ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-139/2011 от 16.03.2011 Далматовского районного суда (Курганская область)

  Дело №* г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 г. Далматово, Курганской области **.**.****

 Далматовский районный суд Курганской области в составе:

 председательствующего судьи Пономаревой Л.В.

 при секретаре Вахрушевой Е.С.,

 с участием помощника прокурора Далматовского района Бородина А.Ю.,

 рассмотрел в открытом судебном заседании дело по искам прокурора Далматовского района в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к МОУ «Уральцевская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Широковская средняя общеобразовательная школа» и МОУ «Крутихинская средняя общеобразовательная школа» о признании незаконным предоставление образовательных услуг без лицензии на право ведения образовательной деятельности и возложении обязанности по получению лицензий,

 установил:

 Прокурор Далматовского района **.**.**** обратился в Далматовский районный суд с исками к ответчикам МОУ «Уральцевская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Широковская средняя общеобразовательная школа» и МОУ «Крутихинская средняя общеобразовательная школа», Управлению по делам образования, культуры, молодежи и спорта Администрации Далматовского района (далее - УДОКМС), Администрации Далматовского района и Главному управлению образования Курганской области о признании незаконным бездействия муниципальных образовательных учреждений и УДОКМС Администрации Далматовского района по непринятию мер к получению лицензий на осуществление образовательной деятельности и возложении обязанности на муниципальные образовательные учреждения по получению лицензий на право осуществлений образовательной деятельности, на Администрацию Далматовского района и Главное управление образования Курганской области – произвести финансирование мероприятий, необходимых для получения МОУ лицензий на право осуществления образовательной деятельности.

 Определением суда от **.**.**** названные иски были соединены в одном производстве, как имеющие общие доказательства и предъявленные прокурором по аналогичным основаниям и с аналогичными требованиями к одним и тем же ответчикам, которым также к участию в настоящем деле привлечен финансовый орган Далматовского района – Финансовое управление Администрации Далматовского района, Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Катайском, Далматовском районах.

 **.**.**** прокурором представлены в суд новые исковые заявления к ответчикам муниципальным образовательным учреждениям, которыми изменен предмет исковых требований: прокурор просит признать незаконным предоставление образовательных услуг МОУ «Уральцевская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Широковская средняя общеобразовательная школа» и МОУ «Крутихинская средняя общеобразовательная школа» и обязать указанные МОУ получить лицензии на право осуществления образовательной деятельности, привлек УДОКМС Администрации Далматовского района и Администрацию Далматовского района к участию в деле в качестве 3-их лиц на стороне ответчика, в обоснование иска указывает, что прокуратурой Далматовского района проведена проверка соблюдения законодательства о лицензировании образовательной деятельности муниципальными общеобразовательными учреждениями Далматовского района, в результате которой установлено, что **.**.**** ответчикам были выданы лицензии на осуществление образовательной деятельности, срок действия которых истек **.**.****, при этом, общеобразовательная деятельность в сфере среднего образования школами по настоящее время не прекращена. В соответствии с п. 6, 7 ст. 33 ФЗ «Об образовании» право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии. В силу положений ст. 27 Закона «Об образовании», образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании. Таким образом, обучающиеся в МОУ не смогут получить необходимые документы о полученном образовании, а в дальнейшем поступить в образовательные учреждения профессионального образования. Непринятие мер к лицензированию деятельности общеобразовательных учреждений может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, поскольку списочный состав обучающихся в школах лиц не является неизменным.

 Определениями Далматовского районного суда от **.**.**** и от **.**.**** УДОКМС Администрации Далматовского района, Администрация Далматовского района, Главное управление образования Курганской области, Управление государственного пожарного надзора в лице отделения надзорной деятельности по Далматовскому району привлечены к участию в настоящем гражданском деле в качестве 3-их лиц на стороне ответчиков.

 В судебном заседании участвующий в деле прокурор исковые требования поддержал и дал объяснения и заключение, соответствующие по содержанию исковым заявлениям.

 Представитель ответчика - МОУ «Уральцевская средняя общеобразовательная школа» Петренко Е.В. исковые требования прокурора признала частично, суду пояснила, что, действительно, **.**.**** истек срок действия лицензии у школы на право ведения образовательной деятельности, но образовательный процесс продолжается. Весь необходимый пакет документов собран, передан в Главное управление образования Курганской области, но не может получить положительное заключение органов Роспотребнадзора, в школе отсутствовала вытяжная вентиляция, недостатки устранили только **.**.****.

 Представитель ответчика - МОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа» в судебное заседание не явился, руководителем школы представлено заявление с просьбой о рассмотрении данного дела в отсутствие представителя

 Представитель ответчика - МОУ «Широковская средняя общеобразовательная школа» Никулина Н.А. исковые требования признала частично, суду показала, что пакет документов, необходимых для лицензирования школы начала готовить еще в **.**.****, но с **.**.**** школа работает без лицензии. Длительное время шло оформление документов о праве на здание и земельный участок. С **.**.**** до **.**.**** пакет документов находился в Роспотребнадзоре без движения, **.**.**** в Роспотребнадзор был сдан уже второй пакет документов, так как прежние устарели, находился там до **.**.**** без рассмотрении. В **.**.**** вновь сдала обновленные документы в Роспотребнадзор, так как действие всех предыдущих договоров истекло в конце **.**.****. Требования Санитарных правил постоянно меняются.

 Представитель ответчика - МОУ «Крутихинская средняя общеобразовательная школа» Межина Н.А. исковые требования признала частично, суду пояснила, что у школы имеется свидетельство о государственной аккредитации, считает, что оно дает право на выдачу документов об образовании государственного образца. Срок действия лицензии на право ведения образовательной деятельности у школы истек **.**.****. К **.**.**** пакет документов для лицензирования школы не был сдан в Главное управление образования Курганской области, так как не может получить положительное заключение органов Госпожнадзора, в школе две деревянные лестницы, для их демонтажа необходимо прекращать образовательный процесс.

 Представитель Администрации Далматовского района Первухин А.С. исковые требования признал, пояснил, что по законодательству средние школы при отсутствии лицензии на право ведения образовательной деятельности не смогут выдать лицам, окончившим школу, документы об образовании государственного образца, так как свидетельство о государственной аккредитации и лицензия это два документа, наличие которых требуется одновременно. Понимает, что этим будут нарушены права граждан.

 Представитель УДОКМС Администрации Далматовского района Волынец Е.С. исковые требования признала и показала, что Управление по делам образования, культуры, молодежи и спорта является учредителем всех муниципальных общеобразовательных учреждений района, участвует в их финансировании. У Белоярской средней школы не имеется положительного заключения Роспотребнадзора, отрицательное заключение получили только в **.**.****, недостатки устранены, вновь документы в Роспотребнадзор сданы только 2 недели назад. К **.**.**** ни одна из школ не сдала полный пакет документов в лицензирующий орган на получение лицензии. Финансовые средства УДОКМС получает согласно сметы, но по всем необходимым расходам для подготовки школ к лицензированию финансирование производится не в полном объеме. Финансирование расходов, связанных с уплатой госполшины на лицензирование школ, производится в полном объеме.

 Представитель 3-его лица – органа Роспотребнадзора Ильиных Г.Н. с требованиями иска согласна, суду показала, что, действительно, для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности необходимо получить заключение Роспотребнадзора, которое выдается каждой школе после предоставления всего пакета документов, в том числе и заключения ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии». Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора свои заключения выдает в установленные законом сроки, но при наличии не устраненных недостатков может быть выдано отрицательное заключение. Считает, что нарушение сроков выдачи санитарных заключений было допущено Центром гигиены и эпидемиологии.

 Представитель 3-его лица – органа Госпожнадзора Апаликов С.Н. требования исков поддержал, суду показал, что в отношении Крутихинской средней школы невозможно в настоящее время выдать положительное заключение органа Госпожнадзора, так как в школе эксплуатируются две деревянные лестницы, что запрещено пожарными правилами. Возможно установить наружные металлические лестницы либо провести экспертизу на оценку риска, но в случае отрицательного заключения этой экспертизы сразу же будет вынесено предписание о приостановлении деятельности школы.

 Руководитель финансового управления Администрации Далматовского района представила отзыв по иску, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя управления, сообщает, что районный бюджет является дотационным, доля собственных доходов в общем объеме доходов в **.**.**** составляет 34 %. Выделение денежных средств из районного бюджета для получения лицензий на осуществление общеобразовательной деятельности планируется согласно утвержденных смет расходов УДОКМС.

 3-е лицо - Главное управление образования Курганской области представило отзыв по иску, согласно которого указывает, что ГУ образования Курганской области осуществляет лицензирование образовательной деятельности, в том числе и контроль за соблюдением требований и условий, предусмотренных лицензией на право ведения образовательной деятельности. Процедура лицензирования образовательной деятельности установлена ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании». ГУ образования Курганской области в соответствии с п. 15 Положения, в пределах своей компетенции проводит проверку полноты и правильности оформления документов, представленных соискателем лицензии на соответствие п.п. «а» - «ж» п. 8 Положения, а также проверку полноты и достоверности представленных сведений о соискателе лицензии, выполнение соискателем лицензии лицензионных требований и условий. Получение лицензии является обязанностью муниципальных общеобразовательных учреждений. На сегодняшний день ни один из ответчиков заявления и прилагаемых к нему документов, необходимых для получения лицензии, в Главное управление образования Курганской области не предоставил. Просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

 Заслушав доводы прокурора, представителей ответчиков, объяснения представителей 3-их лиц, исследовав письменные материалы гражданского дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым исковые требования удовлетворить, нахожу, что прокурором Далматовского района предъявлены законные и обоснованные требования к муниципальным общеобразовательным учреждениям, подлежащие удовлетворению.

 К выводу об обоснованности предъявленных исковых требований суд пришел на основании нижеследующего:

 Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

 Согласно ч. 2 п. 3 ст. 49 ГК РФ, право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

 П. 6 и 7 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» от 10июля1992года N3266-1, в редакции, действовавшей на момент предъявления рассматриваемых исков, устанавливали, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения); лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии (с 01.01.2011 года статья утратила силу).

 Согласно п. 1, 2, 4 ст. 33.1 вышеназванного Закона «Об образовании», в редакции действующей с 1 января 2011 года, установлено, что лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия РФ в области образования (введена ФЗ от 08.11.2010 N 293-ФЗ).

 В соответствии со ст. 12 Закона РФ «Об образовании», образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (п. 1). Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством РФ (п.2). Муниципальным является образовательное учреждение, созданное муниципальным образованием (п. 3). К образовательным относятся общеобразовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (п.п. 2 п. 4).

 Тип и вид образовательного учреждения устанавливаются учредителем (учредителями) при создании образовательного учреждения и изменяются по решению учредителя (учредителей). Перечень показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для установления его государственного статуса, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Критерии показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования, в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании требований типовых положений об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов с учетом сведений, содержащихся в информационных системах государственной аккредитации (п. 6).

 Преамбула к указанному Закону РФ предусматривает, что под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

 В соответствии со ст. 5 Закона РФ «Об образовании», государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования (ч. 2 и 3).

 Согласно ст. 16 Закона РФ «Об образовании», общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов (п. 1). При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса (п. 2).

 Пункты 1 и 2 ст. 27 закона РФ «Об образовании» устанавливают, что образовательное учреждение или научная организация в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации. Форма указанных документов определяется самим образовательным учреждением или самой научной организацией. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения или научной организации. (п. 1 в ред. ФЗ от **.**.**** N 293-ФЗ). Образовательное учреждение или научная организация, имеющие государственную аккредитацию, выдают по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.

 Порядок лицензирования образовательной деятельности, в том числе и по программе школьного образования, установлен Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности».

 Согласно абз. 3 п. 29 вышеуказанного Положения, лицензия на новый срок выдается лицензиату в порядке, установленном настоящим Положением для ее получения. При этом, заявление и прилагаемые к нему документы должны быть направлены соискателем лицензии в лицензирующий орган не менее чем за 60 дней до окончания срока действия ранее выданной лицензии.

 Пункт 46 Положения устанавливает, что за ведение образовательной деятельности без лицензии, в том числе в филиалах, образовательные учреждения и научные организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии).

 Согласно представленных свидетельств о внесении записи в ЕГРЮЛ, о постановке на учет Российской организации в налоговом органе, Уставов, все ответчики по делу являются юридическими лицами, учредителями их является Управление образования, культуры, молодежи и спорта. Отношения между учредителем и МОУ осуществляются на основании договоров.

 В соответствии с п. 1.8 Уставов, право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у МОУ с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

 Права образовательных учреждений на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникают у Учреждений с момента их государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации, если иное не установлено законодательством РФ (ст. 1.9 Устава).

 Согласно п. 7.4 Уставов МОУ, ликвидация учреждения может осуществляться по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии.

 Таким образом, осуществление образовательной деятельности может осуществляться муниципальными общеобразовательными учреждениями - ответчиками по делу при наличии лицензии на право ведения такой деятельности, отсутствие лицензии на право ведения образовательной деятельности запрещено законом под страхом применения гражданско-правовой ответственности в виде прекращения деятельности такого учреждения (ликвидации), в соответствии со 27 закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение документ о соответствующем образовании выдает в соответствии с лицензией.

 Срок действия лицензий на право осуществления образовательной деятельности, выданных **.**.**** Главным Управлением образования Курганской области у всех ответчиков истек **.**.****.

 Согласно информации предоставленной УДОКМС Администрации Далматовского района **.**.****, МОУ «Белоярская общеобразовательная школа», МОУ «Крутихинская общеобразовательная школа», МОУ «Уральцевская средняя общеобразовательная шкода» и МОУ «Широковская средняя общеобразовательная школа» продолжают осуществлять образовательную деятельность, при этом в Белоярской средней школе и Широковской средней школе для полного пакета документов на лицензирование не имеется положительного заключения Роспотребнадзора, а в Крутихинской средней школе и Уральцевской средней школе – заключения Госпожнадзора.

 Все ответчики по делу и на день разрешения иска продолжают осуществлять образовательную деятельность при отсутствии у них лицензий на право ее ведения, что безусловно, является нарушением действующего законодательства, проанализированного судом, а также может привести к нарушению прав обучающихся в школах граждан, поэтому следует признать незаконным предоставление образовательных услуг без лицензии на право ведения образовательной деятельности в МОУ «Уральцевская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Широковская средняя общеобразовательная школа» и МОУ «Крутихинская средняя общеобразовательная школа» и обязать ответчиков: получить лицензии на право ведения образовательной деятельности, поскольку в случае применения гражданско-правовой санкции на их ликвидацию будет нарушено право значительного числа граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, кроме того, учащимся указанных школ государством гарантировано получение среднего образования с выдачей документов о соответствующем образовании государственного образца, который выдается согласно ст. 27 Закона РФ «Об образовании» в соответствии с лицензией.

 В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поэтому суд взыскивает с ответчиков сумму государственной пошлины, от оплаты которой был освобожден прокурор при предъявлении указанных исков, согласно норм НК РФ, которая составляет 200 рублей по каждому иску.

 Руководствуясь ст. 194 – 199, 103 ГПК РФ, суд

 решил:

 Исковые требования прокурора Далматовского района в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к МОУ «Уральцевская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Широковская средняя общеобразовательная школа» и МОУ «Крутихинская средняя общеобразовательная школа» о признании незаконным предоставление образовательных услуг без лицензии на право ведения образовательной деятельности и возложении обязанности по получению лицензий удовлетворить:

 Признать незаконным предоставление образовательных услуг без лицензии на право ведения образовательной деятельности МОУ «Уральцевская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Широковская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Крутихинская средняя общеобразовательная школа» и обязать ответчиков: муниципальное общеобразовательное учреждение «Уральцевская средняя общеобразовательная школа», с местом нахождения – с. Уральцевское, Далматовского района, Курганской области, муниципальное общеобразовательное учреждение «Белоярская средняя общеобразовательная школа», с местом нахождения – д. Павелево, Далматовского района, Курганской области, муниципальное общеобразовательное учреждение «Широковская средняя общеобразовательная школа», с местом нахождения с. Широковское, Далматовского района, Курганской области и муниципальное общеобразовательное учреждение «Крутихинская средняя общеобразовательная школа», с местом нахождения - с. Крутиха, Далматовского района, Курганской области - каждого получить лицензию на право ведения образовательной деятельности.

 Взыскать с МОУ «Уральцевская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Широковская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Крутихинская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в бюджет муниципального образования Далматовский район, от уплаты которой был освобожден истец при предъявлении исков, в сумме по 200 рублей с каждого ответчика.

 Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в 10 суток, начиная с **.**.****, путем принесения кассационной жалобы через Далматовский районный суд.

 Судья Л.В. Пономарева

 Решение вступило в законную силу