренный Федеральным законом от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ошибочно.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Аналогичная норма содержится и в пункте 7.1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

В рассматриваемом случае порядок увольнения предусмотрен законом субъекта Российской Федерации, а именно Законом Удмуртской Республики от 20.09.2007 года № 55-РЗ «О мерах по противодействию коррупционным проявлениям в Удмуртской Республике».

Статья 6.3 Закона УР от 20.09.2007 N 55-РЗ (ред. от 03.03.2016) "О мерах по противодействию коррупционным проявлениям в Удмуртской Республике" предусматривала следующее.

1. Увольнение (освобождение от должности) лица, замещающего государственную должность Удмуртской Республики, в связи с утратой доверия осуществляется работодателем лица, замещающего государственную должность Удмуртской Республики, на основаниях:

1) доклада о результатах проверки, проведенной подразделением соответствующего государственного органа Удмуртской Республики по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

2) заключения Совета при Главе Удмуртской Республики по противодействию коррупции.

2. При принятии решения об увольнении (освобождении от должности) лица, замещающего государственную должность Удмуртской Республики, учитываются характер совершенного лицом, замещающим государственную должность Удмуртской Республики, деяния, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение лицом, замещающим государственную должность Удмуртской Республики, других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения лицом, замещающим государственную должность Удмуртской Республики, своих должностных обязанностей.

3. Решение об увольнении (освобождении от должности) лица, замещающего государственную должность Удмуртской Республики, в связи с утратой доверия принимается не позднее одного месяца со дня поступления работодателю информации о совершении лицом, замещающим государственную должность Удмуртской Республики, деяния, предусмотренного частью 1 статьи 6.2 настоящего Закона, не считая периода временной нетрудоспособности лица, замещающего государственную должность Удмуртской Республики, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки, предусмотренной частью 4 настоящей статьи, и рассмотрения ее материалов Советом при Главе Удмуртской Республики по противодействию коррупции.

При этом решение об увольнении (освобождении от должности) лица, замещающего государственную должность Удмуртской Республики, должно быть принято не позднее шести месяцев со дня поступления работодателю информации о совершении лицом, замещающим государственную должность Удмуртской Республики, деяния, предусмотренного частью 1 статьи 6.2 настоящего Закона.

4. В целях установления факта совершения лицом, замещающим государственную должность Удмуртской Республики, деяния, предусмотренного частью 1 статьи 6.2 настоящего Закона, а также иных обстоятельств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, подразделением соответствующего государственного органа Удмуртской Республики по профилактике коррупционных и иных правонарушений проводится проверка.

5. Проверка, предусмотренная частью 4 настоящей статьи, осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. По окончании проверки подразделением соответствующего государственного органа Удмуртской Республики по профилактике коррупционных и иных правонарушений готовится доклад о ее результатах.

6. На период проведения проверки, предусмотренной частью 4 настоящей статьи, лицо, замещающее государственную должность Удмуртской Республики, может быть отстранено от замещаемой должности по решению работодателя лица, замещающего государственную должность Удмуртской Республики.

7. Порядок проведения проверки, предусмотренной частью 4 настоящей статьи, устанавливается Главой Удмуртской Республики с учетом требований настоящей статьи и иных законов Удмуртской Республики.

8. Доклад о результатах проверки, предусмотренной частью 4 настоящей статьи, проведенной подразделением соответствующего государственного органа Удмуртской Республики по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в течение 10 дней со дня ее завершения направляется в Совет при Главе Удмуртской Республики по противодействию коррупции для подготовки заключения о наличии (отсутствии) факта совершения лицом, замещающим государственную должность Удмуртской Республики, деяния, предусмотренного частью 1 статьи 6.2 настоящего Закона.

9. Доклад, предусмотренный частью 8 настоящей статьи, в срок, не превышающий 30 дней со дня его поступления, подлежит рассмотрению Советом при Главе Удмуртской Республики по противодействию коррупции.

10. Совет при Главе Удмуртской Республики по противодействию коррупции при рассмотрении доклада, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, вправе провести самостоятельную проверку изложенной в нем информации, в том числе проводить беседу с лицом, замещающим государственную должность Удмуртской Республики, изучать представленные им информацию и материалы, получать от лица, замещающего государственную должность Удмуртской Республики, пояснения по представленным материалам, направлять в установленном порядке запросы в органы государственной власти и иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации и гражданам.

11. По результатам рассмотрения доклада, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, Совет при Главе Удмуртской Республики по противодействию коррупции выносит заключение о наличии или отсутствии факта совершения лицом, замещающим государственную должность Удмуртской Республики, деяния, предусмотренного частью 1 статьи 6.2 настоящего Закона.

В случае установления Советом при Главе Удмуртской Республики по противодействию коррупции наличия факта совершения лицом, замещающим государственную должность Удмуртской Республики, деяния, предусмотренного частью 1 статьи 6.2 настоящего Закона, Совет при Главе Удмуртской Республики по противодействию коррупции в заключении рекомендует работодателю лица, замещающего государственную должность Удмуртской Республики, применить к лицу, замещающему государственную должность Удмуртской Республики, меру ответственности.

12. Порядок рассмотрения Советом при Главе Удмуртской Республики по противодействию коррупции доклада, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, устанавливается Главой Удмуртской Республики с учетом положений настоящей статьи.

13. В решении об увольнении (освобождении от должности) лица, замещающего государственную должность Удмуртской Республики, в связи с утратой доверия должны быть указаны деяние, предусмотренное частью 1 статьи 6.2 настоящего Закона, которое было совершено лицом, замещающим государственную должность Удмуртской Республики, нормативные правовые акты, положения которых им нарушены, а также мотивы принятия решения.

В случае неустановления факта совершения лицом, замещающим государственную должность Удмуртской Республики, деяния, предусмотренного частью 1 статьи 6.2 настоящего Закона, принимается решение об отказе в увольнении (освобождении от должности) лица, замещающего государственную должность Удмуртской Республики, в связи с утратой доверия, в котором указываются мотивы принятия решения.

Копия решения, предусмотренная настоящей частью, вручается лицу, замещающему государственную должность Удмуртской Республики, в течение пяти дней со дня его принятия.

14. Лицо, замещающее государственную должность Удмуртской Республики, вправе обжаловать решение об увольнении (освобождении от должности) в связи с утратой доверия в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Анализ статьи 6.3 Закона УР от 20.09.2007 N 55-РЗ (ред. от 03.03.2016) "О мерах по противодействию коррупционным проявлениям в Удмуртской Республике" позволяет прийти к выводу о том, что ответчиком соблюдены порядок и сроки увольнения истца.

Судом установлено, что в целях установления факта совершения лицом, замещающим государственную должность Удмуртской Республики, деяния, предусмотренного частью 1 статьи 6.2 настоящего Закона, а также иных обстоятельств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, подразделением соответствующего государственного органа Удмуртской Республики по профилактике коррупционных и иных правонарушений проведена проверка.

По итогам проверки Начальником управления по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики ФИО8 <дата> года подписано заключение-доклад по предварительному рассмотрению (проверке) представления и.о. прокурора Удмуртской Республики о несоблюдении заместителем Председателя Правительства Удмуртской Республики ФИО1 требований законодательства о противодействии коррупции.

Заключение-доклад рассмотрено на заседании Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Удмуртской Республике.

Таким образом, увольнение осуществлено Главой Удмуртской Республики на основаниях доклада о результатах проверки, проведенной подразделением соответствующего государственного органа Удмуртской Республики по профилактике коррупционных и иных правонарушений; заключения Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Удмуртской Республике.

Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Удмуртской Республике образована на основании Указа Главы УР от 13.11.2015 N 219 "О Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Удмуртской Республике".

Этим же Указом признаны утратившими силу:

1) Указ Главы Удмуртской Республики от 23 апреля 2014 года N 148 "О Совете при Главе Удмуртской Республики по противодействию коррупции";

2) Указ Главы Удмуртской Республики от 11 марта 2015 года N 45 "О внесении изменений в Указ Главы Удмуртской Республики от 23 апреля 2014 года N 148 "О Совете при Главе Удмуртской Республики по противодействию коррупции".

К функциям Совета при Главе Удмуртской Республики по противодействию коррупции относилось также рассмотрение вопросов, касающихся соблюдения требований к должностному поведению лиц, замещающих государственные должности Удмуртской Республики (за исключением депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики и мировых судей Удмуртской Республики) (далее - государственная должность), а также вопросов, касающихся урегулирования конфликта интересов указанных лиц (п.п. 4 п. 6 Положения о Совете при Главе Удмуртской Республики по противодействию коррупции).

Аналогичные функции возложены и на Комиссию по координации работы по противодействию коррупции в Удмуртской Республике (п.п. 5 п. 6 Положения о Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Удмуртской Республике).

При таких обстоятельствах мнение представителя истца о том, что решение об увольнении истца должно было быть основано на заключении не существующего к тому моменту органа суд полагает ошибочным.

Характер совершенного истцом деяния, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение истцом других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения истцом своих должностных обязанностей при принятии решения об увольнении истца исследовались, о чем прямо указано в заключении-докладе от 31.10.2016 года.

Сроки, установленные статьей 6.3 Закона УР от 20.09.2007 N 55-РЗ (ред. от 03.03.2016) "О мерах по противодействию коррупционным проявлениям в Удмуртской Республике", также соблюдены.

Права истца при увольнении не были нарушены.

Заседание Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Удмуртской Республике проведено в его присутствии, зачитывалось заключение-доклад от <дата> года, и истцу было предложено дать объяснения по изложенным в заключении-докладе обстоятельствам, что истцом не оспаривается.

Результаты голосования Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Удмуртской Республике не имеют в рассматриваемом случае правового значения, поскольку решение Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Удмуртской Республике не предопределяет решения Главы Удмуртской Республики об увольнении. Решение вопроса об освобождении от должности Заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики относится исключительно к компетенции Главы Удмуртской Республики. Наличие заключения Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Удмуртской Республике предусматривает порядок увольнения лица, замещающего государственную должность Удмуртской Республики, в связи с утратой доверия, однако законодатель не требует наличия решения Комиссии именно рекомендовать Главе Удмуртской Республики освободить лицо от занимаемой должности.

Наличие заключения профсоюзного органа порядок увольнения в данном случае не предусматривает.

Действительно, Указ Главы Удмуртской Республики не содержит указания на деяние, предусмотренное частью 1 статьи 6.2 Закона УР от 20.09.2007 N 55-РЗ (представление лицом, замещающим государственную должность Удмуртской Республики, заведомо неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера), нормативные правовые акты, положения которых им нарушены, а также мотивы принятия решения. Вместе с тем соблюдение правил изложения содержания решения об увольнении не относится к порядку увольнения. Отсутствие в решении об увольнении указанных сведений не может быть расценено как обстоятельство, влекущее незаконность увольнения.

Таким образом, увольнение истца осуществлено при наличии законного основания увольнения, с соблюдением порядка и сроков увольнения, компетентным лицом.

При таких обстоятельствах исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования ФИО1 к Правительству Удмуртской Республики, Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики о признании его освобождения и увольнения с должности заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики незаконными и изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию, о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд УР в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 27 февраля 2017 года.

Судья Стех Н.Э.