ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-139/2016 от 13.01.2016 Находкинского городского суда (Приморский край)

РЕШЕНИЕ Дело

Именем Российской Федерации

<.........>ДД.ММ.ГГ.

Находкинский городской суд <.........> в составе: председательствующего судьи Кирьяновой О.В., при секретаре Ш., с участием пом. транспортного прокурора <.........>О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Находкинского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «<.........>» о признании действия по эксплуатации автотранспортного средства в отсутствие тахографа незаконными и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Находкинский транспортный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «<.........> о признании действия по эксплуатации автотранспортного средства в отсутствие тахографа незаконными и возложении обязанности. В обоснование иска указал, что Находкинской транспортной прокуратурой в <.........> проведена проверка исполнения законодательства об охране труда на поднадзорных предприятиях и организациях, в том числе в ООО «<.........>». Согласно информации ООО «<.........>» (исх. от ДД.ММ.ГГ.), поступившей на требование Находкинской транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГ. о предоставлении сведений о находящихся в собственности и эксплуатирующихся автомашинах - автомобиль марки (грузовой самосвал) категории С, государственный регистрационный знак <.........>, является собственностью ООО «<.........>» и эксплуатируется. В соответствии с приложением к Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства вышеуказанное транспортное средство относится к категории (свыше 12 тонн). Следовательно, эксплуатируется в нарушение требований ст. 212 ТК РФ ст. 20 ФЗ от ДД.ММ.ГГ. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Его эксплуатация нарушает требования безопасности дорожного движения, обеспечение безопасных условий и охраны труда, правила эксплуатации автотранспортного средства, что может привести к аварийной ситуации, в том числе причинению вреда жизни и здоровью людей, нанести ущерб имуществу неопределенного круга лиц и др. Таким образом, эксплуатация вышеуказанного транспортного средства не отвечает требованиям охраны труда, безопасности дорожного движения, что создает угрозу для жизни и здоровья водителей, работников ООО «ВСК», создает угрозу безопасности дорожного движения и может повлечь дорожно-транспортные происшествия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц.

В ходе рассмотрения дела, представитель истца, старший помощник Находкинского транспортного прокурора О. уточнила исковые требования, просит признать действия ООО «<.........>» по эксплуатации транспортного средства - грузового самосвала марки <.........>, государственный регистрационный знак <.........>, в отсутствие тахографа, незаконными и обязать ООО «<.........>» установить в течение 6 месяцев тахограф на транспортное средство - грузовой самосвал марки <.........>, государственный регистрационный знак <.........>.

Представитель истца, старший помощник Находкинского транспортного прокурора О. в суде уточненные исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «<.........>» Ш. в суде возражал против удовлетворения исковых требования по следующим основаниям. ООО «<.........>» является оператором специализированного терминала в МТП Восточный и, в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», занимается перевалкой различных грузов с одного вида транспорта на другой вид транспорта через склад или по прямому варианту. В собственности ответчика находится 5 грузовых самосвалов марки «<.........>», грузоподъемностью более 12 тонн, указанные транспортные средства используются в технологическом процессе перевалки угля с железнодорожных вагонов на морские суда и служат для подвоза угля по замкнутому маршруту «вагон - склад - причал» для его дальнейшей погрузки на борт судна. Движение самосвалов выполняется исключительно по технологическим проездам на режимной территории порта, маршрут прописан в технологической карте с установленной скоростью движения 20 км/час, нахождение людей на угольном складе и маршруте движения запрещено. На дороги общего пользования самосвалы не выезжают, в коммерческих перевозках не используются. Водители работают по сменному графику, режим их труда и отдыха, прописанный коллективным договором, ежедневно контролируют штатный медицинский работник и автомеханик ООО <.........>». Таким образом, транспортные средства принадлежащие ответчику используются на ограниченной территории и относятся к внутриобъектовому транспорту. Учитывая изложенное, возлагая обязанность по установке тахографов на транспортные средства законодатель рассматривал транспортные средства, участвующие в движении по дорогам общего пользования. Установка тахографов на транспортные средства, является одним из практических механизмов реализации данной цели, т.к. с помощью тахографа осуществляется регистрация информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства. Приложением к приказу Минтранса России от ДД.ММ.ГГ. «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» определены категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами. При этом этим же документом установлено, что оснащению тахографами подлежат только выпушенные в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства. Согласно приказу управляющего директора ООО «<.........>» от ДД.ММ.ГГ. о выводе автотранспорта из эксплуатации спорный самосвал <.........>, государственный номер <.........> инвентарный , номер шасси , <.........> выпуска выведен из эксплуатации с ДД.ММ.ГГ. и поставлен на консервацию. Указанное выше, означает, что спорный самосвал не используется/эксплуатируется, что исключает возможность распространения на него требований приказа . Указанное также означает, что ответчик не осуществляет действий по эксплуатации спорного самосвала. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу статьи 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации оборудования, осуществлении технологических процессов, соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.

Согласно части 1 статьи 211 ТК РФ правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности устанавливаются государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

В соответствии с статьёй 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГ. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Статьей 20 ФЗ № 196-ФЗ определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей, оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ. «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования и контроля их работы», требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации, порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ. во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ. утверждены требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства (далее по тексту – Требования).

Приложением утверждены категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами: транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория М2); транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория М3); транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория ); транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория ).

В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «<.........>» на праве собственности принадлежит транспортное средство марки <.........><.........>, государственный регистрационный знак <.........> (грузовой самосвал) категории С, используемое в деятельности ответчика, в число видов деятельности которого входит деятельность морского транспорта, деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта, транспортная обработка различных грузов и их хранение, организация перевозок грузов.

Таким образом, в соответствии с приложением к Требованиям принадлежащее ООО «<.........>» транспортное средство марки <.........>, государственный регистрационный знак <.........> (грузовой самосвал) категории С, относится к категории (свыше 12 тонн), в связи с чем данное транспортное средство подлежит оборудованию тахографом.

Доводы представитель ответчика ООО «<.........>» о том, что указанное транспортное средство не эксплуатируется на дорогах общего пользования, выведено из эксплуатации в целом и законсервировано, что подтверждено приказом управляющего директора ООО «<.........>» от ДД.ММ.ГГ. «О выводе автотранспорта из эксплуатации», суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

Приложением к решению Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГ. «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (вместе с «ТР . Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств») определён перечень требований к типам компонентов транспортных средств.

Пунктом 65 указанного Приложения определено, что тахограф является техническим средством контроля соблюдения водителями режимов движения, труда и отдыха – скорости движения, пройденного пути, текущего времени, сигнала о превышении заданной скорости, сигнала о нарушениях в работе тахографа; регистрации: скорости движения, пройденного пути, времени управления транспортным средством, времени нахождения на рабочем месте и времени других работ, времени перерывов в работе и отдыха, случаев доступа к данным регистрации, перерывов в электропитании длительностью более 100 миллисекунд, перерывов в подаче импульсов от датчика движения.

Пунктом 7.4 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ. «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») установлено, что к эксплуатации не допускаются транспортные средства, у которых не работают тахографы.

Статья 210 ГК РФ предусматривает обязанность собственника нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность организации, эксплуатирующей транспортное средство категории , вне зависимости от движения по дорогам общего или необщего пользования установить тахограф. Понятие внутриобъектового транспорта вышеуказанные нормативные правовые акты не содержат, в связи с чем доводы ответчика об отсутствии у законодателя при разработке приказа Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ. «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» цели по установке тахографов на внутриобъектовый транспорт, используемый по «замкнутому маршруту», являются несостоятельными.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что эксплуатация спорного транспортного средства нарушает требования безопасности дорожного движения, обеспечение безопасных условий и охраны труда, правила эксплуатации автотранспортного средства, что может привести к аварийной ситуации, в том числе причинению вреда жизни и здоровью людей, нанести ущерб имуществу неопределённого круга лиц и др., суд обязывает ООО «<.........>» установить в течение 6 месяцев тахограф на транспортное средство: грузовой самосвал марки <.........>, государственный регистрационный знак <.........>.

Временный вывод спорного автотранспорта из эксплуатации, что следует из приказа ООО «<.........>» от ДД.ММ.ГГ. «О выводе автотранспорта из эксплуатации», не освобождает собственника транспортного средства от оборудования грузового самосвала тахографом по указанным выше основаниям.

Однако, поскольку на дату рассмотрения иска в суде спорное транспортное средство выведено из эксплуатации и законсервировано, то оснований к признанию действий по эксплуатации автотранспортного средства в отсутствие тахографа незаконными, у суда не имеется.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию гос.пошлина в доход бюджета Находкинского городского округа в сумме <.........>

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

заявление Находкинского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «<.........>» (ИНН: <.........>; дата регистрации: ДД.ММ.ГГ.; место регистрации: <.........> установить в течение 6 месяцев тахограф на транспортное средство: грузовой самосвал марки <.........>, государственный регистрационный знак <.........>.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «<.........>» в доход бюджета Находкинского городского округа <.........> государственную пошлину в размере <.........>

В удовлетворении остальной части заявления Находкинского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – отказать.

Решение может быть обжаловано в <.........> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Находкинский городской суд <.........>.

Судья О.В.Кирьянова