ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-139/2014 от 30.04.2014 Прокопьевского районного суда (Кемеровская область)

  Дело № 2-139/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 Резолютивная часть решения оглашена 30.04.2014 года

 Мотивированное решение изготовлено 05.05.2014 года

 г.Прокопьевск 30 апреля 2014 года

 Прокопьевский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Пальцева Д.А.,

 при секретаре Романовой Е.Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок,

 У С Т А Н О В И Л:

 ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.

 Требования мотивированы тем, что между ним и А. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор купли - продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №. В условиях договора предусмотрено, что А. должен был зарегистрировать переход права собственности на его имя. Он принял земельный участок ДД.ММ.ГГГГ и занимался его возделыванием с указанного времени. Он неоднократно обращался к А. с просьбой о регистрации перехода права собственности в регистрационном органе. А. ДД.ММ.ГГГГ выдал доверенность на регистрацию перехода права собственности на приобретенный им земельный участок на имя Б. Однако из-за его занятости зарегистрировать переход права собственности на земельный участок на свое имя не представилось возможным. ДД.ММ.ГГГГ А. умер. Просит зарегистрировать переход права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, на имя ФИО1.

 В ходе судебного разбирательства представителем истца ФИО2 были уточнены исковые требования: просила ответчика КУМС Прокопьевского муниципального района заменить на ответчика - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области.

 Определением суда от 04.03.2014 ответчик КУМС Прокопьевского муниципального района заменен на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области.

 Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования, просит иск удовлетворить в полном объеме.

 Представитель истца ФИО1 ФИО2, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала исковые требования в полном объеме, суду пояснила, что между истцом, ФИО1 и А. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор купли - продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №. В условиях договора предусмотрено, что А. должен был зарегистрировать переход права собственности на имя ФИО1 ФИО1 принял земельный участок ДД.ММ.ГГГГ и занимался его возделыванием с указанного срока. Он неоднократно обращался к А., с просьбой обратиться в регистрационный орган для регистрации перехода права собственности. А. не возражал, ДД.ММ.ГГГГ выдал доверенность на регистрацию перехода права собственности на приобретенный истцом земельный участок на имя Б., сказал, что вопросам регистрации истцу необходимо обращаться к ней. Однако из-за занятости истца зарегистрировать переход права собственности на земельный участок на имя истца не представилось возможным. В связи с тем, что право пользования ФИО1 на земельный участок никто не нарушал, он не беспокоился, что право собственности на него не зарегистрировано. ДД.ММ.ГГГГ А. умер. Согласно распоряжению администрации Прокопьевского района № А. выделялся земельный участок и одновременно производился обмен земельных участков из фонда перераспределения земель кооператива <данные изъяты> в фонд перераспределения <данные изъяты>. В силу ст.18 ФЗ №101 от 2002 года свидетельство на право собственности на землю до вступления ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" имеет равную силу. В распоряжении администрации Прокопьевского района № указано, произвести обмен земельными участками из фонда перераспределения <данные изъяты> в фонд перераспределения <данные изъяты>, именно участками, а не паями, площадь каждого участка указана <данные изъяты> га. Межевали участки, а не паи без протокола общего собрания в период ДД.ММ.ГГГГ. Это была позиция администрации района, которая выдала данное распоряжение, в связи с чем, в свидетельствах на право собственности на землю были сделаны дописки. Сами пайщики не могли сделать дописки в документах, данные документы были получены в государственном органе и этим же органом внесены дописки. А. именно с таким документом и начал оформлять свои права. ФИО1 передал денежные средства за земельный участок лично А., о чем имеется расписка. Намерения А. продать земельный участок, также подтверждены нотариальной доверенностью. Просит зарегистрировать переход права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, на имя ФИО1.

 Представитель ответчика – представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области Прокопьевский отдел ФИО3, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, суду пояснила, в свидетельство о праве собственности на имя А. внесены изменения, которые не соответствуют действительности, так как не указан документ, на основании которого внесены изменения. Одним из основных условий договора купли-продажи является определение объекта, который переходит в собственность покупателя. Согласно договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ объектом является вышеуказанный земельный участок, который принадлежит А. на основании свидетельства на право собственности от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно свидетельству на право собственности на землю №, выданному на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ, А. является собственником земельной доли земельного участка по адресу: <адрес>. А. значиться за № в списке работающих в ПСК <данные изъяты> имеющих право на земельную долю, которая зарегистрирована за № от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Размер доли составляет <данные изъяты> б/ГА. Земельный участок выделяется в счет земельной доли гражданином согласно процедуре, описанной в Федеральном законе от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В свидетельстве №, представленном истцом содержатся неоговоренные исправления, которые не соответствуют действительности, а именно: не указан документ, подтверждающий выделение земельного участка в счет земельной доли, дата внесения изменений, и полномочия лица, которое внесло исправления в документ. А. являлся работником ПСК <данные изъяты> и земельный участок ему полагался в СХПК <данные изъяты>. Согласно свидетельству № А. был выделен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, что не соответствует действительности, так как данный земельный участок находиться в фонде перераспределения земель СХПК <данные изъяты>, что подтверждается выкопировкой с материалов землеустройства земель фонда перераспределения СХПК <данные изъяты> и является собственностью Российской Федерации, и не подлежит передаче в собственность другим лицам. Таким образом, А. не являлся собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер № и, следовательно, не мог распоряжаться спорным объектом. Просит в исковых требованиях отказать в полном объеме.

 Представитель третьего лица – представитель КУМС Прокопьевского муниципального района ФИО4, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, возражает против удовлетворения исковых требований.

 Представитель третьего лица – представитель администрации Прокопьевского муниципального района Лада А.И., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, возражает против удовлетворения исковых требований, считает, что все доказательства представленные истцом и его представителем являются недопустимыми, а именно дописки в свидетельстве на право собственности на землю.

 Выслушав участников процесса, оценив в совокупности представленные сторонами письменные доказательства, суд приходит к следующему.

 Согласно ч. 1 ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

 Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной и муниципальной и иных формах собственности.

 Согласно ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

 Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

 Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Законом о кадастре (п. 3 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

 Согласно п.6 ч.1 ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе о площади, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок.

 В соответствии с ч.1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования, либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.7,10-21 ч.2 ст.7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости.

 Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости производится на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

 На основании ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника, поставленного на учет объекта недвижимости, или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.

 В соответствии с ч.3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлением об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственник таких объектов недвижимости или любые иные лица.

 В соответствии со ст. 35, 36 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» за результат выполнения кадастровых работ ответственность, предусмотренную договором подряда и законодательством Российской Федерации несет кадастровый инженер.

 В силу п. 3 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ производится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования.

 Согласно ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», если в соответствии со ст. 39 указанного Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

 В соответствии со ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221- ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ранее учтенными земельными участками признаются земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен до дня вступления в силу Закона о кадастре, то есть до 01.03.2008 года.

 Судом установлено, что А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, было выдано Свидетельство о праве собственности на землю, серия №. Свидетельство выдано ДД.ММ.ГГГГ на основании Указа Президента РФ от 27.10.1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии реформ в России» и распоряжения администрации Прокопьевского района № от ДД.ММ.ГГГГ.

 Согласно данному свидетельству А. приобретает право частной собственности на земельный участок, площадью <данные изъяты> га., по адресу: <адрес>. Земельный участок выделен для сельскохозяйственного использования, с/х угодий -№, количество б/ГА – <данные изъяты>. Свидетельство выдано комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Прокопьевского района за подписью В. Свидетельство выдано в двух экземплярах, из которых первый выдан А., второй находится в комземресурсах Прокопьевского района (л.д.№).

 В документ внесены изменения: дописаны адрес « <адрес>»; кадастровый номер №. Заверено печатью: «Прокопьевский район» и подписью «В.». Ссылка на основании какого решения, распоряжения (иного акта) правомочного на это органа в свидетельство внесены исправления, в Свидетельстве на право собственности на землю отсутствует (л.д.№).

 ДД.ММ.ГГГГ между А. и ФИО1 был заключен договор купли продажи, в соответствии с которым А. продал ФИО1 за <данные изъяты> земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер № (л.д.№). Также в материалах дела имеется расписка о получении А. денежных средств в размере <данные изъяты>, за продажу земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый номер № (л.д.№).

 До заключения договора купли-продажи земельного участка между А. и ФИО1 в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не было зарегистрировано право собственности А. на земельный участок с кадастровым номером №.

 ФИО1 представлено заключение эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении почерковедческого исследования. Согласно выводам эксперта: рукописный текст и подпись от имени А. в договоре купли продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и в расписке о получении денежных средств в сумме <данные изъяты> за продажу земельного участка выполнены А. (л.д.№).

 Оценивая данное заключение, суд находит его полным, полученным в соответствии с требованиями закона, выводы его мотивированы и ясны, даны компетентным и квалифицированным экспертом, сомневаться в его правильности у суда нет оснований, в связи с чем, суд признает его относимым, допустимым и достоверным доказательством.

 Согласно распоряжению администрации Прокопьевского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обмене равновеликих земель», земельные участки, общей площадью <данные изъяты> га. В том числе: А. (<данные изъяты> га.)… находящиеся по адресу: <адрес>, кооператив <данные изъяты> переданы в фонд перераспределения <данные изъяты>. Произведен обмен земельными участками, общей площадью <данные изъяты> га., из фонда перераспределения <данные изъяты> в фонд перераспределения <данные изъяты>. Предоставить из фонда перераспределения <данные изъяты> земельный участок общей площадью <данные изъяты> га., гражданам указанным выше, для сельскохозяйственного использования (сенокошение) по адресу: <адрес>, фонд перераспределения <данные изъяты> (л.д.№).

 Сторонами в судебном заседании не оспаривался факт того, что А. был произведен обмен земельными долями (паями), а не земельными участками.

 Согласно свидетельству о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по адресу: <адрес>, в границах СХПК <данные изъяты>, участок фонда перераспределения земель, площадью <данные изъяты> находится в собственности субъекта Российской Федерации – Кемеровская область (л.д.№).

 В материалах дела имеется кадастровый паспорт земельного участка №, согласно сведениям, содержащимся в кадастровом паспорте: кадастровый номер № равнозначен кадастровому номеру №; площадь земельного участка уточнена; координаты характерных точек границ земельного участка не соответствуют системе координат, установленной для ведения ГКН в кадастровом округе (л.д. №).

 Суду представлено межевое дело ООО «Гео-Факт плюс» - земельного участка СХПК <данные изъяты> Прокопьевский район, Кемеровская область. Согласно сведениям, содержащимся в межевом деле ООО «Гео-Факт плюс» произведены землеустроительные работы по установлению границ земельного пая №, в <адрес>, из земель СХПК <данные изъяты> Прокопьевского район Кемеровской области. Правоустанавливающим документом является Свидетельство на право собственности на землю, выданное на имя А. (л.д. №).

 В материалах межевого дела имеется копия Свидетельства на право собственности на землю, серии №, выданное ни имя А. В указанной копии свидетельства отсутствует подпись и печать лица выдавшего свидетельство, а также дописки сделанные в свидетельстве, предъявленном истцом при подаче искового заявления (л.д.№).

 Кроме того, А. был включен в списки граждан, работающих в ПСК <данные изъяты> под номером № (л.д. №). Однако, суду представлена копия списка работающих в ПСК № на 01.02.1992, а не имеющих право на получение земельного пая (земельного участка). Решение коллектива о бесплатной передаче земельных участков гражданам суду не представлено.

 Земельный участок выделяется в счет земельной доли гражданином согласно процедуре указанной в Федеральном законе от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

 Так, в соответствии с п. 28 Рекомендаций о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями, утвержденными постановлением Правительства РФ № 96 от 01.02.1995 (далее - Рекомендации), не позднее чем через месяц со дня подачи заявления о выделении земли должно состояться собрание собственников земельных долей или их представителей, которое принимает решение о местоположении земельных участков, предоставляемых заявителям в счет выделяемых земельных долей.

 Согласно п. 31 Рекомендаций, если между сособственниками и заявителями достигнуто согласие по вопросу выделения земельных участков в счет земельных долей, то оформляется протокол о выделении земельных участков, в котором указываются количество земельных долей заявителей, их оценка в балло - гектарах, перечень выделенных участков и их общая оценка в балло - гектарах с приложением планов этих участков, выполненных в масштабе имеющегося для данной территории планово - картографического материала. Протокол подписывают представители сособственников, каждого заявителя и районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству. Протокол представляется в районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству и служит основанием для выноса в натуру границ земельных участков.

 Пунктом 33 Рекомендаций установлено, что районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству в месячный срок со дня получения протокола о выделении земельных участков или протокола внутрихозяйственного аукциона оформляет соответствующие документы на выделенные земельные участки.

 В соответствии с п. 4 Указа Президента РФ № 337 от 07.03.1996 «О реализации конституционных прав граждан на землю», собственник земельной доли без согласия других участников долевой собственности вправе: передать земельную долю по наследству; использовать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) для ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства; продать земельную долю; подарить земельную долю; обменять земельную долю на имущественный пай или земельную долю в другом хозяйстве; передать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства; передать земельную долю на условиях договора ренты и пожизненного содержания; внести земельную долю или право пользования этой долей в уставный капитал или паевой фонд сельскохозяйственной организации.

 Данный перечень является исчерпывающим. Таким образом, собственник не вправе без согласия других участников долевой собственности производить выделение своей земельной доли в натуре.

 Согласно п. 10 данного Указа, местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельных долей для образования крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, иных сельскохозяйственных организаций и личного подсобного хозяйства или выкупа земельных долей органами местного самоуправления, определяется в месячный срок по соглашению между собственниками земельных долей.

 Таким образом, А. обязан был в установленные сроки: известить дольщиков, провести их собрание. Протокол данного собрания должен был быть подписан всеми дольщиками и принят единогласно. Затем Администрация должна была оформить протокол о выделении с указанием площади и точного местоположения выделяемых земельных участков. Решение о выделении земельного участка в счет земельной доли могло быть принято только по соглашению между собственниками земельных долей.

 Суду не представлено доказательств соблюдения А. установленного вышеуказанными нормативными актами порядка выдела земельной доли. В деле отсутствует протокол общего собрания пайщиков о выделении А. земельного участка в счет своей земельной доли, отсутствует какое либо доказательство наличия соглашения между сособственниками.

 Таким образом, А. был нарушен порядок выдела земельной доли, установленный действовавшими на момент выделения нормативными актами.

 Кроме того, А. нарушил процедуру продажи земельного участка.

 Так, согласно ст. 8 Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. (см. текст в предыдущей редакции)

 Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней.

 Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

 В случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.

 Сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна.

 Суду также не представлено доказательств соблюдения А. установленного вышеуказанным законом порядка продажи земельного участка.

 ДД.ММ.ГГГГ А. умер, что подтверждается справкой о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).

 Представителем ответчика суду представлена копия материалов землеустройства земель фонда перераспределения СХПК <данные изъяты> Прокопьевского района Кемеровской области. В материалах землеустройства имеется копия Свидетельства на право собственности на землю, серии №, выданного на имя А. Согласно сведениям, указанным в свидетельстве А. является собственником земельной доли земельного участка по адресу: <адрес>. Право на земельную долю, зарегистрировано за № от ДД.ММ.ГГГГ, в Комземресурсах Прокопьевского района Кемеровской области. Размер доли составляет <данные изъяты> б/ГА.

 Согласно свидетельству представленному истцом, А. был выделен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, что не соответствует действительности, так как данный земельный участок находиться в фонде перераспределения земель СХПК <данные изъяты>, что подтверждается выкопировкой из материалов землеустройства земель фонда перераспределения СХПК <данные изъяты> и является собственностью Российской Федерации, в связи с чем, не подлежит передаче в собственность другим лицам.

 На основании изложенного, суд считает, что А. не приобрел право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, следовательно, не мог распоряжаться спорным объектом недвижимости.

 Указанные обстоятельства также подтверждаются показаниями свидетеля Г. которая пояснила суду, что является начальником Прокопьевского отдела Управления Росреестра по Кемеровской области. Земли фонда перераспределения земель зарегистрированы в ЕГРПН и согласно проекту землеустройства земель фонда перераспределения СХПК <данные изъяты> являются собственностью РФ и не предназначены для передачи в собственность граждан. Считает, что свидетельство А. выдано согласно распоряжению администрации Прокопьевского района № от ДД.ММ.ГГГГ года, выдано на земельную долю, на земельный участок такое свидетельство не могло выдаваться. В период с ДД.ММ.ГГГГ администрация Прокопьевского района не имела право производить обмен земель из фонда перераспределения кооператива <данные изъяты> в фонд перераспределения <данные изъяты>, так как в указанный период времени действовал Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 2002 года и распоряжаться и передавать в собственность могли только пайщики, администрация района не имела права на это. Кадастровый инженер при межевании земельного участка СХПК <данные изъяты>, земельный пай №, скорее всего, допустил ошибку. В ДД.ММ.ГГГГ была возможна только одна процедура выдела участка согласно Закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» путем общего собрания пайщиков, ведения протокола собрания, голосования, состоявшегося кворума с объявлением за 30 дней о повестке дня, места и даты собрания. Это единственная процедура выдела участка. На ДД.ММ.ГГГГ иным способом стать пайщиком было невозможно. Реформа совхозов проходила до 1991 года, на данный период составлялись списки пайщиков, кроме этого способа существовало обращение в суд. Обмен долей был не предусмотрен законом без выдела земельного участка из единого земельного массива. Возможна процедура обмена выделенными земельными участками, а не долями, обязательным условием являлось то, что человек должен был работать в совхозе. Как видно из кадастрового паспорта земельного участка, в графе особые отметки: координаты характерных точек границ земельного участка не соответствуют системе координат, установленной для ведения ГКН в кадастровом округе. Государственная система координат хорошо выполнена, и участки находятся в системе МСК42, соответственно можно определить их местонахождение. В данном случае, если бы не было кадастровой ошибки, то участок встал бы на свое место из паспорта видно, что координаты не совпадают. Согласно Распоряжению администрации № произошел обмен фонда перераспределения земель кооператива <данные изъяты> в фонд перераспределения <данные изъяты>, однако земли из фонда перераспределения кооператива <данные изъяты> это не земли граждан, это фонд поменял земли на другой фонд, данные земли относятся к землям КУГИ. Один фонд поменян на другой. В ДД.ММ.ГГГГ не могли вноситься изменения в свидетельства, свидетельства датированы ДД.ММ.ГГГГ годами. Земельный участок мог быть участок выделен, а потом продан только в порядке очередности с преимуществом права первой покупки субъектом РФ. Одновременно с регистрацией права собственности не могло быть произведено отчуждение участка, поскольку право возможно с момента его государственной регистрации. Право не возникло, и А. на тот момент не мог распоряжаться участком.

 У суда нет оснований ставить под сомнение показания свидетеля, так как не установлено какой-либо заинтересованности свидетеля в исходе дела, показания свидетеля согласуются с письменными материалами дела.

 В силу ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ право собственности граждан и юридических лиц на земельные участки, возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

 Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству выдал А. свидетельство на право собственности на землю, по установленной форме, на основании распоряжения администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.

 В силу ст. 3 Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».

 В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» настоящий Федеральный закон вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования. Создание системы учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется субъектами Российской Федерации поэтапно с учетом их условий и завершается к 1 января 2000 года.

 На территории г.Прокопьевска пункт приема документов на государственную регистрацию права собственности на недвижимость и сделок с ним был открыт 16 января 2000.

 Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 18.02.1998 № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до создания в субъектах Российской Федерации учреждений юстиции по регистрации прав указанные полномочия осуществляются совместно Министерством юстиции Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Министерством государственного имущества Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике.

 А. умер ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, он мог своевременно реализовать свое право на спорный земельный участок, путем регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 Согласно части 3 статьи 20 Закона о кадастре с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.

 В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского Кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

 В силу пункта 1 статьи 130 Гражданского Кодекса РФ (в редакции, действовавшей по состоянию на дату принятия распоряжения Администрации Прокопьевского района № от «Об обмене равновеликих земель») к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.

 Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского Кодекса РФ (в вышеуказанной редакции) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.

 Таким образом, в случае выдела земельного участка в счет земельной доли право собственности на вновь образованный объект недвижимого имущества (земельный участок) возникало с момента его государственной регистрации.

 В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

 Таким образом, суд приходит к выводу о том, что дописки в свидетельстве на право собственности на землю серии №, выданном на имя А., о выделе земельного участка не подтверждают факт возникновения у А. права частной собственности на вновь образованный объект недвижимого имущества – земельный участок с кадастровым номером №. Данные дописки по форме и содержанию не соответствует требованиям Правил ведения ЕГРП, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.

 В этой связи суд приходит к выводу, что у А. на момент продажи истцу ФИО1 не возникло право собственности на земельный участок с кадастровым номером №. Не являясь собственником земельного участка с кадастровым номером №, А. не вправе был совершать сделку купли-продажи, в связи с чем, суд полагает необходимым в заявленных исковых требованиях ФИО1 о регистрации перехода права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, отказать.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской  области о регистрации перехода права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, отказать.

 Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Прокопьевский районный суд Кемеровской области в течение месяца.

 Председательствующий:/подпись/

 Копия верна. Судья: Д.А.Пальцев     (На момент опубликования решение в законную силу не вступило.)