ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-139/2013 от 23.01.2013 Горно-алтайского городского суда (Республика Алтай)

Дело № 2- 139/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Горно-Алтайск 23 января 2013 г.

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего О.П. Прокопенко -Елиной

при секретаре А.А. Ватутиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай действуя в интересах неопределенного круга потребителей к ООО «Жилищно-Эксплуатационный Участок» о признании противоправными действия по взиманию платы с населения за опломбировку индивидуальных приборов учета водоснабжения и обязании прекратить данные действия,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, действуя в интересах неопределенного круга потребителей, обратилось в суд с иском к ООО «Жилищно-Эксплуатационный Участок» о признании противоправными действия по взиманию платы с населения за опломбировку индивидуальных приборов учета водоснабжения и обязании прекратить данные действия, мотивируя требования тем, что по результатам административного расследования возбужденного по поступившему обращению ФИО1 о неправомерности взимания платы за опломбирование индивидуальных приборов учета водоснабжения (холодной и горячей воды) установлено, что 06 апреля 2012 г. директором ООО «ЖЭУ» ФИО2 утверждена калькуляция стоимости услуги ввода в эксплуатацию индивидуального прибора учета холодной и горячей воды, стоимость пломбировки одного водомерного счетчика физическим лицам в одной квартире, с учетом НДС составляет 362 руб., 2 водомерных счетчиков - 387 руб., 3- водомерных счетчиков – 413 руб., 4 водомерных счетчиков – 438 руб.. При одновременном вводе в эксплуатацию электрического счетчика и 1 водомерного счетчика стоимость опломбировки составляет 582 руб., 2 водомерных счетчиков - 607 руб., 3 водомерных счетчиков - 632 руб., 4 водомерных счетчиков - 657 руб.. Таким образом, ответчик в нарушение положений п. 2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» обуславливает приобретение и оплату потребителями коммунальных услуг по показаниям индивидуальных приборов учета водоснабжения (холодной и горячей воды) дополнительной платной услугой по опломбированию индивидуальных приборов учета водоснабжения в ООО «ЖЭУ».

Согласно положениям ст. 13 Федерального закона РФ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации» собственники жилых домов и собственники помещений в многоквартирных домах, обязаны обеспечить установку индивидуальных приборов учета и их ввод в эксплуатацию, оказывать услуги по установке и вводу индивидуальных приборов учета в эксплуатацию в праве только организации, т.е. непосредственно сами ресурсоснабжающие организации и организации, имеющие свидетельства о допуске к определенному виду работ и обслуживающие коммунальные сети потребителей. Порядок заключения и существенные условия договора на установку и введение в эксплуатацию индивидуальных приборов учета утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Такой порядок разработан и утвержден Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 г. № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов».

Согласно указанному порядку, договор на установку, замену и (или) эксплуатацию ИПУ является публичным договором, заключается строго между потребителем и организациями. Согласно разделу 3 указанного Порядка договор на установку (замену) прибора и учета должен содержать существенные условия: предмет договора, цена, порядок расчетов, срок установки (замены) прибора учета; место установки (замены) прибора учета, соответствующего требованиями, предъявляемым изготовителем прибора учета к условиям, необходимым для его работы; порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию, гарантийные обязательства исполнителя.

Дополнительное опломбирование индивидуальных приборов учета (за рамками указанного договора) за счет потребителя не может быть обязанностью потребителя, возложенной на него без его воли и обусловленной непринятием показаний индивидуальных приборов учета для расчета стоимости коммунальных услуг до такой пломбировки в силу вышеназванного закона и положений «Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов».

Таким образом, отказ ООО «ЖЭУ» вводить в эксплуатацию индивидуальные приборы учета водоснабжения установленные у потребителей при отсутствии платы за их опломбировку в ООО «ЖЭУ» расценивается как навязывание потребителям дополнительной платной услуги. При изложенных обстоятельствах истец просил суд признать противоправными действия ООО «Жилищно-Эксплуатационный Участок» по навязыванию потребителям дополнительной платной услуги по опломбированию индивидуальных средств измерения водоснабжения (холодной и горячей воды) и отказе ввода в эксплуатацию индивидуальных средств измерения водоснабжения потребителей при отсутствии платы ООО «ЖЭУ» за опломбировку индивидуальных приборов учета водоснабжения; обязать ответчика прекратить взимание платы с потребителей за опломбировку индивидуальных средств измерения водоснабжения, обязать ответчика довести до сведения потребителей решение суда путем размещения объявления в республиканских средствах массовой информации.

Представитель истца ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась. извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, иск поддерживает.

Представитель ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований.

Возражения на иск мотивированы тем, что в силу ст. 210 ГК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу ч. 1 ст. 13 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются в том числе, на объекты, подключенные к системам централизованного водоснабжения. С целью осуществления такого учета собственники жилых домов обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Таким образом, обязанность по вводу приборов учета в эксплуатацию законом возложена именно на собственников жилых помещений. Жилищное законодательство не предусматривает обязанности выполнения услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме без соразмерной оплаты платы таких услуг и работ, что управляющая и подрядная организации отвечают по договорам только за выполнение услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета по потреблению холодной и горячей воды не входит в состав работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.

Кроме того, действующим гражданским законодательством предусмотрено по общему правилу, осуществление работ и предоставление услуг на возмездной основе, что ни положения вышеприведенного Федерального закона, ни иные нормативно правовые акты не предусматривают безвозмездность работ по вводу приборов учета воды в эксплуатацию.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, основной целью ООО «Жилищно-Эксплуатационный Участок» является управление эксплуатацией жилого фонда удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность, общество вправе заниматься другими видами деятельности, не запрещенными законодательством РФ (глава 3 Устава, утвержденного решением № 1 единственного участника Общества с ограниченной ответственностью от 19 ноября 2009 года).

Основанием предъявления иска к ООО «Жилищно-Эксплуатационный Участок» стало проведение административного расследования Управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай на основании обращения потребителя ФИО5, в ходе которого было установлено, что 06 апреля 2012 г. директором ООО «ЖЭУ» ФИО2 утверждена калькуляция стоимости услуги по вводу в эксплуатацию индивидуального прибора учета холодной и горячей воды, стоимость пломбировки одного водомерного счетчика физическим лицам в одной квартире, с учетом НДС составляет 362 руб., 2 водомерных счетчиков - 387 руб., 3 - водомерных счетчиков – 413 руб., 4 водомерных счетчиков – 438 руб.. При одновременном вводе в эксплуатацию электрического счетчика и 1 водомерного счетчика стоимость опломбировки составляет 582 руб., 2 водомерных счетчиков - 607 руб., 3 водомерных счетчиков - 632 руб., 4 водомерных счетчиков - 657 руб., данные обстоятельства сторона ответчика в судебном заседании не отрицала.

Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возложил на собственников помещений в многоквартирных домах обязанность обеспечить оснащение многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13).

Собственники приборов учета, используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.

Вместе с тем, порядок обеспечения приборами учета в данной норме не содержится, поэтому оснований для ее расширительного толкования в пользу платного опломбирования указанных приборов, не имеется.

Согласно п. 9 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В соответствии с указанными положениями Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 г. № 149 утвержден «Порядок заключения и существенные условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов» который определяет особенности заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии) (далее - договор) на объектах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

В соответствии с п. 13 вышеуказанного Порядка, договор на установку (замену) прибора учета должен содержать следующие существенные условия: предмет договора, цена договора; порядок расчетов по договору; срок установки (замены) прибора учета; место установки (замены) прибора учета, соответствующего требованиям, предъявляемым изготовителем прибора учета к условиям, необходимым для его работы; порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию; гарантийные обязательства исполнителя.

Из вышеприведенного следует, что среди существенных условий договора на установку (замену) прибора учета назван порядок ввода прибора учета в эксплуатацию, то есть ввод прибора учета в эксплуатацию не является самостоятельной услугой (работой), а рассматривается как неотъемлемая часть исполнения обязательств подрядчика по установке (замене) счетчика и, соответственно, оплачивается в составе стоимости установки (замены) счетчика.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» следует, что ввод в эксплуатацию средства измерений - это документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.

Аналогичное положение содержит абз. 2 п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 - ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Из смысла вышеприведенных норм следует, что ввод в эксплуатацию прибора это порядок признания счетчика готовым к использованию для учета объема коммунальных ресурсов, установка пломбы необходима для контроля за расходованием коммунального ресурса.

Статьи Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, не содержат указания на возмездность оказания потребителю самостоятельной услуги по вводу индивидуального прибору учета в эксплуатацию в целом и его пломбированию в частности.

В вышеназванных Правилах прописана лишь обязанность потребителя при обнаружении нарушения целостности пломб приборов учета немедленно сообщить об этом в аварийно-диспетчерскую службу потребителя (пп. «б» п. 34). Одновременно из пп. «г» п. 35 следует, что потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.

В соответствии с ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В силу п. 2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» запрещается обуславливать приобретение одних товаров ( работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

Согласно п. 2 ст. 6 ГК РФ права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что навязывание ответчиком потребителям дополнительной платной услуги по опломбированию индивидуальных средств измерения водоснабжения (холодной и горячей воды) и отказе ввода в эксплуатацию индивидуальных средств измерения водоснабжения потребителей при отсутствии платы за опломбировку индивидуальных приборов учета водоснабжения (холодного и горячего) противоречат положениям п.2 ст. 16 Закона РФ « О защите прав потребителей» запрещающей обуславливать приобретение одних товаров ( работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

Ссылку стороны ответчика на ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ, приведенную в возражениях на исковое заявление, суд признает не состоятельной, поскольку бремя содержания собственности в жилом помещении не включает в себя установление пломб за счет средств собственников.

Платность такой услуги для потребителя не содержат и нормативные акты, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг в многоквартирных домах, положения ч.ч. 2, 4 ст. 154 ЖК РФ.

Согласно п.1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.07.2012 г. № 753 территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

В главе 2 данного Положения указаны полномочия Управления, в перечень которых также входит организация и проведение проверок соблюдения изготовителями, исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами требований, установленных международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей ( п. 8.18.1); а также вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей (п. 8.19 Положения).

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что в целях защиты прав неопределенного круга потребителей следует признать действия ответчика по навязыванию потребителям дополнительной платной услуги по опломбированию индивидуальных средств измерения водоснабжения (холодной и горячей воды) и отказе ввода в эксплуатацию индивидуальных средств измерения водоснабжения потребителей при отсутствии платы за опломбировку индивидуальных приборов учета водоснабжения (холодного и горячего) противоправными.

Также суд считает обоснованными доводы истца о том, что выявленные нарушения Закона РФ «О защите прав потребителей» нарушают права неопределенного круга потребителей, которые должны быть восстановлены посредством устранения со стороны ответчика выявленных нарушений.

В силу ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Суд считает, что надлежит обязать ответчика довести до сведения потребителей сообщение о решении в средствах массовой информации.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку при подаче иска Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай удовлетворить.

Признать действия ООО «Жилищно-Эксплуатационный Участок» по навязыванию потребителям дополнительной платной услуги по опломбированию индивидуальных средств измерения водоснабжения (холодной и горячей воды) и отказе ввода в эксплуатацию индивидуальных средств измерения водоснабжения потребителей при отсутствии платы за опломбировку индивидуальных приборов учета водоснабжения (холодного и горячего) противоправными.

Обязать ООО «Жилищно-Эксплуатационный Участок» прекратить взимание платы с потребителей за опломбировку индивидуальных средств измерения водоснабжения (холодной и горячей воды).

Обязать ООО «Жилищно-Эксплуатационный Участок» в течение десяти дней с момента вступления в законную силу решения довести до сведения потребителей сообщение о решении суда в средствах массовой информации.

Взыскать с ООО «Жилищно-Эксплуатационный Участок» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня вынесения в окончательном виде, путем подачи жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай

Решение изготовлено 29 января 2013 года.

Федеральный судья О.П. Прокопенко-Елина