Дело № 2-139/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июля 2019 года с. Чемал
Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Иваныш И.В.,
при секретаре Ардиматовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации Чемальского района о признании периода работы в органах внутренних дел России подлежащим включению в стаж работы (трудовой стаж) в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, признании распоряжения администрации «О снятии с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий» от 26 декабря 2018 года №-р незаконным и обязании восстановить ФИО1 в списках участников программы на получение жилищной субсидии,
УСТАНОВИЛ:
В Чемальский районный суд Республики Алтай обратилась ФИО1 с исковым заявлением к Администрации Чемальского района о признании периода работы в должности обслуживающего персонала с 20 августа 1990 года по 7 февраля 1993 года, а также период службы с 8 февраля 1993 года по 5 декабря 1997 года в органах внутренних дел России - отделе внутренних дел Кош-Агачского района подлежащим включению в стаж работы (трудовой стаж) в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; признании незаконным распоряжения администрации Чемальского района от 26 декабря 2018 года №-р «О снятии с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий»; обязании администрации Чемальского района восстановить ФИО1 в списках участников программы на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» для получения жилищного сертификата применительно к мероприятиям «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с 02.03.2001 года в категорию «Работающие». В ходе судебного рассмотрения дела исковые требования были дополнены истицей требованием о признании права на постановку на учет для получения жилищной субсидии ФИО1 со 02.03.2001 года.
Требования истицы мотивированы следующим. Истица состояла в списке граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с 02.03.2001 года в категории «Работающие». 27 марта 2019 года узнала о том, что на основании распоряжения главы Чемальского района от 26.12.2018 года №-р снята с учета на основании протокола заседания Республиканской комиссии от 19.03.2018 года, на момент постановки на учет не имела 15-ти лет стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Вместе с тем, решение о снятии ее с учета Ответчиком ей не доводилось, письменное уведомление об этом в ее адрес не направлялось. Считает, что период ее работы в должности обслуживающего персонала с 20 августа 1990 года по 7 февраля 1993 года, а также период службы с 8 февраля 1993 года по 5 декабря 1997 года в органах внутренних дел России - отделе внутренних дел Кош- Агачского района подлежит включению в стаж работы (трудовой стаж) в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Согласно записей в трудовой книжке стаж трудовой деятельности в районах Крайнего Севера у нее составляет более 15 лет. Полагает, что имеет право состоять в списках участников программы на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» для получения жилищного сертификата применительно к мероприятиям «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», поскольку прибыла в район, приравненный к районам Крайнего Севера, не позднее 01 января 1992 года, на момент постановки на учет имела необходимый календарный стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (более 15 лет), в который подлежит включению период прохождения службы в органах внутренних дел России. Другого жилья в других регионах Российской Федерации не имеет. Ранее жилищные субсидии не получала.
Истица ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, ранее в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Чемальского района РА в судебное заседание на явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, не просил об отложении судебного заседания, равно не просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, не просила об отложении судебного заседания, представила возражение на исковое заявление, согласно которому считает требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в статье 11 определено понятие «периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж». Статья 12 определяет «иные периоды, засчитываемые в страховой стаж», к которым, в числе прочих периодов, относится период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Таким образом, периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы не включаются в трудовой стаж. Периоды работы и периоды прохождения службы в органах внутренних дел (как «иные периоды, засчитываемые в страховой стаж») определены законодательно как неравнозначные понятия. Именно данным законом следует руководствоваться при толковании статьи 1 Закона № 125-ФЗ, из чего следует вывод, что «стаж работы» не включает период прохождения военной и иной приравненной к ней Законом № 4468-1 службы, поскольку это неравнозначные понятия. В связи с этим анализирование истцом вопроса о «наличии трудового стажа» или «специального трудового стажа» неоправданно, поскольку данные понятия не имеет отношения к рассматриваемому судом делу, по которому право гражданина на получение жилищной субсидии в соответствии с Законом № 125-ФЗ обусловлено наличием определенной продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера. В связи со ссылкой истца на статью 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1, в соответствии с которой периоды службы в органах внутренних дел засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, полагает необходимым отметить следующее. По мнению ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России, нормы специального законодательства не могут противоречить общим нормам Закона № 166-ФЗ, в котором определено, для каких правоотношений и какие периоды включаются в трудовой стаж, в связи с чем указанные нормы могут применяться исключительно к правоотношениям, регулируемым данным специальным законодательством, регламентирующим порядок прохождения службы в органах внутренних дел и правовое положение сотрудников органов внутренних дел. Периоды военной службы (службы) входят в страховой стаж, учитываемый при начислении пенсий, также как и периоды работы и иной деятельности, однако это не является основанием для приравнивания данных понятий применительно к Закону № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Правовое положение лиц, работающих (имеющих определенный стаж работы) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и иных проживающих (проживавших) в данных районах и местностях лиц, в частности, лиц, проходящих в указанных районах и местностях военную службу (службу), включая их право на меры социальной поддержки, различно. По мнению ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России, для включения периодов военной службы, службы в органах внутренних дел и другой приравненной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на получение жилищной субсидии в рамках реализации Закона № 125-ФЗ, законных оснований не имеется.
На основании ст.167 ГПК РФ суд определил возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель истицы ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила суду, что полагает распоряжение администрации Чемальского района РА незаконным, поскольку ФИО1 была поставлена на учет в период действия норм жилищного законодательства, содержащего в себе определенные требования о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом указанным в законе критериям истица соответствовала, распространение на нее действия норм 125-ФЗ от 25.10.2002 года необоснованно, поскольку закон обратной силы не имеет, истица же приобрела жилье после постановки ее на учет как участника соответствующей подпрограммы. Кроме того, выяснение вопросов об обстоятельствах постановки на учет находится за рамками заявленных исковых требований, поскольку распоряжение о снятии с учета содержит лишь одно основание - отсутствие трудового стажа, просила удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме с учетом дополнения, поскольку полагает, что в случае признания права на постановку на учет с определенной даты возникает и право на получение жилищной субсидии. Указала о том, что поскольку об оспариваемом распоряжении истице стало известно при рассмотрении гражданского дела с ее участием в Горно-Алтайском городском суде, следовательно, полагает, что за оспариванием данного распоряжения последняя обратилась своевременно.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Министерства регионального развития Республики Алтай, ФИО4 суду пояснила, что полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в части заявленного требования о включении в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в остальной части полагает необходимым отказать, поскольку истица просит признать за ней право на постановку на учет, граждане обращаются в суд за защитой права, но поскольку ФИО1 была поставлена на учет, ее права никто не нарушил, на момент 02.03.2001 г. ее на учет поставили, что касается требования о признании незаконным распоряжения, то полагает его законным, т.к. у администрации нет таких полномочий как то признавать периоды работы, подлежащими включению в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Что касается пункта третьего требований, истица 02.03.2001 г. поставлена на учет как не имеющая жилья, в то время как право на получение субсидии возникало у лиц, не имеющих жилья и ФИО1 действительно жилья не имела, но она в этом же году приобрела жилье, и соответственно, с этого момента- 12.10.2001 года она утратила право на получение субсидии в связи с тем, что приобрела жилье, причем безотносительно к площади жилья. В соответствии с изменениями, внесенными в 125- ФЗ в 2011 году, прописана очередность, в которой значатся отдельно инвалиды, пенсионеры, работающие, при этом, если в период нахождения в очереди у человека изменились обстоятельства, то человек переводится в другую очередь. Как установлено, что в 2012 году ФИО1 уходит на пенсию, но подает заявление только в 2015 году, в нормативном акте нет числа, и почему-то ФИО1 снова стояла в списках работающих без принятия какого-либо нормативного акта, незаконный перевод ее из очереди пенсионеров в список работающих говорит о том, что права на получение субсидии у нее нет. На основании действующих норм со 02.03.2001 года ФИО1 не имеет права стоять на учете, даже если зачесть ей стаж, ФИО1 может встать на учет после 02.07.2021 года, потому как, если человек ухудшил свои жилищные условия, то встать на учет он может только через пять лет после этого.
В судебном заседании свидетель ФИО5 сообщила суду о том, что ФИО1 была поставлена на учет лиц, имеющих право на получение жилищных субсидий, проходила перерегистрацию ежегодно, о том, что приобретала жилье за пределами территории, приравненной к районам Крайнего Севера, не сообщала ей как специалисту жилищной комиссии муниципального образования.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав стороны, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы, в рамках которой утверждена подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных..» указанной Федеральной целевой программой, главной целью подпрограммы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
В рамках указанной подпрограммы обеспечиваются жильем, в том числе граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В силу подпункта «з» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992.
Таким образом, данным Федеральным законом гарантировано право граждан на получение жилищной субсидии в зависимости от их стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Согласно правовой позиции, выраженной Верховным судом РФ в Определении от 12 июня 2009 № 3-Ф-09-1, период службы в органах внутренних дел подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на получение жилищной субсидии в соответствии положениями ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
На основании представленных суду доказательств было установлено, что Распоряжением администрации Чемальского района Республики Алтай от 10.04.2009 года №-р ФИО1 была поставлена на учет имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилого помещения с 02.03.2001 года, включена в список граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий.
Согласно справке, выданной председателем жилищной комиссии МО «Чемальский район», ФИО1 состоит на учете граждан МО «Чемальский район», изъявивших желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим и выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» со 02 марта 2001 года, состав семьи 2 человека, категория «пенсионер».
При этом Распоряжением главы Чемальского района от 26.12.2018 года №-р снята с учета на основании протокола заседания Республиканской комиссии от 19.03.2018 года. Основанием для снятия с учета явилось отсутствие у истца на момент постановки на учет стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях общей продолжительностью не менее 15 календарных лет, поскольку не был учтен период службы ФИО1 в ОВД Кош-Агачского района Республики Алтай (с 20.08.1990 г. по 07.02.1993 г., а также период с 08.02.1993 г. по 05.12.1997 г.).
При исследовании учетного дела, предоставленного в суд ответчиком, а также иных материалов дела было установлено, что ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес>, а фактически проживает по адресу: <адрес>, проживает с сыном, субсидии на приобретение жилья ранее не получала.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 09.02.2018 года, правообладателю ФИО1 за период с 02.03.2001 года по текущий момент принадлежали следующие объекты недвижимости: 1) 2-комнатная квартира по адресу: <адрес>, дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения права ДД.ММ.ГГГГ; 2) незавершенный строительством жилой дом по адресу: <адрес>, дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения права ДД.ММ.ГГГГ; 3) земельный участок по адресу: <адрес>, дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения права ДД.ММ.ГГГГ
По состоянию на 12.03.2018 года, в Едином государственном реестре недвижимости сведения о зарегистрированных правах ФИО1, отсутствуют.
Как следует из материалов дела, в частности записей в трудовой книжке, стаж трудовой деятельности в районах Крайнего Севера у ФИО1 составляет более 15 лет, что подтверждается записями трудовой книжки АТ-Ш № от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе ФИО1 в период с 20 августа 1990 по 07 февраля 1993 работала в должности обслуживающего персонала в РОВД Кош-Агачского района Республики Алтай, а период с 08 февраля 1993 года по 05 декабря 1997 года служила в ОВД Кош-Агачского района в должности старшего инспектора ВИР, относящемся к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Согласно ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
При установлении данных обстоятельств, суд приходит к выводу, что ФИО1 имеет необходимый календарный стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в который подлежит включению период прохождения службы в органах внутренних дел РФ, с 20 августа 1990 года по 5 декабря 1997 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При этом период службы истца в органах внутренних дел подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера, поскольку в рамках Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» при определении права лица на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации требуется установить наличие трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а не наличие специального трудового стажа, имеющего значение для назначения пенсии за выслугу лет в ОВД, либо за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно ст.11, 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В соответствии с абзацем 4 ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 года № 4202-1, действовавшего также в период службы истца, время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж.
В силу п. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» учет персональных данных сотрудников органов внутренних дел, в том числе и сведения об их служебной деятельности и стаже службы, ведется в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях.
В связи с чем истинный размер стажа работы (службы) истца в данном случае должен был быть установлен не только на основании сведений Пенсионного Фонда РФ, но и на основании данных федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо его территориального органа, подразделения.
С учетом изложенного, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о признании периода работы ФИО1 в должности обслуживающего персонала с 20 августа 1990 года по 7 февраля 1993 года, а также период службы с 8 февраля 1993 года по 5 декабря 1997 года в органах внутренних дел России - отделе внутренних дел Кош-Агачского района подлежащим включению в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Вместе с тем, оценивая обоснованность заявленных требований о признании незаконным Распоряжения администрации Чемальского района от 26 декабря 2018 года №-р «О снятии с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидий», обязании администрации Чемальского района восстановить ФИО1 в списках участников программы на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» для получения жилищного сертификата применительно к мероприятиям «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с 02.03.2001 года в категорию «Работающие», признании права на постановку на учет для получения жилищной субсидии ФИО1 со 02.03.2001 года, суд находит возможным оставить их без удовлетворения в связи с нижеизложенными доводами.
Как установлено в судебном заседании, согласно архивных данных Администрации Чемальского района согласно книги регистрации учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Сервера и приравненных к ним местностей имеется запись от 02.03.2001 года о том, что ФИО1 включена в список граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий.
Сторонами в судебном заседании не оспаривалось то обстоятельство, что ФИО1 была 02.03.2001 года поставлена на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидий в связи с ее соответствием условиям постановки, предусмотренным действовавшим на тот момент законодательством.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ от 25.07.1998 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из Районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусмотрено, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации. При этом общая продолжительность стажа работы и времени проживания пенсионеров или граждан, зарегистрированных в качестве безработных, в указанных районах и местностях определяется частью второй статьи 6 настоящего Федерального закона. В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 131-ФЗ, гражданин, которому выделяется жилищная субсидия, имеет право приобрести жилье, соответствующее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям для постоянного проживания, в пределах размера получаемой жилищной субсидии без привлечения собственных и (или) заемных средств. Допускается приобретение жилья, общая площадь которого меньше социальной нормы площади жилья на семью, но не меньше площади, установленной для постановки на учет для улучшения жилищных условий в регионе вселения. В связи с вступлением в действие Федерального закона № 131-ФЗ, в пункт 3 Положения о предоставлении гражданам РФ, нуждающимися в улучшении жилищных условиях, безвозмездных субсидия на строительство и приобретение жилья, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 № 937, внесены изменения, предусматривающие, что за счет средств федерального бюджета субсидия предоставляется (в пределах предусмотренных объемов) следующим категориям граждан: лицам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим стаж работы или время проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации.
На основании Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 указанное выше Положение утратило силу. Федеральный закон №131-ФЗ от 25.07.1998 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» утратил свою силу с 01.01.2003 с введением в действие Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В соответствии со ст.1 Федерального Закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных регионах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, право граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных местностей, в том числе и в соответствии с ранее действующим законодательством, определялось условиями, связанными либо с отсутствием у граждан других жилых помещений на территории РФ за пределами их места постоянного проживания, либо с постановкой их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» принято Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Действующее с 01.01.2003 Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879, устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение (строительство) жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Пунктом 21 указанного Положения определено, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в ряде случаев, включая такие как: в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений; д) приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам.
При этом снятие гражданина с учета является не правом, а обязанностью соответствующего органа.
Необходимо учитывать, что снятие с учета по названному основанию возможно при предоставлении гражданином не любых недостоверных сведений, а лишь тех, предоставление которых преследовало цель создания искусственного мнения о наличии определенного права, требующего участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении его жильем.
Администрация Чемальского района РА (на основании ст.3 ФЗ от 25.10.2002 № 125-ФЗ) проводит перерегистрацию граждан, во время которой гражданин обязан подтвердить своё право состоять на учете на получение субсидии (социальной выплаты) или представить документы об изменившихся обстоятельствах.
Исходя из анализа статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ и п.п. «з» п. 5 Правил, где предусмотрено, что право на получение субсидий имеют граждане, наряду с наличием иных условий, которые не имеют жилья в других регионах Российской Федерации или нуждаются в его улучшении, и не получившие субсидии на эти цели, следует, что сохранение права за гражданином состоять в очереди на получение социальной выплаты возможно при условии, если и после приобретения жилья на собственные средства, гражданин при этом остался нуждающимся в улучшении жилищных условий.
По смыслу указанных выше законодательных и нормативных актов граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств.
Как следует из материалов дела, ФИО1 была принята на учет 02.03.2001 года, и, будучи участником подпрограммы, а, следовательно, будучи осведомленной об ее условиях, в том числе, о необходимости предоставления в орган учета сведений о том, что состояние нуждаемости не прекратилось, в этом же году приобрела жилье -2 –комнатную квартиру площадью 32,9 кв.м., которую в последующем продала 02.06.2016 года.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ФИО1 с момента улучшения жилищных условий 12.10.2001 года, т.е. с момента приобретения жилья, превышающего установленную жилищным законодательством общую учетную норму предоставления жилья, не могла быть отнесена к категории граждан, имевших право на получение субсидии на переселение, а, следовательно, утратила право на получение жилищной субсидии.
Оспариваемым распоряжением Администрации Чемальского района РА «О снятии с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий» от 26 декабря 2018 года №-р ФИО1 была снята с учета данной категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий по мотиву несоответствия требованиям о стаже в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Принимая во внимание, что ФИО1 утратила право на получение социальной выплаты, своевременно не уведомила администрацию Чемальского района об изменении условий, в результате которых прекратились основания для признания ее нуждающейся в переселении, а также учитывая, что вопрос о постановке ее на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с изменившимися обстоятельствами (отсутствие жилья в других регионах России после отчуждения квартиры) подлежал рассмотрению вновь при условии подачи истцом заявления о постановке на данный учет, суд приходит к выводу о том, что на момент принятия оспариваемого решения ФИО1 неправомерно продолжала стоять на учете с датой постановки на учет со 02.03.2001 года.
Более того, в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17.07.2011 N 212-ФЗ в Федеральный закон от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" прописана очередность, в которой значатся отдельно инвалиды, пенсионеры, работающие, при этом, если в период нахождения в очереди у человека изменились обстоятельства, то человек переводится в другую очередь. Вместе с тем, поскольку ФИО1 в 2015 году подала заявление о переводе ее на учет в список «пенсионеров» это объективно исключает возможность восстановления ее в списке «работающих» с даты первоначальной постановки на учет.
Доводы истца о бездействии ответчика в течение длительного времени в части не получения сведений о наличии жилых помещений в собственности истца, снятие истца с учета по федеральной программе переселения спустя длительное время с момента приобретения, а равно доводов о не относимости обстоятельств к предмету рассматриваемого спора, являются необоснованными, основанными на ошибочном толковании норм права.
Так, суд полагает, что к числу обязанностей участника подпрограммы по обеспечению жильем, в данном случае, истицы ФИО1 относилась обязанность по подтверждению в органе учета сведений о сохранении у нее критерия нуждаемости. Вместе с тем, как установлено из материалов дела, а равно подтверждается показаниями свидетеля ФИО5, не доверять показаниям которой оснований у суда не имеется, данная обязанность истицей не выполнена.
Суд также считает необоснованными доводы иска о сохранении за истцом права состоять на учете по тем основаниям, что действующее при постановке истца ФИО1 на учет законодательство не предусматривало в качестве условия предоставления жилищной субсидии требования об отсутствии жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера, поскольку, как говорилось выше, федеральный законодатель изначально установил условия возникновения этого права, которые связаны либо с отсутствием у граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера других жилых помещений на территории РФ за пределами их места постоянного проживания, либо с постановкой их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При рассмотрении вопроса о признании незаконным Распоряжения администрации Чемальского района от 26 декабря 2018 года №-р «О снятии с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидий», обязании администрации Чемальского района восстановить ФИО1 в списках участников программы на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» для получения жилищного сертификата применительно к мероприятиям «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с 02.03.2001 года в категорию «Работающие», суд также полагает принять во внимание следующее.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В п. 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Суд полагает, поскольку в судебном заседании установлено, что право состоять на учете данной категории лиц у ФИО1 с даты первоначальной постановки на учет утрачено в связи с улучшением ею жилищных условий, суд полагает, что отсутствуют основания для признания ненормативного акта Администрации о снятии ее с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий» от 26 декабря 2018 года №-р недействительным, поскольку, нарушение указанным актом гражданских прав и законных интересов заявителя, не установлено.
Равным образом у суда отсутствуют основания об обязании администрации Чемальского района восстановить ФИО1 в списках участников программы на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» для получения жилищного сертификата применительно к мероприятиям «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в категорию «Работающие» со 02.03.2001 года.
Более того, учитывая, что постановка на учет носит заявительный характер, исходя из конституционного принципа разделения властей суд не вправе подменять специальную компетенцию ответчика по оценке оснований для постановки на учет с момента обращения заявителя, подтвердившего возникновения своего права на постановку на учет в качестве участника соответствующей государственной программы с учетом соблюдения правил, предусмотренных п.22 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям», утв. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года №, предусматривающих, что в случае, если у граждан после снятия с учета опять возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.
Таким образом, учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о признании права на постановку на учет для получения жилищной субсидии ФИО1 со 02.03.2001 года,
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Администрации Чемальского района о признании периода работы в органах внутренних дел России подлежащим включению в стаж работы (трудовой стаж) в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, признании распоряжения администрации «О снятии с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий» от 26 декабря 2018 года №-р незаконным и обязании восстановить ФИО1 в списках участников программы на получение жилищной субсидии, признании права на постановку на учет для получения жилищной субсидии ФИО1 со 02.03.2001 года, частично удовлетворить.
Признать период работы ФИО1 в должности обслуживающего персонала с 20 августа 1990 года по 7 февраля 1993 года, а также период службы с 8 февраля 1993 года по 5 декабря 1997 года в органах внутренних дел России - отделе внутренних дел Кош-Агачского района подлежащим включению в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Исковые требования о признании незаконным Распоряжения администрации Чемальского района от 26 декабря 2018 года №-р «О снятии с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидий», обязании администрации Чемальского района восстановить ФИО1 в списках участников программы на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» для получения жилищного сертификата применительно к мероприятиям «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с 02.03.2001 года в категорию «Работающие», признании права на постановку на учет для получения жилищной субсидии ФИО1 со 02.03.2001 года, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную Коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.
Судья И.В. Иваныш
Мотивированное решение принято 22 июля 2019 года