ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-139/2017 от 28.02.2017 Лужского городского суда (Ленинградская область)

28 февраля 2017 года г. Луга

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(по делу №2-139/2017)

Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Скопинской Л.В.

при секретаре Сайко Ж.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО к администрации Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области о признании права собственности на объект незавершенного строительства, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к администрации Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области о признании права собственности на жилой дом – объект незавершенный строительством (процент готовности 48%) инвентарный номер 17-20-20, расположенный по адресу: <адрес> и взыскании денежной компенсации морального вреда в размере 25 000 рублей.

В обоснование заявленных требований истец указал, что с 2004 года является членом садоводческого некоммерческого товарищества «Репьи» и пользуется земельным участком площадью 750 кв.м., в 2007 году на указанном участке силами истицы был построен жилой дом. Территория СНТ «Репьи» отошла к землям населенного пункта д. Репьи. В 2016 году СНТ «Репьи» ликвидировано как юридическое лицо. В 2016 году истица подала заявление в администрацию Лужского муниципального района для утверждения схемы расположения земельного участка, однако получила отказ, поскольку на представленной схеме расположения земельного участка отображены объекты - в частности дом, на которые не представлены правоустанавливающие документы. Истец полагает, что дом не является самовольной постройкой, так как был возведен на принадлежащем истцу земельном участке, на средства истца. Своими действиями ответчик нанес истцу моральный вред, который был оценен в 25 000 рублей, поскольку истец считает, что имеет право зарегистрировать за собой право собственности на жилой дом, в связи, с чем и была вынуждена обратиться в суд с настоящим иском.

Истец – ФИО её представители ФИО действующие на основании доверенности от 17.12.2015 года, со сроком полномочий три года (л.д.6), уведомленные надлежащим образом, о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства в материалы дела не представили.

Ответчик – Администрация Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района, уведомленная надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание своего представителя не направила, ходатайств об отложении судебного разбирательства не представила, ранее направила в материалы дела отзыв (л.д.95-96) в котором не возражала против удовлетворения исковых требований истца, однако в части взыскания морального вреда просила отказать и рассмотреть настоящее гражданское дела в отсутствие своего представителя.

Третье лицо – администрация Лужского муниципального района Ленинградской области, уведомленная надлежащим образом, о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание своего представителя не направила.

Третье лицо - Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, уведомленное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайств об отложении слушания дела не представило.

Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Установив юридически значимые обстоятельства, огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.7 Земельного кодекса РСФСР, действующего в момент возникновения правоотношений, граждане имели право по своему выбору на получение в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду земельных участков для: ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в городах, поселках и сельских населенных пунктах; садоводства; огородничества; животноводства; иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства.

Бесплатно земельные участки передавались в собственность граждан для садоводства и животноводства - все ранее предоставленные земельные участки, а также вновь предоставляемые для этих целей малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли.

В силу положений ст.8 ЗК РСФСР 1991 года, земельные участки могли принадлежать гражданам на праве коллективной совместной собственности без определения для каждого из них конкретной земельной доли.

При этом, в коллективную совместную собственность граждан могли быть переданы земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, и земли общего пользования садоводческих товариществ - по решению общих собраний этих предприятий, кооперативов и товариществ.

Земельные участки могли передаваться гражданам на праве коллективно-долевой собственности с определением конкретной земельной доли каждого гражданина в количественном выражении.

В коллективно-долевую собственность граждан могли передаваться земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе сельскохозяйственных предприятий (ст.9 ЗК РСФСР 1991 года).

Земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставлялись на основании ст.66 Земельного кодекса РСФСР 1991 года местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и состояли из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности или пожизненном наследуемом владении членов указанных товариществ.

К землям общего пользования относились земельные участки, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, другими сооружениями и объектами общего пользования.

На земли общего пользования местными Советами народных депутатов садоводческому или животноводческому товариществу выдавался документ, удостоверяющий право на землю.

На участки, переданные в собственность или пожизненное наследуемое владение каждому члену садоводческих и животноводческих товариществ, местными Советами народных депутатов по предоставлению соответствующих товариществ выдавался документ, удостоверяющий его право на землю.

Порядок пользования земельных участков в садоводческих и животноводческих товариществах определялся их уставами.

В отдельных случаях земельные участки могли предоставляться гражданам для индивидуального садоводства и огородничества.

Решением исполнительного комитета Лужского городского совета народных депутатов Ленинградской области от 18 апреля 1990 года №103/1 «Об отводе земельного участка Лужскому горно-обогатительному комбинату под организацию микросадоводства в д. Репьи совхоза «Скреблово» под организацию садоводства земельные участки совхозной земли у <адрес> 7,7 га, в том числе 2,7 га естественного сенокоса, 5 га приусадебных земель (л.д.26, оборот).

В соответствии со ст. 25.2 федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:

акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).

Согласно ст.3 пункта 2.7 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ (в ред. от 08.06.2015) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу указанного Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором настоящего пункта земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно.

Согласно ст. 40 федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" ликвидация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В ст. 41 федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" указано, что общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо принявший решение о его ликвидации орган назначает ликвидационную комиссию и определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации такого объединения.

Ликвидация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения считается завершенной, такое объединение - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц, и орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, сообщает о ликвидации такого объединения в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц (п.1 ст.43 ФЗ-66).

В Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о ликвидации СНТ «Репьи», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 31.10.2016 г.

Согласно представленной в материалы дела справки выданной председателем ликвидационной комиссии СНТ «Репьи» ФИО являлась членом Садоводческого некоммерческого товарищества «Репьи» с 2004 года по март 2016 года. В садоводстве ей был выделен земельный участок под , площадью 750 кв.метров.

Из справки датированной 13 мая 2014 года выданной председателем СНТ «Репьи» следует, что на земельном участке , расположен жилой дом - объект незавершенного строительством (процент готовности 48%) площадью по наружному обмеру 25 кв.метров (л.д.74).

В соответствии с пунктом 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешения на строительство на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства не требуется.

Согласно абз. 1 п.9 статьи 41 Федерального закона от 15.04.1998 г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» распоряжение земельным участком ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения (п.3 ст.3.3 ФЗ-137).

Между тем, полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п.4 ст.2 ФЗ-137).

Согласно ст.1 Областного закона Ленинградской области от 28.12.2015 №141-оз «О наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями в области земельных отношений, отнесенными к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области» органы местного самоуправления муниципальных районов Ленинградской области наделяются полномочиями, отнесенными к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области, по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселений соответствующего муниципального района, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки таких поселений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

С учетом приведенных выше норм материального права, суд приходит к выводу, что правом на распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, обладает, администрация Лужского муниципального района Ленинградской области.

В материалы дела не представлены документы, свидетельствующие о зарегистрированных правах истца на выделенный ему земельный участок в СНТ «Репьи».

В силу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Таким образом, объект незавершенного строительства относится к недвижимому имуществу, в отношении которого возможно возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей, в том числе признание права собственности при наличии законных на то оснований.

Согласно положениям пункта 1 статьи 218, статьи 219 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Как разъяснено в пункте 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 г., если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Поскольку истцом ФИО не разрешен вопрос оформления права пользования земельным участком, на котором размещен объект незавершенного строительства, то оснований для признания за ней права собственности на такой объект у суда не имеется.

Судом не установлены действия ответчика, нарушающие личные неимущественные права истца – ФИО либо посягающие на принадлежащие истцам другие нематериальные блага, в связи с чем, в удовлетворении требований о взыскании с ответчика денежной компенсации морального вреда в сумме 25 000 рублей 00 копеек, надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98,194,196-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

В исковых требованиях ФИО к администрации Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области о признании права собственности на объект незавершенного строительства, взыскании компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд Ленинградской области.

Председательствующий подпись

Мотивированное решение изготовлено 06 марта 2017 года

Председательствующий подпись